Урок литературного чтения «Лирические стихотворения А.С. Пушкина» (3 класс)
Фокина Лидия Петровна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ ст. Евсино Искитимского района Новосибирской области
Предмет: литературное чтение
Тема: Лирические стихотворения А.С. Пушкина
Целевая аудитория: учащиеся 3 класса
Цель: знакомство с лирическими стихотворениями А.С. Пушкина
Задачи:
продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством А.С. Пушкина или напомнить о них;
развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение;
находить нужный отрывок в тексте по вопросам, понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; понимать содержание и высказывать свое отношение к прочитанному.
Учебная задача: наблюдать, как поэт описывает природу, какие средства художественной выразительности для этого использует.
Проверка домашнего задания
– Послушаем ваши сообщения об Александре Сергеевиче Пушкине.
СЛАЙД 2
Речевая разминка
– Прочитайте пословицы и поговорки жужжащим способом.
• В зимний холод всякий молод.
• Зима без трех подзимков не становится.
• Зимой дороги не уровняешь – метель свое возьмет.
– Прочитайте с вопросительной интонацией, затем с утвердительной (еще: с веселой, грустной).
– Прочитайте так, как считаете нужным, чтобы передать смысл пословиц и поговорок.
СЛАЙД 3
– Прочитайте учебную задачу (с. 64). Чему мы будем учиться на уроке?
– Сегодня на уроке мы будем знакомиться с творчеством А.С. Пушкина, учиться читать его стихи. Как вы думаете, о каком времени года мы будем читать? (Это будут стихи
о зиме.)
Чтение отрывка «Уж небо осенью дышало…» учителем или прослушивание аудиозаписи. Вопросы после чтения
– Ваши впечатления? (Когда я читал стихотворение, мне стало грустно, ведь наступила осень.)
– О каком периоде осени говорится в стихотворении? Докажите. (Здесь говорится о поздней осени, так как день становится короче, опадает листва, на полях туман, гуси улетают.)
СЛАЙД 4
Словарная работа
– Как вы понимаете слово «караван»? (Караван – движущаяся вереница – друг за другом.)
СЛАЙД 5
– Найдите значение слова «сень».
Сень – то, что покрывает кого-нибудь, что-нибудь.
СЛАЙД 6
– Прочитайте задание 1 на с. 64. Выполните его.
СЛАЙД 7
– К слову «скучная» найдите близкие по смыслу слова. Запишите в рабочую тетрадь. (Уныло, тоскливо, неинтересно, невесело, нудно…)
– Как можно озаглавить этот отрывок? («Осень», «Осень наступила», «Скучная пора» и др.)
– Приготовьтесь читать выразительно. (Выразительное чтение учащимися.)
– Ребята, скажите откуда взят этот отрывок? (Это отрывок из романа «Евгений Онегин».)
СЛАЙД 8
Сейчас мы прочитаем еще два фрагмента из этого романа.
– Прочитайте самостоятельно следующий отрывок «В тот год осенняя погода…».
СЛАЙД 9
– Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (Сначала грустно оттого, что зима очень долго не наступала. А при чтении строк, в которых говорится о выпавшем снеге,
о легких узорах на стеклах, о деревьях в серебре, на душе стало светло и радостно.)
– Докажите, что зима долго не наступала. (Автор говорит: «В тот год осенняя погода / Стояла долго на дворе, / Зимы ждала, ждала природа…» Слово «ждала» даже повторяется
два раза!)
– Прочитайте, что увидела Татьяна, выглянув в окно. (Учащиеся зачитывают строчки.)
СЛАЙД 10
Словарная работа
– Какие слова и выражения вам непонятны?
На третье в ночь – ночь на 3 января.
Курти́ны – цветочные грядки, клумбы.
СЛАЙД 11
– О чем говорит поэт в следующих строках?
«Деревья в зимнем серебре». (Он говорит об инее.)
«Зимы блистательный ковер». (Здесь говорится о снеге, покрывшем землю.)
– Как называется такой поэтический прием? (Метафора. Метафора – оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства.)
– Приготовьтесь читать выразительно. (Выразительное чтение учащимися.)
– Чье чтение было особенно удачным? (Учащиеся анализируют чтение друг друга.)
СЛАЙД 12
– Прочитайте самостоятельно отрывок «Опрятней модного паркета…».
СЛАЙД 13
– С чем сравнивается речка, покрытая льдом? (Речка, покрытая льдом, сравнивается с паркетом.)
– С каким настроением мальчики скользят по льду? (Мальчишки изображены очень радостными.)
– Какое слово помогает передать звук скользящих коньков? (Слово «звучно».)
– Поэту удается несколькими словами описать картину первого снега. Каким изображен первый снег? Как он назван? (Мелькает, вьется первый снег, / Звезда́ми падая на брег.)
– Прочитайте стихотворение выразительно. Передайте свое радостное настроение при чтении. (Чтение стихотворения учащимися.)
Рефлексия
СЛАЙД 14
Подведение итогов урока
– Ребята, вернемся к пословицам и поговоркам, которые мы читали в начале урока. Какие из них можно отнести к прозвучавшим сегодня стихотворениям?
– Какие отрывки из стихотворений соответствуют вашему сегодняшнему настроению?
Домашнее задание
Выучить любое понравившееся стихотворение.
Приложение 1 "Презентация к уроку"
Лирические стихотворения А.С. ПушкинаPPTX / 2.96 Мб
Примеры слайдов
Лупей Виктория Владиславовна
Фокина Лидия Петровна
Кияйкина Наталья Федоровна
Фокина Лидия Петровна