Конспект урока «Как зимовали наши предки»

1
0
Материал опубликован 8 October 2022

Тема: Как зимовали наши предки.

Цель: сформировать представление о занятиях, обычаях, праздниках наших предков в зимнее время.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить с занятиями, обычаями, праздниками наших предков зимой.

Напомнить о занятиях наших предков в другие времена года.

Развивающие:

Развивать кругозор, мышление, память.

Воспитательные:

Воспитать уважительное отношение к традициям наших предков.

УУД формируемые на уроке ( универсальные учебные действия).

Личностные:

.Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.

. Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Регулятивные:

Адекватно воспринимать оценку учителя.

Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме.

Познавательные:

3.1. Осуществление поиска информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

3.2. Основы смыслового чтения, умение выделять из текстов существенную информацию.

Коммуникативные:

Уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Умение договориться и приходить к общему решению в совместной деятельности.







Этап урока / время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

УУД

1).Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

9:30-9:31

Ребята, здравствуйте, меня зовут Надежда Викторовна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

Покажите мне свою готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

Готовят свои рабочие места к работе на уроке.

Контролирует готовность детей к уроку.

Показать жестом.

2.1

2).Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

9:31-9:36

Ребята, откройте рабочую тетрадь на странице 58. Проверим ваше домашнее задание.

Скажите, на какую тему было ваше домашнее задание?

О чем вы еще говорили на уроках окружающего мира?




Как вы думаете, о чем мы еще не говорили?

Посмотрите в окно, скажите, какое сейчас время года?

А чем вы занимаете зимой?





Как вы думаете, люди всегда проводили зиму так, как сейчас?


Кто догадался, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?


Да, сегодня мы поговорим на тему: « Как зимовали наши предки».

Итак, для начала скажите мне, кто такие предки, как вы понимаете это слово?

Да, я с вами согласна. Давайте теперь прочтем более точно определение на слайде.

Итак, еще раз кого мы называем предками?





Отвечают домашнее задание.



Как зимуют животные.


О живой и неживой природе, об изменениях в природе в различное время года, о занятиях людей осенью.

О людях.

Зима.

Учащиеся рассказывают, чем занимаются зимой (катаемся на санках, лыжах, и т.п.)

Нет.




О том, чем раньше занимались люди зимой.




Отвечают на вопрос учителя (Люди, которые жили да нас).




Предок- древний предшественник по роду, старший родственник, соотечественник из прежних поколений.

























Слайд №1.






Слайд № 2.

4.1





2.2

3).Этап выявления места и причины затруднения.

9:36-9:44




















Физкультминутка


Давайте вспомним, чем занимались наши предки в другие времена года.

На карточке есть картинки и рядом пустая строка, вам нужно в паре, посовещавшись, определить занятие, которым занимались наши предки.

Давайте проверим.

1-косили траву.

2-собирали урожай.

3- Выбивали зерна из колосьев хлебных растений цепами.

4- Мужчины шили обувь, мастерили посуду. Женщины пряли пряжу, шили одежду, готовили пищу, вязали кружева.






Ребята, вы хорошо справились с заданием, давайте немного отдохнем.

Встаем.

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом их разведём

И опять к себе прижмём,

А потом быстрей - быстрей

Хлопай , хлопай веселей.

Анализируют картинки, формулируют род занятий, обсуждают в парах, записывают.





















Повторяют упражнения за учителем.

Раздает карточки.








Слайд № 3.

Слайд №4.



Слайд №5.



















3.1

4.1

4.2
























4).Этап построения проекта выхода из затруднения.

9:44-9:56

Итак, мы вспомнили, чем занимались наши предки. Давайте теперь подумаем, изменятся ли их занятия с приходом зимы.

Посмотрите на картинки и подумайте, какие занятия появились у предков с приходом зимы.

Мужчины рубили деревья на дрова, привозили сено, вырубали проруби.

А что могли делать люди с этими орудиями труда зимой?

Давайте вспомним, что это за инструменты.

Хорошо.

На Руси говорили: «Готовь сани летом, а телегу зимой».

Мальчики помогали отцам. Ухаживали за лошадьми. Учились делать нехитрую деревянную посуду, ложки. Вырезали украшения для крыльца, мастерили игрушки.

