Конспект урока литературного чтения «С.В. Михалков "Мой Щенок"» (2 класс)
Предмет: литературное чтение.
Класс: 2
Учитель: Дюмина Е.В.
Тема: «С.В. Михалков «Мой щенок»».
Тип урока: изучение нового материала.
Цель:
Образовательная: знакомство учащихся с жизнью и творчеством С.Михалкова и его стихотворением «Мой щенок»».
Развивающая: выработка навыка выразительного чтения, развитие мышления, развитие умения слушать и слышать других.
Воспитывающая: воспитание интереса к поэзии и культуре общения, любви к животным, интерес к чтению.
Планируемые результаты:
Предметные: знать кратко биографию С.Михалкова, знакомы со стихотворением «Мой щенок»; умеют анализировать стихотворение, выразительно читать стихотворение.
Метапредметные:
Регулятивные: определять тему и цель деятельности на уроке, высказывают своё предположение на основе работы с иллюстрацией или текстом.
Познавательные: уметь ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт; осмысленное чтение; умение доказывать свою точку зрения словами из текста.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; вступать в беседу на уроке; сотрудничать с учителем и одноклассниками.
Личностные: проявление любознательности, интереса к литературному чтению; развитие умения высказывать свое отношение к прочитанному, уметь оценить свою работу на уроке.
Приемы: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа, приемы технологии развития критического мышления.
Оборудование: учебник Л.Ф. Климановой “литературное чтение. 2 класс”, выставка книг С.В. Михалкова, презентация.
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент Цель: настроить детей на работу | Личностные УУД: умение настроиться на работу. Коммуникативные: слушать и понимать речь других. | Учитель читает стихотворение Ну-ка, проверь, дружок, (Садитесь). Все ли правильно сидят? | Учащиеся слушают учителя |
2.Речевая разминка 1.Артикуляционная гимнастика Цель: развитие органов артикуляции, упражнения для развития подвижности губ. 3.Дыхательная гимнастика Цель: формирования навыка владения дыханием 4.Фонетическая зарядка Интонационная разминка Цель: закрепление навыка выразительного чтения Цель: закрепление правильного произношения звуков | Личностные: проявление любознательности, интереса к литературному чтению | - Ребята выполним артикуляционные упражнения: «Улыбка-трубочка». Тянем губы мы к ушам, Улыбнёмся малышам. А теперь сужаем губы, Словно дуем, дуем в трубы. - А мы правильно подышим: сначала сдуем одуванчик, а затем задуем свечку. - Прочитайте скороговорку. ДОСКА «Щёткой чищу я щенка, Щекочу ему бока». - Какой звук чаще всего повторяется? - Назовите слова со звуком [щ]. - Дайте характеристику звуку [щ]. - Прочти с радостью, спроси, ответь. Игра «Буквы заблудились». ДОСКА - Давайте, превратим первую букву в словах в букву «ще». Кепка, мука, мель, река, венок, дети'на, виток, тётка, щучка. Физминутка Этой щёткой чищу зубы –щ-щ-щ Эти щётки все нужны. | Учащиеся выполняют Артикуляционные упражнения Учащиеся выполняют дыхательную гимнастику. Дети произносят скороговорку с разной интонацией |
5. Постановка учебной задачи. Введение в тему Цель: определение темы и цели урока | Регулятивные: определять тему и цель деятельности на уроке, высказывают своё предположение на основе работы с иллюстрацией или текстом. | -Что предстоит делать на уроке, опробуйте отгадать сами. ДОСКА тать чи (внимательно), рас дать суж, со нять чи, ледо исс вать - А ещё на уроке нас ждёт встреча с удивительным человеком. Прием «Прогнозирование по фотографии» Рассмотрите внимательно портрет и попробуйте понять, каким он был человеком. Помните, лицо человека может многое о нем рассказать. - А кто знает этого человека? - Прослушайте некоторые строчки из его произведений: Кто на лавочке сидел, Кто на улицу глядел. Толя пел, Борис молчал, Николай ногой качал…. В доме 8 дробь один У заставы Ильича Жил высокий гражданин По прозванью «каланча». - Догадались, с каким писателем будем работать? - На портрете Сергей Владимирович Михалков. | . Учащиеся определяют задачи урока. Учащиеся рассматривают в течение нескольких минут портрет. Говорят свои предположения: он умный, любит детей, серьезный, заботливый. |
