Конспект урока литературного чтения по произведению П.Бажова "Серебряное копытце"
П.П.Бажов «Серебряное копытце»
Цели:
познакомить с понятиями предисловие, послесловие, аннотация, сноска;
учить правильно ориентироваться на страницах книги;
познакомить с жизнью и творчеством П.П. Бажова;
развивать навык правильного, выразительного чтения;
обогащать словарный запас;
развивать память, речь, мышление;
обучать умению характеризовать поступки героев, замечать мотивы народных сказок в авторском тексте.
Ход урока .
Мотивация.
Ребята, давайте проведем эксперимент с присутствующими на уроке взрослыми. Уважаемые взрослые! Перед вами лежат книги. Возьмите их в руки. Представьте себе, что вы в книжном магазине, библиотеке или у кого-то из своих знакомых в гостях, вы взяли в руки книгу и думаете, будете читать ее или нет. Покажите , пожалуйста, что делает человек, который знакомится с книгой. ( Рассматривает обложку, иллюстрации, смотрит оглавление.) А как понять, будет вам интересна эта книга или нет? Если вам знаком автор? А если не знаком? Ребята, вы запомнили, как нужно знакомится с новой книгой?
Порекомендуйте, пожалуйста детям книгу, которая у вас в руке.
Сегодня мы проведем у нас урок- знакомство . Знакомство с Книгой.
Актуализация опорных знаний.
Эпиграф ( Ставлю на доску слово «Эпиграф»
ЭПИГРАФ (от др.-греч. ἐπι-γρᾰφή — «надпись») — цитата, помещаемая во главе сочинения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и тому подобное.
« Что же дали мне песни и сказки?.. . сказки открывали передо мною просвет в другую жизнь, где существовала и, мечтая о лучшей жизни, действовала какая-то свободная, бесстрашная сила. И, само собой разумеется, устная поэзия трудового народа, — той поры, когда поэт и рабочий совмещались в одном лице, — эта бессмертная поэзия …очень помогла мне ознакомиться с обаятельной красотой и богатством нашего языка.»
Что это за свободная , бесстрашная сила? (Храбрые, добрые герои сказок, которые не боятся трудностей)
А почему фольклор -= это поэзия трудового народа?
Если в начале книги такой эпиграф, то о чем книга?
Определение темы и постановка целей урока.
1. Когда мы покупаем новую книгу, то на что смотрим вначале? (На обложку) Часто на обложке печатают фото автора, краткую информацию о нем . Кто автор этой книги? П.Бажов, а называется она? (Уральские сказы, Хозяйка медной горы, и т.д. )
Какая сегодня тема урока: (Уральские сказы П.П.Бажова) А что такое сказы, вам знакомо это слово? Как мы можем это узнать?( Может мы прочитаем и поймем.)
2. Что мы делаем потом? Даю в руки ученику книгу. (рассматриваем иллюстрации) На слайдах иллюстрации листаем. Кого вы увидели? ( Сказочных существ)
Если книга называется «Уральские сказы», и в ней сказочные существа, то….
(Эта книга о волшебных событиях на Урале.)
3. Ставлю слово «Аннотация» Когда мы открываем книгу, то на обратной стороне титульного листа есть аннотация.
АННОТАЦИЯ – краткое описание книги, которое дает читателю представление о произведении, рассказывает завязку сюжета или обозначает общую тему книги.
Прочитаем аннотацию на ваших книгах. По аннотации можно понять, интересна вам книга или нет. Прочитаем аннотацию. Что вы поняли? Вы хотите прочитать эту книгу? Почекму она вас заинтересовала?
4. Ставлю слово Предисловие.
ПРЕДИСЛОВИЕ — вступление к литературному произведению, написанное самим автором или иными лицами, например редактором, издателем. В предисловии может быть краткая биография автора.
В моей книге очень хорошее предисловие. ( М. Мельниченко «Сокровища «Малахитовой шкатулки»)
Прочитаем его. Что узнали из предисловия?
Познакомимся с автором: П.П.Бажов.
Павел Петрович Бажов родился в семье заводского мастера металлургического завода 28 января 1879 года. В городе Сысерти, расположенного недалеко от Екатеринбурга.
В детстве мальчик Паша Бажов любил слушать истории дедушки-сторожа завода, который свои рассказы никогда не называл сказками. Сказки, говаривал он, «маленьким сказывают. Только я это не умею. Кои знал, и те позабыл. Про старинное житье да про земельные дела – это вот помню…Только это не сказки, а сказы да побывальщины прозываются». Так Паша мальчишкой услышал интересную историю о тайнах Медной горы.
Прошли годы… Павел вырос. Стал Павел Петрович учителем, обучал ребятишек грамоте, а в летнюю пору путешествовал по родному краю, что видел, что слышал – записывал…
Интересный факт: Девочки ‒ ученицы женского училища соблюдали традицию: любимым преподавателям они прикалывали на пиджаки бантики, сделанные из атласных ленточек. У Павла Петровича Бажова таких отличительных «значков» было больше, чем у остальных.
