Конспект урока чтения в 3 классе на тему «С.В. Михалков "Если", "Рисунок"»
УМК: Школа России
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3
Тема: С. Михалков «Если», «Рисунок»
Цель - ознакомление с жизнью и творчеством С.В. Михалкова.
Задачи:
- формировать навык осмысленного чтения;
- формировать умение задавать вопросы;
- формировать навык выразительного чтения;
- развивать память, речь, мышление;
- развивать умение высказывать свое отношение к прочитанному.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения; читать и воспринимать на слух лирические тексты; читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому; сравнивать название произведения и его содержание; высказывать свое мнение.
Оборудование: портрет и выставка книг С.В. Михалкова; карточки (приложение1), учебники, карточки с текстом С.В.Михалкова «Рисунок», компьютер с колонками и интерактивная доска.
Ход урока
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Антонина Владимировна. Сегодня урок чтения проведу у Вас я.
- У вас на столах учебник, пенал. Садитесь, пожалуйста.
Все расселись по местам,
Никому не тесно?
По секрету Вам скажу:
«Будет интересно».
- Прежде, чем начать работу, познакомимся чуть ближе. Я отвечу на любые Ваши три вопроса (Учитель отвечает на вопросы детей).
- А теперь я Вам задам три вопроса:
- Кто любит учиться? Хлопните три раза.
- Кто любит читать? Топните два раза.
Карточки для индивидуальной работы
DOCX / 14.08 Кб
Приложени 2. Флипчат
FLIPCHART / 18.52 Мб
ИНструкция по работе с Приложением 2
DOCX / 15.46 Кб
Приложение 3. Памятка для составления вопросов
DOCX / 11.95 Кб
Конспект без искажений
DOCX / 29.71 Кб
Кто любит смеяться? Поднимите руки вверх и хлопните один раз.
Речевая разминка и актуализация знаний.
Упражнение «Сундучок»
- Ребятам было дано задание вписать пропущенное слово в стихи на карточке и прочитать то, что у них получилось. Мы с вами их работу проверим и тоже эти стихи прочитаем с той интонацией, с которой я попрошу.
Проверка выполненного задания проводится по плану:
1. Какое слово вставил? (Учитель или ученик достают предмет из сундучка – Приложение 2 Для работы с приложением 2 ознакомься с инструкцией).
2. Прочитай строчки, которые получились (Читает ученик, который выполнял задание).
3. А теперь прочитаем хором удивленно (с преувеличенной гордостью, с жалостью, ворча, с постепенным уменьшением громкости, споем, с усилением громкости, плача).
Самоопределение к деятельности
- Почему именно эти стихи я взяла для речевой разминки? Что их связывает? (Их написал один автор)
- Кто написал все эти стихи? (Сергей Михалков)
- Если посмотреть на первые буквы извлеченных из сундука предметов, то получится фамилия автора этих стихотворений. (Учитель открывает имя, фамилию автора и портрет в Приложении 2)
- Правильно ли мы угадали автора? (Да)
- Итак, сформулируйте тему и цель урока (Приложение 2).
(Тема – Стихи С.Михалкова, цель – знакомство с биографией и стихами С.Михалкова).
- Что мы должны сделать на уроке, чтобы достичь поставленной цели? (Читать стихи, анализировать их, слушать учителя, задавать вопросы и отвечать на них и т.д.)
Работа по теме
-
Знакомство
- Что вы знаете о Сергее Владимировиче Михалкове?
Рассказ учителя: Писатель, поэт, баснописец, драматург, военный корреспондент, автор текста гимна Российской Федерации... Сергей Михалков был поистине многогранным человеком, однако наибольшую известность и популярность ему принесли произведения для детей.
(Учитель демонстрирует книги с выставки)
Воспитанием в семье Михалковых занималась строгая гувернантка немецкого происхождения Эмма Розенберг. Дети беспрекословно слушались ее, делая все, что она им велит. Сергею Владимировичу учеба доставляла настоящее удовольствие. А вот дождь он не любил.
- А вы любите дождь? Почему?
«Мозговой штурм»
- Чем Вы можете заняться во время дождя? (Дети подают разные идеи, после чего учитель раскрывает возможные ответы на вопрос в Приложении 2)
- Посмотрите, сколько занятий предложили вы, сколько у меня на доске, но идею Сергей Владимировича мы с вами пока еще не разгадали.
- Оставим этот вопрос пока открытым (вопрос надо записать на доске).
Работа со стихотворением «Если»
Первичное восприятие.
- Иногда для того, что описать свои чувства, не хватает слов. Я хочу, чтобы вам сегодня хватило слов, поэтому подготовила небольшой словарик чувств (Приложение 2).
- Прочитайте по цепочке. Все ли слова понятны? (Ответы детей)
- Послушайте стихотворение, а потом скажите, какие эмоции вы испытали при прослушивании этого стихотворения.
Чтение стихотворения наизусть учителем
- Какие чувства испытали при чтении стихотворения? (Ответы детей)
Повторное чтение стихотворения в парах.
- Для того, чтобы мы могли поговорить о стихотворении и ответить на главный вопрос, вы сейчас прочитаете стихотворение в паре: две строчки читает один участник пары, две другой, затем снова первый и снова второй… до тех пор, пока стихотворение не будет полностью прочитано. По окончании работы поднимите соединенные руки домиком. Так я пойму, что вы с заданием справились.
Анализ стихотворения с помощью Кубика Блума.
