Конспект урока литературного чтения по теме "Оценка настроения и чувств, вызываемых лирическим произведением А.С. Пушкина. На примере стихотворения «Няне"
Тема: Оценка настроения и чувств, вызываемых лирическим произведением А.С. Пушкина. На примере стихотворения «Няне»
Цель: учить выразительному чтению стихотворения; формировать умение видеть и понимать назначение средств художественной выразительности; развивать речь учащихся; воспитывать интерес к творчеству А.С.Пушкина, любовь к родным людям
Планируемые результаты:
Предметные УУД: учащиеся имеют представления о биографии А. С. Пушкина, знакомы с его стихотворением «Няне»
Личностные УУД: обучающиеся проявляют интерес к уроку «литературное чтение», к биографии А.С. Пушкина и его стихотворению «Няне»
Метапредметные УУД: развивать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, строить несложные рассуждения, делать выводы
Ход урока
I.Организационный момент.
-Закройте глаза. Подумайте, с кем бы вы хотели встретиться на уроке литературного чтения. Представьте эту встречу
-Какие эмоции вы испытали?
-Каким стало ваше настроение?
II. Проверка домашнего задания
Выразительное чтение стихотворения А.С.Пушкина «И.И.Пущину»
III. Самоопределение
- Встречи с творчеством А.С.Пушкина – это “чудное мгновение”, которое длится всю жизнь. Имя Пушкина, черты его лица входят в наше сознание в самом раннем детстве, а произведения не могут оставить никого равнодушным. Вы уже знакомы со сказками поэта, с некоторыми его стихотворениями. И вот – новая встреча. Но сегодня мы будем говорить и о человеке, без которого не было бы Пушкина как поэта. О ком же?
-Предположите, какой будет тема урока
-Поставьте перед собой задачи
IV.Работа по теме урока
1.Выступления детей
1ребенок
20 декабря 1797 года в семье Сергея Львовича Пушкина (отца Александра Сергеевича) родилась дочь Ольга, и Арину Родионову взяли к ней няней. Няня сразу привязалась к Ольге. Она даже отказалась от вольной, когда бабушка А.С. Пушкина предложила освободить ее семью от крепостной зависимости.
Когда в 1799 году родился Александр Сергеевич Пушкин, Арина Родионовна стала и его няней.
Благодаря Арине Родионовне он окунулся в мир волшебных сказок, старинных былей и небылиц, которые она замечательно рассказывала.
2ребенок
Сблизили их годы Михайловской ссылки (ссылка - вид наказания за создание вольнолюбивых стихов, то есть свободолюбивых, проникнутых духом стремления к свободе, доблести и чести. Часто подобные стихи запрещались цензурой.) поэта. В Михайловском Пушкин жил вместе с няней в небольшом домике. В этой “ветхой лачужке” Пушкин создавал свои гениальные произведения, отсюда он писал друзьям.
Пушкин записал в Михайловском со слов няни семь сказок. Одна из них послужила материалом для “Сказки о царе Салтане”, другая – для “Сказки о попе и о работнике его Балде”, третья – для “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”.
После отъезда из Михайловского в 1827 году Пушкин получает письма няни, написанные под ее диктовку неизвестным малограмотным обитателем Михайловского.
Арина Родионовна:
«Милостивый государь Александр Сергеевич, имею честь поздравить вас с прошедшим новым годом и с новым счастьем… Вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только, когда засну, то забуду вас… Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю… Прощайте, мой батюшка, Александр Сергеевич. За Ваше здоровье я просвиру вынула и молебен отслужила, поживи, дружочек, хорошенько, самому слюбится. Я слава богу здорова, целую ваши ручки и остаюсь вас многолюбящая няня ваша Арина Родионовна».
Через много лет, вспоминая добрую свою сказочницу, поэт напишет стихотворение «Няне», посвященное Арине Родионовне.
2.Выразительное чтение учителем стихотворения “Няне”.
3.Анализ стихотворения.
-Попробуйте выразить настроение этого стихотворения с помощью красок-цветов.Какими красками вы бы передали настроение стихотворения?
- Настроение стихотворения можно предать мрачными, темными красками. Только настроение последней, незаконченной, строки, в которой звучит надежда - более светлыми цветами.
Каким настроением пронизано это стихотворение?
- Настроение стихотворения грустное, печальное, тоскливое.
-Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение? Найдите в тексте слова, которыми эти чувства выражены.
Любовь и благодарность поэта звучат в строках: ПОДРУГА ДНЕЙ МОИХ СУРОВЫХ, ГОЛУБКА ДРЯХЛАЯ МОЯ!
Сочувствие поэт выражает словами: ОДНА В ГЛУШИ... ...В НАМОРЩЕННЫХ РУКАХ.... ЗАБЫТЫЕ ВОРОТЫ...
Сопереживание и сопричастность к судьбе няни слышатся в словах: ТОСКА, ПРЕДЧУВСТВИЕ, ЗАБОТЫ....
- Таким образом, в произведении передано чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки, выражены нежность, забота, признательность за дружеское участие в дни ссылки, проведенные вместе. Стихотворение пронизано чувством любви, ласки. Мы видим, что поэту важно все в жизни няни: и как она горюет под окном светлицы, и как высохла, «наморщилась» кожа у нее на руках, и как глядит она в «забытые вороты».
- Перечитайте две первые строчки стихотворения. Почему поэт, не называя няню по имени, обращается к ней два раза? подруга дней МОИХ суровых, голубка дряхлая МОЯ!
Поэт не называет няню по имени, потому что она для него больше, чем конкретный человек, она - особый мир, мир детства - радостный, добрый, сказочно-таинственный.
Двойным обращением к няне вводится мотив взаимного доверия, понимания и поддержки близких друг другу людей. Эта близость подчеркивается повторением слов МОИХ, МОЯ. А.С.Пушкин назвал свое стихотворение “Няне”, подчеркнув тем самым свое бережно-детское отношение к дорогому человеку.
4.Упражнение в выразительном чтении стихотворения
5.Творческая работа в группах
-Читая стихотворение «Няне», мы увидели, что поэт показывает состояние человека, его переживания.Используя ласковые слова, слова благодарности напишите четверостишие для своих мам, бабушек, которые как и Арина Родионовна всегда с вами.
IV.Итог урока. Рефлексия
-На каким стихотворением А.С.Пушкина работали?
-Чем оно вам запомнилось?
-С каким настроением заканчиваете урок? Почему?
V.Домашнее задание. Выучить стихотворение наизусть