12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Васильева Елена Николаевна404
Россия, Саха (Якутия) респ., Мирный
4

Конспект урока чтения в 5 классе по теме: «Басня как литературный жанр. А.И.Крылов», (VII вид)

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) школа-интернат обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальными нарушениями»


 


 


 


 


 


 


 

Конспект урока чтения в 5 классе по теме:

Басня как литературный жанр. А.И.Крылов. (VII вид)


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Составила:

учитель-дефектолог I квалификационной

категории

Е.Н.Васильева


 


 

г.Мирный, 2017г.

09.10.2017г.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Тема урока: Басня как литературный жанр. А.И.Крылов.

Учебные цели:  познакомить учащихся с басней как с жанром русской литературы.

Коррекционные цели:

-  формировать навыки и умения выразительного чтения басни; составлять  характеристики героев;

- расширять словарный запас обучающихся, развивать мышление, память;

- воспитывать нравственно - этические нормы поведения.

Методы: словарная работа, беседа, анализ, чтение по ролям, слушание, работа с презентацией.

Оборудование к уроку: презентация, учебник, иллюстрации к басне.

Ход урока.

I. Организация урока.

Сегодня на уроке будем


Думать, размышлять,
На вопросы отвечать,

 Выразительно читать.

Повернитесь лицом друг к другу, положите ладони в ладони друг другу и улыбнитесь, пожелайте хорошей дружной работы на весь урок, а теперь посмотрите на меня. Я вам желаю успехов на уроке.


 

II. Актуализация знаний.

- Ребята, скажите, пожалуйста, какие жанры русской литературы мы с вами изучили?

(стихотворения, рассказы, повести).

-Давайте вспомним, что такое стихотворение, рассказы, повести,

III. Новая тема.

- А сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним жанром литературы.

А называется этот жанр литературы – басня.

- А вы знаете что такое басня?

Словарная работа.

Ба́сня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей. Басня — один из древнейших литературных жанров.

Итак, Что же такое басня как литературный жанр?

Басня – это ….

1…краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ.

2…вымысел, выдумка.

3… короткий,  чаще всего стихотворный нравоучительный рассказ, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи. Обычно они умеют говорить (могут быть и люди)

-Как называют человека, который пишет стихотворения?

-Поэт.

-А как называют человека, который пишет рассказы и повести?

-Писатель.

-А вы знаете, как называют человека, который пишет басни?  

-Баснописец.

Выводы:

«Басня – это краткий аллегорический рассказ, нравоучительного характера, в котором есть вывод - мораль. Действующие лица в баснях животные, под образами которых автор подразумевает людей».

Аллегория (иносказание)- изображение отвлеченного понятия через конкретный образ (осел – глупость, лиса- хитрость)

Мораль – нравоучительный вывод.

- Послушайте, как в своё время сказал о И.А. Крылове П.А.Вяземский:

«Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта — наша быль.

И не забудут этой были,

Пока по-русски говорят,

Её давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят».

IV. Басня И.А.Крылова «Квартет».


 

- беседа по содержанию:

Что такое квартет?

Квартет – музыкальное произведение для четырёх исполнителей. (Слайд)

Где четыре музыканта 
Замечательно играют,

Этот маленький оркестрик
Все квартетом называют. (слайд)

А сейчас, ребята, вы послушаете «Квартет» композитора Бородина, который исполняют профессионалы своего дела – музыканты.

-Сядьте удобнее, расслабьтесь.                                     (Слайд щелчок,   выключение  звук по щелчку)

- Какая прозвучала музыка? (нежная, спокойная)

-  Какое настроение вызвала у вас эта музыка?

Мы услышали, как звучит музыка в исполнении талантливых музыкантов, а каков был Квартет в басне  узнаем, послушав  басню в исполнении актера М.М. Козакова


 

-Кто же играет на этих музыкальных инструментах в басне И.А.Крылова?

- чтение басни учителем.

Характеристика животных:

-Проказница- Мартышка, существо несерьезное, вертлявое, неусидчивое,

-Козел, лишенный всяких музыкальных способностей (вспоминаем: “козлиный голос”), упрямый, туповатый

-Осёл - глуповат.

