12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Хабалонова Галина Валерьевна86
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Владикавказ

 ТЕМА: «Почерк художника» (5 класс)

Цель: Развивать умение анализировать и применять на практике самостоятельно полученные данные в процессе коллективной работы.

Задачи:

1) Умение различать технику мастеров искусства.

2) Знакомство с мастерами мирового, русского и осетинского искусства.

3) Воспитание эстетического вкуса, восприятия прекрасного.

Материалы: конверты №1, 2, 3, 4 с различными заданиями, бланки для заполнения, ручка, магниты, репродукции с картин (игра «Продолжи ряд»).

Основной материал:

5 комплектов с репродукциями картин трех разных художников. Репродукции перемешаны и не подписаны (ни автор, ни название). Листы с репродукциями пронумерованы (вразброс).

1 комплект:

Сандро Боттичелли – «Портрет молодой женщины», «Портрет Симонеты Веспуччи», «Венера и Марс» (фрагмент), «Рождение Венеры» (фрагмент), «Весна» (фрагменты «Три грации» и «Нимфа Хлорис»), «Благовещение Честелло».

Нико Пиросмани – «Грузинка с тамбурином», «Семейная компания», «Рыбак в красной рубахе», «Князь с рогом вина», «Автопортрет», «Натюрморт».

Сергей Цахилов – «Двое», «Собака», «Утро», «Порыв ветра», «В гондоле», «Аист».

2 комплект:

Микеланджело да Караваждо – «Мальчик с корзиной», «Юноша с лютней», «Святой Франциск», «Ужин в Эммаусе», «Положение во гроб», «Пишущий Святой Иероним».

Пабло Пикассо – «Герника», «Скрипка и виноград», «Три музыканта», «Мандолина и гитара».

Мурат Джикаев – «Сослан и безымянный сын Уархага», «Сослан и сын Тара Бибыц», «Сослан и дочь Балсага», «Как Сослан женился на Бедухе», «Битва на закате», «Битва нарта Ацамаза с фараоном Египта».

3 комплект:

Анри Матисс – «Голубая скатерть», «Испанский натюрморт», «Семейный портрет», «Интерьер в баклажанах», «Синий Икар», «Буфет, или Красная комната, или Гармония в красном».

Архип Куинджи – «Красный закат», «Роща», «После дождя», «Березовая роща», «Дарьяльское ущелье».

Юрий Абисалов – «Охотники», «Тыква к пирогу», «Провинившийся», «Продавец семечек», «Теплый день».

4 комплект:

Эдгар Дега – «Репетиция», «Балерина», «Голубые танцовщицы», «Две танцовщицы», «Розовые танцовщицы между кулис», «Танцевальный класс».

Мартирос Сарьян – «Пестрый пейзаж», «Натюрморт. Фрукты», «Улица. Полдень», «Красная лошадь», «Гора Арагац», «Портрет И. Щукина».

Махарбек Туганов – «Батрадз в борьбе с небом», «Сослан и Балсагово колесо», «Ацамаз», «Пир нартов», «Смерть Ахсара и Ахсартага».

5 комплект:

Жорж Сёра – «Эйфелева башня», «Канкан», «Воскресный вечер на острове Гран-Жатт», «Пудрящаяся женщина», «Парад-алле», «Сена у Гран-Жатт».

Винсент ван Гог – «Ваза с двенадцатью подсолнухами», «Портрет доктора Гаше», «Автопортрет», «Звездная ночь», «Кипарисы», «На пороге вечности», «Терраса ночного кафе Плейс ду Форум в Арле».

Шалва Бедоев – «Осетинская сказка», «Юность», «Афсати», «Натюрморт с чесноком», «Дочь Посейдона», «Золотое яблоко».

Организационный момент (5 минуты):

Педагог кратко объясняет учащимся специфику данного занятия и озвучивает план выполнения заданий.

