Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме «Л.Н. Толстой "Прыжок"»
Пояснительная записка к презентации
КОНСПЕКТ УРОКА
ЛИТЕРАТУРНОГО
ЧТЕНИЯ
3 класс
Л.Н.Толстой
Рассказ «Прыжок»
(изучение нового материала)
УМК «Школа России»
Учитель: Белая Наталья Ласловна
ГОУ РК «Школа-интернат №1»
г. Воркута
УМК: «Школа России»
Класс: 3 класс
Предмет: литературное чтение
Тема урока: «Л.Н.Толстой. Рассказ «Прыжок»
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: создать условия для чтения и изучения рассказа Л.Н.Толстого «Прыжок»
Задачи урока:
- способствовать формированию у обучающихся правильного, осознанного, беглого, выразительного чтения;
- содействовать развитию умения работать с текстом художественного произведения, умения использовать приёмы выборочного и смыслового чтения, моделирования;
- помочь обучающимся осознать главную мысль произведения;
- способствовать развитию у обучающихся эмоционально-чувственной сферы;
- создать условия для развития устной речи учащихся, закрепления знаний о творчестве Л.Н.Толстого.
Ход урока сопровождается интерактивной презентацией
(автор Белая Н.Л.)
Оборудование:
- учебник «Литературное чтение. 3 класс» (авторы Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, и др., УМК «Школа России»);
- ноутбук, проектор, экран;
- Толковый словарь С.И.Ожегова;
- карточки со словами (на каждого ученика);
- журнал «Весёлые животные»;
- детские поделки парусников.
Используемые ресурсы:
1) Книга «Л. Н. Толстой в последний год его жизни», автор В.Булгаков
(Издательство: Москва, «Правда», 1989)
2) Книга «Пушкин. Жизнь и творчество», автор Е.Маймин (Издательство: Москва, «Наука», 1982 . Серия: Литературоведение и языкознание)
3) «Толковый словарь русского языка», авторы С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова
(Издательство: Москва, ООО «А ТЕМП», 2006)
4) http://www.planetaskazok.ru/ltolstoyskz/pryzhoktolstoyl
5) http://mirgif.com/
ХОД УРОКА
1) Организационный момент, проверка рабочего места (учебники, рабочие тетради, карточки со словами)
2) Ориентировочно-мотивационный этап, актуализация знаний:
- Ребята, скажите, творчество какого писателя мы изучали на протяжении нескольких последних уроков? (творчество Л.Н.Толстого, СЛАЙД №1)
- Что вы запомнили об этом великом русском писателе?
(опорные знания: был богатым, знатным человеком; в молодости воевал на Кавказе, как и М.Ю.Лермонтов; жил в деревне, умел сеять хлеб, пахать; любил простую одежду и еду; заботился о благополучии крестьян; для крестьянских детей построил школу в Ясной Поляне, создал для них Азбуку, сам учил их читать, писать и считать)
- Какой рассказ изучали на прошлом уроке? (рассказ «Акула»)
- Что было задано на дом? (подготовить выборочное чтение)
- Проверим выполнение домашнего задания: я задаю вопрос, вы должны найти ответ в тексте рассказа и зачитать отрывок:
Где стоял корабль?
Как мальчики оказались в открытом море?
Как старый артиллерист отнёсся к забавам мальчиков?
Когда его отношение изменилось?
Что он сделал?
Каким он проявил себя в этом поступке?
- Молодцы. Поднимите руки, у кого эта работа не вызывала затруднений и сделана на «отлично»? «хорошо»? А кто недостаточно хорошо ориентировался в тексте? читал недостаточно выразительно?
(самооценка учащихся)
- Ребята, вот главная мысль, которая необходима нам для изучения сегодняшней темы: Лев Николаевич Толстой был мудрым человеком, прожившим долгую жизнь, в течение которой интересовался духовным миром человека. Писатель наблюдал за чувствами, эмоциями, которые испытывают люди, изучал поступки, которые они совершают.
- Знакомы ли вам сильные человеческие эмоции? Какие из них вы испытали, в каких ситуациях? (ответы учащихся)
- Прочитайте с доски слова – названия сильных человеческих эмоций (СТРАХ, ОБИДА, ЗЛОСТЬ, РАДОСТЬ, ЗАДОР, ГНЕВ)
- Значение какого слова не понятно? (ответы учащихся)
- Как мы поступаем, когда не знаем значения какого-либо слова?
