Конспект урока по литературному чтению на тему: Л. Толстой «Отец и сыновья»
Конспект урока по литературному чтению
на тему: «Л. Толстой «Отец и сыновья»»»
УМК «Начальная школа XXI века», 2 класс
учитель начальных классов
Иванова Елена Александровна
Тема: «Л. Толстой «Отец и сыновья»
Перспективная цель: сформировать представление о семье и её роли в жизни каждого обучающегося на примере художественных произведений в разделе: «Семья и я».
Актуальная цель: сформировать умения анализировать произведения на примере басни Л. Толстого “Отец и сыновья”.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: овладение навыками восприятия произведения на слух, выразительного чтения, умением понимать прослушанное или прочитанное произведение, передавать смысл произведения; ведение диалога и построение монологического высказывания о героях и их поступках; высказывание мнения о прочитанном или прослушанном произведении; понимания младшими школьниками нравственно-этических ценностей при изучении художественных произведений.
Личностные: проявлять положительное отношение и интерес к урокам литературы; знакомство общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: обеспечивают организацию учебной деятельности и самостоятельной работы с произведениями и книгами: понимание и постановка учебной задачи; составление плана и последовательности действий; овладение алгоритмом учебных действий формирования умения читать вслух и молча, читать выразительно, работать с произведением и книгой.
Познавательные: формирование познавательной учебной задачи; осуществление продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи; восприятие прослушанного или прочитанного произведения; поиск и выделение нужной информацию о героях и их поступках в произведении; способность понимать позицию автора произведения и выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках; выполнение практико-ориентированных заданий: рефлексия и оценка.
Коммуникативные: слушать и слышать художественное слово, речь учителя и одноклассников; умение отвечать на вопросы: по содержанию произведения, выявляющие характер отношений между героями произведений, побуждающие читателя дать оценку событиям и поступкам героев, требующие обучающегося постановить себя на место героя произведения, выявляющие эмоциональное отношения ученика к событиям и героям произведений; умение слушать ответы одноклассников на вопросы по изучаемому произведению.
Продукт деятельности: синквейн.
Оборудование: доска.
Тип урока: открытие нового знания.
Вид урока: урок-беседа.
Принципы: наглядности, системности.
Методы: Приемы: беседа, дискуссия.
Литература: учебник по литературе за 2 класс УМК “Начальная школа XXI века”, рабочая тетрадь 2 класс “Начальная школа XXI века”, методические рекомендации.
Технологическая карта.
Этапы урока Задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) |
1.Организационно - мотивационный Задача: подготовка учащихся к работе на уроке | Создание положительной мотивации на урок - Здравствуйте! Меня зовут Елена Александровна сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Проверьте всё ли у вас готово к уроку. - Садитесь. Прозвенел звонок и смолк – | Доброжелательный настрой на урок Садятся на свои места. | Личностные: проявлять положительное отношение и интерес к урокам литературы. |
2.Проверка домашнего задания Задача: выявление пробелов в знаниях и способах деятельности учащихся, определение причин их возникновение | Организация проверки по выяснению степени усвоения заданного учебного материала - Чем мы занимались на прошлом уроке? - Какое домашнее задание вам был задано на этот урок? - Кто готов выразительно прочитать? | Воспроизведение ЗУН, самоконтроль, самоанализ - На прошлом уроке мы работали с колыбельными. - На этот урок нам было задано подготовить выразительное чтение произведения А. Майкова «Колыбельная песня». Выразительное чтение: Спи, дитя мое, усни! Улетел орел домой; Ветра спрашивает мать: «Не гонял я волн морских, | Предметные: овладение навыками выразительного чтения. |
2. Целеполагание. Планирование деятельности. Задача: определение направления работы с текстом на уроке Принцип анализа произведения: | Определяется целенаправленность работы с художественным произведением - Ребята, о чём мы говорили на прошлом уроке? - Вспомните биографию Льва Толстого. - Молодцы! Сейчас откройте учебники на странице 83 и прочитайте с каким произведением мы познакомимся сегодня. - Итак, о чём мы будем говорить сегодня? - Сформулируйте цель нашего урока. - Что мы запланируем сегодня на уроке? | В процессе беседы с учителем определяют направление работы с художественным произведением - На прошлом уроке мы работали с произведением Льва Толстого «Лучше всех». - Лев Толстой – это русский писатель. Он воспитывался тётей, у него было трудное детство, он рано потерял своих родителей. Открывают учебники, читают тему. - Сегодня мы будем говорить произведении Льва Толстого «Отец и сыновья». - Познакомиться с произведением Л. Толстого “Отец и сыновья” и произведением И. Панькина “Легенда о матерях”. Озвучивают план урока: 1) познакомиться с произведениями Л. Толстого и И. Панькина 2) поработать с текстами этих произведний 3) обсудить героев и их поступки 4) выполнить творческую работу | Регулятивные: понимание и постановка учебной задачи; составление плана и последовательности действий. Познавательные: формирование познавательной учебной задачи. Коммуникативные: слушать и слышать учителя и одноклассников; умение слушать ответы одноклассников на вопросы по изучаемому произведении. |