Методом жеребьевки класс делится на 5 групп по 5-6 человек. Ребята сами назначают капитана команды. Каждой группе дается комплект с картинами. Учитель озвучивает задание и дает время на его выполнение. Учащиеся вскрывают конверт, выполняют задание в отведенный временной промежуток.

Конверт №1: репродукции с картин художников согласно комплектам.

Задание: проанализировать содержание конверта, распределить репродукции по трем группам (каждый художник должен «найти» свои картины); самостоятельно сформулировать тему занятия (как у каждого человека есть свой почерк при письме, так и каждый художник работает в определенной манере, отличающей его от остальных мастеров, т.е. тоже имеет свой почерк). При затруднении педагог может использовать наводящие вопросы (Как ты узнаешь, что это твоя тетрадь, а не твоего одноклассника? Почему вы распределили работы таким образом? Что нашли общего? и т.д.). Учащиеся объясняют свой выбор.

Время на выполнение задания: 6 минут.

Конверт №2: листы с именами художников, репродукции с картин которых были в каждом комплекте. Лист кроме имени художника содержит информацию о манере письма и способах рисования мастера.

Примечание: в конверт желательно положить несколько экземпляров с заданиями, чтобы все участники команды имели возможность участвовать в обсуждении.

САНДРО БОТТИЧЕЛЛИ

Герои и героини Боттичелли написаны в манере, характерной для готического стиля раннего Средневековья. Они выглядят удлиненными, тонкими и изящными, но при этом лишены индивидуальных черт. Создается ощущение, что художник рисовал одну и ту же девушку. У нее светлые волосы и глаза, удлиненное, немного грустное лицо. Художник использует светлые нежные оттенки цветов.

МУРАТ ДЖИКАЕВ

Мурат Джикаев – уникальный художник, сумевший выразить осетинскую национальную идею во всей ее полноте, воспринимающий свою землю как колыбель борьбы за свободу, независимость и сохранение национальной самобытности. Художник покоряет зрителей своим собственным прочтением нартских сказаний, исторических хроник, древних мифов Осетии. Одним из главных персонажей его картин выступает нартовский герой, в одиночку спасающий честь Родины от посягательств многочисленных врагов. Таковы Нарт Батрадз и Нарт Сослан. Их стальные тела раскалены докрасна огненным дыханием дракона, но мечи уже занесены над головами врагов. Это праведный бой, а, значит, ведущий к победе. Герои Джикаева самоотверженны, они готовы отдать за Родину жизнь.

НИКО ПИРОСМАНИ

Его стиль называется «примитивизм». Палитра Нико Пиросмани не составляет секрета: синий, черный, белый, желтый, охристый и красный цвета., Эту палитру следовало бы назвать бедной, но вовсе не из-за качества красок, а из-за ограниченности их числа. В особенности если вспомнить, что ни в одной из картин Пиросмани не употреблял сразу все перечисленные краски или хотя бы большую их часть - ему хватало только нескольких: четырех, трех, двух. Фигуры изображенных персонажей слегка повернуты к зрителю одним боком или стоят в профиль.

СЕРГЕЙ ЦАХИЛОВ

Красоту Сергей Цахилов обнаруживает в гвоздях, замках и молотках, ключах, плоскогубцах и кирках, водопроводных трубах, запасных частях станков и автомобилей, и множестве подобных бытовых предметов, где мало кому придет в голову разглядывать эстетические возможности формы и, тем более, - у подобной формы учиться.

МИКЕЛАДЖЕЛО ДА КАРАВАЖДО

Караваждо писал по темному грунту. Караваджо одним из первых применил манеру письма «кьяроскуро» — резкое противопоставление света и тени. Персонажи его картин прорисованы очень детально и реалистично. Это при том что художник вообще не делал зарисовок и набросков к своим картинам. На всех полотнах мастера создается ощущение присутствия неяркого света – перед персонажами ли за их спинами.

