12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Марина310
Россия, Хакасия респ., Абакан

Конспект урока математики в 3 классе. Развивающая система Л.В.Занкова

Тема: Задачи с недостающими данными.

Цель урока: создать условия для формирования представлений о цели и способах преобразования текста задачи.

Задачи:

содействовать формированию учебно-познавательной мотивации;

содействовать формированию умения соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

способствовать развитию активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

содействовать формированию умения устанавливать причинно-следственные связи, использовать общие приёмы решения задач;

способствовать формированию умения преобразовывать условие задачи для её решения.

Познавательные УУД: 

познакомить учащихся с новым видом задач: задачи с недостающими данными;

учить дополнять условие задачи с недостающими данными;

Коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для других высказывания;

Регулятивные УУД: уметь формулировать и удерживать учебную задачу при работе с текстом;

уметь выделять и формулировать то, что усвоено, определять качество и степень усвоения

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Индивидуальная работа с учащимися с ОВЗ

1. Организационный момент

-Добрый день! Я рада видеть вас вновь сегодня на нашем уроке.

И сегодня наш урок математики мы начнем с такого девиза:

Думать – коллективно!

Решать – оперативно!

Отвечать – доказательно!

Учиться – старательно!

И открытия нас ждут обязательно!

   

2. Выстраивание плана работы.

- С чего мы начнем наш с вами урок?

- Расставьте по порядку этапы урока.

Наметим план урока.

1.Наметим курс.

2.Узнаем новое.

3.Одна голова хорошо, а две лучше.

4.Закрепим.

5.Вместе делать веселее.

6.Сами с усами.

7.Подведем итог.

 

3. Активизация полученных ранее знаний.

Кроссворд.

1.-Можно ли измерить прямую?

-А прямую, ограниченную с двух сторон? Как она называется?

2. Чему равна сумма чисел 262 и 300? Как называются компоненты при сложении?

3.Вася поймал 24 карася, а Миша 4. Во сколько раз меньше карасей поймал Миша? Каким действием решили?

4.Как называется равенство с неизвестным числом?

5. Какой компонент неизвестен в уравнении 638-у=134? Решите уравнение.

6.Посмотрите на неравенство, какие компоненты неизвестны?

-200>…-300

Подберите подходящие числа.

Нет, она бесконечна

Да, отрезок.

562

Слагаемое

В 6 раз меньше, деление

Уравнение

Вычитаемое

504

уменьшаемое

Выполнение карточки.

 

- Какое ключевое слово получилось?

- О чем пойдет речь на уроке?

- Что такое задача?

(Это проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь.

В математике задача – это математический текст.)

- Какие составляющие задачи вы можете назвать?

- Умеете ли вы решать задачи? Любые задачи сможете решить?

-Хорошо, давайте проверим.

Задача №1 с ошибочным вопросом

«На кочке си­де­ли 4 ля­гуш­ки. Одна прыг­ну­ла в воду. Сколь­ко ля­гу­шек прыг­ну­ло в воду?»

В этой за­да­че есть усло­вие: «На кочке си­де­ли 4 ля­гуш­ки. Одна прыг­ну­ла в воду». Есть во­прос: «Сколь­ко ля­гу­шек прыг­ну­ло в воду?».

Убе­рем оши­боч­ный во­прос и из­ме­ним во­прос так, чтобы надо было найти неиз­вест­ное.

Задача №2 с нереальным условием

«Мама ку­пи­ла 5 пачек соли. Две съели за обе­дом. Сколь­ко пачек соли оста­лось?»

В этой за­да­че есть усло­вие: «Мама ку­пи­ла 5 пачек соли. Две съели за обе­дом». Есть во­прос: «Сколь­ко пачек соли оста­лось?». Зна­чит, это за­да­ча.

Задача №3 без вопроса

«У Коли 2 мя­чи­ка, у Саши 3 мя­чи­ка».

Задача №4 без условия

«Сколь­ко стоят 2 мат­реш­ки?»

Задача №5 с лишними данными

«Карлсон съел на зав­трак 5 бу­ло­чек, 6 мо­ро­же­ных, 2 ана­на­са, 3  шо­ко­лад­ки и 4 груши. Сколь­ко фрук­тов съел Карлсон на зав­трак?»

ЗАДАЧА

Условие, числовые данные, вопрос, краткая запись, решение, ответ.

Од­на­ко, в этом тек­сте ошиб­ка. Число ля­гу­шек, прыг­нув­ших в воду, есть в усло­вии – «одна». То есть в во­про­се про­сят узнать то, что из­вест­но.

