Урок по литературе в 11 классе «М. Горький "Старуха Изергиль". Тема поиска смысла жизни»
Разработка урока по русской литературе
Автор разработки
Золотухина Лариса Владимировна
11 класс
Тема урока: М.Горький. Жизнь и творчество писателя. Рассказ «Старуха Изергиль». Тема поиска смысла жизни
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Вид урока: проблемный урок
Цели урока: расширить знания учащихся о жизненном и творческом пути М.Горького; развивать умения высказывать и доказывать собственную точку зрения; формировать социальную компетентность, логическое мышление; воспитывать культуру речи, желание изучать русскую литературу.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, рисунок горы, текст рассказа, выставка произведений М.Горького, 6 шляп разного цвета
Ход урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
І. Организационный этап |
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Проверяют, все ли готовы к уроку |
ІІ. Постановка цели и задач урока |
Сообщает тему урока.
|
Учащиеся записывают тему урока в тетради.
|
ІІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся |
Предлагает учащимся построить «гору ожиданий», в которую внести цели и задачи урока (метод «Мозговой штурм». Записываются все ответы учащихся) |
Делают предположения о целях и задачах урока |
IV. Разработка проекта урока
|
Объявляет учащимся план урока
|
Записывают план урока в тетради План урока 1. Жизнь и творчество М.Горького. 2. Знакомство с рассказом «Старуха Изергиль». 3. Дискуссия «Тема поиска смысла жизни в рассказе (метод «6 шляп мышления») 4. Характеристика героев рассказа (составления сенканов) |
V. Открытие новых знаний |
1. Слово учителя. Рассказывает о жизненном и творческом пути М.Горького, используя электронную презентацию
2. Самостоятельная работа с текстом (опережающим заданием было прочитать рассказ дома) 3. Проблемный вопрос («6 шляп мышления») Ставит перед учащимися проблемный вопрос «В чем был смысл жизни для каждого героя рассказа?». Учащиеся знакомы с таким видом работы, поэтому подготовительная работа не проводится. Направляет работу и высказывания учащихся в нужное русло, подводя их к выводу о необходимости уметь жить в социуме и служить обществу в меру своих возможностей и способностей |
Кратко записываю сведения о жизни и творчестве писателя в тетради в виде хронологической таблицы.
Перечитывают легенды о Ларре и Данко
Методом жеребьевки получат шляпы разного цвета и рассматривают поступки героев рассказа в зависимости от цвета шляпы
Делают выводы |
VI. Рефлексия |
Предлагает рассмотреть «гору ожиданий» и сделать вывод, все ли цели достигнуты на уроке |
Делают вывод, что все поставленные цели на уроке достигнуты. Заполняют таблицу «Знаю – умею – сомневаюсь» |
VI. Закрепление |
Предлагает составить сенкан, выбрать близкого им по духу героя и объяснить, почему на этого героя он(она) похож(а) 1 руппа – Ларра 2 руппа – Данко 3 группа – старуха Изергиль |
Составляют сенканы. Выбирают понравившегося героя и объясняют почему именно этот герой оказался им близким по духу. |
VII. Итог урока |
Выставляет оценки за урок с комментированием |
|
VIII. Домашнее задание |
Подготовить сообщение на тему «Роль пейзажа и портрета в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль» (для всех). Смонтировать буктрейлер на рассказ «Старуха Изергиль» (по желанию) |
Записывают домашнее задание в дневник |
Скрипникова Валентина Михайловна