Конспект урока литературы на тему: "Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова". 6 класс

1
0
Материал опубликован 27 October 2020

М.Ю.Лермонтов «Листок» Подготовила: учитель русского языка и литературы Курбатова Г.Н. 2020г.

Цели: Познакомить учащихся с произведением М.Ю.Лермонтова, пробудить интерес к слову писателя; Развивать умение анализировать стихотворение, применяя изученные изобразительно-выразительные средства.; Формировать навыки культурного и грамотного чтения стихотворения.

. Тема урока: «Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова» (на примере стихотворений «Листок», «Утёс»)

И скучно, и грустно, и некому руку подать. В минуту душевной невзгоды… М.Ю.Лермонтов - Эти строки М.Ю. Лермонтов написал в одном из своих произведений. О чём они говорят?

Поэтическая разминка

Белеет парус одинокий В тумане моря голубом. 2. На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна. 3. Выхожу один я на дорогу… 4. Но остался мокрый след в морщине Старого утёса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко. 5.Один и без цели по сету ношуся давно я… 6. Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить…

Словарная работа Одиноко, одинокий, один, одиночество Мотив – устойчивый , значимый образ, постоянно повторяющаяся деталь. Лейтмотив – основной мотив, главный ведущий.

И скучно, и грустно, и некому руку подать. В минуту душевной невзгоды… М.Ю.Лермонтов

Терминологический диктант 1.Построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов. 2.Необычайный порядок слов в предложении. 3. Противопоставление слов, эпизодов для выразительности мысли. 4. Повторение однородных согласных звуков. 5. Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным. 6. Перенесение человеческих черт на предметы и явления. 7. Переносное значение слова, основанное на схожестях предметов.

Ключ Композиция. Инверсия. Антитеза. Аллитерация. Эпитет. Олицетворение. Метафора.

Антитеза – противопоставление, оборот речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера лирических героев.

Стихотворение «Листок»

Изобразительно-выразительные средства языка «Оторвался от ветки родимой» . «Жестокою бурей гонимый». «Засох, увял он от холода, зноя и горя». «Приюта молит». «Странник прижался». «Бедный листочек». «До срока созрел». «Докатился до Черного моря». «вырос в отчизне суровой». «Один и без цели». «Пришелец».

Аллегория – художественное представление идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога.

Инверсия – обратный порядок слов.

Синквейн Это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия. 1 строка – одно существительное (тема или предмет). 2 строка – 2 прилагательных или причастия (описание темы/предмета). 3 строка состоит из 3 глаголов, характеризующих дейсвия темы/предмета. 4 строка представляет собой фразу, обычно из 4 значимых слов, выражающую отношение автора к теме/предмету. 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово). Одиночество Вечное, страшное, горькое. Гнетёт, не отпускает, мучает. Грустное ощущение. Бесприютность.

Домашнее задание. 1.Выучить наизусть стихотворение «Утёс». 2.Подготовить сообщение о пребывании М.Ю.Лермонтова на Кавказе.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.