Тема урока «Любовь сильнее смерти. Только любовью держится и движется жизнь» (4 класс)
Технологическая карта к уроку
Литературное чтение в 4 классе
Е. Носов «Белый гусь» (внеклассное чтение)
Тема |
Любовь сильнее смерти. Только любовью держится и движется жизнь. (Е. Носов «Белый гусь»)
|
|
Цель |
Достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения |
|
Задачи |
1.Совершенствовать предметные умения: Слушание: - воспринимать на слух художественное произведение - отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции; - определять жанр произведения; Чтение - предполагать содержание по заглавию, иллюстрации; - вычитывать текстовую информацию: фактуальную, подтекстовую; - объяснять выбор автором заглавия; - вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту; - формулировать главную мысль; - находить в тексте материал для характеристики героя. Культура речевого общения - высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному; Культура письменной речи - создавать письменный текст (рассуждение). 2. Формировать УУД: - прогнозировать; осуществлять оценку результатов деятельности (Регулятивные УУД); - формулировать познавательную цель; приводить доказательство; извлекать необходимую информацию; осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД); - задавать вопросы; с полнотой и точностью выражать свои мысли
|
|
Основные понятия |
юмористические рассказы, сказочные повести, новелла |
|
Ресурсы |
- каждая часть напечатана на отдельном листе (листы цветные); - разноуровненые задания для творческой работы; - таблица для самооценки; - презентация; - звуковое воспроизведение второй части |
|
Этап урока |
Ход урока
|
Формирование УУД
|
Ι. Актуализация знаний.
|
- Ребята, вспомните произведения о домашних птицах, которые мы читали на уроках литературного чтения в четвёртой четверти?
|
Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. |
II. Развитие умений. 1 этап До чтения Антиципация |
Работа с текстом. - Прочитайте название произведения, с которым мы сегодня будем знакомиться на уроке. - Кто автор этого произведения? - Знакомы ли вы с творчеством этого писателя? - О ком все эти произведения? - Какие это произведения? (назовут произведения Николая Носова) - Проанализируйте по заголовку «Белый гусь» и этим произведениям об одном и том же они? Вывод: произведения Н. Носова о детях, а Е. Носова о птице. Значит, это разные авторы.) - Действительно, Н. Носов и Е. Носов – поэты – однофамильцы! У каждого свой творческий путь. - Представьте, что вы являетесь автором произведения Белый гусь. О чём бы вы написали? Предлагаю коллективно составить небольшой рассказ с таким названием. - Рассказ составлен, а теперь попробуем узнать, схожи ли сюжеты нашего рассказа и авторского.
|
Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. 4.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Находить ответы на вопросы в тексте. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других 2.Отвечать на вопросы учителя, доказывать свою точку зрения. 2. Выразительно читать вслух текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с заголовком. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
|
2 этап Работа с текстом во время чтения
|
- Весь текст этого произведения я условно разделила на 4 части. Чтобы сохранить интригу урока, будем приступать к работе с каждой частью постепенно, не забегать вперёд, делать вместе и по порядку. Для работы нам необходима 1 часть, напечатана на листе белого цвета. Чтение по частям Чтение 1 части (лист белого цвета) - цель: сравнить 1 часть нашего рассказа с 1 частью авторского произведения. - читаем по абзацам, по ходу чтения отмечаем непонятные слова, словосочетания. - Значение каких слов вам непонятно, незнакомо? По окончании чтения 1 абзаца: - Ребята, сравните содержание прочитанной части с содержанием составленного нами рассказа. Совпало ли наше предположение с авторским мнением? В чём сходство и различие 1 части? - Озаглавьте 1 часть. - Продолжим работу с текстом. Чтение 2 части (лист оранжевого цвета) - А теперь приступим к работе с текстом на оранжевом листе. Читаем под аудиозапись 2 часть до конца, карандашом делаем пометки незнакомых слов. Не забываем, что нам нужно сравнить содержание 2 части нашего текста с авторским. - Значение каких слов необходимо растолковать? - Совпало ли содержание 2 части с нашим рассказом? - Нам необходимо составить словесный портрет гуся. Для этого надо перечитать эту часть, отметить фразы автора, которые помогут нам составить яркий словесный портрет главного героя. Перечитывание текста (чтение про себя) - Какие фразы вы отметили? Каким автор рисует гуся? - Озаглавьте эту часть. Чтение 3 части (лист розового цвета) - А сейчас мы приступаем к работе с третьей частью. Нам потребуется лист розового цвета. - Позвольте мне прочитать вам этот отрывок. - Не забываем, о сравнении нашего рассказа и авторского текста!
- Кто хочет поделиться своими чувствами и переживаниями? - Скажите, какие образы, мысли, сравнения из жизни вам вспомнились при чтении этой части? - Я тоже хочу с вами поделиться своим воспоминанием из детства. Меня также охватил страх и чувство неизбежной катастрофы, которую нельзя предотвратить. Буря, как всепоглощающее зло, разрушило всё на своём пути, погубило Белого гуся. - Что объединяет Белого гуся с людьми? Какие качества характера? - Сравните, был ли такой финал в нашем рассказе, могли ли мы такое предположить? - Озаглавьте эту часть - Мог ли гусь сделать иной выбор? - Почему же он остался, не побежал как другие гуси? - Как вы думаете, должно ли быть продолжение у этого произведения? - А если бы вам пришлось придумать окончание этого текста, что бы вы написали? Чтение 4 части (лист жёлтого цвета) -Проверим свои предположения. Прочитаем 4 заключительную часть. Читаем по абзацам. |
|
3 этап Работа с текстом после чтения |
- Совпало ли наше предположение с заключительной частью произведения? Как же автор избежал в конце произведения грустной ноты? - Мы закончили знакомство с произведением Евгения Носова «Белый гусь», подведём итог работы сравнения наших текстов. В тексте, составленном нами, какой был гусь? А у Евгения Носова? - Итак, мы сравнили героев двух текстов. Прошу вас написать миниатюру, в которой вы изложите отношение автора к своему герою. |
|
Выполнение творческой работы
|
-Вы можете написать текст самостоятельно, можете воспользоваться образными выражениями (написаны на карточке); можете выполнить работу в тексте с пропущенными словами (текст на карточке) После зачитывания детьми написанных миниатюр необходимо вернуться к таблице сравнений творчества двух авторов. - Что теперь можете сказать об авторе? - Скажите, а только ли Белый гусь всегда был в центре событий? Кто ещё притягивает нас своим обаянием, умением увидеть в обычном необычное? - Как вы думаете, в каком жанре написал автор своё произведение? Этот жанр называется …(в таблицу внести новый термин новелла) |
|
Итог |
Урок подошёл к концу, оцените свою работу на уроке, отметьте в таблице, какие цели достигли, что у вас получилось и над чем ещё надо поработать. |
|
Смоленцева Галина Леонидовна