Урок литературного чтения в 4 классе: Павел Петрович Бажов «Серебряное копытце»
Урок литературного чтения
4 класс
Павел Петрович Бажов «Серебряное копытце»
Педагогические задачи:
- Познакомить с творчеством уральского сказочника П.П.Бажова
- Создать условия для формирования нравственных познаний
- Определить главную мысль произведения
Планируемые результаты.
Предметные:
- Познакомить с понятием «сказ», с содержанием произведения П.П.Бажова
- Научиться понимать содержание литературного произведения, называть героев
Метапредметные:
1. Познавательные: -работать с текстом, анализировать текст по вопросам учителя
- осуществлять поиск необходимой информации, характеризовать героев
2. Результативные: - читать в соответствии с целью чтения
3.Коммуникативные: - уметь договариваться, сотрудничать в паре, группе
Личностные:
- Осмысливать базовые ценности: благородство, дружба, понимание, бескорыстие
- Оценивать поступки героев произведения и свои собственные, с точки зрения моральных ценностей.
Оборудование: учебник, карточки для детей, выставка книг.
- Организационный момент. Психологический настрой.
Всем доброе утро
Придумано кем-то просто и мудро:
При встрече здороваться
«Доброе утро!»
Доброе утро, деревьям и птицам,
Доброе утро, улыбчивым лицам,
И стало вокруг все добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера.
Давайте проведем наш урок так, чтобы он стал для нас интересным, полезным и добрым.
2. Актуализация знаний.
- Какой раздел изучаем на уроке? («Литературные сказки»)
- Что уже прочитали в этом разделе? («Городок в табакерке» Одоевский, «Сказка о жабе и розе» Гаршин)
-Какое было домашнее задание? (Прочитать сказ П.П.Бажова «Серебряное копытце»)
- Ребята, а какие жанры с корнем –сказ- вы знаете? (рассказ, сказка, сказ)
-Вспомним, что такое рассказ, сказка и узнаем, что такое сказ
Карточка 1
Возьмите карточку и соедините слово и его значение. (работа в парах)
Рассказ | Произведение, в котором идёт речь о вымышленных событиях. |
Сказка | Произведение, в котором переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальности. |
Сказ | Произведение, в котором происходят настоящие события. |
- Прочитайте, что такое –сказ-?
Значит, по жанру произведение П.П.Бажова, это…….сказ
3. Постановка цели урока.
-Ребята, а достаточно ли вам того, что вы просто прочитали произведение?
Может вы хотите узнать что-то новое?
-Какую цель поставите сегодня на уроке?
1. Познакомиться с творчеством П.П.Бажова.
2. Ближе познакомиться с героями.
3. Понять, чему хотел научить автор.
4. Авторская минутка.
Аня сходила в библиотеку и узнала об авторе. Послушаем ее.
(Писатель Павел Петрович Бажов родился на Урале и прожил там долгую жизнь. Перед тем, как стать писателем, он работал учителем в школе, затем работал в газете. Павел Петрович много ездил по Уралу, записывал легенды, сказы, сказки, старинные истории, которыми славился Урал.
Бажов создал знаменитую книгу сказов «Малахитовая шкатулка». Павел Бажов – выдающийся русский писатель, автор многих замечательных произведений)
Физкультминутка
-Давайте, посмотрим, какие вы были слушатели?
Карточка 2
-Возьмите карточку и заполните пропуски: (работа в парах)
П.П.Бажов родился на -----------------
Прежде, чем стать писателем, Павел Петрович работал ----------------, ----------------. Когда ездил по Уралу, он записывал -------------------. «--------------- ------------------ так называется его знаменитая книга.
Вы оказались внимательными слушателями, молодцы.
5. Работа с текстом.
- Почему Кокованя решил взять Даренку к себе в дом?
-Прочитаем как произошла первая встреча Коковани и Даренки.
(с.181-182 по ролям. Учебник «Литературное чтение», авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г Горецкий)
-Почему девочка согласилась идти жить к Коковане?
-Как зажили втроем Кокованя, Даренка и Муренка?
Я прочитаю предложение, заменив некоторые слова синонимами, а вы найдите это предложение в тексте и прочитайте его (приём "Ловушка")
- «Достатка полно не нажили, а на существование не жаловались» (Добра много не наживали, а на житье не жаловались) с.183
-Чем занимались герои сказа? (Дети отвечают словами из текста)
- А у вас есть постоянные поручения? (выслушать несколько ответов детей)
-Какая была заветная мечта Даренки?
Что было особенного у козлика, которого хотела увидеть Даренка?
(Обратимся к тексту я начну читать, а вы продолжите (приём "Голова и хвост")
с.184 -Тот козел особенный…
-Давайте, подумаем, какие по характеру были Кокованя и Даренка? (выслушать несколько ответов детей)
-Предлагаю составить СИНКВЕЙН со словами
Карточка 3
ДАРЕНКА (для девочек)
КОКОВАНЯ (для мальчиков)
(фронтальная проверка, читают 2-3 работы)
-Мечта Даренки осуществилась. Она увидела Серебряное копытце.
-Как произошла встреча девочки с козликом?
(На доске записано предложение. Кто быстрее найдет его в тексте и прочитает; приём "Кто быстрее")
"И до того ей захотелось поглядеть, что и страх не держит..." с.189
"Да и камни увидела разноцветные. Красные, голубые, зеленые, бирюзовые – всякие." с.191
- Итог урока
Так почему же козлик показался Коковане и Даренке?
(Они были вознаграждены за добро и бескорыстие. Для них главное было добро. Они говорили добрые слова, совершали добрые дела)
-Что хотел сказать Бажов нам своим произведением?
Карточка 4 (дети выбирают из предложенных вариантов и доказывают свой выбор)
а) человек должен любить животных
б) очень важно быть скромным
в) трудолюбие, бескорыстие и доброта всегда будут вознагражден
- Домашнее задание: (с правом выбора)
-Прочитать, разделить на части, озаглавить
-Найти в библиотеке, интернете информацию о домашних козлах и об оленях
-Прочитать любое произведение П.П.Бажова
- Рефлексия
-А вы верите в чудеса?
Мы тоже можем совершить чудо. Хотите?
Я раздам вам камешки, а вы подарите их родителям и скажите от чистого сердца ПОЖЕЛАНИЕ.
-Кому ХОРОШО было на уроке, подойдите и возьмите камешек.
Урок литературного чтения П.П.Бажов "Серебряное копытце"
PPTX / 1.21 Мб
Пролубщикова Наталья Владимировна
Корниенко Лариса Петровна