6. Вводная беседа знакомство с творчеством С.Михалкова Цель: формирование знаний о писателе | Познавательная: знать о творчестве писателя Коммуникативные: слушать и понимать речь других; вступать в беседу на уроке; сотрудничать с учителем и одноклассниками. | Рассказ учителя о жизни С.Михалкова. -Писать стихи Сергей Владимирович Михалков начал рано, когда ему не было и 9 лет. Примерно в таком же возрасте, как вы. С 12 лет уже начал работать. Он сменил много специальностей, но всегда его увлекала поэзия. Во время войны Михалков работал корреспондентом в газете. Вместе с солдатами прошел всю войну, но даже в это суровое время он не прекращал писать для детей. С.В. Михалков — автор текста гимна Советского Союза и Российской Федерации С В.Михалков был человеком, который не переставал радоваться и удивляться всю свою жизнь. Он написал очень много стихотворений, сказок для ребят. Сегодня мы познакомимся еще с одним стихотворением. А как оно называется, попробуйте отгадать с амии. Он совсем, совсем не злой. Он забавный и чудной. Косточка, наверняка, Будет сладка для …(щенка). - Как вы думаете, о ком мы будем читать? | Дети слушают учителя Определение темы урока. - О щенке. |
7.Ознакомление со стихотворением Цель: развитие мышления, высказывание своего мнения, развития навыков чтения | Регулятивные УУД: высказывать свои предположения | Стадия вызова. Прием «Прогнозирование по заголовку» - Прочитайте название этого стихотворения в учебнике. Запишем тему сегодняшнего урока. - Рассмотрим иллюстрацию в учебнике на странице 35. Что вы можете сказать о девочке на рисунке? - Как вы думаете, почему девочка грустит? Стадия осмысления Первичное чтение - Сейчас мы узнаем, кто был прав, познакомившись с произведением. Первичное восприятие - Какое настроение вызвало это стихотворение? - Почему же девочка грустила? - Как девочка относится к своему щенку? | - Она грустит. - Предположения детей. Ответы детей - Грусть – пропал щенок и радость – нашелся. - У нее пропал щенок. - Заботится, переживет, любит. |
8.Словарная работа Цель: разобрать непонятные выражения | Личностные УУД: опора на свой жизненный опыт | - В стихотворении встретились незнакомые слова: КЛАДОВКА – пристройка к дому, где хранятся вещи, продукты. ЖБАН — кувшин с крышкой. ПЧЕЛИНЫЙ РОЙ ЛЕЖИТ ПЛАСТОМ - ГОРЕВАЛА - грустила Чтение трудных слов | Ответы учащихся |
9.Работа над стихотворением Цель: анализ стихотворения | Коммуникативные УУД: умение слушать, построить ответ на вопрос
Познавательные УУД: находить ответы в тексте к иллюстрациям Коммуникативные УУД: умение слушать, построить ответ на вопрос, выразительное чтение Личностные УУД: эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции | Вторичное чтение Самостоятельное чтение учащимися – Давайте нашу главную героиню назовем этим именем - А какую кличку вы предложите для щенка? Физминутка - Во дворе щенок играл, Выборочное чтение Учитель показывает иллюстрации. - Как вёл себя щенок утром? Найдите подтверждение в тексте. - Что подумала девочка, когда не смогла найти щенка. Найдите подтверждение в тексте. - Что увидела Настя, когда появился щенок. Найдите подтверждение в тексте. -Чем закончилось приключение щенка? Найдите подтверждение в тексте. Работа в парах. - Найдите, к какому герою подходит какое слово, будь те внимательны, здесь могут быть лишние слова. | Учащиеся самостоятельно читают произведение. Разгадывание кроссворда. |
10. Рефлексия Цель: повторить пройденный на уроке материал, оценивание свой деятельности на уроке | Личностные УУД: объяснить самому себе что получилось, а что нет. Регулятивные УУД: оценка своей деятельности на уроке. | Стадия рефлексия - С каким стихотворением вы сегодня познакомились? - Кто из героев вам понравился больше? Почему? - Как бы вы поступили на месте девочки? - Как вы думаете, каким человеком станет девочка, когда вырастет? - Почему стихотворение назвали “Мой щенок”? Можно ли было назвать “Щенок”? - Что главное хотел сказать автор в этом произведении? Сочините синквейн. (если есть время) Выскажи своё мнение | Дети отвечают на вопрос учителя с помощью сигнальных карточек, устные ответы Ответы учащихся |
12. Домашнее задание на выбор Цель: дать детям домашнее задание | | Прием «Идеальное домашнее задание» На выбор: Выразительное чтение стихотворения Наизусть понравившегося отрывка | Дети записывают домашнее задание в дневник |
6