12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мухаметзянова Татьяна Владимировна231
Россия, Оренбургская обл., Орск
3

Конспект урока литературы в 7 классе по теме «М. Горький «Старуха Изергиль»»



 Конспект урока литературы в 7 классе

по теме «М. Горький «Старуха Изергиль»: легенда о Данко

Цели: 1) познакомить с понятием романтизм, романтический герой; развивать навыки анализа текста; 2) развивать устную речь учащихся, тренировать внимание, память, логическое мышление; расширять словарь; 3) через анализ легенды воспитывать уважение к высоким нравственным качествам: самопожертвованию, подвигу, служению людям, добру.

Планируемые результаты: знание понятий романтизм, романтический герой, содержания легенды о Данко; владение элементами анализа текста.

Тип урока: урок изучения нового материала (урок изучения художественного произведения (по классификации Н.И.Кудряшева))

Оборудование: персональный компьютер, карточки с определениями понятий, учебник

Ход урока:

I. Организационный момент

- Здравствуйте. Садитесь. (за экраном)

Положительная установка

- И вы, и я волнуемся. Послушайте, как стучат наши сердца. Давайте подарим их друг другу.

- Теперь мы успокоились. Можно начинать урок!

II. Коррекционно-развивающие упражнения

1. Развитие слухового восприятия (за экраном)

- Слушаем и повторяем:

(Максим Горький, псевдоним, псевдоним писателя Алексея Максимовича Пешкова, повесть, автобиография, автобиографическая повесть «Детство»)

2. Тренировка внимания, памяти

- Внимательно посмотрите на слова, постарайтесь их запомнить:

рассказ

повесть

автобиография

псевдоним

легенда

метафора

(Слова закрываются. Слово легенда убирается.)

- Что изменилось?

- Давайте вспомним, что такое легенда?

Легенда – это …

(произведение, созданное народной фантазией, где сочетаются реальное (историческое событие или лицо) и фантастическое)

III. Знакомство с понятием романтизм, романтический герой

- В 1895 году был напечатан рассказ М. Горького «Старуха Изергиль».

Горького заметили, оценили, в печати появились восторженные отклики о рассказе. Романтизмом окутано всё произведение.

- А что такое романтизм? Давайте познакомимся с новым понятием.

Романтизм – художественное направление в литературе, признаками которого является изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми.)

- Запишите в тетради:

(слайд 2)

- Следуя этому определению, скажите, кто такой романтический герой?

(ответы учеников)

- Запишем определение в тетради:

(слайд 2)

IV. Работа по теме урока

1. Постановка проблемного вопроса

- Каким должен быть человек, и как ему жить среди людей?(вопрос открывается на доске)

- Этот вопрос поднимали многие писатели, над этим размышлял и М. Горький.

2. Анализ легенды о Данко
- Сегодня мы с вами поговорим о герое легенды о Данко из рассказа «Старуха Изергиль». (слайды 3, 4 – иллюстрация книги)

Целеполагание

- Как вы думаете, какова цель нашего урока?

(Будем анализировать легенду о Данко)

- Вы уже прочитали легенду.

- Попробуйте определить тему произведения.

(тема подвига, поступка, трусости, предательства)

(открываются таблички с определениями:

Подвиг - героический самоотверженный поступок.

Героический - свойственный герою

Герой - это мужественный, бесстрашный человек, который, рискуя своей жизнью,

совершает смелые, необычные по своей храбрости поступки.

Самоотверженный - жертвующий своими интересами ради общего блага, героический, благородный

Поступок - решительное активное действие в сложных обстоятельствах.

Трусость - отказ от какого-либо действия (поступка) по причине страха. Предательство - нарушение верности кому-либо или неисполнение долга перед кем-либо.

Самопожертвование - готовность отказаться от удовольствий, личных жизненных целей ради интересов других людей.)

Комментарий

Работа над анализом легенды будет проходить по иллюстрированной презентации (слайды 5-18), с постепенным открытием вопросов.

- Обратимся к началу текста. Как Горький характеризует племя? (2 предл.)

- Где они жили сначала? (1 предл.)

- Почему эти смелые люди оказались в глухом лесу?(3 предл.)

