Урок литературного чтения во 2 классе «В.В. Бианки "Музыкант"»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока |
В.В. Бианки «Музыкант» |
Тип урока: |
Урок «открытия» нового знания |
Цели урока |
Деятельностная цель: знакомство с творчеством В.В. Бианки и его рассказом «Музыкант»; Образовательная цель: расширить знания о повадках животных. |
Задачи: Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
|
- продолжить обучение пересказу текста по опорным словам и плану; - совершенствовать умение составлять план произведения, - совершенствовать навыки работы в парах; - развивать речь, мышление; - развивать навыки выразительного грамотного чтения -воспитывать позитивное отношение к природе; - воспитывать любовь и бережное отношение к животным. |
Планируемые результаты: |
Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста по его заглавию и читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное; определять последовательность событий, составлять план и пересказывать по нему содержание прочитанного |
Формы работы учащихся: |
. индивидуальная, групповая, фронтальная.
|
Необходимое техническое оборудование: |
компьютер, проектор, экран, книги Виталия Бианки для выставки, дидактический раздаточный материал для работы в парах. |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1. 1.Организационный 2. момент (1-2минуты)
2. 2. Речевая разминка (4-5 минут)
3. Постановка учебной задачи (1-2 минуты)
4.Проверка дом. задания Дополнительный материал – (Сообщение к уроку 4-5 мин
4. 5 «Открытие нового знания) (7-8 минут)
5. 6. Первичное закрепление 9П)(проверка первичного восприятия текста) (4-5 минут)
7.Физкультминутка (1-2 мин)
6. 8. Работа с текстом Ф фронтальная работа.: 7 минут) (Составление плана по рассказу)
7. 9. Закрепление изученного. Работа в парах 5 минут)
8. 10. Рефлексия деятельности. (2 мин)
11.Итог урока (1 мин)
9.
12. (Домашнее задание 1-мин)
|
Прозвенел звонок – начинается урок. Посмотрите на себя, на свою парту. Все ли в порядке? Готовы ли вы к уроку? Посмотрите на своего соседа и его парту. Подскажите, если что-то у него не так. Посмотрите на соседа, улыбнитесь. Начинаем наш урок.
Прочитайте и отгадайте загадку: (слайд 2 ) Он зимой в берлоге спит, -Прочитайте загадку найдите в нем глаголы .(слайд 4) -прочитайте загадку с вопросительной интонацией, выделяя глаголы;
- прочитайте загадку с утвердительной интонацией, выделяя эти же глаголы.
-сегодня мы познакомимся с писателем Виталием Валентиновичем Бианки и его рассказом «Музыкант»(слайд 5) -прочитайте название рассказа В. Бианки.
--можете ли вы определить по названию рассказа, о ком будет этот рассказ?
-рассмотрите иллюстрацию (слайд 6 ) а теперь вы сможете сказать, о ком мы будем сегодня читать? А что вы знаете о медведях? - Послушаем сообщение о бурых медведях.
Посмотрите внимательно на картину Шишкина «Утро в сосновом лесу»(слайд7): -Каких животных изобразил художник? - Как ведут себя медведи?
- беседа учителя с учащимися об авторе рассказа.(слайд8) Кто из вас читал его книги? Назовите, какие? - рассказ учителя об авторе.(ЭОР №1) -Чтение рассказа учителем. Словарная работа: (слайд 9) Медвежатник – охотник на медведя; Завалинка – невысокая земляная насыпь возле избы; Колхозник – человек, занимающийся сельским хозяйством; Щепка - тонкая пластинка, отколотая от дерева.
Беседа:(слайд10) -На чём играл старый медвежатник? -Что сказал ему колхозник?
-Зачем медвежатник пошёл в лес? -Что он услышал, когда отдыхал в лесу? -Какую картину увидел старик в лесу?
-Почему он не убил медведя?
Ствол берёзы обнимаем, Крепко глазки закрываем. Поморгали раз-два-три, Вправо-влево посмотри. (Упражнения для глаз.)
(Слайд 11) написано 4 предложения) -Прочитайте первую часть рассказа. -Какое из этих четырех предложений подходит к прочитанной части? -Вторую часть читает …
Как назовете вторую часть?
Прочитайте третью часть, -Какое предложение выбрали к 3 части? Четвертую часть прочитает…
-Какое предложение к 4 части?
Мы составили план по рассказу..(слайд 12)
-Сейчас вы будете работать парами: -Проверим , что у вас получилось? (Слайды 13-14\)
Выберите и продолжите любое предложение: .(слайд15) -На сегодняшнем уроке я узнал…. -На этом уроке я похвалил бы себя за … -После урока мне захотелось… С каким рассказом познакомились на уроке? -Кто написал этот рассказ? -Почему автор назвал рассказ «Музыкант»
- Запишите задание на дом: Чтение и пересказ рассказа «Музыкант» по составленному плану и опорным словам.( План и опорные слова у каждого ученика на листочках) (приложение3) |
Дети приводят в порядок рабочее место. Дежурные усаживают только тех учеников, которые не только готовы сами, но и их сосед по парте тоже готов.
Дети отгадывают загадку,
-спит, храпит, проснется, реветь -дети встают и по очереди читают загадку с вопросительной интонацией(1-2 ученика) -выразительное чтение с утвердительной интонацией(1-2 ученика)
«Музыкант»
- высказывают предположения, о ком будут читать. -рассматривают иллюстрацию и снова высказывают свои мысли. - о медведе. -заранее подготовленный ученик рассказывает о бурых медведях. (приложение2) -Остальные сдают стихи и загадки про медведя ((домашнее задание)
-рассматривают картину, отвечают на вопросы
Называют названия прочитанных рассказов, рассматривают выставку книг.
