Конспект урока «Любовь и уважение к отечеству»
Гордеева Г.Н..
Учитель начальных классов
МОАУ «Школы № 17 г.Благовещенска»
Амурской области
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики»
Класс - 4
Учебник: Автор: А.Я. Данилюк, Москва, «Просвещение», 2012.
Тема урока: «Любовь и уважение к Отечеству»
Целевые установки урока:
формировать чувство гордости за свою Родину,
развивать личностные качества любви к родине, развивать чувство патриотизма; аргументировать свою точку зрения и оценку событий при обсуждении; развивать речевые и творческие навыки детей;
воспитывать уважение к традиционным ценностям отечественной культуры
Задачи:
актуализировать понятия «Отечество», «любовь», «уважение» «патриотизм»
рассмотреть роль патриотизма в формировании человека.
Универсальные учебные действия:
регулятивные: осознание учеником, какими качествами должен обладать человек, любящий и уважающий своё Отечество;
познавательные: формирование представлений о духовных традициях России;
коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, способность включаться в продуктивный диалог с учителем и одноклассниками
Оборудование: компьютер, монитор, детские рисунки, видеоролики - «Моя Россия», клип к песне «Офицеры»,шаблоны, толковый словарь С.И.Ожегова, учебное пособие «Основы светской этики».
Ход урока.
1.Актуализация знаний и умений.
Проверка домашнего задания
ВопросЧто такое ценности?
Ответ- Ценности – это все то, что имеет большое значение для человека. Мы ценим свою страну, ее традиции, отношения с родителями и друзьями, свой дом, одежду, книги и многое другое.
ВопросЧто мы можем отнести к высшей нравственной ценности?
Жизнь человека -высшая нравственная ценность.
Выставка детских рисунков « Достижение человека»
Обобщение:
Жизнь человека имеет особую ценность. Только он мог создать мир культуры. Именно люди могут строить удивительной красоты города и села, выводить новые сорта растений и новые породы животных, создавать машины, шить одежду и т.п. Все это заставляет ценить жизнь любого человека, охранять и защищать все живое на Земле.
2. Самоопределение к деятельности
(просмотр клипа к песне « Офицеры»)
- О чем клип?(О войне)
- Что вы увидели? (слезы, горе, переживание, радость, победу, память)
- Что вы почувствовали? (ответы детей)
Обобщение: Ценна не только счастливая жизнь, но и жизнь, полная страданий и бед. Она дает неоценимый опыт того, как можно переносить страдания, пережить потерю родных и близких, и другие несчастья, как бороться с болезнями и т п..Т.е. это то, что затрагивает наши дущи глубинным осознанием утрат, которых мы не смогли избежать, но еще острее почувствовать ценность человеческой жизни.
- Внимательно послушайте стихотворение и попробуйте определить, о чём пойдёт речь сегодня на уроке.
Подготовленный ученик читает отрывок из стихотворения Г. Ладонщикова
Наша Родина!
И красива и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой ее границы.
Все вокруг свое, родное:
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.
Каждый город
Сердцу дорог,
Дорог каждый сельский дом.
Все в боях когда-то взято
И упрочено трудом!
Ответы учеников: о Родине, о любимой земле, о родном крае.
Обобщение: Верно, тема нашего урока: «Любовь и уважение к Отечеству». Мы вместе постараемся ответить на вопросы: «Что такое Отечество?, «Что значит любить и уважать своё Отечество?», «Что такое патриотизм?», «Можно ли каждого из вас назвать патриотом?»
3. Объяснение нового материала
У детей шаблоны карт разных по размеру - г. Благовещенска, России, планеты Земля; слова – малая родина, Отечество, Отчизна, Родина, планета Земля.
- Соотнесите слова и шаблоны карт. Проверка.
-Какие слова вы внесли маленькую карту? Почему?
А) Малая родина - это то маленькое место на планете, где человек родился, вырос, где он живёт, учится, где пустил свои корни. Это карта г.Благовещенска.
-Какие слова вы соотнесли с картой среднего размера? Почему?
Б) Отечество, Отчизна, Родина - это слова синонимы. Это карта нашей страны России.
- Какие слова вы соотнесли с самым большим шаблоном? Почему?
В) Планета Земля - это дом нашей Родины, а значит наш, всех жителей планеты Земля.
Обобщение:
Значение слов (Родина, Отечество) из толкового словаря С.И.Ожегова.
Родина - 1. Отечество, родная страна. 2. Место рождения, происхождения кого-нибудь; место возникновения чего-нибудь.
Отечество – 1. Страна, где родился данный человек и к гражданам которой он принадлежит.
«Моя Родина»- можно сказать по отношению к своему родному дому в деревне и в отношении всей нашей страны. Родина, это всё, что свято для человека: его семья, друзья, одноклассники.
Моя Родина – Россия – это земля моего народа, политая кровью доблестных предков, защищавших её в исторических сражениях. Моя Родина – это душа моего народа, его вера, его чаяния и молитвы. Моя Родина – это традиции и культура моих предков.
Давайте бережно относится и к нашей Родине, защищать её, любить её, украшать её.
Физминутка
Значение слов «любовь», «уважение».
Работа в группах (раздаются задания каждой группе)
1 группа: - Что значит любить Родину, любить своё Отечество?
2 –группа: - Кем гордится каждый человек нашей Родины?
3 группа: - Что может сохранить наше Отечество?
Проверка работы в группах
1 группа - любить Родину значит - защищать, уважать, ценить, беречь, заботиться о ней, украшать её, гордиться ею…
2 группа – каждый человек нашей Родины гордится Ю.А.Гагариным- первым космонавтом, А.С.Пушкиным, нашей Армией, фронтовиками, героями труда и т.д.
3 группа – сохранить наше Отечество может - память о прошлом, сохранение традиций, знание истории и культуры своей Родины.
А теперь обобщите ответы трех групп и скажите, что значит уважать Отечество? (ответы детей)
Физминутка
Понятие слов «Патриот», «Патриотизм».
Задание на индивидуальных листах – дополни предложение
Человек, который любит свою Родину, любит свою историю, национальные традиции, знает и изучает их –_____________________________________
Обобщение
Из толкового словаря С.И.Ожегова
Патриот – человек одушевлённый патриотизмом.
Патриотизм – преданность и любовь к своему народу и готовность к любым подвигам во имя интересов своей Родины.
Любовь ко всему тому, что любили и защищали наши отцы и деды, наши предки - Основа патриотизма
4. Рефлексия
Вспомните клип, который вы посмотрели в начале урока.
- Как можно назвать людей, которые защищали нашу Родину во время Великой Отечественной войны? (Патриоты, люди, которые любили, уважали, защищали Отечество ценой своей жизни.)
- Как вы думаете, какую роль играет патриотизм в жизни человека?
- Можете ли вы назвать себя патриотами своей Родины?
Просмотр клипа «Моя Россия»
5. Домашнее задание:
Учебник с. 62-63,определение понятий любовь, Отечество, Патриотизм. Подготовь стихотворение о Родине.
Использованные материалы
Учебник - Основы светской этики. Автор А.Я. Данилюк, Москва, «Просвещение» , 2012.
Видеоролик «Моя Россия» работа учителя начальных классов г.Астрахани Фирсовой И.А. - интернет ресурс https://www.google.ru
Ресурсы интернет https://infourok.ru
Стихотворение Г. Ладонщикова «Наша Родина».
Толковый словарь С.И.Ожегова.