- Сопоставьте характеристику племени и места обитания. Что этим хочет сказать автор? (противоречат, противопоставлены) (люди оказались в плену обстоятельств)

- Почему у таких сильных людей родился страх? (от безысходности и смерти близких)

- Что-нибудь сделало племя, чтобы изменить свою жизнь?

- К чему привело бездействие? Что породило? (трусость, страх)

- К какой мысли привели их трусость и бездействие? (готовность к рабской жизни)

-Можно ли жизнь человека, живущего в страхе, готового к рабству, ничего не делающего, назвать счастливой? Как об этом говорит М. Горький в тексте?

(«Кто ничего не делает, с тем ничего и не станется»)

- А какая пословица существует в русском фольклоре?

(Под лежачий камень вода не течёт)

- И вот появляется Данко. Найдите описание Данко в тексте.

- Почему люди, посмотрев на него, увидели, что «он лучший из них» и доверили именно ему вывести племя? («В очах его светилось много силы и живого огня»)

- Тогда почему они сначала «начали роптать» на Данко, а потом и вовсе «в гневе обрушились» на него? (Оказалось, что Данко, который шёл впереди них, вызвал

раздражение, т.к. «стыдно было сознаться в бессилии». «Стали они упрекать его в неумении управлять ими».)

- За что же он должен был погибнуть? (за то, что им в дороге не было легко)

- Какое чувство переживает Данко, глядя на толпу судящих его людей?

(сначала испытывает негодование, но «от жалости к людям оно погасло», «вспыхнул огнём желания спасти их»)

- Почему же тогда в душе Данко зародилась тоска? (безверие убивает человека)

Физминутка (комплекс упражнений В.Ф.Базарного)

Чтение учителем фрагмента текста:

- Что сделаю я для людей?! — сильнее грома крикнул Данко.

И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее своё сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумлённые, стали как камни.

- Для чего Данко вырвал из груди сердце? (чтобы доказать любовь и верность людям)

- Как люди отнеслись к смерти Данко?

- Напрасна ли смерть Данко?

- Можно ли назвать Данко героем? 

- Какова идея легенды? 

V. Закрепление изученного материала (слайд 19)

- Поступок Данко – подвиг или самопожертвование?

- Подвиг и самопожертвование – одно и то же?

- Почему подвиг и трусость стоят рядом?

- Данко - особенный человек?

- А какой человек способен совершить подвиг? (человек с внутренним желанием помочь, способный пожертвовать собой)

- Чем может пожертвовать современный человек? (деньги, время, условия)

Составление синквейнов

- Составьте синквейн по теме «Данко».

(Возможный вариант синквейна:

Данко

Красивый, смелый

Любит, спасает, погибает

Жертвует собой ради других.

Герой)

VI. Подведение итогов урока

- Что мы делали сегодня на уроке?

(ответы учащихся)

- Сегодня мы говорили о главном герое легенды.

Данко – гордый, сильный, свободолюбивый человек, который пожертвовал собой ради людей. Этот яркий герой вырвал своё сердце и отдал его людям. Люди даже не заметили его смерти, а «один осторожный человек» наступил на смелое сердце ногой. Но в настоящем есть следы, оставшиеся от сердца Данко – это голубые искры степи, появляющиеся перед грозой.

Горький нам показал примеры жизни людей в обществе: одни выбирают жизнь во имя своего самосохранения, другие выбирают жизнь ради других.

Горький убеждён, что красивые, сильные, гордые люди никогда не переведутся на земле.

слайд 20

- Цель нашего урока достигнута?

(ответы учащихся)

Оценивание

- Как вы сегодня работали на уроке? (Каждый оценивает свою работу на уроке)

Рефлексия

На уроке мы …

Мне было интересно …

Я бы хотел(а) …

Домашнее задание

1. Карточка

В своем творчестве Горький решал вопросы о том, каким быть человеку и как ему жить среди людей.

- Присутствуют ли эти вопросы в легенде о Данко? Если да, то как на них отвечают герои Горького.

- Для чего написана легенда о Данко?

- Как бы вы ответили на вопрос о том, каким должен быть человек и как ему жить среди людей?

2. с.91-100 - читать

- Давайте ещё раз послушаем наше сердце и частичку его тепла подарим нашим гостям – это и будет нашим маленьким подвигом.

- Благодарю вас за урок.


Данко
PPTX / 19.46 Мб

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.