3. Подготовка к восприятию (актуализация знаний). Первичное восприятие Задача: создание условий для целостного, непосредственного и эмоционального восприятия обучающимися текста Принцип анализа произведения: | Происходит целостное, непосредственное, эмоциональное восприятие - Как вы думаете, о чём произведение Л. Толстого? - Рассмотрите иллюстрацию, что нам представлено? - Из чего сделан этот веник? - Скажите почему рядом с веником из прутьев лежат веточки? - Как вы думаете, в какое время использовали веник из прутьев? - Какими можно представить героев произведения? - Молодцы! - Сейчас, я прочитаю вам произведение “Отцы и сыновья”, а вы устройтесь поудобнее, можете положить голову на парту, закройте глаза и пока я буду вам читать, вы должны представлять то о чём я читаю. | Воспринимают произведение - Возможно, это произведение о взаимоотношениях отца и его детей; о разговоре между отцом и детьми. - На иллюстрации нам представлен веник и веточки, лежащие рядом. - Веник сделан из прутьев. - Может быть, потому что они выпали из него. - Веник из прутьев использовали в старину. - Их можно представить в лаптях, в рубахах с вышивкой и поясом, отца можно представить, как человека с бородой. Слушают текст, подчёркивают незнакомые слова. | Предметные: овладение навыками восприятия произведения на слух. Личностные: восприятие литературного произведения как особого вида искусства. Коммуникативные: умение слушать учителя, ответы одноклассников на вопросы по произведению. |
4. Выявление первичного восприятия Задача: создание условий для понимания уровня первичного восприятия текста Принцип анализа произведения: | Организация работы по выявлению первичного восприятия - Скажите, оправдались ли наши предположения о содержании произведения? Почему? - Понравилось ли вам данное произведение? Почему? - Ребята, а как вы оцениваете поступки сыновей? - А как сам автор относится к героям? - Подумайте кто из героев вам ближе? Почему? - Кто из героев вам понравился? Почему? | Отвечают на вопросы учителя, выявляющие уровень первичного восприятия произведения - Да, оправдались, это произведение действительно о разговоре отца и сыновей. Ответы детей. - Сыновья плохо поступали со своим отцом и друг с другом, они не жили в дружбе, и не слушались советов отца. - Автору нравится строгость и мудрость отца. Ответы детей. - Нам понравился отец, потому что он заботливый, он переживает за сыновей, он мудрый. | Предметные: овладение умением понимать прослушанное произведение; ведение диалога и построение монологического высказывания о героях и их поступках; высказывание мнения о прослушанном произведении. Личностные: эмоциональная отзывчивость на прочитанное. Познавательные: восприятие прослушанного произведения; способность понимать позицию автора произведения и выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках. Коммуникативные: умение отвечать на вопросы выявляющие характер отношений между героями произведений, побуждающие читателя дать оценку событиям и поступкам героев, требующие обучающегося постановить себя на место героя произведения, выявляющие эмоциональное отношения ученика к событиям и героям произведений; умение слушать ответы одноклассников на вопросы по изучаемому произведению. |
5. Вторичное восприятие текста Задача: Создание условий для самостоятельного понимания способов решения учебной задачи, проблемы Принцип анализа произведения: | Обосновывает необходимость вторичного самостоятельного чтения - Перечитайте произведение. | Самостоятельное чтение текста | Предметные: овладение навыками чтения. |
6.Чтение и анализ текста Задача: анализ произведения с учетом специфики жанра, темы, идеи, возраста обучающихся Принцип анализа произведения: | Организует работу по восприятию и анализу произведения в единстве формы и содержания Направляет работу над произведением с целью формирования навыка чтения, литературного развития обучающихся - Как вы думаете, что переживал отец, когда его дети ругались друг с другом? - Как отец научил детей жить дружно? - Оцените поступок отца. Какой отец? - Обратите внимание на первую строку как автор назвал просьбу отца жить дружно? - Какой ещё отец? - А как автор описывает сыновей? - Чему же в итоге научились сыновья? - Что автор порицает в данном произведении? - Чему учит нас это произведение? - Разделитесь на группы по 5 человек. Откройте рабочую тетрадь, выполните задания в группе. | Самостоятельно читают текст по частям, отрабатывают навык чтения, производят анализ в единстве формы и содержания - Скорее всего отец расстраивался, ему было плохо в эти моменты. - Отец показал им, что ни сильны только когда они вместе, только когда они дружны. - Отец мудрый. - Просьбу отца автор назвал приказом. - Строгий. - Он описывает их как не послушных, упрямых детей. - Сыновья научились дружить друг с другом - Автор порицает плохое отношение сыновей друг к другу. - Произведение учит нас бережно относится к своим братьям и сестрам, жить с ними дружно и никогда не ссорится. Работа в группе. | Предметные: овладение навыками чтения, умением воспринимать и понимать прослушанное или прочитанное произведение. Личностные: полноценное восприятие художественной литературы. Регулятивные: формирование умения работать с произведением. Коммуникативные: умение слушать ответы одноклассников на вопросы по изучаемому произведению. |
7. Обобщение. Итог урока Задачи: обобщение и выводы по учебной проблеме, по уроку | Организация обобщения изученного материала по поставленной учебной задаче, проблеме - Составьте синквейн на тему семьи. 1 строка - существительное (семья) 2 стр. - два прилагательных 3 стр. - 3 глагола 4 стр. - основной смысл существительного 5 стр. – слово, ассоциирующееся с сущ. Подведение итогов урока с точки зрения развития личности обучающихся - Что вы сегодня узнали нового? - Что интересно было сегодня? | Синтез. Составление синквейна. Помогают учителю подвести итоги. Рефлексия. - Сегодня мы узнали, что очень важно чтобы отношения между членами семьи были хорошими. Ответы детей. | Личностные: полноценное восприятие художественной литературы. Познавательные: осуществление продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи, выполнение практико-ориентированных заданий: рефлексия и оценка. Коммуникативные: умение слушать ответы одноклассников на вопросы по изучаемому произведению |
8. Инструктаж по выполнению домашнего задания Задача: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способ выполнения домашнего задания | Проведение инструктажа - Откройте дневники и запишите домашнее задание: подготовить пересказ от имени любого героя произведения. | Осмысление домашнего задания Записывают домашнее задание. | Предметные: умение передавать смысл произведения. |
7