Конспект урока чтения в 4 классе на тему «Л. Толстой "Два брата"»

2
0
Материал опубликован 6 December 2020

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Учебный предмет

литературное чтение

класс

4 «Б» класс

Тема урока

Л. Толстой «Два брата»

Тип урока

изучение нового материала

Цель изучения (целевые установки урока):

познакомить детей со сказкой Л.Н.Толстого «Два брата».


Планируемые результаты:

Личностные

Метапредметные (УУД)

Предметные

оценивать поступки , межличностные отношения, стремиться к совершенствованию собственной речи.

1. Регулятивные: определять цель урока, составлять и действовать по плану, оценивать результат (определять степень успешности своей работы и работы других).

2. Познавательные: извлекать информацию, перерабатывать её (анализ, сравнение, классификация), пользоваться разными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным), грамотно строить речевое высказывание, моделировать.

3. Коммуникативные: уметь сотрудничать с учителем и сверстниками, высказывать и обосновывать свою точку зрения, понимать других, быть готовым корректировать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению, выделять главную мысль, анализировать фрагменты текста


учить обучающихся находить главную мысль в тексте;


формировать умение подтверждать свои суждения цитатами из текста;

Материально-техническое обеспечение урока

Учебно-методическая литература

учебник литературного чтения, презентация, карточки с заданиями

ЦОР

Ход урока

Этап 1.

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые компоненты функциональной грамотности обучающихся

Мотивация к учебной деятельности

Организационный момент.

Настрой на работу.

Здравствуйте, садитесь. Начинаем урок математики. Создадим друг другу хорошее настроение. Поприветствуйте партнёра по плечу и улыбнитесь партнёру по лицу.

Похлопайте в ладоши те, кто готов работать. Я рада, что мы урок начинаем с хорошего настроения. Я желаю вам плодотворно трудиться: хорошо думать, догадываться, быстро и чётко отвечать.


Приветствуют учителя.

коммуникативная

Этап 2. Актуалицация знаний

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые компоненты функциональной грамотности обучающихся

Актуалицация знаний

Эпиграфом нашего урока будут такие слова:

Слайд 1

«Человек, который думает только о себе, не может быть счастлив»

Луций Анней Сенека (великий римский философ, драматург, оратор)

- Прочитайте их про себя, постарайтесь осмыслить. Чтение вслух

- Как вы их понимаете?

- Как вы думаете, почему я взяла именно эти строки к сегодняшнему уроку?

Игра «Вспомни и назови».

Учитель читает отрывки из произведений Л.Н. Толстого, изучаемых в 1, 2 классах, а ученики должны вспомнить и назвать произведения.

1) На улице в толпе заблудилась маленькая девочка. Бегает, кричит, ищет свою маму. Народ спрашивает у нее: «Какая же твоя мама?»

2) Отец и говорит: «Так-то вы: если вы в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь, вас всякий легко погубит»

3) Мышка сказала:

- Один страшный, ходит по двору вот так: ноги у него черные, гребешок красный, нос крючком. Когда я мимо шла, он открыл пасть, ногу поднял и стал кричать так громко, что я очень испугалась.

- Кто автор этих произведений?


Подготовленный ученик рассказывает об авторе.




























-Что нового вы узнали о Льве Николаевиче Толстом?

Ответы учащихся.

человек должен помогать другому, не должен быть эгоистом, если у кого что-то не получается ему надо помогать, подсказать, поддержать, нельзя быть счастливым одному – это неинтересно, человек счастлив, когда приносит счастье другому.








(Быль «Лучше всех» Быль – рассказ о том, что было или бывает на самом деле.)



(Рассказ «Отец и сыновья»).




(Басня «Страшный зверь»)








(Л.Н.Толстой)


Л. Н. Толстой – знаменитый писатель-классик (это писатель, произведения, которого имеют огромное неоценимое значение). Он известен не только в России, но и за рубежом. Родился он в 1828 году в богатой семье, получил отличное образование. Известен этот человек не только как писатель, но и как педагог. Лев Николаевич был графом, образованным человеком. Он всегда переживал из-за того, что дети из бедных семей не могли учиться, не могли получать должных знаний. Именно по этой причине в 1859 году Л. Н. Толстой открыл в своём имении в деревне Ясная Поляна бесплатную школу для детей из бедных семей. Он сам был в этой школе учителем, сам писал для своих маленьких учеников учебники для чтения. Свой знаменитый учебник «Азбука» он начал писать в 1859 году, работая над ним около 20-ти лет, закончил в середине 70-х годов. Сюда вошли более ста его новых сказок и рассказов на разные темы: о детских отношениях, о дурных привычках, а так же познавательные рассказы и сказки.


Дети перечисляют ранее неизученные факты биографии писателя.


информационная







литературная

Этап ……

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые компоненты функциональной грамотности обучающихся

Формулирование темы урока, постановка цели

- Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением автора. Прочитайте название произведения.

Антиципация (предположение событий по ключевым словам и названию)

-Попробуйте спрогнозировать,  по ключевым словам  о чём будет сказка:

два брата

счастье, путешествие, камень, надпись, пошел

остался, царствовал, жил в деревне

Аудирование

-Сейчас мы убедимся, правы ли вы были. Я предлагаю чтение сказки шепотом, совместно с артистом.