(пользуемся словарями; учитель показывает «Толковый словарь» С.И.Ожегова, и зачитывает объяснения непонятных слов; особое внимание надо уделить словам «задор» и «гнев». Задор: 1) Страстность, горячность в поведении, работе. 2) Запальчивое, вызывающее поведение, вызывающий тон. Гнев – чувство сильного возмущения, негодования).
- Как вы думаете, хорошо ли, когда человек испытывает такие сильные эмоции? (ответы учащихся)
- На уроке мы узнаем, к чему могут привести сильные человеческие эмоции, если они полностью завладеют человеком. Вы познакомитесь с рассказом Л.Н.Толстого «Прыжок».
3) Целеполагание:
- Сформулируем цель сегодняшнего урока: что будем делать на уроке?
(будем знакомиться с рассказом Л.Н.Толстого «Прыжок», читать и понимать его главную мысль, СЛАЙД №2)
- Предположите, о чём может быть этот рассказ? (ответы учащихся; вывод – точно сказать не можем, прыжок бывает разный – спортивный прыжок, прыжок через скакалку и т.п.)
- Но можно ли предположить, что прыжок, о котором пойдёт речь, имеет очень важное, даже решающее значение? (да, ведь писатель именно так назвал свой рассказ, значит, для писателя это очень важно)
- Чтобы настроиться на восприятие художественного произведением, вспомним известные нам слова А.С.Пушкина, которые записаны у вас в рабочих тетрадях (учащиеся читают), показываются слова на СЛАЙДЕ №3:
«Чтение – ничто; осмысленное чтение – кое-что; чтение осмысленное и прочувствованное – совершенство». А.С.Пушкин.
- Как вы их понимаете? (примерные ответы учащихся: чтобы чтение принесло человеку пользу, нужно научиться понимать смысл прочитанного, его главную мысль и чувства, которые хотел передать писатель)
- Какие задачи мы поставим, чтобы урок прошёл с пользой? (ответы учащихся с опорой на СЛАЙД №4):
Читать текст выразительно, без ошибок.
Понимать главную мысль: что хотел сказать автор?
Учиться выражать словами свои мысли и чувства после прочитанного.
Учиться слушать и уважать мнения одноклассников.
Моделировать сюжет рассказа.
- Сегодня нужно постараться читать осмысленно и прочувствовать ту историю, которая описана в рассказе Л.Н.Толстого.
4) Словарная работа:
- В понимании рассказа нам поможет словарная работа (СЛАЙДЫ №5, №6)
- Прочитайте слова, объясните их значение (можно дать домашнее задание – найти объяснение данным словам):
ПАРУС (большой кусок толстой ткани на мачте, надуваемый ветром и приводящий в движение судно)
ПАРУСНИК (парусное судно; где мы недавно встречались с этим словом? - в рассказе «Акула»; замечательные парусники вы сделали на занятиях в кружке «Умелые руки» - показ детских поделок)
МАЧТА (вертикальный столб на корабле, к которому крепятся паруса, высотой 15-25 м (почти 5- этажный дом; на мачтах есть перекладины)
АРШИН (старинная русская мера длины = 71 см, чему равны 2 аршина?)
КАНАТЫ (очень толстые верёвки)
ПАЛУБА (настил на корабле из твёрдых, как камень, пород дерева)
КАЮТА (жилая комната на корабле)
МАТРОСЫ (люди, служащие на корабле)
РАЗЗАДОРИЛСЯ (РАЗОБРАЛ ЗАДОР) (испытал сильную горячность в поведении, очень сильно захотел что-то сделать)
МАКУШКА (верхняя оконечность, верхушка чего-нибудь)
КОРЧИТЬСЯ (извиваться в судорогах)
5) Гимнастика для глаз (разученные ранее упражнения для расслабления глаз после работы со слайдами)
6) Сообщение (рассказывает ученик):
«Больше 100 лет назад люди совершали морские путешествия вокруг света за долгие месяцы потому, что скорость кораблей была небольшая. Чтобы развлечь себя в долгом путешествии, матросы брали на корабль разных зверьков, чаще всего обезьянок».
