Урок по литературе в 11 классе «М. Горький "Старуха Изергиль". Тема поиска смысла жизни»

8
1
Материал опубликован 15 July 2017 в группе

Разработка урока по русской литературе

Автор разработки

Золотухина Лариса Владимировна

 

11 класс

Тема урока: М.Горький. Жизнь и творчество писателя. Рассказ «Старуха Изергиль». Тема поиска смысла жизни

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Вид урока: проблемный урок

Цели урока:  расширить знания учащихся о жизненном и творческом пути М.Горького; развивать умения высказывать и доказывать собственную точку зрения; формировать социальную компетентность, логическое мышление; воспитывать культуру речи, желание изучать русскую литературу.

Оборудование:  мультимедийный проектор, экран, рисунок горы, текст рассказа, выставка произведений М.Горького, 6 шляп разного цвета

 

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

І. Организационный этап

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Проверяют, все ли готовы к уроку

ІІ. Постановка цели и задач урока

Сообщает тему урока.

 

 

Учащиеся записывают тему урока в тетради.

 

ІІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся

 Предлагает учащимся построить «гору ожиданий», в которую внести  цели и задачи урока (метод «Мозговой штурм». Записываются все ответы учащихся)

 Делают предположения о целях и задачах урока

IV.  Разработка проекта урока

 

 Объявляет учащимся план урока

 

 

 

 

 

 

 Записывают план урока в тетради

План урока

1. Жизнь и творчество М.Горького.

2. Знакомство с рассказом «Старуха Изергиль».

3. Дискуссия «Тема поиска смысла жизни в рассказе (метод «6 шляп мышления»)

4. Характеристика героев рассказа (составления сенканов)

V. Открытие новых знаний

1. Слово учителя.

Рассказывает о жизненном и творческом пути М.Горького, используя электронную презентацию

 

2. Самостоятельная работа с текстом (опережающим заданием было прочитать рассказ дома)

3. Проблемный вопрос («6 шляп мышления»)

Ставит перед учащимися проблемный вопрос «В чем был смысл жизни для каждого героя рассказа?».

Учащиеся знакомы  с таким видом работы, поэтому подготовительная работа не проводится.

Направляет работу и высказывания учащихся в нужное русло, подводя их к выводу о необходимости уметь жить в социуме и служить обществу в меру своих возможностей и способностей

 Кратко записываю сведения о жизни и творчестве писателя в тетради в виде хронологической таблицы.

 

Перечитывают легенды о Ларре и Данко

 

 

Методом жеребьевки получат шляпы разного цвета и рассматривают поступки героев рассказа в зависимости от цвета шляпы

 

 

 

 

 

 

Делают выводы

VI. Рефлексия

Предлагает рассмотреть «гору ожиданий» и сделать вывод, все ли цели достигнуты на уроке

Делают вывод, что все поставленные цели на уроке достигнуты.

Заполняют таблицу «Знаю – умею – сомневаюсь»

VI. Закрепление

Предлагает составить сенкан, выбрать близкого им по духу героя и объяснить, почему на этого героя  он(она) похож(а)

1 руппа – Ларра

2 руппа – Данко

3 группа – старуха Изергиль

Составляют сенканы.

Выбирают понравившегося героя и объясняют почему именно этот герой оказался им близким по духу.

VII. Итог урока

Выставляет оценки за урок с комментированием

 

VIII. Домашнее задание

Подготовить сообщение на тему «Роль пейзажа и портрета в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль» (для всех).

Смонтировать буктрейлер на рассказ «Старуха Изергиль» (по желанию)

Записывают домашнее задание в дневник

Комментарии

интересная методическая разработка!

19 July 2017