Конспект урока «Как зимовали наши предки»
Тема: Как зимовали наши предки.
Цель: сформировать представление о занятиях, обычаях, праздниках наших предков в зимнее время.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с занятиями, обычаями, праздниками наших предков зимой.
Напомнить о занятиях наших предков в другие времена года.
Развивающие:
Развивать кругозор, мышление, память.
Воспитательные:
Воспитать уважительное отношение к традициям наших предков.
УУД формируемые на уроке ( универсальные учебные действия).
Личностные:
.Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.
. Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Регулятивные:
Адекватно воспринимать оценку учителя.
Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме.
Познавательные:
3.1. Осуществление поиска информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
3.2. Основы смыслового чтения, умение выделять из текстов существенную информацию.
Коммуникативные:
Уметь формулировать собственное мнение и позицию.
Умение договориться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Этап урока / время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание | УУД |
1).Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. 9:30-9:31 | Ребята, здравствуйте, меня зовут Надежда Викторовна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Покажите мне свою готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Готовят свои рабочие места к работе на уроке. | Контролирует готовность детей к уроку. Показать жестом. | 2.1 |
2).Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 9:31-9:36 | Ребята, откройте рабочую тетрадь на странице 58. Проверим ваше домашнее задание. Скажите, на какую тему было ваше домашнее задание? О чем вы еще говорили на уроках окружающего мира? Как вы думаете, о чем мы еще не говорили? Посмотрите в окно, скажите, какое сейчас время года? А чем вы занимаете зимой? Как вы думаете, люди всегда проводили зиму так, как сейчас? Кто догадался, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? Да, сегодня мы поговорим на тему: « Как зимовали наши предки». Итак, для начала скажите мне, кто такие предки, как вы понимаете это слово? Да, я с вами согласна. Давайте теперь прочтем более точно определение на слайде. Итак, еще раз кого мы называем предками? | Отвечают домашнее задание. Как зимуют животные. О живой и неживой природе, об изменениях в природе в различное время года, о занятиях людей осенью. О людях. Зима. Учащиеся рассказывают, чем занимаются зимой (катаемся на санках, лыжах, и т.п.) Нет. О том, чем раньше занимались люди зимой. Отвечают на вопрос учителя (Люди, которые жили да нас). Предок- древний предшественник по роду, старший родственник, соотечественник из прежних поколений. | Слайд №1. Слайд № 2. | 4.1 2.2 |
3).Этап выявления места и причины затруднения. 9:36-9:44 Физкультминутка | Давайте вспомним, чем занимались наши предки в другие времена года. На карточке есть картинки и рядом пустая строка, вам нужно в паре, посовещавшись, определить занятие, которым занимались наши предки. Давайте проверим. 1-косили траву. 2-собирали урожай. 3- Выбивали зерна из колосьев хлебных растений цепами. 4- Мужчины шили обувь, мастерили посуду. Женщины пряли пряжу, шили одежду, готовили пищу, вязали кружева. Ребята, вы хорошо справились с заданием, давайте немного отдохнем. Встаем. Руки кверху поднимаем, А потом их опускаем, А потом их разведём И опять к себе прижмём, А потом быстрей - быстрей Хлопай , хлопай веселей. | Анализируют картинки, формулируют род занятий, обсуждают в парах, записывают. Повторяют упражнения за учителем. | Раздает карточки. Слайд № 3. Слайд №4. Слайд №5. | 3.1 4.1 4.2 |
