Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме: И. Крылов, басня «Стрекоза и Муравей»

4
0
Материал опубликован 2 December 2022

Конспект урока литературного чтения в 4 классе

УМК «Начальная школа 21 века»

Тема урока: И. Крылов «Стрекоза и Муравей».

Цель урока: создать условия для ознакомления с басней И. Крылова «Стрекоза и Муравей».

Тип урока: открытие новых знаний.
Планируемые результаты:

Предметные: знакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его баснями, уметь анализировать басню.

Метапредметные

- познавательныеразвивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества;

- коммуникативныеформировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;

- регулятивныеучить ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;

- личностныеформировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация учебной деятельности.

Цельсоздать хороший настрой на предстоящую деятельность.


















Актуализация знаний.

Цельобеспечить мотивацию учения учащихся.

Актуализировать

знания и способы

действия.

















Целеполагание.

Постановка учебной задачи.

Цель: определить тему урока, сформулировать учебную задачу.







Первичное осмысление и закрепление.


Цельвыявить уровень усвоения учащимися новых знаний.







































Контроль и оценивание.

Цель этапа:

проверка полученных знаний.












Подведение итогов

Цель: подвести итог урока.

Соотнести задачи и результат.







Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности


t1669985647aa.jpg(звучит красивая мелодия)

- Ребята, обращаю ваше внимание на экран.

- Как хорошо, что мы вместе. Мы все счастливы и здоровы. Мы помогаем друг другу. Мы дополняем друг друга. Мы нужны друг другу. Пусть этот день несёт нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами. И, подобно этим цветам, раскроются ваши души, даря окружающим свет, тепло и любовь.


- Прочтите эпиграф к уроку. Какое отношение он имеет к нашему уроку?

«Люблю, где случай есть, пороки пощипать».
                                                    И.А.Крылов

Найдите в нём метафору.
– Как вы понимаете слова Крылова?
– Как Крылов любил пощипать пороки людей?
– Расскажите известные вам факты из биографии И.А.Крылова.

 - Продолжите предложения:

- Автора басни называют…


Басня это …




Басня состоит из…


Цель басни … 



- Вы догадались, что на уроке нам предстоит встреча с новой басней И.А. Крылова.

- Отгадав загадки, вы узнаете главных героев басни.

- Самолётик лёгкий быстрый

Над цветком летит душистым.

Крылья, хвостик и глаза.

Это чудо —


- Тащит он соломинку

К маленькому домику.

Всех букашек он сильней,

Наш трудяга…


- Определите тему урока.
- Какую цель ставим на урок?




- Что нужно для достижения этой цели?






- Предлагаю прослушать аудиозапись басни И. Крылова «Стрекоза и муравей».

- Какими в ней показаны герои? 

- В тексте встретились непонятные слова

нужда – недостаток в необходимом, бедность.
удручена – огорчена, грустна, подавлена.
вешний – весенний
мурава – молодая трава

- Прочтите басню самостоятельно.

Анализ басни:

- Жалко ли вам Стрекозу?

- Почему?

- Как говорит автор о наступлении зимы?


- Объясните эти выражения.

- Как изменилось настроение Стрекозы с уходом тёплых дней?

- Почему она не идёт, а ползёт?

- Почему Муравей остался равнодушным к судьбе Стрекозы? Может, он безжалостный и злой?

- На вопрос Муравья : «Да работала ль ты в лето?» Стрекоза с удовольствием рассказывает о том, как проводила время: «До того ль, голубчик, было?» «Песни, резвость всякий час…», «Я без души лето целое всё пела».

- Как относится к Стрекозе автор?




Кто из героев басни вам симпатичен?
– Почему? 

– Найдите среди этих слов синонимы.
– Чем отличаются эти синонимы?

 - Что описывает автор, чтобы помочь нам понять состояние Стрекозы?
– Как к Стрекозе относится автор?
– Какие средства выразительности речи использует Крылов в басне?
– Для чего?

 - Чему учит нас эта басня? Какова мораль?




- Ребята предлагаю вам выполнить творческое задание - чтение басни по ролям.


- Что нужно сделать, прежде чем начать читать по ролям?



- Какие чувства надо передать, читая слова Стрекозы? Выразительное чтение басни по ролям.




- На доске записаны пословицы

Прочитайте пословицы. Назовите только те, которые вы сказали бы героям басни.

Поспешишь - людей насмешишь. Делу время – потехе час. Лето пролежишь – зимой с сумой побежишь.

Проверка.

Почему вы выбрали именно их?
– Так чему нас учит эта басня?
– Прочитайте мораль басни.
– Раньше вы слышали эту фразу?
– Эти слова стали “крылатым выражением”, которое люди часто употребляют в речи.

Как вы думаете, когда они говорят так?




- Урок подходит к завершению. Давайте подведём итог.

Вернёмся к эпиграфу урока. Какие пороки людей пощипал Крылов в басне “Стрекоза и Муравей»?
- Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
- Нужно ли изучать басни?
- Чему они учат?

- Как считаете, урок цели достиг?
- Ваше домашнее задание - выучить басню наизусть.




- Заполните лист самооценки, оцените свою работу на уроке.


- Крылов учит людей узнавать самих себя в героях басен, помогает найти недостатки и помогает от них избавиться. Он учит нас мудрости жизни.

- Благодарю вас за творческую работу на уроке.
















- Мы на уроках изучаем басни Крылова.






- Баснописец.


Художественное произведение с условными персонажами.


- Сюжета и морали.


- Назвать порок, воспитывать на отрицательном примере.







- Стрекоза




- Муравей.




- Узнать о чем это произведение, понять замысел и внутренний мир автора.


- Уметь работать с текстом, объяснить значение непонятных слов, находить изобразительно - выразительные средства языка, подтверждать словами текста тему и основную мысль. 











- Катит в глаза; помертвело чисто поле.










- Автор смеётся над ней, над её ленью, называет её попрыгуньей. «Оглянуться не успела», «Стрекоза уж не поёт, И кому же в ум пойдет на желудок петь голодный?»






-Басня осуждает беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне, легкомыслие, хв




- Определить, какие слова надо читать от имени автора, Стрекозы, Муравья.


- Вначале она печальная, умоляет Муравья дать ей приют, а вспоминая о летних радостях, оживляется, появляются весёлые нотки.










- Когда говорят о человеке, который не серьёзно отнесся к делу, а теперь просит помощи.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.