Конспект урока чтения в 4 классе на тему «Л. Толстой "Два брата"»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учебный предмет | литературное чтение | ||||||||||||||||||||
класс | 4 «Б» класс | ||||||||||||||||||||
Тема урока | Л. Толстой «Два брата» | ||||||||||||||||||||
Тип урока | изучение нового материала | ||||||||||||||||||||
Цель изучения (целевые установки урока): | познакомить детей со сказкой Л.Н.Толстого «Два брата». | ||||||||||||||||||||
Планируемые результаты: | Личностные | Метапредметные (УУД) | Предметные | ||||||||||||||||||
оценивать поступки , межличностные отношения, стремиться к совершенствованию собственной речи. | 1. Регулятивные: определять цель урока, составлять и действовать по плану, оценивать результат (определять степень успешности своей работы и работы других). 2. Познавательные: извлекать информацию, перерабатывать её (анализ, сравнение, классификация), пользоваться разными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным), грамотно строить речевое высказывание, моделировать. 3. Коммуникативные: уметь сотрудничать с учителем и сверстниками, высказывать и обосновывать свою точку зрения, понимать других, быть готовым корректировать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению, выделять главную мысль, анализировать фрагменты текста | учить обучающихся находить главную мысль в тексте; формировать умение подтверждать свои суждения цитатами из текста; | |||||||||||||||||||
Материально-техническое обеспечение урока | |||||||||||||||||||||
Учебно-методическая литература учебник литературного чтения, презентация, карточки с заданиями | ЦОР | ||||||||||||||||||||
Ход урока | |||||||||||||||||||||
Этап 1. | |||||||||||||||||||||
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые компоненты функциональной грамотности обучающихся | ||||||||||||||||||
Мотивация к учебной деятельности | Организационный момент. Настрой на работу. Здравствуйте, садитесь. Начинаем урок математики. Создадим друг другу хорошее настроение. Поприветствуйте партнёра по плечу и улыбнитесь партнёру по лицу. Похлопайте в ладоши те, кто готов работать. Я рада, что мы урок начинаем с хорошего настроения. Я желаю вам плодотворно трудиться: хорошо думать, догадываться, быстро и чётко отвечать. | Приветствуют учителя. | коммуникативная | ||||||||||||||||||
Этап 2. Актуалицация знаний | |||||||||||||||||||||
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые компоненты функциональной грамотности обучающихся | ||||||||||||||||||
Актуалицация знаний | Эпиграфом нашего урока будут такие слова: Слайд 1 «Человек, который думает только о себе, не может быть счастлив» Луций Анней Сенека (великий римский философ, драматург, оратор) - Прочитайте их про себя, постарайтесь осмыслить. Чтение вслух - Как вы их понимаете? - Как вы думаете, почему я взяла именно эти строки к сегодняшнему уроку? Игра «Вспомни и назови». Учитель читает отрывки из произведений Л.Н. Толстого, изучаемых в 1, 2 классах, а ученики должны вспомнить и назвать произведения. 1) На улице в толпе заблудилась маленькая девочка. Бегает, кричит, ищет свою маму. Народ спрашивает у нее: «Какая же твоя мама?» 2) Отец и говорит: «Так-то вы: если вы в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь, вас всякий легко погубит» 3) Мышка сказала: - Один страшный, ходит по двору вот так: ноги у него черные, гребешок красный, нос крючком. Когда я мимо шла, он открыл пасть, ногу поднял и стал кричать так громко, что я очень испугалась. - Кто автор этих произведений? Подготовленный ученик рассказывает об авторе. -Что нового вы узнали о Льве Николаевиче Толстом? | Ответы учащихся. человек должен помогать другому, не должен быть эгоистом, если у кого что-то не получается ему надо помогать, подсказать, поддержать, нельзя быть счастливым одному – это неинтересно, человек счастлив, когда приносит счастье другому. (Быль «Лучше всех» Быль – рассказ о том, что было или бывает на самом деле.) (Рассказ «Отец и сыновья»). (Басня «Страшный зверь») (Л.Н.Толстой) Л. Н. Толстой – знаменитый писатель-классик (это писатель, произведения, которого имеют огромное неоценимое значение). Он известен не только в России, но и за рубежом. Родился он в 1828 году в богатой семье, получил отличное образование. Известен этот человек не только как писатель, но и как педагог. Лев Николаевич был графом, образованным человеком. Он всегда переживал из-за того, что дети из бедных семей не могли учиться, не могли получать должных знаний. Именно по этой причине в 1859 году Л. Н. Толстой открыл в своём имении в деревне Ясная Поляна бесплатную школу для детей из бедных семей. Он сам был в этой школе учителем, сам писал для своих маленьких учеников учебники для чтения. Свой знаменитый учебник «Азбука» он начал писать в 1859 году, работая над ним около 20-ти лет, закончил в середине 70-х годов. Сюда вошли более ста его новых сказок и рассказов на разные темы: о детских отношениях, о дурных привычках, а так же познавательные рассказы и сказки. Дети перечисляют ранее неизученные факты биографии писателя. | информационная литературная | ||||||||||||||||||
Этап …… | |||||||||||||||||||||
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые компоненты функциональной грамотности обучающихся | ||||||||||||||||||
Формулирование темы урока, постановка цели | - Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением автора. Прочитайте название произведения. Антиципация (предположение событий по ключевым словам и названию) -Попробуйте спрогнозировать, по ключевым словам о чём будет сказка: два брата счастье, путешествие, камень, надпись, пошел остался, царствовал, жил в деревне Аудирование -Сейчас мы убедимся, правы ли вы были. Я предлагаю чтение сказки шепотом, совместно с артистом. Во время чтения подумайте над вопросом: Проблемный вопрос: Почему родные братья выбрали разный путь в жизни? Проверка первичного восприятия. Совпало ли ваше предположение с прочитанным? Вопросы по содержанию: - Понравилась вам сказка? Чем? - Назовите главных героев. - Найдите и прочитайте, чем занимались братья - Как они поделили зерно? - О чём думал старший брат? Прочитайте. - О чём думал младший брат? Прочитайте. - Почему зерна не убыло? - Почему «еще крепче стала любовь между братьями»? - Какие братья? - Есть ли в сказке Л.Н Толстого волшебные чудеса, превращения? Какие?