-дети внимательно слушают и следят по тексту.
-Старый медвежатник играл на скрипке. - колхозник попросил его , чтобы он пошел лучше в лес на охоту. -Старик взял ружьё и пошел в лес охотиться -Он услышал в лесу красивый звук. -Старик увидел, как медведь щепкой издавал звуки. -жалко ему стало убивать такого музыканта.
Ученик показывает упражнения: -Ветерок головку клонит (наклоны ) Колокольчик сон свой гонит(машут руками) -ты головку вверх подкинь(голову вверх) -и пропой: дзинь-дзинь!,дзинь-дзинь! (издают звуки , играя пальцами на губах) - 1ученик читает 1 часть рассказа -Старый медвежатник любил музыку.
-чтение 2 части
-Старик пошёл охотиться на медведя. Чтение 3части
-Медведь – музыкант.
Чтение 4 части
-Охотник пожалел медведя.
1 ученик читает предложения со слайда.
-дети работают по листочкам, вставляя в текст пропущенные предлоги.(на каждой парте текст для работы)
- самопроверка выполненного задания по слайдам.
Дети высказывают любое предложение.
-«Музыкант»
-В.В. Бианки
- потому что в тексте говорится о музыке, о музыканте -записывают задание в дневник.
|
Регулятивные,личностные УУД (самоконтроль)
Коммуникативные УУД (согласованность действий с партнером)
Коммуникативные УУД (выразительное чтение)
Общеучебные познавательные УУД: Умение работать с текстом Умение выделять глаголы, читать выразительно с разной интонацией)
Регулятивные УУД (целеполагание) (прогнозирование)
Общеучебные познавательные УУД: Умение работать с дополнительной литературой, с интернетом Коммуникативные, личностныуУУД
Познавательные УУД
Общеучебные познавательные УУД: Умение слушать текст, работать с текстом. Умение выделять существенное Личностные УУД: Умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм
Коммуникативные УУД
КоммуникативныеУУД
Регулятивные УУД (лидерство и согласованность действий с партнерами)
Общеучебные познавательные УУД: Умение работать с текстом Умение выделять главное Умение выразительно читать текст
Регулятивные и личностные УУД (самооценка)
.
Регулятивные УУД (самооценка)
Коммуникативные, личностные УУД
|
Приложение 1
Старый медвежатник хотел научиться играть … скрипке. Знакомый колхозник посоветовал ему идти лучше … лес охотиться … медведя.
Старик отложил скрипку, взял ружьё и пошёл … лес. Долго ходил он … лесу, устал и сел отдохнуть … пенёк. Вдруг слышит - … глубины леса доносится красивый звук. Старик пошёл туда и видит: … опушке … разбитого грозой дерева сидит медведь. Он трогает лапой торчащие … разбитого дерева длинные щепки. Щепка задрожит, и … воздухе раздаётся звук. Медведь слушает, и старик тоже заслушался, как поёт щепка, как будто струна. Послушал, послушал старик и пошёл … леса домой. Разве можно … такого музыканта стрелять!
Приложение 2
Бурые медведи живут на равнинах и в горах, там ,где есть глухие леса с буреломом , болотами, водоемами. Они отличные охотники, но часто питаются лесными ягодами, кореньями, фруктами, выкапывают жуков и личинок, ловят лягушек и рыбу. Медведь- большой любитель меда: даже укусов пчелиных не боится, лишь бы полакомиться. Бурый медведь один из крупных представителей хищников.Вес медведя достигает 300 кг, длина тела более 2 метров.
Осенью зверю приходится заботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Говорят , что зимой медведь лапу сосет. Так ведь этим сыт не будешь! Да и не сосет он лапу. Просто у медведя в середине зимы меняется кожа на лапах., они чешутся, зудят, вот мишка в полусне и слизывает старую кожу с подошвы.
За развалистую походку медведя прозвали косолапым. Только зря: медведь проворен и может догнать даже лошадь. . Длинные и очень твёрдые когти позволяют ему прекрасно лазать по деревьям. Ходит по лесу не торопясь, лишь иногда останавливается и начинает принюхиваться, прислушиваться.
Приложение 3
План
1 Старый медвежатник любил музыку.
2.Старик пошел охотиться на медведя.
3.Медведь- музыкант.
4 Охотник пожалел медведя.
Опорные слова для пересказа текста по частям
1 часть: медвежатник, завалинка, скрипка, плохо, колхозник, ружьё, лес, медведь.
2 часть: лес, не нашёл, отдохнуть, тихо-тихо, струна, «Дзенн!», удивился, пошёл, опушка.
3 часть: подкрался, дерево, щепка, лапой, задрожала, оттянул, слушает.
4 часть: вечером, мимо, опять, одну струну, не убил, музыкант, рассказал.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ |
Название ресурса |
Тип, вид ресурса |
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) |
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1
2
|
Бианки Виталий Валентинович (N 25738)
Утро в сосновом лесу (N 109790)
|
Интерактивное задание |
Демонстрация интерактивного Текста
картина |
литература :
1. Климанова Л.Ф. Учебник для 2 класса «Литературное чтение».1 часть. М., «Просвещение», 2012
2. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику Л.Ф. Климановой. 2 класс. М., «ВАКО», 2013.
3. Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/Российская академия наук.-
4-ое изд.-М.:ООО «ИТИ Технологии»,2008.
Александра
Купцова Елена Александровна