Конспект урока литературного чтения в 4 классе «К. Паустовский "Стальное колечко"»
Конспект урока литературного чтения в 4 классе
Тема урока: К. Паустовский « Стальное колечко».
Цель урока: создать условия для осмысления содержания произведения К. Паустовского «Стальное колечко».
Задачи:
Образовательные:
- Продолжить знакомство с творчеством К.Г.Паустовского, создать условия для формирования активной читательской позиции, которая помогает увидеть внутренний мир героя; формировать собственное суждение и высказывание по теме.
Развивающие:
- Способствовать развитию коммуникативных навыков, познавательной активности, мыслительных операций, внимания, памяти, речи детей, обогащать словарный запас учащихся;
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к предмету, выразительному чтению, способствовать воспитанию нравственных качеств личности через умение проводить самооценку поступков героев и применять их в жизненных ситуациях.
Планируемые результаты:
Предметные:
Уметь: объяснять поступки героев и своё отношение к ним, анализировать, сравнивать и делать осознанный выбор, аргументировать свою точку зрения, составлять план произведения
Метапредметные:
Регулятивные: уметь контролировать свою готовность к уроку; уметь ставить цель урока; уметь составлять план и последовательность действий; уметь проводить самоанализ и самооценку.
Познавательные: уметь выдвигать гипотезы; уметь искать и выделять необходимую информацию; уметь анализировать текст; уметь извлекать информацию из прослушанного текста; уметь структурировать знания, уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Коммуникативные: уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; уметь управлять поведением партнера.
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивация учебной деятельности. Цель: создать хороший настрой на предстоящую деятельность. Актуализация знаний. Цель: обеспечить мотивацию учения обучающихся. Актуализировать знания и способы действия. Целеполагание. Постановка учебной задачи. Цель: определить тему урока, сформулировать учебную задачу. Первичное осмысление и закрепление. Цель: выявить уровень усвоения учащимися новых знаний. Подведение итогов Цель: подвести итог урока. Соотнести задачи и результат. Рефлексия Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности | - Прикоснитесь друг другу ладошками и подарите своему товарищу чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получится, поддержите друг друга перед нашей предстоящей работой, улыбнитесь друг другу от всей души! - Вашим домашним заданием было вспомнить биографию К. Паустовского. - О ком и о чём писал автор? - Я предлагаю вам интересное задание, которое будете выполнять все вместе своей маленькой группой. У вас на парте лежит белый конверт. Откройте его. Составьте высказывание из слов. Это высказывание будет эпиграфом нашего урока. -Приступайте. - Проверим, что у вас получилось? «Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье». - Как вы понимаете это высказывание? Порассуждайте. - Что обозначает это высказывание? - Задачей урока будет ответить на вопрос: «Что значит быть счастливым?» - И поможет нам в этом произведение «Стальное колечко» К. Паустовского, с которым знакомимся на уроке сегодня. - Главная героиня этого произведения девочка Варюша. Поработав с текстом произведения, мы сможем ответить на вопрос, что сделало Варюшу счастливой. Словарно-лексическая работа. - В тексте нам встретятся непонятные слова. Попробуем соотнести слово с его лексическим значением. Работа в группах. МАХОРКА - Курительный табак низшего сорта. ШЕСТ – длинная палка ЕРШИ́ТЬСЯ - входить в задор, горячиться. ТЕМЯ - верхняя часть головы, а также верх черепа между лобными, затылочными и височными костями. СТРЕХА́, стрехи, мн. стрехи, ·жен. (спец.). Нижний свисающий край крыши; вообще - крыша в избах и других деревянных постройках. Воробьиное гнездо под стрехой. - Читаем произведение «Стальное колечко» по цепочке. Работа по тексту: - Где жила Варюша с дедом? - Как звали деда? - Куда Варюша пошла за махоркой? - Догадались ли