«Сколь­ко ля­гу­шек оста­лось на кочке?».

В ре­зуль­та­те по­лу­чи­лась за­да­ча:

«На кочке си­де­ли 4 ля­гуш­ки. Одна прыг­ну­ла в воду. Сколь­ко ля­гу­шек оста­лось на кочке?».

Но в этой за­да­че нере­аль­ное усло­вие: за обе­дом съели 2 пачки соли. Это невоз­мож­но, по­это­му нет смыс­ла ре­шать эту за­да­чу.

В этом тек­сте есть усло­вие: «У Коли 2 мя­чи­ка, у Саши 3 мя­чи­ка», – но нет

во­про­са.

Для того, чтобы этот текст стал за­да­чей, необ­хо­ди­мо к этому усло­вию до­ба­вить во­прос: «Сколь­ко всего мя­чи­ков у маль­чи­ков?»

В этом тек­сте есть во­прос: «Сколь­ко стоят 2 мат­реш­ки?». Од­на­ко, в этом тек­сте нет усло­вия.

Для того чтобы сде­лать за­да­чу из этого тек­ста, до­ба­вим к во­про­су усло­вие: «Одна мат­реш­ка стоит 5 руб­лей, а вто­рая – 4 рубля».

В ре­зуль­та­те по­лу­чим за­да­чу: «Одна мат­реш­ка стоит 5 руб­лей, а вто­рая – 4 рубля. Сколь­ко стоят 2 мат­реш­ки?»

В этом тек­сте есть усло­вие: «Карлсон съел на зав­трак 5 бу­ло­чек, 6 мо­ро­же­ных, 2 ана­на­са, 3 шо­ко­лад­ки и 4 груши». Есть во­прос: «Сколь­ко фрук­тов съел Карлсон на зав­трак?».

В усло­вии за­да­чи го­во­рит­ся, что Карлсон съел не толь­ко фрук­ты, но и дру­гие про­дук­ты, что яв­ля­ет­ся лиш­ни­ми дан­ны­ми. При ре­ше­нии за­да­чи их ис­поль­зо­вать не надо, по­это­му эти дан­ные нужно убрать.

В ре­зуль­та­те по­лу­чит­ся сле­ду­ю­щее усло­вие: «Карлсон съел на зав­трак 2 ана­на­са и 4 груши. Сколь­ко фрук­тов съел Карлсон на зав­трак?».

Расставляет карточки-алгоритм на доске с учителем.

Те­перь по­лу­чи­лась за­да­ча: «У Коли 2 мя­чи­ка, у Саши 3 мя­чи­ка. Сколь­ко всего мя­чи­ков у мальчиков?

ФИЗМИНУТКА

«Буратино»

   

Выход на цели и задачи урока.

- Какие задачи ,из решенных, вам понравились больше всего? Какими качествами должен обладать человек, чтобы решить задачу с избыточными данными?

- А какие качества нужны для того, чтобы работать в группах.

Работа в группах.

В школьном саду посадили 5 рядов берез по 8 саженцев в каждом, а рябины на 38 саженцев больше, чем берез. Сколько саженцев рябины посадили в школьном саду?

На столе стояли 2 вазы с розами. Во второй вазе в 4 раза роз меньше, чем в первой. Сколько роз во второй вазе?

- Какая проблема у вас возникла при решении этой задачи?

- Каких данных не хватает?

- Что необходимо сделать, чтобы эту задачу можно было решить?

- А мы раньше решали такие задачи?

- Определите тему нашего урока?

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С НЕДОСТАЮЩИМИ ДАННЫМИ.

Постановка цели и задач.

Чему сегодня будем учиться?

Работа в парах. Самопроверка с доски.

Решите задачу.

1 ВАЗА –

2 ВАЗА- ? В 5 РАЗ МЕНЬШЕ, ЧЕМ

1). Вам предлагается выбрать подходящее число (17 роз, 150 роз, 25 роз).

2). Решаем следующую задачу. Условие остается прежним.

Но нам предлагается решение:

.:5=9 (роз)- во второй вазе.

- Какое числовое данное мы подставим?

3). А теперь попробуем дополнить условие своими числовыми данными. Какие вы предлагаете. Решите задачу.

Давайте, сделаем вывод, как решать такие задачи. Составим алгоритм решения задач. На ЭЛЕКТРОННОЙ ДОСКЕ

- Сколько способов решения имеют такие задачи?

Теперь я предлагаю вам самостоятельно попробовать свои силы.

Желтая карточка. Предлагается выбрать подходящие данные.

