Урок литературного чтения «С.В. Михалков. "Мой щенок"» (2 класс)
Урок литературного чтения
Вид урока: урок открытий новых знаний
Тема: С.В. Михалков «Мой щенок»
Цель: познакомить учеников с произведением “Мой щенок”.
Планируемые результаты деятельности:
Личностные: помочь детям выразить свое отношение к происходящим событиям;
Метапредметные :
Познавательные умения: учить определять отношения автора к героям своих стихотворений на основе анализа произведения;
Регулятивные умения: учить правилам дискуссии, разным видам чтения; оценивать свою деятельность;
Коммуникативные умения: развивать критическое мышление, творческие способности, умение формулировать вопросы; умения определять позицию автора в произведении;
Предметные: знать содержание стихотворения, выразительно читать.
Используемые технологии: системно-деятельностная (работа в группах), личностно-ориентированная технология (карточки с заданиями), частично-поисковая (работа с информацией), информационно-коммуникативная технология (презентация), проблемно-поисковая (разрешение проблемы), знаково- символическая система (работа с таблицей), здоровьесберегающая (физминутка)
Оборудование урока:
Мультимедийный проектор, ПК, презентация, карточки с заданиями.
Структура урока
I. Cтадия вызова, ведение в проблему (настраивает на получение новой информации: ученики активизируются; формируют запрос на получение новой информации. Кроме того, обращение к личному опыту формирует личную заинтересованность в получении знаний. У учащихся пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала).
II. Cтадия осмысления, выполнения (содержательная, в ходе которой и происходит направленная, осмысленная работа, показывает, что в процессе чтения происходит первичный анализ информации).
III. Cтадия рефлексии (превращает информацию, изучаемую на уроке, в собственное знание. Она направлена на систематизацию информации, выработку новых идей, решение поставленных ранее целей. Заключается в том, чтобы исправить предшествующие представления, собранные на стадии вызова, “присвоить” новую информацию и определить дальнейшие перспективы в изучении темы).
Формы урока РКМЧП отличаются от уроков с традиционным обучением, тем, что ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.
На уроках используются такие формы как:
“работа в сотрудничестве”
“активное слушание”
“приём продвинутой лекции”
заполнение таблицы
Ход урока
I Стадия вызова
Этап урока |
Цель этапа |
Деятельность педагога |
Деятельность учащихся |
Результат Формирование УУД |
|
1. Орг.момент 2мин. Мотивация, самоопределение) к учебной деятельности |
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности |
Настраивает уч-ся на урок. (под музыку). Гремит салют и ветер с моря дует В две тысячи четырнадцатый год Народ и веселится и ликует Олимпиада в гости к нам идет. Я посланница олимпиады, в гостях сегодня у вас. Прибыла в благодатный и гостеприимный Кош-Агач с миссией зажечь олимпийский факел. -Чтобы олимпийский факел горел ярким пылающим огнем, что вы ребята будете делать? -Вы мне поможете?
-Договоримся работать активно, отвечать на уроке, поднимать руки, говорить полным ответом. - Вы согласны? Чем лучше будет е вы работать, тем ярче будет возгораться факел. -У вас на партах искорки, за каждый правильный ответ, за хорошую работу вы берете искорку и приклеиваете на факел. -Сейчас вспомним то , о чем говорили на том уроке. Поможет нам в этом эстафетная палочка. Передавая друг другу расскажите то , что вы узнали о жизни этого замечательного поэта. -Ребята, молодцы факел начинает возгораться |
Дети сидят
Отвечать на уроке, поднимать руки, работать активно, громко и ясно Да |
Готовы к началу урока - внутренняя позиция школьника; Учебно-познавательная мотивация
У детей искорки на парте У учителя –на доске
|
|
2. Постановка цели урока в начале или в процессе урока (проблемная ситуация)-3 мин.
|
На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации |
- А теперь прослушайте эту песню. ( Песня «Пропала собака») -Скажите какая будет тема нашего урока. О чем мы сегодня будем говорить. -А эпиграфом нашего урока будет. «Собака- человеку неизменный друг». - |
Высказывают предположения.( о собаке) |
Цель и задачи сформировали. Построение логической цепи рассуждений (П); Достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К); |
|
3. Подготовка к восприятию материала -2мин
|
артикуляционного аппарата (Речевая разминка) 1) Работа со скороговоркой |
Чтобы наша дикция была четкой, учимся произносить скороговорку: Два щенка щека к щеке Щиплют щетку в уголке .2 раза Слайд№1 |
Работа с информацией (презентация)
Отвечают на вопрос. |
Учебно-познавательный интерес (Л) Поиск и выделение необходимой информации (П)
Формулирование своего мнения (К) |
|
4.Открытие нового материала- 2 мин.
