Урок нравственности «Любовь к близким»
Урок нравственности «Любовь к близким»
Задачи: актуализация знаний учащихся о членах семьи, о значении семьи в жизни человека, о роли матери и отца в семье, знакомство с понятием «мир семьи».
Работа над понятием «семья».
Учитель:
Дорогие ребята! Отгадайте, пожалуйста, ребус 7 Я и вы узнаете, о чем я хочу с вами поговорить сегодня на уроке. Правильно, речь пойдет о семье. Раньше на Руси говорили: семья – это семь я. А как вы думаете почему? А вот почему:
Как появилось слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам;
Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я».
Кто платье сошьет, постирает белье?
Меня приласкает, украсит жилье?
- «Я, я, я» - Ева молвила – «Я».
Сказала она знаменитых семь «Я».
И так на земле появилась семья.
Я предлагаю вам рассказать друг другу в парах о своей семье.
Помогут вам вопросники (у детей на столах вопросы по темам).
Заслушиваются 2-3 рассказа и вывешиваются семейные фотографии.
Поднимите руки, кто живет только с родителями. (Учитель читает отрывок из рассказа В.Ю.Драгунского).
- У меня слишком маленькая семья. Папа, мама и я. Это потому, что я еще маленький. А стану большой, и семья станет большая: папа, мама, дедушка, бабушка, сестра, брат, сынок. Дочка и четверо внучат.
Беседа по вопросам:
- Почему Дениска считал свою семью маленькой?
- О какой семье он мечтал?
- А какой бы ты хотел видеть свою семью в будущем?
Работа над образом матери.
Какое самое первое слово в своей жизни вы произнесли? Кто вам об этом сказал? Вот мы и поговорим сейчас о ваших мамах (вывешиваются фотографии).
Для многих людей слово «мама» - самое прекрасное слово на земле. Великие поэты, художники, композиторы всех времен и народов стремились в своих произведениях показать образ женщины-матери. Это женщина с добрым бескорыстным сердцем, умеющая любить, понимать и прощать. Вот и в пословицах об этом сказано:
1. Нет лучше дружка, чем родная матушка.
2. При солнышке тепло, при матери добро.
Объясните, как вы их понимаете.
25 ноября – Всемирный День матери.
И все дети любят своих мам. Они делают им подарки, рисуют их портреты, читают им стихи. Называют их ласковыми словами.
- Вот какая мама – золотая прямо! Автор этих стихов назвал маму золотой. А как ты называешь свою маму?
А сейчас поработаем в парах. Расскажите друг другу о своих мамах (выслушиваются 2-3 рассказа).
Работа над образом отца.
- Помните известную детскую песенку про папу?
Папа может, папа может все, что угодно?
Кто принес фотографию папы?
- Расскажите друг другу о своих папах (выслушиваются 2-3 рассказа)
Беседа о бабушках и дедушках.
- Семья это мама, папа, братья и сестры, бабушки и дедушки,
Послушайте стихи о бабушке, о дедушке (дети читают стихи).
А сейчас расскажите о них сами друг другу (выслушиваются 2-3 рассказа).
Работа над понятием «мир семьи».
На улице дождь непрерывный.
А дома тепло и светло,
И можно укрыться от зноя,
Спастись от морозного дня.
В хорошее место родное –
Домой – так и тянет меня.
- Какие слова выражают отношение девочки к дому?
- Объясните, как вы понимаете слова «мир семьи»?
- Что составляет мир твоей семьи?
Вывод:
Мир семьи – это родной дом, его уют и тепло. Мир семьи – это любовь, уважение и взаимопомощь. Мир семьи – это традиции, будни и праздники.
Расскажите друг другу о том, как вы стараетесь, чтобы в вашей семье царил мир
(вопросники).
- Какие качества важно в себе воспитывать? (трудолюбие, старательность, ответственность, готовность прийти на помощь).
Обобщение:
Хорошо, когда в семье все быстро и дружно справляются с домашними делами и остается свободное время для любимого занятия. А во многих семьях принято свободное время проводить вместе: обмениваться новостями, обсуждать события, слушать музыку, смотреть любимую телепередачу, играть, шутить, вместе гулять. Я желаю, чтобы в ваших семьях всегда был мир и понимание. Берегите своих близких, любите свои семьи.