Во время чтения подумайте над вопросом:

Проблемный вопрос:

Почему родные братья выбрали разный путь в жизни?

Проверка первичного восприятия.

Совпало ли ваше предположение с прочитанным?

Вопросы по содержанию:

- Понравилась вам сказка? Чем?

- Назовите главных героев.

- Найдите и прочитайте, чем занимались братья

- Как они поделили зерно?

- О чём думал старший брат? Прочитайте.

- О чём думал младший брат? Прочитайте.

- Почему зерна не убыло?

- Почему «еще крепче стала любовь между братьями»?

- Какие братья?

- Есть ли в сказке Л.Н Толстого волшебные чудеса, превращения? Какие?

- Чему учит сказка?

Словарная работа по ходу чтения

-подле - ____________________около
-писано - 
___________________написано
-меньшой - 
_________________младший
написано на смех - ___________ради шутки
пошёл странствовать - 
________путешествовать
задерёт - ____________________разорвёт
помянуть - ___________________вспомнить
хошь - _______________________хочешь
не сули - _____________________не обещай

«Два брата»



Слушают, предполагают о возможном содержании текста










предположения детей
















Ответы учащихся





(Братья увидели насколько они любят и заботятся друг о друге. Каждый был готов отдать свое, только бы брату было хорошо. Старший заботился о брате и его четырех детях. Младший заботился о старшем, у которого не было детей).







(добрые, жадные, честные, трудолюбивые, отзывчивые, злые, верные, заботливые, грубые, щедрые)


(Волшебных чудес нет. Это бытовая

сказка, а не волшебная. Чудеса легко объясняются. Для каждого из братьев было чудом то, что ночью он пересыпал свое зерно другому, а зерно не убывало).

читательская


Физкультминутка

Этап …… Первичное закрепление материала

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые компоненты функциональной грамотности обучающихся

Первичное закрепление материала

Работа в парах.

Составление сравнительной таблицы.

Линии сравнения

Старший брат

Младший брат

Высказывания о предсказании

Написано на смех

Напрасно писать не стали бы

Поступки

Остался на берегу

Переплыл реку

Результат

Жил ни богато, ни бедно

Царствовал пять лет, потом опять стал странствовать

Черты характера

Нерешительный, практичный, добрый, спокойный, ровный, недоверчивый, осторожный, серьёзный

Смелый, отчаянный, вспыльчивый, решительный, легковерный, бесшабашный, неунывающий, жизнерадостный

Работа в группах:

1 группа Простые вопросы —"Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".

2 группа Уточняющие вопросы: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …

3 группа Объясняющие вопросы. "Почему?»

4.группа Творческие вопросы. "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".

5.группа Оценочные вопросы. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.

6.группа. Практические вопросы.


Учащиеся формулируют линии сравнения, учитель записывает их в таблицу на доске, дети делают записи в тетрадях.После обсуждения в парах на местах заполняется таблица на доске.
























Проверяют усвоенные знания.


Составляют вопросы по ромашке Блума


читательская



естественнонаучная

Этап …… Закрепление изученного материала

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые компоненты функциональной грамотности обучающихся

Закрепление изученного материала


Составление диафильма/презентации к сказке.


Ученики делят текст на части, каждую часть иллюстрируют и подписывают, после этого пересказывают текст по картинкам


литературная

Этап …… Информация о домашнем задании

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые компоненты функциональной грамотности обучающихся

Информация о домашнем задании

Счастье!.. Представьте себе, что это живое существо, попробуйте нарисовать его дома.

Подготовить пересказ.

слушают и записывают

читательская

Этап: Итог урока. Рефлексия.

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые компоненты функциональной грамотности обучающихся

Итог урока. Рефлексия.

Итог урока.

- Ожидали вы, что у сказки может быть такой конец?

- Давайте вспомним, с чего начался урок, и проверим предположения: «О чём может быть произведение с таким названием?»

-Подумайте, какой главный вопрос ставит перед нами Л.Н.Толстой, рассказав нам эту сказку? (В чём счастье? Как его достичь?)

- В чём вы видите для себя счастье?

- Как вы его понимаете?

Учитель: Л.Н.Толстой прожил 82 года и тоже всю жизнь пытался ответить на эти вопросы. Вы ещё не раз встретитесь с произведениями великого русского писателя и вместе с героями его произведений будете искать свою дорогу в жизни.


Рефлексия.

Выбрать один из вариантов ответа:

1. На уроке я работал активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен

3. Урок для меня показался коротким / длинным

4. За урок я

не устал / устал

5. Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

7. Домашнее задание мне кажется

легким / трудным

интересным /неинтересным


Спасибо за урок, до свидания!


Вывод (делают дети после совместного обсуждения)





Каждый человек воспринимает счастье по-своему. Для кого-то оно заключается в спокойной обеспеченной жизни. Для других счастье в активной жизненной позиции. Кто-то видит счастье в творчестве и т. д.

На эти вопросы человек ищет ответы всю свою жизнь. Со временем жизненные цели могут меняться.





заполняют рефлексивные карточки




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.