Урок литературного чтения в 3 классе по теме «С.В. Михалков «Если»
Пояснительная записка к презентации
Урок литературного чтения в 3 классе
Дата: 20.03.19 г.
Подготовила:
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №2 г. Пятигорска
Алоян Алиса Араратовна
Тип урока: урок «открытия новых знаний»
Тема урока: С.В. Михалков «Если»
Цель урока: формирование знаний о биографии и творчестве С.В. Михалкова и знакомство с его произведением «Если».
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить с жизнью и творчеством автора, читать и воспринимать на слух лирические тексты, развивать навыки выразительного чтения.
Метапредметные: обучающиеся получат возможность прогнозировать содержание произведения; планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения, анализировать прочитанное.
Личностные: воспитывать интерес к предмету, учить оценивать свою работу на уроке.
УУД:
Регулятивные: осуществляют действие по образцу и заданному правилу, участвуют в оценке результатов деятельности;
Коммуникативные: понимают содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников; вступают в общение, выражают свою точку зрения, слушают другого, соблюдают правила общения, сотрудничают с одноклассниками при подготовке выразительного чтения;
Познавательные: ориентируются в речевом потоке, находят начало и конец высказывания;
Личностные: проявляют познавательный интерес, извлекают информацию, дополняют имеющиеся знания.
Оборудование: учебник, интерактивная доска, презентация
Структура урока:
1.Этап мотивации. Слайд 2
-Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку «пять»!
(Цель: создать эмоциональную обстановку на уроке)
2.Этап актуализации.
- Какой раздел мы с вами изучаем? Слайд 3
- С какими авторами мы познакомились в этом разделе?
- Какой жанр литературы мы изучаем в этом разделе?
- Вашим домашним заданием было подготовить выразительное чтение стихотворения «В театре» (выслушать 2-3 человека) слайд 4
- Чем вам понравилось это стихотворение?
- Что запомнилось? Что показалось смешным?
Речевая разминка.
Упражнение «Именинный пирог». слайд 5
Сделав глубокий вдох носом, постарайтесь задуть короткими отрывистыми выдохами как можно больше свечек на воображаемом именинном пироге. Следить, чтобы в процессе выдоха дети не добирали воздух.
Упражнение «Ароматный цветок». Слайд 6
Представьте, что вы нюхаете ароматный цветок. Сделайте медленный глубокий вдох носом при плотно сжатых губах. Задержать дыхание. На выдохе произнесите фразу: «Какой ароматный цветок».
(Цель этапа: актуализировать знания о разделе и его писателях, проверить домашнее задание)
3.Этап выявления места и причины затруднения.
- Возникли ли трудности?
4.Этап целеполагания слайд 7
— Прочитайте отрывки из стихотворений. Узнайте, кто их автор.
В доме восемь дробь один У заставы Ильича
Жил высокий гражданин
По прозванью..................(каланча)
В одном переулке стояли дома.
В одном из домов жил Упрямый..............(Фома)
На прививку! Первый класс!
Вы слыхали? Это нас!
Почему я встал у стенки?
У меня дрожат...................(коленки)
Мы едем, едем, едем
В далекие края,
Хорошие соседи, счастливые ………….(друзья)
Кто, набив пирожным рот, Говорит: А где…………(компот)
Кто на лавочке сидел, Кто на улицу глядел Толя пел, Борис молчал Николай ногой ……….. (качал)
Мать сказала:
– Дверь закрой!
К нам летит пчелиный…… (рой)
- Ребята, а кто их автор? (Сергей Владимирович Михалков.)слайд 8
- Что вы знаете об этом авторе?
- С какими его стихами знакомы?
- Сформулируйте тему урока и цель.
(Цель этапа: учить определять тему урока и цель)
5.Этап открытия нового знания. Слайд 9
1) Знакомство с биографией писателя.
Сергей Владимирович Михалков (1913—2009) родился в Москве, школьные годы провел в Пятигорске.
Слайд 10 Учился в средней школе №1, в 1977 году у преподавателей школы возникла мысль создать мемориальную комнату Михалкова, ребята приняли эту идею с восторгом. И Сергей Владимирович передал школе свои книги с автографом, фотографии и личные вещи.
Слайд 11 В день его 90-летия его имя было присвоено центральной городской детской библиотеке нашего города, также в городе есть улица Михалкова.
Слайд 12 Первые свои стихи — обыкновенные «взрослые» — напечатал в ростовском журнале. Поэту было пятнадцать лет, и из редакции он получил письмо: «Очень не восхищайтесь, учитесь работать и шлите нам свои стихи».
Первое стихотворение для детей — оно называлось «Три гражданина» — Сергей Михалков напечатал в журнале «Пионер» в 1935 г., а вскоре появился «Дядя Степа», и молодой поэт, как говорят в таких случаях, проснулся знаменитым.
Слайд 13 Шли годы, Михалков написал множество стихов для детей, не забывал и взрослых — для них он сочинял басни, пьесы, киносценарии.
Физкультминутка. Слайд 14
Быстро встали, улыбнулись. Выше, выше потянулись. Ну-ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали. Сели, встали. И на место прискакали.
2) Знакомство с стихотворением «Если».
- Как вы понимаете слово «если»?
- Прочитайте название стихотворения и рассмотрите иллюстрации к стихотворению.
- Предположите, о чем это стихотворение?
- Прежде чем познакомиться со стихотворением, проведем словарную работу.
Словарная работа. Слайд 15
Сырость - влажность, обильное содержание влаги в чем-нибудь.
Если – это союз, выражающий условие.
Слайд 16
- Сейчас я вам прочитаю стихотворение С.В. Михалкова «Если», а вы его внимательно послушайте и ответьте на вопросы: «Правильно ли вы предположили?», « И почему поэт так озаглавил своё стихотворение?».
(Цель этапа: познакомить с биографией писателя, учить прогнозировать произведения)
6.Этап первичного закрепления.
- Прочитайте стихотворение и сравните его содержание со своими предположениями.
(Самостоятельная работа учащихся.)
7.Этап включения в систему знаний.
Приём «Чтение с остановками»
- Будем читать с остановками. Для чего нам это нужно?
- Кто смотрит в окна? Что они видят?
- Почему собаки не хотят лаять?
- Что предположили дети?
- Что у них получилось?
- Что еще предположили дети?
- О чем они еще фантазировали?
Анализ стихотворения.
Слайд 17
- Как вы поняли, о чем это стихотворение?
-Что помогло детям превратить лужу в море?
-Что помогло детям превратить каплю в каплищу?
(Цель этапа: учить понимать и анализировать стихотворения)
8.Этап подведения итогов урока. Слайд 18
- Чему учит вас это стихотворение? (коротать время с интересом)
- Чем вам понравилось стихотворение?
- Кто автор произведения? Что вам о нем запомнилось?
9.Этап рефлексии и оценивания. Слайд 19
Закончите предложения:
Мне все …
Я не понял …
Я запомню…
Мне понравилось…
- Как вы считаете, кого можно похвалить за активную работу на уроке?
(Цель этапа: учить оценивать свою работу на уроке)
10.Этап ознакомления с домашним заданием. Слайд 20
Выберете на выбор д/з:
1) с.116-117 выразительное чтение.
2) с.116 – 117 выучить наизусть
/data/files/d1557940212.pptx (Презентация Михалков "Если")