12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фокина Лидия Петровна39697
Россия, Новосибирская обл., ст. Евсино
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Фокина Лидия Петровна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ  ст. Евсино Искитимского района Новосибирской области

Предмет: литературное чтение

Тема: Лирические стихотворения А.С. Пушкина

Целевая аудитория: учащиеся 3 класса

Цель: знакомство с лирическими стихотворениями А.С. Пушкина

Задачи:

продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством А.С. Пушкина или напомнить о них;

развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение;

находить нужный отрывок в тексте по вопросам, понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; понимать содержание и высказывать свое отношение к прочитанному.

Учебная задача: наблюдать, как поэт описывает природу, какие средства художественной выразительности для этого использует.

Проверка домашнего задания

Послушаем ваши сообщения об Александре Сергеевиче Пушкине.

СЛАЙД 2

Речевая разминка

Прочитайте пословицы и поговорки жужжащим способом.

В зимний холод всякий молод.

Зима без трех подзимков не становится.

Зимой дороги не уровняешь – метель свое возьмет.

Прочитайте с вопросительной интонацией, затем с утвердительной (еще: с веселой, грустной).

Прочитайте так, как считаете нужным, чтобы передать смысл пословиц и поговорок.

СЛАЙД 3

Прочитайте учебную задачу (с. 64). Чему мы будем учиться на уроке?

Сегодня на уроке мы будем знакомиться с творчеством А.С. Пушкина, учиться читать его стихи. Как вы думаете, о каком времени года мы будем читать? (Это будут стихи

о зиме.)

Чтение отрывка «Уж небо осенью дышало…» учителем или прослушивание аудиозаписи. Вопросы после чтения

Ваши впечатления? (Когда я читал стихотворение, мне стало грустно, ведь наступила осень.)

О каком периоде осени говорится в стихотворении? Докажите. (Здесь говорится о поздней осени, так как день становится короче, опадает листва, на полях туман, гуси улетают.)

СЛАЙД 4

Словарная работа

Как вы понимаете слово «караван»? (Караван – движущаяся вереница – друг за другом.)

СЛАЙД 5

Найдите значение слова «сень».

Сень – то, что покрывает кого-нибудь, что-нибудь.

СЛАЙД 6

Прочитайте задание 1 на с. 64. Выполните его.
СЛАЙД 7

К слову «скучная» найдите близкие по смыслу слова. Запишите в рабочую тетрадь. (Уныло, тоскливо, неинтересно, невесело, нудно…)

Как можно озаглавить этот отрывок? («Осень», «Осень наступила», «Скучная пора» и др.)

Приготовьтесь читать выразительно. (Выразительное чтение учащимися.)

Ребята, скажите откуда взят этот отрывок? (Это отрывок из романа «Евгений Онегин».)

СЛАЙД 8

Сейчас мы прочитаем еще два фрагмента из этого романа.

Прочитайте самостоятельно следующий отрывок «В тот год осенняя погода…».

СЛАЙД 9

Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (Сначала грустно оттого, что зима очень долго не наступала. А при чтении строк, в которых говорится о выпавшем снеге,

о легких узорах на стеклах, о деревьях в серебре, на душе стало светло и радостно.)

Докажите, что зима долго не наступала. (Автор говорит: «В тот год осенняя погода / Стояла долго на дворе, / Зимы ждала, ждала природа…» Слово «ждала» даже повторяется

два раза!)

Прочитайте, что увидела Татьяна, выглянув в окно. (Учащиеся зачитывают строчки.)

СЛАЙД 10

Словарная работа

Какие слова и выражения вам непонятны?

На третье в ночь – ночь на 3 января.

Курти́ны – цветочные грядки, клумбы.

СЛАЙД 11

О чем говорит поэт в следующих строках?

«Деревья в зимнем серебре». (Он говорит об инее.)

«Зимы блистательный ковер». (Здесь говорится о снеге, покрывшем землю.)

Как называется такой поэтический прием? (Метафора. Метафора – оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства.)

Приготовьтесь читать выразительно. (Выразительное чтение учащимися.)

Чье чтение было особенно удачным? (Учащиеся анализируют чтение друг друга.)

СЛАЙД 12

Прочитайте самостоятельно отрывок «Опрятней модного паркета…».

СЛАЙД 13

С чем сравнивается речка, покрытая льдом? (Речка, покрытая льдом, сравнивается с паркетом.)

С каким настроением мальчики скользят по льду? (Мальчишки изображены очень радостными.)

Какое слово помогает передать звук скользящих коньков? (Слово «звучно».)

Поэту удается несколькими словами описать картину первого снега. Каким изображен первый снег? Как он назван? (Мелькает, вьется первый снег, / Звезда́ми падая на брег.)

Прочитайте стихотворение выразительно. Передайте свое радостное настроение при чтении. (Чтение стихотворения учащимися.)

Рефлексия

СЛАЙД 14

Подведение итогов урока

Ребята, вернемся к пословицам и поговоркам, которые мы читали в начале урока. Какие из них можно отнести к прозвучавшим сегодня стихотворениям?

Какие отрывки из стихотворений соответствуют вашему сегодняшнему настроению?

Домашнее задание

Выучить любое понравившееся стихотворение.

Приложение 1 "Презентация к уроку"
Лирические стихотворения А.С. ПушкинаPPTX / 2.96 Мб
Примеры слайдов

d1698849615.JPG
e1698849638.JPG
i1698849644.JPG
x1698849660.JPG
m1698849669.JPG
Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (4)

Лупей Виктория Владиславовна, 01.11.23 в 18:31 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за полезный ресурс, Лидия Петровна!
Фокина Лидия Петровна, 01.11.23 в 19:20 0Ответить Пожаловаться
Виктория Владиславовна! Большое спасибо за внимание к работе и отзыв.
Кияйкина Наталья Федоровна, 01.11.23 в 18:59 1Ответить Пожаловаться
Шикарный ресурс! Ярко! Содержательно и ценно!
Фокина Лидия Петровна, 01.11.23 в 19:21 0Ответить Пожаловаться
Наталья Фёдоровна! Большое спасибо за внимание к работе и оценку моего труда.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.