Конспект урока литературного чтения «С.В. Михалков "Мой Щенок"» (2 класс)

1
0
Материал опубликован 24 January 2023

Предмет: литературное чтение.

Класс: 2

Учитель: Дюмина Е.В.

Тема: «С.В. Михалков «Мой щенок»».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель:

Образовательная: знакомство учащихся с жизнью и творчеством С.Михалкова и его стихотворением «Мой щенок»».

Развивающая: выработка навыка выразительного чтения, развитие мышления, развитие умения слушать и слышать других.

Воспитывающая: воспитание интереса к поэзии и культуре общения, любви к животным, интерес к чтению.

Планируемые результаты:

Предметные: знать кратко биографию С.Михалкова, знакомы со стихотворением «Мой щенок»; умеют анализировать стихотворение, выразительно читать стихотворение.

Метапредметные:

Регулятивные: определять тему и цель деятельности на уроке, высказывают своё предположение на основе работы с иллюстрацией или текстом.

Познавательные: уметь ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт; осмысленное чтение; умение доказывать свою точку зрения словами из текста.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; вступать в беседу на уроке; сотрудничать с учителем и одноклассниками.

Личностные: проявление любознательности, интереса к литературному чтению; развитие умения высказывать свое отношение к прочитанному, уметь оценить свою работу на уроке.

Приемы: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа, приемы технологии развития критического мышления.

Оборудование: учебник Л.Ф. Климановой “литературное чтение. 2 класс”, выставка книг С.В. Михалкова, презентация.




Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Цель: настроить детей на работу

Личностные УУД:

умение настроиться на работу.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.


Учитель читает стихотворение

Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжки и тетрадка?

(Садитесь).

Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать?
Начинаем наш урок.

Учащиеся слушают учителя

2.Речевая разминка

1.Артикуляционная гимнастика

Цель: развитие органов артикуляции, упражнения для развития подвижности губ.


3.Дыхательная

гимнастика

Цель: формирования навыка владения дыханием


4.Фонетическая зарядка Интонационная разминка

Цель: закрепление навыка выразительного чтения

Цель: закрепление правильного произношения звуков













Личностные: проявление любознательности, интереса к литературному чтению

- Ребята выполним артикуляционные упражнения:

«Улыбка-трубочка».

Тянем губы мы к ушам, Улыбнёмся малышам.

А теперь сужаем губы,

Словно дуем, дуем в трубы.

- А мы правильно подышим: сначала сдуем одуванчик, а затем задуем свечку.

- Прочитайте скороговорку. ДОСКА

«Щёткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока».

- Какой звук чаще всего повторяется?

- Назовите слова со звуком [щ].

- Дайте характеристику звуку [щ].

- Прочти с радостью, спроси, ответь.

Игра «Буквы заблудились». ДОСКА

- Давайте, превратим первую букву в словах в букву «ще».

Кепка, мука, мель, река, венок, дети'на, виток, тётка, щучка.

Физминутка

Этой щёткой чищу зубы –щ-щ-щ
Этой чищу башмаки, щ-щ-щ
Этой чищу свои брюки, щ-щ-щ

Эти щётки все нужны.

Учащиеся выполняют

Артикуляционные упражнения




Учащиеся выполняют дыхательную гимнастику.



Дети произносят скороговорку с разной интонацией

5. Постановка учебной задачи. Введение в тему

Цель: определение темы и цели урока

Регулятивные: определять тему и цель деятельности на уроке, высказывают своё предположение на основе работы с иллюстрацией или текстом.











-Что предстоит делать на уроке, опробуйте отгадать сами. ДОСКА

тать чи (внимательно),

рас дать суж,

со нять чи,

ледо исс вать


- А ещё на уроке нас ждёт встреча с удивительным человеком. Прием «Прогнозирование по фотографии»

Рассмотрите внимательно портрет и попробуйте понять, каким он был человеком. Помните, лицо человека может многое о нем рассказать.

- А кто знает этого человека?

- Прослушайте некоторые строчки из его произведений:

Кто на лавочке сидел,

Кто на улицу глядел.

Толя пел, Борис молчал,

Николай ногой качал….


В доме 8 дробь один

У заставы Ильича

Жил высокий гражданин

По прозванью «каланча».

- Догадались, с каким писателем будем работать?

- На портрете Сергей Владимирович Михалков.


. Учащиеся определяют задачи урока.





Учащиеся рассматривают в течение нескольких минут портрет.

Говорят свои предположения: он умный, любит детей, серьезный, заботливый.


6. Вводная беседа знакомство с творчеством С.Михалкова

Цель: формирование знаний о писателе



Познавательная: знать о творчестве писателя




Коммуникативные: слушать и понимать речь других; вступать в беседу на уроке; сотрудничать с учителем и одноклассниками.

Рассказ учителя о жизни С.Михалкова.

