12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Перевалова Светлана Николаева58
Россия, Ямало-Ненецкий АО, Ноябрьск
4

Учебное занятие «Какими людьми были наши предки? Портрет и характер славянина»

Тема занятия определена программой «Начальная школа XXI века”, место этой темы - ввести обучающихся в изучение жизни и быта славян. В центре внимания портрет и характер славянина. Поэтому содержание занятия определялось подбором заданий в соответствии с целями.

Образовательная цель:

Познакомить учащихся с внешним видом и характером славянина. Формировать речевые навыки и умения выражать свои мысли в устной форме.

Развивающая цель:

Развивать исследовательские умения: поиск и обработка информации, обобщение и представление продукта исследования в соответствии с целью. Развивать воображение, мышление, творческие способности.

Воспитательная цель:

Воспитывать у школьников уважение к истории своей страны. Прививать любовь к Родине, чувство сопричастности ко всем событиям, происходящим в стране.

Место проведения занятия: школьная библиотека.

Оборудование: учебник Окружающий мир:3класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: 2ч. дораб. - М.:Вентана-Граф,2011.; компьютер, экран, проектор; карточки для работы в группах.

Тип занятия - изучение нового материала или познавательной информации. На каждом этапе работа по достижению намеченных целей и задач строится на основе продуктивных методов, организации исследовательской деятельности. Обучение ведется на высоком уровне трудности. Поставлена учебная задача: "Какими были наши предки", которую дети не в состоянии решить, опираясь на свои знания. Для решения требуется такая деятельность, в процессе которой дети наблюдают, сравнивают, обобщают, делают выводы.

На занятии используется дедуктивный путь сообщения нового (от общего вопроса) «Какими были наши предки?» - к частному (составлению характеристики славянина). В организации учебной деятельности учащихся преобладает самостоятельная и групповая работа. Это та активная форма, которая позволяет максимально обеспечить деятельностный подход в обучении.

На занятии прослеживаются все этапы исследования: постановка проблемного вопроса «Какими были наши предки», высказывания гипотез детьми, для подтверждения или опровержения которых организуется работа с информацией. Исследовательская деятельность младших школьников - это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения. Для работы обучающихся предусмотрены разные источники информации (статьи, картина, энциклопедии), её обработка и представление.

Для того чтобы включить в занятие каждого ребёнка предлагаются задания как репродуктивного характера (прочитай, подтверди свой ответ) так и творческого (создай образ, инсценировка). Для структурирования материала предлагается составить схему и возможность выбрать качества характера славянина.

Обеспечение и поддержание интереса к изучаемому материалу обеспечивается через сочетание разнообразных методов и смену видов деятельности, результат чего - хорошая работоспособность детей в течение занятия. Поддерживать интерес учащегося к занятию помогает мультимедийная презентация, как средство наглядности, обеспеченность урока раздаточным материалом.

Результатом занятия является продукт – информационный лист, на котором выделено главное и он окажет посильную помощь при дальнейшем изучении темы. Для проверки осознанности восприятия нового материала используются пословицы русского народа, что также позволяет подвести итог учебного занятия. Рефлексия проводится через осмысление полученных знаний, что позволит учащимся ответить на вопрос: «Чем пополнился багаж знаний»? Дети проникаются чувством единения, патриотизма, сопричастности к происходившим далеко в прошлом, но очень значимым в настоящем историческим событиям.

План урока:

Организационный момент.

Изучение нового материала.

самостоятельная исследовательская работа в группах

защита работы в группах

Рефлексия.

самостоятельная работа учащихся

проверка

Итог занятия.

Организационный момент.

Учитель:

- Мир всем, гости дорогие! Хлеб да соль!

- Вы поняли, что я сказала? (поздоровались, поприветствовали нас, пригласили к столу)

- Правильно, садитесь!

- (СЛАЙД 2) Меня зовут Светлана Николаевна? Моего папу Николай Александрович, дедушку Александр Васильевич, прадедушку - Василий Константинович …..

Как зовут твоего дедушку, а прадедушку? (ответы детей)

Не знаете? Жаль, ведь это ваш род, ваши предки, история вашей семьи. А история семья – это история страны.

А преданья старины,

Забывать мы не должны!

- Называя ваших предков, вы произнесли разные имена. На территории России живёт более 100 национальностей. Сегодня мы будем говорить о предках, которые первыми пришли на русскую землю.

(СЛАЙД 3)

- Перед вами поселение наших предков, они жили по берегам рек, рядом с лесом. Вспомните, кто были наши предки? (славяне)

-Как вы думаете, какими они были? (ответы детей)

-Сегодня на уроке мы узнаем, какими были предки. Каждая группа будет работать по плану.

-Что будете исследовать? (1группа, 2 группа, 3 группа, 4 группа читают задания на карточках)

- Посмотрите первый пункт плана? Что должны будете сделать?

- Мы работаем с информацией? Для чего? (чтобы найти сведения и ответить на остальные вопросы)

Изучение нового материала.

