Конспект урока литературы в 7 классе по теме «М. Горький "Старуха Изергиль"»
Пояснительная записка к презентации
Конспект урока литературы в 7 классе
по теме «М. Горький «Старуха Изергиль»: легенда о Данко
Цели: 1) познакомить с понятием романтизм, романтический герой; развивать навыки анализа текста; 2) развивать устную речь учащихся, тренировать внимание, память, логическое мышление; расширять словарь; 3) через анализ легенды воспитывать уважение к высоким нравственным качествам: самопожертвованию, подвигу, служению людям, добру.
Планируемые результаты: знание понятий романтизм, романтический герой, содержания легенды о Данко; владение элементами анализа текста.
Тип урока: урок изучения нового материала (урок изучения художественного произведения (по классификации Н.И.Кудряшева))
Оборудование: персональный компьютер, карточки с определениями понятий, учебник
Ход урока:
I. Организационный момент
- Здравствуйте. Садитесь. (за экраном)
Положительная установка
- И вы, и я волнуемся. Послушайте, как стучат наши сердца. Давайте подарим их друг другу.
- Теперь мы успокоились. Можно начинать урок!
II. Коррекционно-развивающие упражнения
1. Развитие слухового восприятия (за экраном)
- Слушаем и повторяем:
(Максим Горький, псевдоним, псевдоним писателя Алексея Максимовича Пешкова, повесть, автобиография, автобиографическая повесть «Детство»)
2. Тренировка внимания, памяти
- Внимательно посмотрите на слова, постарайтесь их запомнить:
рассказ
повесть
автобиография
псевдоним
легенда
метафора
(Слова закрываются. Слово легенда убирается.)
- Что изменилось?
- Давайте вспомним, что такое легенда?
Легенда – это …
(произведение, созданное народной фантазией, где сочетаются реальное (историческое событие или лицо) и фантастическое)
III. Знакомство с понятием романтизм, романтический герой
- В 1895 году был напечатан рассказ М. Горького «Старуха Изергиль».
Горького заметили, оценили, в печати появились восторженные отклики о рассказе. Романтизмом окутано всё произведение.
- А что такое романтизм? Давайте познакомимся с новым понятием.
Романтизм – художественное направление в литературе, признаками которого является изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми.)
- Запишите в тетради:
(слайд 2)
- Следуя этому определению, скажите, кто такой романтический герой?
(ответы учеников)
- Запишем определение в тетради:
(слайд 2)
IV. Работа по теме урока
1. Постановка проблемного вопроса
- Каким должен быть человек, и как ему жить среди людей?(вопрос открывается на доске)
- Этот вопрос поднимали многие писатели, над этим размышлял и М. Горький.
2. Анализ легенды о Данко
- Сегодня мы с вами поговорим о герое легенды о Данко из рассказа «Старуха Изергиль». (слайды 3, 4 – иллюстрация книги)
Целеполагание
- Как вы думаете, какова цель нашего урока?
(Будем анализировать легенду о Данко)
- Вы уже прочитали легенду.
- Попробуйте определить тему произведения.
(тема подвига, поступка, трусости, предательства)
(открываются таблички с определениями:
Подвиг - героический самоотверженный поступок.
Героический - свойственный герою
Герой - это мужественный, бесстрашный человек, который, рискуя своей жизнью,
совершает смелые, необычные по своей храбрости поступки.
Самоотверженный - жертвующий своими интересами ради общего блага, героический, благородный
Поступок - решительное активное действие в сложных обстоятельствах.
Трусость - отказ от какого-либо действия (поступка) по причине страха. Предательство - нарушение верности кому-либо или неисполнение долга перед кем-либо.
Самопожертвование - готовность отказаться от удовольствий, личных жизненных целей ради интересов других людей.)
Комментарий
Работа над анализом легенды будет проходить по иллюстрированной презентации (слайды 5-18), с постепенным открытием вопросов.
- Обратимся к началу текста. Как Горький характеризует племя? (2 предл.)
- Где они жили сначала? (1 предл.)
- Почему эти смелые люди оказались в глухом лесу?(3 предл.)