- Чему учит сказка? Словарная работа по ходу чтения -подле - ____________________около | «Два брата» Слушают, предполагают о возможном содержании текста предположения детей Ответы учащихся (Братья увидели насколько они любят и заботятся друг о друге. Каждый был готов отдать свое, только бы брату было хорошо. Старший заботился о брате и его четырех детях. Младший заботился о старшем, у которого не было детей). (добрые, жадные, честные, трудолюбивые, отзывчивые, злые, верные, заботливые, грубые, щедрые) (Волшебных чудес нет. Это бытовая сказка, а не волшебная. Чудеса легко объясняются. Для каждого из братьев было чудом то, что ночью он пересыпал свое зерно другому, а зерно не убывало). | читательская | ||||||||||||||||||
Физкультминутка | |||||||||||||||||||||
Этап …… Первичное закрепление материала | |||||||||||||||||||||
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые компоненты функциональной грамотности обучающихся | ||||||||||||||||||
Первичное закрепление материала | Работа в парах. Составление сравнительной таблицы.
Работа в группах: 1 группа Простые вопросы —"Что?", "Когда?", "Где?", "Как?". 2 группа Уточняющие вопросы: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то … 3 группа Объясняющие вопросы. "Почему?» 4.группа Творческие вопросы. "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?". 5.группа Оценочные вопросы. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д. 6.группа. Практические вопросы. | Учащиеся формулируют линии сравнения, учитель записывает их в таблицу на доске, дети делают записи в тетрадях.После обсуждения в парах на местах заполняется таблица на доске. Проверяют усвоенные знания. Составляют вопросы по ромашке Блума | читательская естественнонаучная | ||||||||||||||||||
Этап …… Закрепление изученного материала | |||||||||||||||||||||
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые компоненты функциональной грамотности обучающихся | ||||||||||||||||||
Закрепление изученного материала | Составление диафильма/презентации к сказке. | Ученики делят текст на части, каждую часть иллюстрируют и подписывают, после этого пересказывают текст по картинкам | литературная | ||||||||||||||||||
Этап …… Информация о домашнем задании | |||||||||||||||||||||
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые компоненты функциональной грамотности обучающихся | ||||||||||||||||||
Информация о домашнем задании | Счастье!.. Представьте себе, что это живое существо, попробуйте нарисовать его дома. Подготовить пересказ. | слушают и записывают | читательская | ||||||||||||||||||
Этап: Итог урока. Рефлексия. | |||||||||||||||||||||
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые компоненты функциональной грамотности обучающихся | ||||||||||||||||||
Итог урока. Рефлексия. | Итог урока. - Ожидали вы, что у сказки может быть такой конец? - Давайте вспомним, с чего начался урок, и проверим предположения: «О чём может быть произведение с таким названием?» -Подумайте, какой главный вопрос ставит перед нами Л.Н.Толстой, рассказав нам эту сказку? (В чём счастье? Как его достичь?) - В чём вы видите для себя счастье? - Как вы его понимаете? Учитель: Л.Н.Толстой прожил 82 года и тоже всю жизнь пытался ответить на эти вопросы. Вы ещё не раз встретитесь с произведениями великого русского писателя и вместе с героями его произведений будете искать свою дорогу в жизни. Рефлексия. Выбрать один из вариантов ответа: 1. На уроке я работал активно / пассивно 2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3. Урок для меня показался коротким / длинным 4. За урок я не устал / устал 5. Мое настроение стало лучше / стало хуже 6. Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен 7. Домашнее задание мне кажется легким / трудным интересным /неинтересным Спасибо за урок, до свидания! | Вывод (делают дети после совместного обсуждения) Каждый человек воспринимает счастье по-своему. Для кого-то оно заключается в спокойной обеспеченной жизни. Для других счастье в активной жизненной позиции. Кто-то видит счастье в творчестве и т. д. На эти вопросы человек ищет ответы всю свою жизнь. Со временем жизненные цели могут меняться. заполняют рефлексивные карточки | |