- У меня в руках предмет (у учителя в руках кубик Блума). Что это за предмет? (Куб)
- На гранях кубика написаны слова. Эти слова, ребята, обозначают тип вопроса, который надо задать или на который надо ответить. Ознакомимся с типами вопроса (Приложение 2). Сейчас вы будете кидать кубик, а я задавать вопросы.
Дети по очереди кидают кубик, учитель задает вопрос из соответствующей группы. Если какой-то важный для анализа вопрос так и не выпал, то учитель задает его уже без кубика.
Назови. Где сидят дети? Почему они сидят дома? С каким морем ребята сравнивают лужу? Во что превратили лужу? Во что ребята превратили каплю? Какой ответ получили на вопрос: «Какой ширины туча»?
Почему. Почему ребята начали фантазировать? Почему у тучи нет краев? Почему автор назвал стихотворение «Если»?
Объясни. Правильно ли я понимаю, что детям скучно? Правда ли, что дождь идет давно? Правильно ли я понимаю, что фантазирование помогло ребятам пережить скучный дождливый день?
Поделись. Любишь ли ты дождь? Часто ли ты фантазируешь? Как ты относишься к мокнущим под дождем собакам?
Предложи. Чем бы ты предложил заняться ребятам? Придумай другое название стихотворению.
Придумай. В какую игру играли бы мальчики, если бы было солнечно? Что еще можно соединить, чтобы получить что-нибудь большое?
Физкультминутка «Зонтик» (Е.Железнова). Минусовка в Приложении 2.
Вот это мой зонтик, я в дождь хожу с ним,
Пусть дождь барабанит, останусь сухим.
Вот моя книжка, могу почитать,
Могу вам картиночки в ней показать.
А это мой мячик, весёлый, смешной,
Его я бросаю над головой.
А вот мой котёнок, я глажу его,
Мурлыкает он для меня одного.
Работа над выразительным чтением стихотворения
- С какой интонацией надо читать это стихотворение? (Читаем по столбику – 2 раза)
Работа со стихотворением «Рисунок».
Первичное восприятие
- Ознакомимся с еще одним стихотворением Сергея Михалкова «Рисунок». После чтения стихотворения вы мне расскажете, что почувствовали.
Просмотр мультфильма (Приложение 4). (Приложение 2 «Словарь чувств»)
- Какие эмоции пробудил в вас просмотр стихотворения?
Вторичное чтение.
- Прочитайте стихотворение самостоятельно вполголоса. По окончании задания встаньте рядом с партой. Так я пойму, что вы закончили чтение (Дети читают).
- А теперь прочитаем в парах со сменой партнера по четыре строчки. Читаем друг другу в паре по очереди 4 строки стихотворения, а по моему хлопку ребята первого варианта пересаживаются на одно место вперед, а те, кто сидит на первой парте бегут на заднюю. И снова читаем друг другу следующие 4 строчки и ждем хлопка для пересадки на одно место вперед. И так далее, пока стизотворение не закончится.
Анализ стихотворения.
Работа в группах
– Объединитесь в группы. Придумайте 6 вопросов, по одному для каждой грани кубика Блума. (На доске Приложение 2 «Памятка для составления вопросов для кубика»)
- Чтобы Вам было легче составить эти вопросы, я на памятках уже написала их возможное начало (Приложение 3). Надо только продолжить и выбрать в каждой группе один самый важный вопрос, который вы и зададите одноклассникам.
Анализ
- Я кидаю кубик, а вы задаёте друг другу вопросы. (На доске липушки 6 цветов с вопросами, составленными учителем для групп, у которых не получилось придумать какой-либо тип вопроса)
Сравнение двух стихотворений.
- Мы сегодня познакомились с двумя стихотворениями. Как они называются?
- Чем похожи? От чьего лица ведется повествование в первом стихотворении, во втором? Почему дети в первом стихотворении фантазировали? Почему рисовал мальчик в стихотворении «рисунок»? Как фантазировали дети?
Итог урока:
– С произведениями, какого автора знакомились на уроке?
- Как называются стихи?
- Ответьте на вопрос, который задали в начале урока: Чем можно заняться в дождь по мнению Сергея Владимировича Михалкова?
- Чему хотел нас научить автор, когда писал эти произведения?
Домашнее задание. Нарисуйте свой фантастический рисунок к стихотворению «Если»
Рефлексия:
- Продолжите предложения (Приложение 2).
Мне было интересно…
Я узнал…
Я затруднялся…..
Я хочу вам пожелать, чтобы ваше детство дольше не кончалось и вы могли продолжать фантазировать, как можно дольше. Ведь без фантазии было бы скучно жить, и не было бы написано столько чудесных книг.
Спасибо за урок.
Использованные ресурсы:
Михалков С.В. «Рисунок». Видео- фрагмент. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=W5XqmKIPKyk
Железнова Е. «Музыка с мамой. Пальчиковые игры». Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=zz_9IjLYKzY
Как работать с Приложением 2 смотри в «Инструкции к Приложению 2»
Кушнарева Татьяна Николаевна
Россиева Антонина Владимировна
Ватолина Светлана Анатольевна
Россиева Антонина Владимировна
Порошина Ольга Анатольевна
Россиева Антонина Владимировна
Кадырова Ольга Игоревна
Россиева Антонина Владимировна
Язенина Ольга Анатольевна
Россиева Антонина Владимировна
Горбачёва Марина Юрьевна