Конспект урока чтения в 5 классе по теме «Басня как литературный жанр. А.И. Крылов»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) школа-интернат обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальными нарушениями»
Конспект урока чтения в 5 классе по теме:
Басня как литературный жанр. А.И.Крылов. (VII вид)
Составила:
учитель-дефектолог I квалификационной
категории
Е.Н.Васильева
г.Мирный, 2017г.
09.10.2017г.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Тема урока: Басня как литературный жанр. А.И.Крылов.
Учебные цели: познакомить учащихся с басней как с жанром русской литературы.
Коррекционные цели:
- формировать навыки и умения выразительного чтения басни; составлять характеристики героев;
- расширять словарный запас обучающихся, развивать мышление, память;
- воспитывать нравственно - этические нормы поведения.
Методы: словарная работа, беседа, анализ, чтение по ролям, слушание, работа с презентацией.
Оборудование к уроку: презентация, учебник, иллюстрации к басне.
Ход урока.
I. Организация урока.
Сегодня на уроке будем
Думать, размышлять,
На вопросы отвечать,
Выразительно читать.
Повернитесь лицом друг к другу, положите ладони в ладони друг другу и улыбнитесь, пожелайте хорошей дружной работы на весь урок, а теперь посмотрите на меня. Я вам желаю успехов на уроке.
II. Актуализация знаний.
- Ребята, скажите, пожалуйста, какие жанры русской литературы мы с вами изучили?
(стихотворения, рассказы, повести).
-Давайте вспомним, что такое стихотворение, рассказы, повести,
III. Новая тема.
- А сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним жанром литературы.
А называется этот жанр литературы – басня.
- А вы знаете что такое басня?
Словарная работа.
Ба́сня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей. Басня — один из древнейших литературных жанров.
Итак, Что же такое басня как литературный жанр?
Басня – это ….
1…краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ.
2…вымысел, выдумка.
3… короткий, чаще всего стихотворный нравоучительный рассказ, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи. Обычно они умеют говорить (могут быть и люди)
-Как называют человека, который пишет стихотворения?
-Поэт.
-А как называют человека, который пишет рассказы и повести?
-Писатель.
-А вы знаете, как называют человека, который пишет басни?
-Баснописец.
Выводы:
«Басня – это краткий аллегорический рассказ, нравоучительного характера, в котором есть вывод - мораль. Действующие лица в баснях животные, под образами которых автор подразумевает людей».
Аллегория (иносказание)- изображение отвлеченного понятия через конкретный образ (осел – глупость, лиса- хитрость)
Мораль – нравоучительный вывод.
- Послушайте, как в своё время сказал о И.А. Крылове П.А.Вяземский:
«Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта — наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят».
IV. Басня И.А.Крылова «Квартет».
- беседа по содержанию:
Что такое квартет?
Квартет – музыкальное произведение для четырёх исполнителей. (Слайд)
Где четыре музыканта
Замечательно играют,
Этот маленький оркестрик
Все квартетом называют. (слайд)
А сейчас, ребята, вы послушаете «Квартет» композитора Бородина, который исполняют профессионалы своего дела – музыканты.
-Сядьте удобнее, расслабьтесь. (Слайд щелчок, выключение звук по щелчку)
- Какая прозвучала музыка? (нежная, спокойная)
- Какое настроение вызвала у вас эта музыка?
Мы услышали, как звучит музыка в исполнении талантливых музыкантов, а каков был Квартет в басне узнаем, послушав басню в исполнении актера М.М. Козакова
-Кто же играет на этих музыкальных инструментах в басне И.А.Крылова?
- чтение басни учителем.
Характеристика животных:
-Проказница- Мартышка, существо несерьезное, вертлявое, неусидчивое,
-Козел, лишенный всяких музыкальных способностей (вспоминаем: “козлиный голос”), упрямый, туповатый
-Осёл - глуповат.
-косолапый Мишка - неуклюжий увалень с хрупким музыкальным инструментом.