Зелёная. Предлагается решение, по которому необходимо выбрать числовое данное.

Красная карточка. Подобрать свои числовые данные и решить задачу.

Проверка решения задач на доске.

Карточка для самостоятельной работы в приложении.

Взаимовыручка, умение слушать, уважать мнение товарищей.

Решение задач на маркерных досках. Проверка у доски.

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С НЕДОСТАЮЩИМИ ДАННЫМИ.

Будем учиться решать задачи с недостающими данными. Добавлять необходимые данные в условие задачи.

В 1 вазе – 150 роз, тогда во второй вазе в 5 раз меньше.

45 роз

Прочитать условие задачи.

Составить краткую запись.

Определить недостающие числовые данные.

Подобрать подходящие числовые данные.

Решить задачу.

Самостоятельное решение. Самооценка.

Индивидуальная работа с учителем.

Решение задачи.

В магазине на первой полке было 19 пакетов яблок по 3 кг, а груш на 56 кг меньше, чем яблок. Сколько килограммов фруктов лежало в магазине на полках.

-О чем говорится в задаче?

Какие два наименования запишем в краткой записи?

Что мы знаем о яблоках? Запиши. Что говорится о грушах? Запиши. Какой вопрос в задаче?

Можем ли мы сразу дать на него ответ? Что нужно найти сначала?

Как? Что можем найти теперь? Запиши.

Индивидуальная работа с учителем.

В детский сад привезли 29 мячей, а скакалок на 15 больше, чем кукол. Сколько всего игрушек привезли в детский сад?

Подведение итога урока.

Рефлексия.

Самооценка.

Домашнее задание

1.Задачи, в которых не хватает числовых данных, это задачи с ________________________________________________.

2. Наиболее удобным способом преобразования для меня был способ________________________________________________.

3. Такие задания помогают мне развивать ________________.

Каков был уровень задачи, задания?

Такие задачи мы решали уже много раз, понадобились только давно полученные знания? (Необходимый уровень.)

В этой задаче мы столкнулись с необычной ситуацией (либо нам нужны прежние знания в новой ситуации, либо нам нужны новые только сейчас получаемые знания)? (Программный уровень.)

Такие задачи мы никогда не учились решать или же использовались правила и факты, которые мы на уроках не изучали? (Максимальный уровень.)

Придумайте задачу с недостающими данными (на карточках).

Недостающими данными

Логическое мышление, ..

 

1.Найди значения выражений.

81:9+25= (75-40):7=

72:8∙6= 100-56:8=

2. Выполни вычисления в столбик.

236 374 787 628

+457 +238 +164 +293

3.Реши уравнения.

645-у=145 х-215=430

У= х=

У= х=

4. Реши задачу.

На первой аллее посадили 18 саженцев лип, на второй – в 2 раза меньше, чем на первой, а на третьей – на 10 саженцев больше, чем на второй. Сколько саженцев липы посадили на трех аллеях?

I-

II-

III-

1)__________________________________

2)__________________________________

3)__________________________________

Ответ:_______________________________

_____________________________________

Дополнительно. Масса бочонка вместе с медом 20 кг, а без меда 2 кг. Во сколько раз масса меда больше массы бочонка?

1)____________________________________

2)____________________________________

Ответ:________________________________

Само

оценка

Оценка учителя

1.Найди значения выражений.

81:9+25= (75-40):7=

72:8∙6= 100-56:8=

2. Выполни вычисления в столбик.

236 374 787 628

+457 +238 +164 +293

3.Реши уравнения.

645-у=145 х-215=430

У= х=

У= х=

4. Реши задачу.

На первой аллее посадили 18 саженцев лип, на второй – в 2 раза меньше, чем на первой, а на третьей – на 10 саженцев больше, чем на второй. Сколько саженцев липы посадили на трех аллеях?

I-

II-

III-

1)__________________________________

2)__________________________________

3)__________________________________

Ответ:_______________________________

_____________________________________

Дополнительно. Масса бочонка вместе с медом 20 кг, а без меда 2 кг. Во сколько раз масса меда больше массы бочонка?

1)____________________________________

2)____________________________________

Ответ:________________________________

Само

оценка

Оценка учителя

4б, 3б, 2б,1б

 

4б, 3б, 2б,1б

 

4б, 3б, 2б,1б

 

4б, 3б, 2б,1б

 

2б,1б

 

2б,1б

 

3б,

2б,

 

3б,

2б,

 

2б,

 

2б,

 

14-15б – «5»

10-13б - «4»

7-9б - «3»

14-15б – «5»

10-13б - «4»

7-9б - «3»

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.