-Писать стихи Сергей Владимирович Михалков начал рано, когда ему не было и 9 лет. Примерно в таком же возрасте, как вы. С 12 лет уже начал работать. Он сменил много специальностей, но всегда его увлекала поэзия. Во время войны Михалков работал корреспондентом в газете. Вместе с солдатами прошел всю войну, но даже в это суровое время он не прекращал писать для детей. С.В. Михалков — автор текста гимна Советского Союза и Российской Федерации

С В.Михалков был человеком, который не переставал радоваться и удивляться всю свою жизнь. Он написал очень много стихотворений, сказок для ребят. Сегодня мы познакомимся еще с одним стихотворением. А как оно называется, попробуйте отгадать с амии.

Он совсем, совсем не злой.

Он забавный и чудной.

Косточка, наверняка,

Будет сладка для …(щенка).

- Как вы думаете, о ком мы будем читать?


Дети слушают учителя
















Определение темы урока.

- О щенке.


7.Ознакомление со стихотворением

Цель: развитие мышления, высказывание своего мнения, развития навыков чтения








Регулятивные УУД: высказывать свои предположения

Стадия вызова. Прием «Прогнозирование по заголовку»

- Прочитайте название этого стихотворения в учебнике.

Запишем тему сегодняшнего урока.

- Рассмотрим иллюстрацию в учебнике на странице 35. Что вы можете сказать о девочке на рисунке?

- Как вы думаете, почему девочка грустит?

Стадия осмысления

Первичное чтение

- Сейчас мы узнаем, кто был прав, познакомившись с произведением.


Первичное восприятие

- Какое настроение вызвало это стихотворение?

- Почему же девочка грустила?

- Как девочка относится к своему щенку?




- Она грустит.


- Предположения детей.


Ответы детей

- Грусть – пропал щенок и радость – нашелся.

- У нее пропал щенок.

- Заботится, переживет, любит.

8.Словарная работа

Цель: разобрать непонятные выражения

Личностные УУД: опора на свой жизненный опыт

- В стихотворении встретились незнакомые слова:

КЛАДОВКА – пристройка к дому, где хранятся вещи, продукты.

ЖБАН — кувшин с крышкой.

ПЧЕЛИНЫЙ РОЙ

ЛЕЖИТ ПЛАСТОМ -

ГОРЕВАЛА - грустила

Чтение трудных слов

Ответы учащихся

9.Работа над стихотворением

Цель: анализ стихотворения

Коммуникативные УУД: умение слушать, построить ответ на вопрос



Познавательные УУД:

находить ответы в тексте к иллюстрациям Коммуникативные УУД: умение слушать, построить ответ на вопрос, выразительное чтение

Личностные УУД: эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции


Вторичное чтение

Самостоятельное чтение учащимися
Учитель: – Прочитайте самостоятельно, читайте стихотворение внимательно, потому что после чтения должны будете отгадать кроссворд.
Вопросы:
1. Как называется сосуд, который перевернул щенок? (Жбан)
2. Что делал щенок, чтобы разбудить семью? (Лаял)
3. Что порвал щенок у папы? (Стихи)
4. Как лежал щенок после укусов пчел? (Пластом)
5. Покрываться чем не стало? (Одеялом)


Какое получилось ключевое слово? (Настя)
– Что это за слово (Имя девочки)

Давайте нашу главную героиню назовем этим именем

- А какую кличку вы предложите для щенка?

Физминутка

- Во дворе щенок играл,
Прыгал, бегал и считал:
«Раз – прыжок и три кивка,
Два – направо голова,
Три – налево поворот» –
И помчался до ворот,
А потом вздохнул и сел:
Он устал и присмирел.

Выборочное чтение

Учитель показывает иллюстрации.

- Как вёл себя щенок утром? Найдите подтверждение в тексте.

- Что подумала девочка, когда не смогла найти щенка. Найдите подтверждение в тексте.

- Что увидела Настя, когда появился щенок. Найдите подтверждение в тексте.

-Чем закончилось приключение щенка? Найдите подтверждение в тексте.


Работа в парах.

- Найдите, к какому герою подходит какое слово, будь те внимательны, здесь могут быть лишние слова.

Учащиеся самостоятельно читают произведение.



Разгадывание кроссворда.





10. Рефлексия

Цель: повторить пройденный на уроке материал, оценивание свой деятельности на уроке





Личностные УУД: объяснить самому себе что получилось, а что нет.


Регулятивные УУД: оценка своей деятельности на уроке.



Стадия рефлексия

- С каким стихотворением вы сегодня познакомились?

- Кто из героев вам понравился больше? Почему?

- Как бы вы поступили на месте девочки?

- Как вы думаете, каким человеком станет девочка, когда вырастет?

- Почему стихотворение назвали “Мой щенок”? Можно ли было назвать “Щенок”?

- Что главное хотел сказать автор в этом произведении?

Сочините синквейн. (если есть время)



Выскажи своё мнение


Дети отвечают на вопрос учителя с помощью сигнальных карточек, устные ответы




Ответы учащихся

12. Домашнее задание на выбор

Цель: дать детям домашнее задание



Прием «Идеальное домашнее задание» На выбор:

Выразительное чтение стихотворения

Наизусть понравившегося отрывка

Дети записывают домашнее задание в дневник





6


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.