12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Золотухина Лариса Владимировна27 Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Урок «М.Горький. Рассказ «Старуха Изергиль». Тема поиска смысла жизни»
Разработка урока по русской литературе
Автор разработки
Золотухина Лариса Владимировна
11 класс
Тема урока: М.Горький. Жизнь и творчество писателя. Рассказ «Старуха Изергиль». Тема поиска смысла жизни
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Вид урока: проблемный урок
Цели урока: расширить знания учащихся о жизненном и творческом пути М.Горького; развивать умения высказывать и доказывать собственную точку зрения; формировать социальную компетентность, логическое мышление; воспитывать культуру речи, желание изучать русскую литературу.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, рисунок горы, текст рассказа, выставка произведений М.Горького, 6 шляп разного цвета
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
І. Организационный этап | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Проверяют, все ли готовы к уроку |
ІІ. Постановка цели и задач урока | Сообщает тему урока.
| Учащиеся записывают тему урока в тетради.
|
ІІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся | Предлагает учащимся построить «гору ожиданий», в которую внести цели и задачи урока (метод «Мозговой штурм». Записываются все ответы учащихся) | Делают предположения о целях и задачах урока |
IV. Разработка проекта урока
| Объявляет учащимся план урока
| Записывают план урока в тетради План урока 1. Жизнь и творчество М.Горького. 2. Знакомство с рассказом «Старуха Изергиль». 3. Дискуссия «Тема поиска смысла жизни в рассказе (метод «6 шляп мышления») 4. Характеристика героев рассказа (составления сенканов) |
V. Открытие новых знаний | 1. Слово учителя. Рассказывает о жизненном и творческом пути М.Горького, используя электронную презентацию
2. Самостоятельная работа с текстом (опережающим заданием было прочитать рассказ дома) 3. Проблемный вопрос («6 шляп мышления») Ставит перед учащимися проблемный вопрос «В чем был смысл жизни для каждого героя рассказа?». Учащиеся знакомы с таким видом работы, поэтому подготовительная работа не проводится. Направляет работу и высказывания учащихся в нужное русло, подводя их к выводу о необходимости уметь жить в социуме и служить обществу в меру своих возможностей и способностей | Кратко записываю сведения о жизни и творчестве писателя в тетради в виде хронологической таблицы.
Перечитывают легенды о Ларре и Данко
Методом жеребьевки получат шляпы разного цвета и рассматривают поступки героев рассказа в зависимости от цвета шляпы
Делают выводы |
VI. Рефлексия | Предлагает рассмотреть «гору ожиданий» и сделать вывод, все ли цели достигнуты на уроке | Делают вывод, что все поставленные цели на уроке достигнуты. Заполняют таблицу «Знаю – умею – сомневаюсь» |
VI. Закрепление | Предлагает составить сенкан, выбрать близкого им по духу героя и объяснить, почему на этого героя он(она) похож(а) 1 руппа – Ларра 2 руппа – Данко 3 группа – старуха Изергиль | Составляют сенканы. Выбирают понравившегося героя и объясняют почему именно этот герой оказался им близким по духу. |
VII. Итог урока | Выставляет оценки за урок с комментированием |
|
VIII. Домашнее задание | Подготовить сообщение на тему «Роль пейзажа и портрета в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль» (для всех). Смонтировать буктрейлер на рассказ «Старуха Изергиль» (по желанию) | Записывают домашнее задание в дневник |