Конспект урока литературного чтения по теме "Наблюдение за художественными особенностями текста, языком авторской сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"

1
1
Материал опубликован 20 November

Литературное чтение

Тема: Наблюдение за художественными особенностями текста, языком авторской сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Цель: совершенствовать навыки чтения; показать художественные особенности сказки; развивать коммуникативную компетентность; воспитывать интерес к чтению

Формируемые УУД:

Предметные: умение ориентироваться в языке сказки

Метапредметные: развивать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, строить несложные рассуждения, делать выводы

Личностные: ориентировать учащихся на учет чужой точки зрения, на устойчивый учебно-познавательный интерес, способствовать к адекватному пониманию успешности (неуспешности) учебной деятельности, положительной адекватной самооценке.

Ход урока

І.Организационный момент.

II.Самоопределение к деятельности.

Сказка по лесу идёт,

Сказка за руку ведёт.

-О чем эти строки?

-Какой же будет тема урока?

-Сегодня на уроке мы будем наблюдать удивительно красивый язык сказки А.С.Пушкина.

-Поставьте перед собой задачи

III. Работа по теме урока.

-В сказке А.С.Пушкин использовал всё богатство средств языковой выразительности, свойственное поэтике народной сказки.

Во-первых, это большое количество слов народного языка:

Отпустила и сказала:

«Не кручинься, бог с тобой».

И молва трезвонить стала:

Дочка царская пропала!

Тужит бедный царь по ней.

Во-вторых, использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

В руки яблочко взяла,

К алым губкам поднесла,

Потихоньку прокусила

И кусочек проглотила...

В-третьих, свойственные народной сказке постоянные эпитеты

Белы руки опустила,

Плод румяный уронила,

И наказывает ей,

Сенной девушке своей,

Весть царевну в глушь лесную…

Зная множество народных сказок, и великолепно чувствуя природу русского языка, Пушкин использовал в «Сказке о мёртвой царевне…» систему повторов, характерных для фольклорных сюжетов. Вспомните, что каждый раз царица обращается к зеркальцу с одними и теми же словами:

Здравствуй, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

Конечно, обращает на себя внимание удивительное мастерство Пушкина строить описания практически без использования прилагательных. В его сказке чаще всего глаголы становятся теми опорными словами, которые помогают читательскому воображению увидеть образы пушкинской сказки.

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме бога одного.

Таким образом, язык «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» максимально вобрал фольклорные элементы, свойственные сказке.

-Найдите в сказке олицетворения, метафоры, сравнения, эпитеты

Напоминаю!

Олицетворение- это наделение неодушевленных предметов живыми качествами

Метафора- это слово или выражение, взятое в переносном значении для образного обозначения другого предмета, явления, действия (на основе сходства)

Сравнение-сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них с помощью другого.

Эпитет- это художественное определение предмета или действия. Чаще всего эпитеты- это имена прилагательные.



Проверьте себя!

Олицетворения:

"Прямо яблочко летит"

"Красно солнце отвечало"

"Звезды смотрят на тебя"

"Отвечает месяц ясный"

"Ясный месяц продолжал"

"Отвечает ветер буйный"

"Дух твой примут небеса"

"Ветер дале побежал"

"Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело."

"Тут ее тоска взяла"

Метафоры:

"Поднялась — и расцвела"

"И молва трезвонить стала"

"Жалко смотрит, грозно воет"

"И трубит уже молва"

"Тихомолком расцветая"

"Черной зависти полна"

"И до смерти испугалась"

"День за днём идёт, мелькая"

"Посмотри, как он хлопочет!"

"Напоено
Было ядом, знать, оно"

Сравнения:

"Год прошел как сон пустой"

"Он, лесного зверя злей"

"Будто медом налилось"

"Как под крылышком у сна"

"Братья дружною толпою"

"А хозяюшкой она"

"Вдруг она, моя душа"

"Спит царевна вечным сном"

Эпитеты:

гость желанный

сон пустой

Черной зависти

красная девица

ласковой сестрою

Пес проклятый

Молодое, золотое

нежною рукою

Так румяно-золотисто

во тьме печальной

IV.Подведение итогов. Рефлексия

-Чем был полезен урок?

-Довольны ли своей работой?

Домашнее задание: записать примеры олицетворений, метафор, сравнений, эпитетов







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю! Думаю, что материал урока можно самостоятельно еще добавить. На мой взгляд его мало для урока.

23 November

Похожие публикации