ПАБЛО ПИКАССО

Пикассо уделяет особое внимание превращению форм в геометрические блоки увеличивает и ломает объёмы. Картины Пикассо зачастую сводятся к непонятным ребусам. Начинают преобладать натюрморты, преимущественно с музыкальными инструментами, трубками и коробками из-под табака, нотами, бутылками с вином и т. п. — атрибутами, присущими образу жизни художественной богемы начала века. 

АРХИП КУИНДЖИ

Пейзажи — любимый сюжет Куинджи. При этом композицию он строил так, чтобы на картине обязательно присутствовал источник света. Все работы художника отличаются мастерской передачей света. По словам современников, Куинджи поклонялся свету, словно божеству, и старался найти всё новые и более совершенные способы передать сияние.

Известно, что многие из «достоявшихся» (желающих взглянуть на светящуюся картину было так много, что в очереди приходилось стоять по несколько часов) до полотна «Лунная ночь на Днепре» заглядывали за холст в поисках скрытой лампочки. Но секрет мерцающего сияния луны крылся в другом: художник сам создавал краски и испытывал одну технику нанесения за другой, пока не добился того потрясающего эффекта, который заставляет зрителей замирать перед «Лунной ночью над Днепром» и сейчас, когда краски выцвели и потемнели.

МУРАТ ДЖИКАЕВ

Мурат Джикаев – уникальный художник, сумевший выразить осетинскую национальную идею во всей ее полноте, воспринимающий свою землю как колыбель борьбы за свободу, независимость и сохранение национальной самобытности. Художник покоряет зрителей своим собственным прочтением нартских сказаний, исторических хроник, древних мифов Осетии. Одним из главных персонажей его картин выступает нартовский герой, в одиночку спасающий честь Родины от посягательств многочисленных врагов. Таковы Нарт Батрадз и Нарт Сослан. Их стальные тела раскалены докрасна огненным дыханием дракона, но мечи уже занесены над головами врагов. Это праведный бой, а, значит, ведущий к победе. Герои Джикаева самоотверженны, они готовы отдать за Родину жизнь.

АНРИ МАТИСС

Анри Матисс всегда чувствовал в цвете силу, способную подчеркнуть ощущение. В своих произведениях он заставил цвет излучать свечение и ритмическую танцевальную пульсацию. Стремясь к максимальному выражению целого, художник удалял все несущественные детали и предельно упрощал формы. Многие его композиции кажутся обманчиво простыми, но за каждой из них стоит титанический творческий труд, создающий поразительное напряжение этой «кричащей» простоты. В последние годы жизни при помощи обыкновенной цветной бумаги и ножниц Анри Матисс создавал аппликации. 

АРХИП КУИНДЖИ

Пейзажи — любимый сюжет Куинджи. При этом композицию он строил так, чтобы на картине обязательно присутствовал источник света. Все работы художника отличаются мастерской передачей света. По словам современников, Куинджи поклонялся свету, словно божеству, и старался найти всё новые и более совершенные способы передать сияние.

Известно, что многие из «достоявшихся» (желающих взглянуть на светящуюся картину было так много, что в очереди приходилось стоять по несколько часов) до полотна «Лунная ночь на Днепре» заглядывали за холст в поисках скрытой лампочки. Но секрет мерцающего сияния луны крылся в другом: художник сам создавал краски и испытывал одну технику нанесения за другой, пока не добился того потрясающего эффекта, который заставляет зрителей замирать перед «Лунной ночью над Днепром» и сейчас, когда краски выцвели и потемнели.


 

НИКО ПИРОСМАНИ

Его стиль называется «примитивизм». Палитра Нико Пиросмани не составляет секрета: синий, черный, белый, желтый, охристый и красный цвета., Эту палитру следовало бы назвать бедной, но вовсе не из-за качества красок, а из-за ограниченности их числа. В особенности если вспомнить, что ни в одной из картин Пиросмани не употреблял сразу все перечисленные краски или хотя бы большую их часть - ему хватало только нескольких: четырех, трех, двух. Фигуры изображенных персонажей слегка повернуты к зрителю одним боком или стоят в профиль.