- Опишите, какая по характеру обезьяна? (забавная, шустрая, шаловливая, проказница)
- Ещё больше узнать о животных можно из журналов «Весёлые животные», которые есть в нашей библиотеке (у доски выставка журналов)
7) Физкультминутка:
- Представим себя на палубе корабля во время качки (руки на поясе, раскачиваться из стороны в сторону, движения выполняются под речёвку):
«Стало палубу качать, ноги к палубе прижать,
Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем!»
8) Минутка релаксации:
- Закройте глаза, представьте, что мы погружаемся в звуки моря и плывём на паруснике … (звучит аудиозапись шума моря + СЛАЙД №7, на котором изображён парусник)
9) Решение учебной задачи - чтение произведения (читают учитель и хорошо читающие ученики)
10) Конкретизация - работа над содержанием рассказа:
Выяснение первичного восприятия:
- Кто главные герои рассказа? Кому было страшно за мальчика? В какой момент страшно сильнее всего? (ответы учащихся)
Моделирование сюжета (работа с текстом с опорой на СЛАЙД №8)
(учащиеся перечитывают рассказ по абзацам, находят слова, характеризующие действия обезьяны и мальчика; те ученики, которые затрудняются, могут воспользоваться карточками с заранее выписанными словами; по ходу анализа текста учитель выводит на слайде двигающиеся модели героев сюжета (мальчика и обезьяны); на основе моделей и с помощью учителя учащиеся приходят к выводу: мальчиком овладевают сильные эмоции (задор, гнев), его поведение меняется, в отличие от поведения обезьяны, что и приводит к опасной ситуации)
Закрепление полученных знаний (СЛАЙД №9):
- Какие слова вы подберёте, чтобы охарактеризовать сына капитана? (например: мальчишеский задор, упрямство, обидчивость, желание испытать себя)
- Что вы осуждаете в его поведении? (переоценил свои силы, подвергал свою жизнь опасности из-за проделок обезьяны)
- Какую роль в этом рассказе сыграло поведение матросов? Можно ли было избежать этой ситуации? (да, если бы матросы не высмеивали мальчика, он бы не оказался на такой большой высоте; нельзя доводить человека, высмеивая его чувства)
- Почему капитан угрожал убить своего сына? Он хотел этого по-настоящему?
(нет, он понял, какая беда грозила сыну и успел очень быстро принять единственное правильное решение – угрозой (чтобы он послушался) заставить сына прыгнуть в воду, иначе мальчик потерял бы равновесие и разбился о палубу)
- На какого героя Льва Толстого похож капитан своим поступком? (на старого артиллериста из рассказа «Акула»)
- Почему капитан плакал? (он испытал очень сильное потрясение, стресс, и не мог сдержать слёз; испытал счастье и облегчение от того, что сын остался жив; он убежал, чтобы не показаться слабым в глазах окружающих его людей)
- Что хотел сказать Л.Н.Толстой этим рассказом? Какова главная мысль?
(нельзя высмеивать чувства других людей; нужно учиться управлять своими эмоциями, думать о своих поступках, о том, к каким последствиям они могут привести, нередко к очень трагическим; в момент опасности сильные духом люди умеют принимать правильные и быстрые решения)
11) Объяснение домашнего задания
12) Рефлексия, контрольно-оценочная деятельность:
- Какие задачи мы ставили в начале урока? (сравнивают по СЛАЙДУ №4, приходят к выводу, что выразительно читали, работали с текстом рассказа, самостоятельно искали ответы на вопросы; были внимательны на уроке)
- Кто может сказать про себя, что он понял главную мысль рассказа «Прыжок»?
- Какой важный вывод вы для себя сделали?
- Кто из вас доволен своей работой на уроке? Оцените свои ответы: на «отлично»? «хорошо»? «удовлетворительно»? Кто испытывал затруднения? В чём? (самооценка учащихся, после которой оценивание проводит учитель)
- Может ли рассказ «Прыжок» помочь вам? Если да, то в чём? (ответы учащихся)
- Молодцы! Спасибо за работу.
СЛАЙДЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ
Белкина Надежда Владимировна