У женщин свои заботы — топить печь, готовить обед и кормить семью, ухаживать за домашними животными. Девочки помогали матери прясть пряжу и шить одежду. Вязали кружева, вышивали салфетки. Нянчились с малыми детьми. 


Ребята, кроме всех этих забот, которыми были заняты наши далекие предки, были и праздники.

Весело отмечали наши предки Святки - дни между Рождеством и Крещением. В праздничные дни ходили по дворам ряженые - колядовали. Мазали лицо сажей, приклеивали усы, бороду, огромные зубы, вырезанные из репы, надевали маски диковинных зверей, носили на длинном шесте бумажную звезду. Обсыпали хозяев пшеницей, ячменём и желали им богатого урожая. Желали здоровья хозяевам дома. Хозяева одаривали ряженых деньгами, сладостями, печеньем.

Сейчас я вам покажу видеоролик, а вы после просмотра скажите, что вы там увидели.

Итак, что вы там увидели?







Хотелось нашим предкам в новогодние дни заглянуть в будущее. Узнать, урожайным ли будет год, что ждёт их - бедность или богатство. Гадали на воде. Ставили плошку с водой на скамейке у крыльца и приговаривали: «Ты, вода, не шуми, не блажи, не греми, через край не лейся, а как есть — новолетье держи, о грядущем скажи!» Наутро смотрели: лёд в гору пойдёт — будет добрым год, лёд застынет ровнёшенько — быть жизни прямёшенькой, лёд поднимется буграми - и горе, и счастье видывать.

Девушки гадали, желая узнать своего будущего жениха.

Ребята, откройте учебник на странице 156 и прочитайте первый абзац.

Когда праздновали новый год в Древней Руси?


Сколько лет назад отсчет нового года стал идти с 1 января?

Молодцы.

А вы знаете, что обычай наряжать ёлку пришёл к нам из Германии?

Там это дерево считается священным. В немецких деревнях украшали общую ёлку. Вокруг неё жгли костры, плясали, пели, заклинали злых духов. Затем ель сжигали, а золу хранили до весны и разбрасывали на поля, чтобы урожай был обильным.

Сегодня во многих столицах мира ставят главную ёлку страны. В России её устанавливают в Москве. Для этого специально выбирают в подмосковных лесах самую красивую и высокую ель.

Чтобы сберечь еловые леса, всё чаще в домах стали ставить искусственные ёлки.

Сравнивают, анализируют картинки, высказывают свои мнения.





















































Смотрят видеоролик.



Как колядовали, какие песни пели, как наряжались, чем угощали хозяева дома колядующих.

























Читают текст учебника.

Летом, в начале июня, потом в сентябре после уборки урожая.

более 300 лет назад.









Слайд №6.

Слайд№7.


Слайд №8.


Слайд №9.

Слайд№10.



















Слайд№ 11.



















Показ фрагмента «Колядование» из фильма « Вечера на хуторе близ Диканьки»).




Слайд № 12.

3.1

4.1




















































3.3



























3.1




4.1








5). Первичное закрепление.

9:56-10:00

Теперь давайте откроем рабочую тетрадь на странице 59 и выполним № 20.

Кто помнит, какие занятия были у девочек, мальчиков?

Выполняют упражнение в тетради.


Отвечают на вопрос.


2.2

2.3

6).Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

10:00-10:10

Выполните № 21 самостоятельно.

Обменяйтесь тетрадями и проверьте задание у своего соседа по парте, ответы на доске.

Если, у кого-то неправильно дан ответ, обведите цифру, под которым написано слово.

Выполняют упражнение в тетради.

Осуществляют взаимопроверку.

Слайд № 13.

2.3

7). Рефлексия

10:10-10:13

Ребята, вот и подошел к концу наш урок.

Скажите, о чем мы сегодня с вами говорили?

Понравился ли вам урок?

Что нового и интересного вы узнали?

Теперь по очереди подойдите к коробочке и выберите картинку, которая соответствует вашему настроению.

Теперь поднимите картинки вверх и покажите ваше «настроение» мне и своим одноклассникам.

Высказывают свое мнение, выражают свое отношение к уроку, выбирают карточку-настроение.







Показывают картинки, которые выбрали.


1.1

8). Задание домашнего задания.

10:14.

Ребята, давайте откроем свои дневники и запишем домашнее задание: выполните задание на пространство класса.

Большое спасибо вам за урок. Урок окончен.

Записывают домашнее задание в дневник.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.