Словарная работа. (Самостоятельная)
- Прочитайте, карандашом отметьте непонятные вам слова и найдите их значение в словаре. Прочитайте.
- Главная мысль в словах Соловья: (прочитайте)
“Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней».
Суть морали: важно не только уметь играть, но и иметь способности.
-Чего не хватает героям басни для осуществления мечты?
- Закончите предложение: Чтобы стать настоящим музыкантом надо…?
-учиться!
- Кого высмеивает басня?
-Конечно, не зверей и не только невежд в области музыки.
- Она разоблачает хвастливых, самоуверенных людей, берущихся не за свое дело, которые показаны в басне в образе зверей.
-Упорный труд и обучение, а не манера красиво себя преподносить – вот что главное в любом деле – говорит нам всем через века великий Крылов!
- Ещё раз зададим этот вопрос: «Кого высмеивает Крылов в этой басне?».
-Болтунов.
-Часто сравнивают героев басни с политическими деятелями, неспособными на конкретные действия или принятие важных решений, для которых требуются специальные знания и опыт. Такие устраивают дебаты и представления, а что толку?
- Поводом к созданию басни «Квартет» явилось желание Крылова осмеять образование Государственного совета, созданного в 1801 году, с его четырьмя департаментами, которые никак не могли поладить между собой.
Работа в паре.
- Какие животные участвуют в квартете?
Возьмите карточки
Дайте характеристику этим животным. На карточке соединить стрелками название героя басни с его характеристикой (с его особенностями)
упрямый, туповатый |
|
Козел |
неуклюжий увалень с хрупким музыкальным инструментом. |
Осел |
существо несерьезное, вертлявое, неусидчивое, |
Косолапый Мишка |
лишенный всяких музыкальных способностей |
(Проверка по слайду)
Проказница- Мартышка, существо несерьезное, вертлявое, неусидчивое,
Козел, лишенный всяких музыкальных способностей (вспоминаем: “козлиный голос”)
Осел - упрямый, туповатый
Косолапый Мишка - неуклюжий увалень с хрупким музыкальным инструментом.
Парная работа
Давайте подготовимся к выразительному чтению басни. Характеристика, которую мы дали героям, поможет нам при чтении.
(Выполняют по колонкам в парах)
I ряд – найдет и подготовит чтение слов Мартышки:
II ряд – найдет и подготовит чтение слов Осла
III ряд – найдет и подготовит чтение слов Соловья
Обратите внимание на слайд, вам дана помощь как читать слова того или иного героя. (Слайд)
I ряд -читать быстро, интонация поучительная, несколько хвастливая.
II ряд –читать громко, но медленно, в тоне должна звучать грубость и самоуверенность невежды.
III ряд- читать спокойно, в тоне – поучение, осуждение, насмешка.
(прослушать по 1 чел с ряда)
Вывод: особенности басни как жанра.
1. Краткий рассказ, часто стихотворный
2. 2 части: основное повествование и мораль (нравоучение)
3. Аллегория (иносказание)
4. Сатирическое изображение (высмеивание)
5. Герои – чаще животные
6.Диалог между героями.
7. Использование просторечной лексики
8. Лаконизм (краткий, сжатый способ выражать мысли).
9. Афористичность языка (Герои его произведений известны каждому. Они говорят друг с другом и с нами таким простым, сочным и живым языком, что многие их реплики остаются в нашей памяти навсегда!
10. Особый басенный стих (строчки разной длины), передающий разговорную речь.
11. Олицетворения.
Пословицы. «Верь своим очам, а не чужим речам». «Не учась (Не умеючи) и лаптя не сплетешь». Объясните их.
Рефлексия. (Слайд)
- Закончите предложения:
- «Сегодня я узнал ….»
- «Было интересно ….»
- «Урок дал мне для жизни…..»
Дома: Выразительное чтение по ролям. Отвечать на вопросы по содержанию басни.