 

ЮРИЙ АБИСАЛОВ

С большим юмором, наблюдательностью и великодушием представляются сцены с охотниками, ряжеными, важными старейшинами и простодушными жителями селений в национальных костюмах, перемежающихся с «универсальными» телогрейками, тельняшками и шляпами. Именно это сочетание доброжелательности и юмора с абсолютно серьезным тоном диалога со зрителем, помимо стилизации формы, объединяет творчество Абисалова со стилистикой наива, а также – детского и народного творчества. Его герои вымышлены, но достоверны и жизненны, как ситуации, в которых они пребывают. Типы, созданные Абисаловым, узнаваемо национальны и универсальны в то же время. Добродушные, мечтательные, хитрые и лукавые, задумчивые – они показаны с большой теплотой и любовью.

 

ЖОРЖ СЁРА

Сёра применял технику «пуантилизм», которую создал и разработал вместе с другом, художником Полом Синяком.

Пуантилизм заключается в использовании большого количества маленьких точек, для создания объекта. Кажется, что картина вышита бисером.

После Сера многие художники прибегали к этой техники.

Пуантилизм скорее техника смешивания цветов, чем стиль. Суть в том, что цвета смешиваются только при зрительном восприятии,

ЭДГАР ДЕГА

Эдгар Дега более всего известен публике как художник балерин, и действительно, никакие другие сюжеты не привлекали его так сильно. Он был первым из европейских художников, кто совершенно по-новому увидел балет. «Балетная» тема позволяла художнику сочетать изысканные линии с эффектами искусственного освещения. Эдгар Дега стремился ощутить пульс городской цивилизации и ее ритм, лишенный всякой праздничности, вместо отдыха он передавал монотонность профессионального труда. По количеству картин важнейшее место в творчестве художника как раз и занимает «балетный» цикл. 

МАРТИРОС САРЬЯН

Глядишь на картины Сарьяна – и уходят куда-то огорчения. И серый день. И усталость. Ты видишь толь Сарьян любил природу страстно и рассказывал о ней с увлечением, с радостью. Он говорил, что природа – его дом и его утешение, что его восторг перед природой больше, чем перед искусством, потому что природа богаче и прекраснее, чем все, что может создать искусство. ко эти краски, этот свет и воздух, эту прекрасную землю.

МАХАРБЕК ТУГАНОВ

Заметное, если не ведущее место, в творчестве М. Туганова, занимает тема нартовского эпоса. Отлично зная сам эпос, будучи воспитан в традициях народа-создателя эпоса, с одной стороны, и получив высшее образование европейского уровня, с энциклопедическими познаниями в широких сферах науки и искусства, с другой, М. Туганов очень серьезное внимание в своих иллюстрациях к эпосу уделял фактору национальной, «исторической» достоверности.

ЖОРЖ СЁРА

Сёра применял технику «пуантилизм», которую создал и разработал вместе с другом, художником Полом Синяком.

Пуантилизм заключается в использовании большого количества маленьких точек, для создания объекта. Кажется, что картина вышита бисером.

После Сера многие художники прибегали к этой техники.

Пуантилизм скорее техника смешивания цветов, чем стиль. Суть в том, что цвета смешиваются только при зрительном восприятии,

МИКЕЛАДЖЕЛО ДА КАРАВАЖДО

Караваждо писал по темному грунту. Караваджо одним из первых применил манеру письма «кьяроскуро» — резкое противопоставление света и тени. Персонажи его картин прорисованы очень детально и реалистично. Это при том что художник вообще не делал зарисовок и набросков к своим картинам. На всех полотнах мастера создается ощущение присутствия неяркого света – перед персонажами ли за их спинами.

ВИНСЕНТ ВАН ГОГ

Подобно тому, как в музыке существует минорный и мажорный строй, так и краски палитры Ван Гога поделены надвое. Для Ван Гога холодное и тёплое - как жизнь и смерть. Во главе противостоящих лагерей – жёлтое и синее, оба цвета - глубоко символичны. 