-косолапый Мишка -  неуклюжий увалень с хрупким музыкальным инструментом.

Словарная работа. (Самостоятельная)

 - Прочитайте, карандашом отметьте непонятные вам слова и найдите их значение в словаре. Прочитайте.


 

- Главная мысль в словах Соловья: (прочитайте)

Чтоб музыкантом быть, так надобно  уменье и уши ваших понежней».

Суть морали:  важно не только уметь играть, но и иметь способности.

-Чего не хватает героям басни для осуществления мечты?

- Закончите предложение: Чтобы стать настоящим музыкантом надо…?

-учиться!

- Кого высмеивает басня?

 

-Конечно, не зверей и не только невежд в области музыки.

- Она разоблачает хвастливых, самоуверенных людей, берущихся не за свое дело, которые показаны в басне в образе зверей.

-Упорный труд и обучение, а не манера красиво себя преподносить – вот что главное в любом деле – говорит нам всем через века великий Крылов!

- Ещё раз зададим этот вопрос: «Кого высмеивает Крылов в этой басне?».

-Болтунов.

-Часто сравнивают героев басни с политическими деятелями, неспособными на конкретные действия или принятие важных решений, для которых требуются специальные знания и опыт. Такие устраивают дебаты и представления, а что толку?

- Поводом к  созданию басни «Квартет» явилось желание Крылова осмеять образование Государственного совета, созданного в 1801 году, с его четырьмя департаментами, которые никак не могли поладить между собой.

Работа в паре.  

       Какие животные участвуют в квартете?

   Возьмите карточки

Дайте характеристику этим животным.  На карточке соединить стрелками название героя басни с его характеристикой (с  его особенностями)

Проказница- Мартышка

упрямый, туповатый

Козел

неуклюжий увалень с хрупким музыкальным инструментом.

Осел

существо несерьезное, вертлявое, неусидчивое,

Косолапый Мишка

лишенный всяких музыкальных способностей

(Проверка по слайду)                                                      

Проказница- Мартышка, существо несерьезное, вертлявое, неусидчивое,

Козел, лишенный всяких музыкальных способностей (вспоминаем: “козлиный голос”)

 Осел - упрямый, туповатый

Косолапый Мишка -  неуклюжий увалень с хрупким музыкальным инструментом.


 

Парная работа
Давайте подготовимся к выразительному чтению басни. Характеристика, которую мы дали героям, поможет нам при чтении.

(Выполняют по колонкам в парах)

I ряд – найдет и подготовит чтение слов Мартышки:

II ряд – найдет и подготовит чтение слов Осла

III ряд – найдет и подготовит чтение слов Соловья

Обратите внимание на слайд, вам дана помощь как читать слова того или иного героя.                                                                                   (Слайд)

I ряд -читать быстро, интонация поучительная, несколько хвастливая.

II ряд –читать громко, но медленно, в тоне должна звучать грубость и самоуверенность невежды.

III ряд-  читать спокойно, в тоне – поучение, осуждение, насмешка.        

                                                                         (прослушать по 1 чел с ряда)


 

Вывод: особенности басни как жанра.

1. Краткий рассказ, часто стихотворный

2. 2 части: основное повествование и мораль (нравоучение)

3. Аллегория (иносказание)

4. Сатирическое изображение (высмеивание)

5. Герои – чаще животные

6.Диалог между героями.

7. Использование просторечной лексики

8. Лаконизм (краткий, сжатый способ выражать мысли).

9. Афористичность языка (Герои его произведений известны каждому. Они говорят друг с другом и с нами таким простым, сочным и живым языком, что многие их реплики остаются в нашей памяти навсегда!

10. Особый басенный стих (строчки разной длины), передающий разговорную речь.

11. Олицетворения.

Пословицы. «Верь своим очам, а не чужим речам». «Не учась (Не умеючи) и лаптя не сплетешь». Объясните их.

Рефлексия.                                           (Слайд)


 

- Закончите  предложения:

-  «Сегодня я узнал ….»

- «Было интересно ….»

-  «Урок дал мне для жизни…..»


 


 

Дома: Выразительное чтение по ролям. Отвечать на вопросы по содержанию басни.


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.