Тема урока «Любовь сильнее смерти. Только любовью держится и движется жизнь» (4 класс)

5
1
Материал опубликован 17 December 2018 в группе

Технологическая карта к уроку

Литературное чтение в 4 классе

Е. Носов «Белый гусь» (внеклассное чтение)

Тема

Любовь сильнее смерти. Только любовью держится  и движется жизнь. (Е. Носов «Белый гусь»)

 

Цель

Достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения

Задачи

1.Совершенствовать предметные умения:

Слушание:

- воспринимать на слух художественное произведение

- отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные

реакции;

- определять жанр произведения;

Чтение

- предполагать содержание по заглавию, иллюстрации;

- вычитывать текстовую информацию: фактуальную, подтекстовую;

- объяснять выбор автором заглавия;

- вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту;

- формулировать главную мысль;

- находить в тексте материал для характеристики героя.

Культура речевого общения

- высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному;

Культура письменной речи 

- создавать письменный текст (рассуждение).

2. Формировать УУД:

- прогнозировать; осуществлять оценку результатов

деятельности (Регулятивные УУД);

- формулировать познавательную цель; приводить доказательство; извлекать необходимую информацию; осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД);

задавать вопросы; с полнотой и точностью выражать свои мысли

 

Основные понятия

юмористические рассказы, сказочные повести, новелла

Ресурсы

- каждая часть напечатана на отдельном листе (листы цветные);

- разноуровненые задания для творческой работы;

- таблица для самооценки;

- презентация;

- звуковое воспроизведение второй части

Этап урока

Ход урока

 

Формирование

УУД

 

Ι.

Актуализация знаний.

 

- Ребята, вспомните произведения о домашних птицах, которые мы читали на уроках литературного чтения в четвёртой четверти?

 

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

II.

Развитие умений.

1 этап

До чтения

Антиципация

Работа с текстом.

- Прочитайте название произведения, с которым мы сегодня будем  знакомиться на уроке.

- Кто автор этого произведения?

- Знакомы ли вы с творчеством этого писателя?

- О ком все эти произведения?

- Какие это произведения? (назовут произведения Николая Носова)

- Проанализируйте по заголовку «Белый гусь» и этим произведениям об одном и том же они?

Вывод: произведения Н. Носова о детях, а Е. Носова о птице. Значит, это разные авторы.)

- Действительно, Н. Носов и Е. Носов – поэты – однофамильцы!  У каждого свой творческий путь.

- Представьте, что вы являетесь автором произведения Белый гусь. О чём бы вы написали? Предлагаю коллективно составить небольшой рассказ с таким названием.

- Рассказ  составлен, а  теперь попробуем узнать, схожи ли сюжеты нашего рассказа и авторского.

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

4.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую

2. Делать выводы в результате совместной

работы класса и учителя.

3. Находить ответы на вопросы в тексте.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других

2.Отвечать на вопросы учителя, доказывать свою точку зрения.

2. Выразительно читать вслух текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

 

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с заголовком.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

 

2 этап

Работа с текстом во время чтения

 

- Весь текст этого произведения я условно разделила на 4 части. Чтобы сохранить интригу урока, будем приступать к работе с каждой частью постепенно, не забегать вперёд, делать вместе и по порядку. Для работы нам необходима 1 часть, напечатана на листе белого цвета.

Чтение по частям

Чтение 1 части (лист белого цвета)

-  цель: сравнить 1 часть нашего рассказа с 1 частью авторского произведения.

- читаем  по абзацам, по ходу чтения отмечаем непонятные слова, словосочетания.

- Значение  каких слов вам непонятно, незнакомо?

По окончании чтения 1 абзаца:

- Ребята, сравните содержание прочитанной части с содержанием составленного нами рассказа. Совпало ли наше предположение с авторским мнением? В чём сходство и различие 1 части?

- Озаглавьте 1 часть.

- Продолжим работу с текстом.

Чтение 2 части (лист оранжевого цвета)

 - А теперь приступим к работе с текстом на оранжевом листе. Читаем под аудиозапись 2 часть до конца, карандашом  делаем пометки  незнакомых слов. Не забываем, что нам нужно сравнить содержание 2 части нашего текста с авторским.

- Значение каких слов необходимо растолковать?

-   Совпало ли содержание 2 части с нашим рассказом?

- Нам необходимо составить словесный портрет гуся. Для этого надо перечитать эту часть, отметить фразы автора, которые помогут  нам составить  яркий словесный портрет главного героя.

Перечитывание текста (чтение про себя)

 - Какие фразы вы отметили? Каким автор рисует гуся?

 - Озаглавьте эту часть.

Чтение 3 части (лист розового цвета)

- А сейчас мы приступаем к работе с третьей частью. Нам потребуется лист розового  цвета.

-  Позвольте мне прочитать вам этот отрывок.

- Не забываем, о сравнении нашего рассказа  и авторского текста!

 

- Кто хочет поделиться своими чувствами и переживаниями?

- Скажите, какие образы, мысли, сравнения из жизни вам вспомнились при чтении этой части?

- Я тоже хочу с вами поделиться своим воспоминанием из детства. Меня также охватил страх и чувство неизбежной катастрофы, которую нельзя предотвратить. Буря, как всепоглощающее зло, разрушило всё на своём пути, погубило Белого гуся.

- Что объединяет Белого гуся с людьми? Какие качества характера?

- Сравните, был ли такой финал в нашем рассказе, могли ли мы такое предположить?

- Озаглавьте эту часть

- Мог ли гусь сделать иной выбор?

- Почему же он остался, не побежал как другие гуси?

- Как вы думаете, должно ли быть продолжение у этого произведения?

- А если бы вам пришлось придумать окончание этого текста, что бы вы написали?

Чтение 4 части (лист жёлтого цвета)

-Проверим свои предположения. Прочитаем 4 заключительную часть. Читаем по абзацам. 

3 этап

Работа с текстом после чтения

- Совпало ли наше предположение с заключительной частью произведения? Как же автор избежал в конце произведения грустной ноты?

- Мы закончили знакомство с произведением Евгения Носова «Белый гусь», подведём итог работы сравнения наших текстов. В тексте, составленном нами,  какой был гусь? А у Евгения Носова?

- Итак, мы сравнили героев двух текстов. Прошу вас написать миниатюру, в  которой вы изложите отношение автора к своему герою.

 

Выполнение творческой работы

 

-Вы можете написать текст самостоятельно, можете воспользоваться образными выражениями (написаны на карточке);

можете выполнить работу в тексте с пропущенными словами (текст на карточке)

После зачитывания детьми написанных  миниатюр необходимо вернуться к таблице сравнений творчества двух авторов.

- Что теперь можете сказать об авторе?

- Скажите, а только ли Белый гусь всегда был в центре событий? Кто ещё притягивает нас своим обаянием, умением увидеть в обычном необычное?

- Как вы думаете, в каком жанре написал автор своё произведение? Этот жанр называется  …(в таблицу внести новый термин новелла)

 

Итог

Урок подошёл к концу, оцените свою работу на уроке, отметьте в таблице, какие цели достигли, что у вас получилось и над чем ещё надо поработать.

 

Комментарии

Спасибо, Елена Валентиновна. Трудная тема, философская.

30 December 2018