Самостоятельная исследовательская работа учащихся в группах (план работы каждой группы предложен на карточках)

План работы 1 группы «Как выглядели наши предки»:

Прочитайте статью «Какими были наши предки» (Левицкая З.В. История отечества

для детей.)

Создайте аппликацию мужского и женского образа.

Составьте рассказ – описание.

 

Какими были наши предки

…По описаниям древних историков, наши предки – славяне были круглолицыми, с русыми волосами, с большими голубыми или серыми глазами. У женщины правильные тонкие черты лица, высокий лоб, прямой нос. Славяне- мужчины высокого роста, широки в плечах, носили усы или бородку.

Мужчины надевали просторные рубахи, подпоясанные кожаным поясом, с закрытым воротом и длинными рукавами. Карманов не было, поэтому на поясе могли носить нож и другие мелочи. Длина рубахи была ниже колена, штаны из грубого холста.

Женщины носили длинные рубашки, сверху надевали сарафан – длинную распашную одежду без рукавов. Девушки носили на голове ленту, которую вплетали в косу.

Распространенной обувью у славян были лапти, плетённые из бересты.

Наши предки считали, что одежда – это оберег, которая защищает от сглаза и злых сил…

(Левицкая З.В. История отечества для детей.)

 

 

 

Перед нами изображение наших предков - _______________ . Они были ______________ роста, круглолицые с _________________________ волосами, с __________________ или _____________________ глазами.

Мужчины носили_______________ рубахи, подпоясанные кожаным поясом, с __________________ воротом, ___________ рукавами.

Женщины – носили длинные ____________________, а сверху надевала _____________. На ногах носили _________________.

План работы 2 группы «Как защищали Родину и помогали друг другу»:

Прочитайте материал учебника стр.37 - 38.

Выберите те качества, которые соответствуют описанию славян в тексте.

Группа качеств:

Сообразительность

Гостеприимство

Смелость

Свободолюбие

Взаимопомощь

Доброта

Трудолюбие

Ненависть

Жадность

Подтвердите свой ответ словами текста.

План работы 3 группы « Как работали славяне»:

Прочитайте статью « Занятия славян » .

Заполните схему Занятия славян».

Слова для справок: охота и рыболовство, земледелие, собирательство, скотоводство, кабаны, лоси, медведи, рыба, капуста, ячмень, рожь, репа, пшеница, овёс, мёд, ягоды, грибы, орехи, лошадь, корова, свиньи, овцы, козы.

Выберите правильное утверждение:

Славяне были трудолюбивыми, потому что они такими рождались.

Наши предки не могли быть ленивыми, они должны были сами обеспечить себя всем необходимым для жизни, а это был тяжёлый труд.

Занятия славян

…Каждый день славян был полон трудовых забот. В лесах славяне собирали мёд, ходили по ягоды, грибы, орехи, охотились на кабанов, лосей и медведей, в реках ловили рыбу. Они вооружались топорами с длинными рукоятками, луками, стрелами и копьями.

Сообща славяне занимались земледелием. Пахотной земли было мало. Поэтому надо было подготовить участок земли, вырубить на нём лес. Потом всё срубленное сжечь. Пепел (зола) служил удобрением. Это был тяжёлый труд, ведь орудиями труда в те года были топор и пила. Славяне сеяли рожь, пшеницу, ячмень, овёс, поэтому круглый год были хлеб и каша.

He мог обойтись крестьянин без скотины, хотя требовалось для ухода за ней много времени и сил. Корова была главной кормилицей, а лошадь - главной работницей. Пахать, бороновать, вывозить сено, зерно, дрова из лесу - без лошади никуда! Имелись в хозяйстве славян козы, свиньи, овцы.

Ha плечах женщин лежала забота об огороде. Капуста и репа, лук и чеснок, свекла и морковь, огурцы - издавна прижились на Руси. Самым распространённым овощем на Руси была репа, её считали «вторым хлебом».

План работы 4 группы «Обычаи славян»:

Прочитайте статью энциклопедии, стр.123 - 124.

Инсценируйте « Обед в славянской семье » (разыграв ситуацию, накрыв стол необходимыми предметами).

Слова автора: У наших предков самыми ценными продуктами были __________, да _________, которые постоянно держали на столе. Хозяйка раскладывает на стол ___________________ выемкой вверх. Хозяин сидит во главе стола, наделяет каждого куском _______________ , который соединяет всех. Хозяйка ставит на середину стола деревянную глубокую чашу – одну на всю семью. За столом нужно было вести себя ___________________. Во время обеда вставать было нельзя, даже если вошёл почётный гость.

Слова гостей: Ехали было мимо, да завернул до дыму. Хлеб, да соль.

Слова хозяйки: Мир всем, гости дорогие, рада вас видеть в светлице.

К нашему господину всем входимо. Хлеб кушать милости просим!

Хозяин приглашает к столу: Прошу не всех поименно, а всех поголовно.