В жёлтой краске от нежно лимонной до интенсивно оранжевой Ван Гог видел некое светлое начало. Цвет солнца и созревшего хлеба в его понимании был цветом радости, солнечного тепла, человеческой доброты, благожелательности, любви и счастья - всего того, что в его разумении включалось в понятие “жизнь”. Противоположный по смыслу синий, от голубого до почти чёрно-свинцового - цвет печали, бесконечности, тоски, отчаяния, душевной муки, фатальной неизбежности и, в конечном итоге, смерти. 

ШАЛВА БЕДОЕВ

Так, нельзя не почувствовать в картинах Бедоева прохлады и синевы и «не здешнего», а космического проникновения цвета. В его идеальности, густоте и сквозистости неземные звучат настроения – это чуть леденит душу, чуть пугает и оставляет в растерянности.

У художника почти нет горизонта, земли, бездны, деревьев, цветов, а только небеса. Его кони, Георгий с копьем, Девы то прячутся за облака, то выходят к людям, смущаясь и розовея, скорбя и туманясь. 

В основном художник использует в своей палитре холодные голубые оттенки.

 

Задание: определить имена художников, проанализировав прочитанное и сопоставив с выбранными ранее репродукциями.

Примечание: на этом этапе учащиеся могут самостоятельно выявить свои ошибки и еще раз все обсудить и проанализировать.

Время на выполнение задания: 5 минут.

Конверт №3: листок с описанием картин художников, представленных с конверте №1 и бланк.

Примечание: в конверт желательно положить несколько экземпляров с заданиями, чтобы все участники команды имели возможность участвовать в обсуждении. Листок с бланком – 1. Запись ведет капитан команды.


 

А в центре — кувшин, огненно-рыжий. По обе стороны кувшина — бутылки вина, но текст на этикетках показан схематично. Зато можно прочесть надпись внизу «Да здравствует хлебосольный человек!» или что-то в этом роде.

Кувшин и бутыли заключены в дугу — дыня или тарелка? Слева все зеленоватое: две рыбины, тушка косули, лук. Справа два готовых к жарке шампура, тушка птицы, солонка, тарелка с парой стаканов. Непонятно, что в стаканах, но вполне возможно, чай.  Для вина есть — справа — рог, в серебряных оковках («Натюрморт с надписями»)


 

Основой для композиции служит древко от молотка. Аист свил гнездо. Но разве же это аист? Это обыкновенный старый дверной замОк. И гнездо совсем не из веток, а из гвоздей («Аист»)


 

Слева от Венеры, взявшись за руки, танцуют Хариты: Талия, Аглая и Ефросина. Изящность и привлекательность этих богинь радости и веселья подчеркивают грациозные позы в движениях танца и тончайшие ткани, окутывающие их фигуры. Художник умело подчеркнул красочность слияния танцующих дев. Воздушность картине придает эффект невесомости изображенных персонажей – кажется, будто они парят над землей или едва её касаются.(«Весна» (фрагмент))

Гляди, Урызмаг: сейчас конь мой будет сражаться с железным жеребцом. Сначала будут они лягать друг друга задними копытами, и когда их булатные подковы ударятся друг о друга, тогда вспыхнет огонь и загорится земля. Берегись и не вздумай выглянуть тогда из ямы, не то несчастье постигнет тебя. Потом они будут кусаться и бить друг друга передними копытами, и такой ветер поднимется от их бурного дыхания, что на целую пядь разнесет он верхний слой земли. Не двигайся с места в это время, не то прах твой развеется по лесам и равнинам. Когда же настанет время действовать, я сам скажу тебе об этом.