вы какие события происходили в стране в это время? - Кто главный герой произведения. Описание главной героини. - С помощью текста определим черты характера героини. -Найдите эпизод, в котором мы первый раз встречаемся с Варюшей. - Как вы думаете, почему Варюша пошла посмотреть на поезда, какая это девочка? (любопытная) -Найдите эпизод, в котором, говорится, что девочка просто так дала махорки бойцу. Почему она так поступила? (она добрая, щедрая, отзывчивая) - А почему она поверила бойцу, рассказавшему ей о волшебном колечке? (она доверчивая). -Найдите в тексте эпизод, в котором говорится, что сделала Варюша, чтобы запомнить место, где потеряла кольцо. Значит, какая она была? (сообразительная) - Давайте вспомним, что подарил солдат Варюше? (стальное колечко) - Что он сказал о колечке, найдите в тексте. Средний – здоровье. Безымянный – большая радость. Указательный – увидишь весь мир. - А как Варя решила распорядиться колечком? (она поверила в чудо, но уронила колечко) -Расстроилась Варя? Почему? -А смогла она найти колечко? - Какие чувства испытывала Варя от потери колечка? -Что она придумала, чтобы найти место пропажи колечка? -Как отреагировал дедушка Вари, прочитайте его слова. - Кто такой Сидор? -Найдите в тексте тот момент и прочитайте, когда Варя с Сидором ищет колечко. - Как Варюша узнала, что пришла весна? - Найдите в тексте описания, передающие оживающую природу. Прочтите. - Куда побежала Варюша с приходом весны? - Где Варюша нашла колечко? - На какой палец одела Варюша колечко, когда нашла его? - Произошло ли чудо? - На какой палец девочка одела потом, когда легла спать? - С каким чудом встретилась девочка на следующее утро? -Увидев такую красоту, захотела ли Варюша надеть колечко на указательный палец? Почему? - Скажите, так прав ли был писатель, что назвал свое произведение сказкой? Почему? -Было ли волшебство в сказке, какое? -Счастлива ли наша героиня? -А действительно ли колечко было волшебным? Ведь зимой многие болеют, а с приходом весны выздоравливают. И боец видел, что девочка маленькая и наивная. И Варе хотелось верить в силу кольца, чтобы надеяться, что ее дедушка выздоровеет. -А чему учит нас эта сказка? - Вернёмся к эпиграфу. - Действительно, эпиграф нашего урока «СТАРАЯСЬ О СЧАСТЬЕ ДРУГИХ, МЫ НАХОДИМ СОБСТВЕННОЕ СЧАСТЬЕ» подтверждается? - В чём нашла своё счастье Варюша? - Любите своих родных, берегите их. Семья наше достояние. Наше счастье. Дорожите родным домом, своей Родиной. Ведь Родина у нас одна. - О чем важном хотел нам сказать автор этим произведением? Домашнее задание: 1. Придумывайте вопросы по тексту начинающиеся со слова Что? почему? Где? Куда? 2. Выразительное чтение эпизода «Приход весны». Урок подходит к завершению. Подводит итог. - С каким произведением познакомились? - Как называет Варю боец? - Можно ли по этим словам определить, как автор относится к своей героине? - В чём заключается главная мысль произведения? - Какие чувства вызвало это произведение у вас? - Как считаете, наш урок достиг цели? - Продолжите фразу: - Я узнал… - Меня удивило… - Мне было интересно… - Я для себя сделал вывод.. - Я понял… - Хочу поблагодарить… - Ребята, я благодарю вас за творческую работу на уроке и хочу закончить наш урок следующими словами: - Для каждого счастье - это что - то свое... Кому-то достаток, кому-то жилье, кому-то работа. Для кого-то счастье-это забота о других. Счастье находят все в чем-то своем. Я хочу пожелать вам, чтобы и вы нашли своё счастье в жизни.
| - В своих произведениях он рассказывал о людях мужественных, добрых и трудолюбивых, любящих свою Родину и способных ради неё совершить героический подвиг. - В деревушке Моховое - Дед Кузьма - В село Переборы - Шла Великая Отечественная война, Паустовский был на Южном фронте, работал военным корреспондентом - Варюша - Варюша была счастлива в родной деревне. Рядом с дедом Кузьмой. Она способна любить родную природу - О добре, о вере, заботе о ближних людях, любви к родине - Цветок – лепесток в валенках, анютины глазки с косичками. - С большой любовью и нежностью относится к героине |