Приговоры хозяина: Что есть на печи, всё на стол мечи.

Ешьте, пейте, хозяйского хлеба не жалейте.

Приговоры хозяйки: У меня хлеб чистый, квас кислый, ножик острый, поедим сладко.

Пожелания гостей: За здоровье тех, кто любит всех. Добру расти, худу по норам ползти.

Сделайте вывод: о каком качестве характера славян вы рассказали?

Защита работы учащихся в группах:

1 группа «Как выглядели наши предки»:

Отчет учащихся о проделанной работе:

(СЛАЙД 4)

- Перед нами изображение наших предков - славян. Они были высокого роста, круглолицые с русыми волосами, сголубыми или серыми глазами.

Мужчины носили просторные рубахи, подпоясанные кожаным поясом, с закрытым воротом, длинными рукавами.

Женщины – носили длинные рубашки, а сверху надевала сарафан. На ногах носили лапти.

Такие создали образы:

 

Дополнение учителя:

На Руси существовал обычай: девичий убор должен был отличаться от головного убора замужней женщины. Молодая девушка носила одну косу и могла выйти без платка, то взрослые женщины носили платок и заплетали две косы.

2 группа «Как защищали Родину и помогали друг другу»:

1. Отчет учащихся о проделанной работе:

(СЛАЙД 5)

- Те качества, которые соответствуют описанию славян в тексте: свободолюбие, гостеприимство, доброта, смелость, взаимопомощь.

2. Дополнение учителя:

(СЛАЙД 6)

- С древности наши летописцы осуждали нарушение слова, неисполнение долга, жестокость… Они были непримиримы к измене. Призыв: « Не посрамим земли Русской» - древен, как Русь.

У нас нет обычая бегством спасаться в Отечество, или жить победителями, или, совершивши знаменитые подвиги, умереть со славой.

3 группа « Как работали славяне»:

Отчет учащихся о проделанной работе:

(СЛАЙД 7)

Составили схему «Занятия славян»:

 

Вывод: Наши предки не могли быть ленивыми, они должны были сами обеспечить себя всем необходимым для жизни, а это был тяжёлый труд.

4 группа «Обычаи славян»:

Отчет учащихся о проделанной работе.

(СЛАЙД 8)

- Инсценирование « Обед в славянской семье » (разыгрывание ситуации, накрыв стол необходимыми предметами):

- У наших предков самыми ценными продуктами были хлеб да каша, которые постоянно держали на столе. Хозяйка раскладывает на стол ложки выемкой вверх. Хозяин сидит во главе стола, наделяет каждого куском хлеба , который соединяет всех. Хозяйка ставит на середину стола деревянную глубокую чашу – одну на всю семью. За столом нужно было вести себя тихо. Во время обеда вставать было нельзя, даже если вошёл почётный гость.

Слова гостей: Ехали было мимо, да завернул до дыму. Хлеб, да соль.

Слова хозяйки: Мир всем, гости дорогие, рада вас видеть в светлице. К нашему господину всем входимо. Хлеб кушать милости просим!

Хозяин приглашает к столу: Прошу не всех поименно, а всех поголовно.

Приговоры хозяина: Что есть на печи, всё на стол мечи. Ешьте, пейте, хозяйского хлеба не жалейте.

Приговоры хозяйки: У меня хлеб чистый, квас кислый, ножик острый, поедим сладко.

Пожелания гостей: За здоровье тех, кто любит всех. Добру расти, худу по норам ползти.

Вывод: славяне отличались гостеприимством.

Дополнение учителя:

После обеда стол накрывали чистой скатертью, ставили хлеб и соль. А уходя из дома, они не запирали дверей, на случай если зайдёт странник.

С тех давних времён осталась традиция покрывать стол скатертью, приглашать и потчевать гостей, говорить слова-благодарности, святое отношение к хлебу.

Ещё в наследие осталась пословица – народная мудрость, в которой нашли отражение все черты характера славянина.

Рефлексия.

Самостоятельная работа учащихся.

Учитель:

- Внимательно рассмотрите информационные листы, на которых собраны знания, которые мы с вами получили в ходе исследовательской работы. О каких чертах характера говорят пословицы? Соедини пословицу и черту характера.

Проверка:

Добро идет от сердца, а подлость от силы. Любовь к Родине

Без соли, без хлеба худая беседа. Доброта

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. Трудолюбие

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Гостеприимство

Где смелость, там и победа.

Учитель:

- Чем пополнился ваш багаж знаний о наших предках? (ответы учащихся) Информационный лист вам в подарок о замечательном путешествии к нашим предкам славянам, поможет и дальше изучать обычаи и традиции своего народа.

Итог занятия. (СЛАЙД 9)

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней,

Вспоминай их добрым словом

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

.

Опубликовано


Комментарии (1)

Ильина Оксана Геннадьевна, 12.07.17 в 13:07 0Ответить Пожаловаться
Спасибо! Замечательный материал!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.