Сражаются, не щадя друг друга, железный жеребец и конь юноши – Аласа. От искр их булатных подков такой огонь разгорелся, что вспыхнула земля. Не сдержал Урызмаг любопытства, выглянул из ямы, и запылала длинная его борода. («Сослан и безымянный сын Уархага»)

Герника – это город в Испании, который 26 апреля 1937 года был стёрт с лица земли немецкой авиацией. Картина написана маслом в чёрно-белых тонах и этим самым напоминает монохромную хронику страшных событий. Горе, страдание, ужас, отчаяние пронизывают полотно. В центре треугольника изображена агонизирующая лошадь, к голове которой тянется чья-то рука со светильником. Под копытами умирающего скакуна лежит мужчина-солдат. Ещё одним сильным по эмоциональному накалу героем является мать, вопящая над умершим ребёнком, обвисшим на руках. Её взор обращён к небесам, а рот застыл в нечеловеческом крике. Эта фигура находится в левой части картины. При первом «прочтении» работы сразу замечаешь быка и он тоже здесь неспроста. Минотавр, бык – это расхожий символ войны в Испании. И как полстолетия назад картина привлекает внимание и вызывает сильнейшие эмоции, возле неё можно стоять очень долго, находя в каждой её части новые элементы и их прочтения, пронизанные болью и страданиями человеческими («Герника»)


 

У юноши тёмные густые волосы. Одет он в обычную белую рубаху. На его правой руке небрежно лежит чёрный плащ. Рот его слегка приоткрыт, но видно, что он наслаждается игрой на инструменте.

В левой части картины стоят цветы, это яркий букет, где мы видим жёлтые ромашки, маленькие красные розочки и обычные полевые цветы. А перед парнем с лютней находится стол.

На нём лежат нотные тетрадки, где можно даже просмотреть строки. Также на столе находится скрипка и смычок. Возможно, мальчик на картине является талантливым музыкантом, который играет на нескольких инструментах. Возле этого «музыкального беспорядка» на столе лежат спелые фрукты («Юноша с лютней»)

Так мастерски изображен уголок березового леса, поглощенного игрой «зайчиков», что невольно становишься свидетелем необычного представления – солнечные лучи вплетаются в висящие ветви берез и «катаются» на них, обдуваемые легким летним ветерком. И, кажется, что, если прислушаться, то можно услышать шелест листьев и пение птиц, стрекотание кузнечиков в высокой и мягкой траве. Наполненность контрастом зеленого цвета и его оттенков, позволяет ближе воспринять всю глубину и пышность березового леса. Далее переносимся на ручей, который своим свежим и прохладным потоком уводит нас в глубину полотна, туда, где его уже не видать. Однако ощущение свежести и чистоты резко создает контраст между летним зноем и спасительной прохладой чистых вод ручья.

Чтобы придать лесу плотности и глубины, художник рисует на дальнем фоне картины темные силуэты. Темный лес даем нам возможность ярче воспринять голубое небо и почти светящиеся стволы берез («Берёзовая роща»)

Одной из самых ярких, даже ослепительных картин этого художника является «Красная комната». На ней изображен интерьер комнаты, в которой женщина накрывает на стол. Чистым красным цветом заполнена вся поверхность холста, даже скатерть на столе сливается со стенами. Орнамент скатерти и обоев совпадает Все предметы интерьера написаны плоскими. Упрощение формы только подчеркивает способ выражения идеи мастера, удивительная игра красками и подчеркнутый орнамент форм создают настроение этой работы. («Красная комната»)

Темный зимний вечер… На фоне сине-зеленого неба виднеется село. Вокруг огромные сугробы, деревья покрыты шапками снега, а из печных труб валит дым. На переднем плане изображен мужчина в черной ушанке, держащий с руках крупную золотистую сладкую тыкву. Его лицо сочетает простоту и доброту. Об этом говорит легкая хитринка в глазах и слегка приподнятые кончики седых усов. («Тыква к пирогу»)