5. Подготовка к чтению -3мин. |
Знакомство с новой темой . Обогащение словарного запаса слов |
- Настало время познакомиться со стихотворением Михалкова «Мой щенок» ( тема на доске) -Обратите внимание на название текста. Текст называется Мой щенок, а эпиграф у нас: «Собака ……..». -Какая связь между словами собака и щенок? - В тексте встретятся вот такие незнакомые слова. -Давайте с вами угадаем . (слайд№2) рисунки Жбан- Жбан ( ведро для воды, кувшин с крышкой). Кладовка (заведующая складом, помещение для хранения клада, пристройка к дому, где хранятся вещи и продукты). Пчелиный рой (семья пчёл, пчелиные гонки). Сбилась с ног (измучиться, сбить себе ноги, ). Лежит пластом (, вытянуться, лежать не шевелясь). |
Показ картинки Собака-это взрослое животное, а щенок-детеныш собаки
итают название темы хором с учителем, самостоятельно.
Дети читают Вполголоса, хором, быстро, четко проговаривая |
Учебно-познавательный интерес (Л) Поиск и выделение необходимой информации (П)
|
|
Работа с текстом
А) Первичное восприятие текста б) Вторичное восприятие текста
. |
-Сядьте поудобнее, сейчас я буду читать стихотворение, а вы внимательно слушаете, потом расскажете какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Чтение текста. -Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? -Почему девочка грустила? Учитель: Кто же главный герой стихотворения? Дети: Щенок. Учитель: Какой он? Составьте словесный портрет щенка. Дети: Он маленький, забавный, весёлый…. Учитель: Как ведёт себя щенок? Дети: Он шалит, проказник… Учитель: А почему он себя так ведёт? Дети: Чтобы обратили на него внимание. Учитель: Что почувствовала девочка, когда щенок пропал? Докажите свои мысли. Дети: Девочка скучает без щенка. Он ей дорог и является членом семьи. Учитель: Куда пропал щенок? -Какие чувства испытала девочка, когда щенок вернулся? -А когда щенок вырастит, что он научится делать для семьи, для девочки? Дети: Он станет настоящим защитником, и будет охранять дом -Сначала текста и до конца прочитайте это стихотворение жужжанием, а потом про себя. -А сейчас выборочное чтение - Найдите в тексте и прочитайте чего боялась девочка. -Проказы щенка. -Найдите строки ,где говорится о состоянии щенка, когда он вернулся домой . (выборочное чтение по иллюстрациям ) (слайд №3) - В стихотворении найдите строки, которые описывают эту картину. |
Размышляют над заданием. Грусть, печаль ,тревожность Потеряла щенка |
Развитие речи (К) |
||
Физминутка
|
физминутка со щенком |
||||
|
|||||
Работа в группах
|
Рефлексия |
(работа в группах) 1 группа и 2 группа- Составление плана на доске. Заполните пропущенные пункты плана: 1 группа: Действия щенка. Стал всех будить. Лаять,прыгать. Перевернул жбан с мёдом. …………………. …………………. Залез лапой в клей. 2 группа: Заполните пропущенные пункты плана: Опасения девочки. Украли. ………………… Другое имя дали. ………………….. Мокнет под дождем. 3 группа и 4 группа- Работа над тестом. Выделите те слова, которые характеризуют девочку .Обоснуйте свой выбор. 3 группа: Девочка Добрая Ответственная Ленивая Заботливая Злая Равнодушная Жестокая Внимательная 4 группа: Выделите те слова, которые характеризуют щенка. Обоснуйте свой выбор. Щенок: Озорной Трусливый Глупый Любопытный Непослушный Злой Шаловливый Способ проверки: отчет о работе 1 ученика из группы -Да действительно. Он заботливый, маленький, забавный, веселый. -А когда щенок вырастет, что он будет делать? - Каждый из вас желает иметь такого друга. Но не все люди понимают, какую ответственность несёт человек, который заводит себе животное в дом. Собака требует ежедневной заботы и ухода. Особенно маленькая - она много не умеет. Её надо всему учить и ухаживать за ней. Только благодаря вашей заботе и вниманию, любви к ней, она ответит вам тем же. - Не зря говорят собака –друг человека. И действительно собака неизменный друг человека. Она не предаст, будет нас охранять и защищать. |
Работают с информацией
Порвал стихи у папы На пол с лестницы упал
На веревке увели заблудился
Делают вывод
|
Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К) Познавательная инициатива (Р) Взаимопроверка
|
|
.
Итог урока
|
-Я вас попросила выполнить творческие темы. Кто-то должен был нарисовать собаку, сочинить четверостишие, выписать пословицы. - А теперь перед вами лежат маленькие листочки. На коричневое ушко щенка прикрепите то , что он делает, а на белое ушко то, что мы должны делать для него. --Ребята, посчитайте искорки и и поставьте себе оценку. ( оценивание) Оценивание: от до искорок оценка «5» Оценивание:от до искорок оценка «4» От до искорок оценка «3» Дом.задание: -Молодцы. Посмотрите какой факел у нас получился. Он горит еще ярче. Вы очень хорошо поработали - Поднимите свой факел, в классе стало ярче от ваших факелов. А теперь посмотрите на мой факел как он ярко горит. -Встанем под олимпийский гимн . -До свидания, до новых встреч! |
Дети работают в группах , выполняют задания Вызывает интерес Охраняет дом Член семьи Верно служит Ухаживать Гулять Кормить Учить всему Заботиться о здоровье |
Поиск ответа на вопрос (П)
Доказывают свою точку зрения (К) Формулирование своего мнения (К) |
||