4).Этап построения проекта выхода из затруднения. 9:44-9:56 | Итак, мы вспомнили, чем занимались наши предки. Давайте теперь подумаем, изменятся ли их занятия с приходом зимы. Посмотрите на картинки и подумайте, какие занятия появились у предков с приходом зимы. Мужчины рубили деревья на дрова, привозили сено, вырубали проруби. А что могли делать люди с этими орудиями труда зимой? Давайте вспомним, что это за инструменты. Хорошо. На Руси говорили: «Готовь сани летом, а телегу зимой». Мальчики помогали отцам. Ухаживали за лошадьми. Учились делать нехитрую деревянную посуду, ложки. Вырезали украшения для крыльца, мастерили игрушки. У женщин свои заботы — топить печь, готовить обед и кормить семью, ухаживать за домашними животными. Девочки помогали матери прясть пряжу и шить одежду. Вязали кружева, вышивали салфетки. Нянчились с малыми детьми. Ребята, кроме всех этих забот, которыми были заняты наши далекие предки, были и праздники. Весело отмечали наши предки Святки - дни между Рождеством и Крещением. В праздничные дни ходили по дворам ряженые - колядовали. Мазали лицо сажей, приклеивали усы, бороду, огромные зубы, вырезанные из репы, надевали маски диковинных зверей, носили на длинном шесте бумажную звезду. Обсыпали хозяев пшеницей, ячменём и желали им богатого урожая. Желали здоровья хозяевам дома. Хозяева одаривали ряженых деньгами, сладостями, печеньем. Сейчас я вам покажу видеоролик, а вы после просмотра скажите, что вы там увидели. Итак, что вы там увидели? Хотелось нашим предкам в новогодние дни заглянуть в будущее. Узнать, урожайным ли будет год, что ждёт их - бедность или богатство. Гадали на воде. Ставили плошку с водой на скамейке у крыльца и приговаривали: «Ты, вода, не шуми, не блажи, не греми, через край не лейся, а как есть — новолетье держи, о грядущем скажи!» Наутро смотрели: лёд в гору пойдёт — будет добрым год, лёд застынет ровнёшенько — быть жизни прямёшенькой, лёд поднимется буграми - и горе, и счастье видывать. Девушки гадали, желая узнать своего будущего жениха. Ребята, откройте учебник на странице 156 и прочитайте первый абзац. Когда праздновали новый год в Древней Руси? Сколько лет назад отсчет нового года стал идти с 1 января? Молодцы. А вы знаете, что обычай наряжать ёлку пришёл к нам из Германии? Там это дерево считается священным. В немецких деревнях украшали общую ёлку. Вокруг неё жгли костры, плясали, пели, заклинали злых духов. Затем ель сжигали, а золу хранили до весны и разбрасывали на поля, чтобы урожай был обильным. Сегодня во многих столицах мира ставят главную ёлку страны. В России её устанавливают в Москве. Для этого специально выбирают в подмосковных лесах самую красивую и высокую ель. Чтобы сберечь еловые леса, всё чаще в домах стали ставить искусственные ёлки. | Сравнивают, анализируют картинки, высказывают свои мнения. Смотрят видеоролик. Как колядовали, какие песни пели, как наряжались, чем угощали хозяева дома колядующих. Читают текст учебника. Летом, в начале июня, потом в сентябре после уборки урожая. более 300 лет назад. | Слайд №6. Слайд№7. Слайд №8. Слайд №9. Слайд№10. Слайд№ 11. Показ фрагмента «Колядование» из фильма « Вечера на хуторе близ Диканьки»). Слайд № 12. | 3.1 4.1 3.3 3.1 4.1 |
5). Первичное закрепление. 9:56-10:00 | Теперь давайте откроем рабочую тетрадь на странице 59 и выполним № 20. Кто помнит, какие занятия были у девочек, мальчиков? | Выполняют упражнение в тетради. Отвечают на вопрос. | | 2.2 2.3 |
6).Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 10:00-10:10 | Выполните № 21 самостоятельно. Обменяйтесь тетрадями и проверьте задание у своего соседа по парте, ответы на доске. Если, у кого-то неправильно дан ответ, обведите цифру, под которым написано слово. | Выполняют упражнение в тетради. Осуществляют взаимопроверку. | Слайд № 13. | 2.3 |
7). Рефлексия 10:10-10:13 | Ребята, вот и подошел к концу наш урок. Скажите, о чем мы сегодня с вами говорили? Понравился ли вам урок? Что нового и интересного вы узнали? Теперь по очереди подойдите к коробочке и выберите картинку, которая соответствует вашему настроению. Теперь поднимите картинки вверх и покажите ваше «настроение» мне и своим одноклассникам. | Высказывают свое мнение, выражают свое отношение к уроку, выбирают карточку-настроение. Показывают картинки, которые выбрали. | | 1.1 |
8). Задание домашнего задания. 10:14. | Ребята, давайте откроем свои дневники и запишем домашнее задание: выполните задание на пространство класса. Большое спасибо вам за урок. Урок окончен. | Записывают домашнее задание в дневник. | | |