В картинах этого художника царствует несомненное буйство красок. Это полотно привлекает взгляд сочетанием теплых и холодных оттенков. На фоне холодного бирюзового неба выделяются горы ярко-зеленого и лимонного цвета. По оранжевой горе с фиолетовыми тенями ущелий поднимается вереница изумрудных деревьев, а одно из них – самое большое – наклонилось над пропастью. Внизу кипит жизнь маленького восточного кишлака: волы везут сено, пасутся коровы, скачет всадник на лошади. А на переднем плане голубой змейкой исчезает в селении небольшая речушка («Пёстрый пейзаж»)

Взошел на Черную гору удалец Ацамаз, забрался на самый высокий утес, приложил он свирель к губам и заиграл. И под чистые звуки его золотой свирели по-бычьи взревели, закинув ветвистые головы, рогатые олени и пустились в дробный пляс. И в глубине дремучего леса пугливые серны, подпрыгивая выше деревьев, начали свою легкую пляску. С крутых черных скал Черной горы сбежали черные козлы — стремительный симд завели они с круторогими турами, чудеса проворства показали они в этой пляске. Взбежали на обрывы пугливые лани и косули, смотрят они вниз, в долины, где начались грозные игры, где мужья их бьются рогами. Не утерпели зайцы и лисицы, наперегонки погнались они друг за другом по гладкой равнине. И все дикие звери, скот Афсати, стадами собрались под отвесными скалами. И все домашние звери, скот Фалвара, отарами и стадами потекли по широким лугам.(«Ацамаз»)

Художник часто проникал за кулисы и наблюдал репетиции танцовщиц, их приготовления перед выходом на сцену. Именно такой сюжет и запечатлен на его самой известной картине «Голубые танцовщицы», написанной в поздний период творчества, когда самый знаменитый импрессионист практически ослеп.

Четыре девушки одели свои голубые балетные пачки и в ожидании своего выхода на сцену делают последние приготовления. Они поправляют свои волосы, уложенные в одинаковые прически, и проверяют все ли в порядке с феерически-прекрасными голубыми одеждами. Одна из девушек держится за опору и смотрит вниз – вероятно, чтобы проверить надежность балетных туфелек.

Очарование этому сюжету придает сиюминутность, которая вот-вот исчезнет. Девушки встрепенутся, выстроятся в ряд, замрут в одинаковых позах и выйдут на сцену радовать своей красотой, грацией и женственностью восторженного зрителя и голубые тона засияют под лампами театра еще более яркими цветами.(«Голубые танцовщицы»)

Теплый летний вечер... Синее небо, лунные блики на горных склонах и полях. Вдалеке виднеется село. Огни не горят – все давно легли спать. И только двое – юноша и девушка – не спят. Стройная девушка с легком белом летнем платье тянется за спелым виноградом, юноша в футболке, на которой отражены сиреневые тени виноградных листьев, смотрит в сторону зрителя. Старый виноградник стал местом из встречи. («Юность»)

«На пороге вечности» — одна из редких картин этого мастера, изображающих человека. На картине изображен Старик, сидящий на стуле возле камина. Вся его поза выражает отчаяние – спина сгорблена, руки, сжатые в кулаки, закрывают лицо, локти упираются в колени. Он явно сломлен каким-то огромным горем, и вокруг его фигуры и строится вся композиция картины, на которой, кроме него, по большей части ничего и нет.

Есть камин, горящий за решеткой – языки пламени изображены схематично, легкими движениями кисти, без намека на реализм. Деревянный пол некрашен, стены же побелены. Стул под крестьянином кажется зыбким, покачивающимся, готовым сбросить его в любое мгновение.

Изображая отчаяние, художник также детален, как в изображении счастья. Башмаки крестьянина расползлись, они уже очень старые и видно, что в них много ходили по грязи и под дождем. Костюм, несмотря на схематичность изображения, выглядит поношенным. Волосы отступают, обнажая лысину, борода аккуратно острижена, и видно, что этот человек прожил долгую жизнь, за которую если и видел счастье, то редко и по праздникам. Тяжелый труд, нищета, а теперь ещё и болезнь («На пороге вечности»)

Суть изображения на картине сводится к отдыху обычных парижан на берегу реки Сены на острове Гранд-Жатт. Пейзаж запечатлел выходной воскресный летний день, в который каждый хочет тишины, спокойствия и приятного отдыха на воздухе. Кто-то гуляет со своими вторыми половинками, кто-то с детьми, некоторые с собачками.