Бажову было около 60 лет, когда он стал писателем. В 1939 году была опубликована его первая книга “Сказы старого Урала”, так сначала называлась его знаменитая “Малахитовая шкатулка”. Сборник “Малахитовая шкатулка” объединил 14 произведений. В этом году ей исполняется 85 лет. В них оживает таинственный мир уральской природы, полный тайн, загадок и неповторимого очарованья. Затем из года в год “Малахитовая шкатулка” пополнялась всё новыми и новыми сказами. Всего Павел Петрович Бажов написал 56 произведений.
Главной темой его сказов и легенд стало творчество и мастерство рабочих Урала. Сказы Бажова принесли ему заслуженную славу. В Екатеринбурге поставлен памятник.
Творчество Павла Бажова неразрывно связано с жизнью горнозаводского Урала. Неисчерпаемые богатства здешних недр. Именно здесь появилось слово “САМОЦВЕТЫ”. Так называют драгоценные и полудрагоценные камни. Трудно указать такой камень, которого не находили бы в Уральских горах. Урал – Родина малахита, орлеца, мрамора, яшмы и др. камней.
Что мы узнали об авторе?
Ставлю слово СОДЕРЖАНИЕ (Оглавление)
Работа по теме.
1.Сейчас мы с вами мысленно перенесёмся на много лет назад в русскую деревню на Урал. Мы познакомимся с произведением П.П. Бажова «Серебряное копытце» .
Ставлю слово сноска
СНОСКА — примечание к тексту, библиографическая справка, перевод, толкование, помещаемые в нижней части полосы книги (подстрочные сноски) или в конце книги под порядковым номером.
Мы будем читать, пользуясь сносками.
НО помните, что если вы читаете, и вам встретилось незнакомое слово, а сноски к нему нет, то пользуемся словарем.
2. Чтение произведения.
3. Анализ произведения.
Кто главные герои этой сказки?
Как вы думаете, почему Кокованя решил к себе взять Дарёнку?
Как жилось Дарёнке в чужой семье?
Как зажили втроём Кокованя, Дарёнка и Мурёнка?
Что Кокованя рассказал Дарёнке о козле? Почему говорится, что он пожалел об этом?
А почему сам Кокованя хотел увидеть козла?
Как думаете, Даренка в лес зачем хотела идти, драгоценных камней собрать?
Почему он её с собой сразу не взял?
Как жили Дарёнка и Кокованя в балагане?
Какую роль играла Муренка?
Какое зрелище увидел Кокованя, когда вернулся к балагану?
Почему все-таки «чудо» произошло именно с Даренкой и Кокованей?
Почему «Серебряное копытце» названо сказом? Это быль или небыль?
Что в сказке волшебного?
А что было в действительности?
Как думаете, какая главная мысль этого произведения
( Главная мысль сказа "Серебряное копытце" заключается в том, что нужно верить в мечту, не требовать от судьбы много, быть благодарным за то, что у тебя есть, быть скромным, проявлять доброту)
4. Беседа.
- Похоже это произведение на сказку? Чем? А чем отличается? Давайте попробуем сформулировать, что такое сказ.
-Сказка – вымысел о необыкновенных событиях и приключениях, в сказке добро побеждает зло.
-Сказ - основан на реальных событиях, опирается на народные предания и легенды .
| Сказка | Сказ |
Автор | | |
События вымышлены или нет | | |
Герои | | |
Место действия | | |
Части текста | | |
| | |
5. Давайте посмотрим еще раз иллюстрации.
Хозяйка Медной горы - персонаж легенд уральских горняков. Она самостоятельно распоряжается земными богатствами: по своему желанию может допустить или не допустить разработку, может «увести богатство» или наоборот — подарить его с помощью подвластных ей ящериц.
Великий Полоз — персонаж «Уральских сказов» Павла Бажова, волшебное природное существо, исполинский человек-змей. Он перед кем-то рассыпает золото или скрывает его в своих кольцах , чтобы не досталось злым и жадным людям.
Огневушка -Поскакушка -это лесная волшебница, рыжеволосая девочка, указывающая старателям местонахождение золотых месторождений. Образ танцующей в костре Огневушки -поскакушки является олицетворением удачи, которую легко спугнуть неосторожным движением.
Голубая Змейка. Это волшебное существо, которое могло перевоплощаться в женщину. От голубой змейки вправо сыплется золотая струя, а влево — чёрная. Золотая струя показывает золото, а чёрная разжигает ненависть, злобу и жадность в человеке.
Чему учат , по вашему, сказы Бажова? сказы П.П. Бажова учат доброте, мудрости, видеть вокруг прекрасное, не зариться на чужое, уметь держать язык за зубами, держать свое слово, не быть жадными;
Счастье человека добывается трудом.
Рефлексия.
Ставлю слово послесловие.
ПОСЛЕСЛОВИЕ, -я, ср. Заключительное разъяснение, сообщение автора или издателя, помещаемое в конце книги.
Ребята, как вы думаете, стоит ли взрослым перечитать сказы П .Бажова? Перекомендуйте теперь вы им сделать это, объясните, почему вы так думаете.