- Сопоставьте характеристику племени и места обитания. Что этим хочет сказать автор? (противоречат, противопоставлены) (люди оказались в плену обстоятельств)
- Почему у таких сильных людей родился страх? (от безысходности и смерти близких)
- Что-нибудь сделало племя, чтобы изменить свою жизнь?
- К чему привело бездействие? Что породило? (трусость, страх)
- К какой мысли привели их трусость и бездействие? (готовность к рабской жизни)
-Можно ли жизнь человека, живущего в страхе, готового к рабству, ничего не делающего, назвать счастливой? Как об этом говорит М. Горький в тексте?
(«Кто ничего не делает, с тем ничего и не станется»)
- А какая пословица существует в русском фольклоре?
(Под лежачий камень вода не течёт)
- И вот появляется Данко. Найдите описание Данко в тексте.
- Почему люди, посмотрев на него, увидели, что «он лучший из них» и доверили именно ему вывести племя? («В очах его светилось много силы и живого огня»)
- Тогда почему они сначала «начали роптать» на Данко, а потом и вовсе «в гневе обрушились» на него? (Оказалось, что Данко, который шёл впереди них, вызвал
раздражение, т.к. «стыдно было сознаться в бессилии». «Стали они упрекать его в неумении управлять ими».)
- За что же он должен был погибнуть? (за то, что им в дороге не было легко)
- Какое чувство переживает Данко, глядя на толпу судящих его людей?
(сначала испытывает негодование, но «от жалости к людям оно погасло», «вспыхнул огнём желания спасти их»)
- Почему же тогда в душе Данко зародилась тоска? (безверие убивает человека)
Физминутка (комплекс упражнений В.Ф.Базарного)
Чтение учителем фрагмента текста:
- Что сделаю я для людей?! — сильнее грома крикнул Данко.
И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее своё сердце и высоко поднял его над головой.
Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумлённые, стали как камни.
- Для чего Данко вырвал из груди сердце? (чтобы доказать любовь и верность людям)
- Как люди отнеслись к смерти Данко?
- Напрасна ли смерть Данко?
- Можно ли назвать Данко героем?
- Какова идея легенды?
V. Закрепление изученного материала (слайд 19)
- Поступок Данко – подвиг или самопожертвование?
- Подвиг и самопожертвование – одно и то же?
- Почему подвиг и трусость стоят рядом?
- Данко - особенный человек?
- А какой человек способен совершить подвиг? (человек с внутренним желанием помочь, способный пожертвовать собой)
- Чем может пожертвовать современный человек? (деньги, время, условия)
Составление синквейнов
- Составьте синквейн по теме «Данко».
(Возможный вариант синквейна:
Данко
Красивый, смелый
Любит, спасает, погибает
Жертвует собой ради других.
Герой)
VI. Подведение итогов урока
- Что мы делали сегодня на уроке?
(ответы учащихся)
- Сегодня мы говорили о главном герое легенды.
Данко – гордый, сильный, свободолюбивый человек, который пожертвовал собой ради людей. Этот яркий герой вырвал своё сердце и отдал его людям. Люди даже не заметили его смерти, а «один осторожный человек» наступил на смелое сердце ногой. Но в настоящем есть следы, оставшиеся от сердца Данко – это голубые искры степи, появляющиеся перед грозой.
Горький нам показал примеры жизни людей в обществе: одни выбирают жизнь во имя своего самосохранения, другие выбирают жизнь ради других.
Горький убеждён, что красивые, сильные, гордые люди никогда не переведутся на земле.
слайд 20
- Цель нашего урока достигнута?
(ответы учащихся)
Оценивание
- Как вы сегодня работали на уроке? (Каждый оценивает свою работу на уроке)
Рефлексия
На уроке мы …
Мне было интересно …
Я бы хотел(а) …
Домашнее задание
1. Карточка
В своем творчестве Горький решал вопросы о том, каким быть человеку и как ему жить среди людей.
- Присутствуют ли эти вопросы в легенде о Данко? Если да, то как на них отвечают герои Горького.
- Для чего написана легенда о Данко?
- Как бы вы ответили на вопрос о том, каким должен быть человек и как ему жить среди людей?
2. с.91-100 - читать
- Давайте ещё раз послушаем наше сердце и частичку его тепла подарим нашим гостям – это и будет нашим маленьким подвигом.
- Благодарю вас за урок.