Дамы укрываются под зонтами, что говорит о ярком, вероятнее всего полуденном, солнце в этот день. Цветовая гамма картины сочетает в себе фиолетовые, сиреневые, желтые, красные, белые и зеленые оттенки. Поэтому пейзаж достаточно яркий и насыщенный. В целом, впечатление от картины остается положительное. Чувствуется нега, праздность, некоторая сонливость и леность выходного дня («Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт»)

Бланк

картины

Название

картины

Имя

художника

1

   

2

   

3

   

4

   

5

   

6

   

7

   

8

   

9

   

10

   

11

   

12

   

13

   

14

   

15

   

16

   

17

   

18

   

19

   

20

   

Задание: используя описание картин, найти среди репродукций своего комплекта те, о которых говорится в тексте. Заполнить бланк.

Время на выполнение задания: 5 минут.

Конверт №4: листок с названиями оставшихся картин, представленных в конкретном комплекте.

Примечание: в конверт желательно положить несколько экземпляров с заданиями, чтобы все участники команды имели возможность участвовать в обсуждении.

Задание: опираясь только на перечень представленных картин и имя автора, проанализировать содержание конверта и определить название каждой репродукции. Заполнить бланк (из предыдущего задания).

Время на выполнение задания: 6 минут.

Игра с интерактивной доской «Продолжи ряд» (5 минут).

На парте разложены 12-13 репродукций с картин (6 – одного автора и 6-7 – других художников). Они пронумерованы. Такая же экспозиция с теми же картинами и номерами продублирована на слайде интерактивной доски.

Педагог объясняет задание: логически выстроить ряд из картин, выделяя их из всех представленных по тем или иным признакам.

Учитель выбирает репродукцию (произвольно из тех шести, что принадлежат кисти одного автора) и прикрепляет ее к доске. Дальше – по одному из представителей каждой команды вызываются к парте с экспозицией. Учащийся должен выбрать соответствующую (с его точки зрения) репродукцию, логически обосновать свой выбор (при необходимости). Картина прикрепляется к доске рядом с выбором педагога. И так продолжается до тех пор, пока не будет восстановлен весь иллюстративный ряд (картины, принадлежащие одному и тому же художнику).

Команда может подсказывать своему участнику, исправлять его, если выбор показался большинству ребят неправильным.

Экспозиция на интерактивной доске необходима для того, чтобы все учащиеся имели возможность видеть репродукции и активно участвовать в обсуждении.

После выполнения задания учащиеся должны объяснить по каким признакам вы отбирали или отсеивали репродукции?

 

Рефлексия (3-4 минуты):

- Какова тема сегодняшнего занятия?

- Что нового вы узнали для себя на уроке?

- Чем отличается картина того или иного художника от его коллег? (общие признаки).

- Какое задание было самым легким, трудным, интересным для вас?

- С творчеством каких художников нашей республики вы познакомились?

- Какие выводы вы сделали в конце нашего занятия?

Примечание:

Распределение на команды в начале занятия можно провести используя магниты пяти цветов. Этими же магнитами позже зафиксировать репродукции в игре «Продолжи ряд». По цвету магнита будет виден выбор команды (верный или ошибочный).

В игре «Продолжи ряд» интерактивная доска не обязательна, т.к. больше она в течение урока не используется. Можно устроить экспозицию на обычной школьной доске. Плюс интерактивной доски в том, что изображения картин будут крупнее по размеру (чем просто распечатанные на бумаге), что даст возможность всем членам команды участвовать в игре.

Игра «Продолжи ряд» может не использоваться на уроке. Она необходима в том случае, если учащиеся быстро справились с поставленными заданиями. Всё зависит от особенностей каждого класса. На усмотрение педагога.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.