Конспект урока математики «Решение задач с недостающими данными» (3 класс)
Конспект урока математики в 3 классе. Развивающая система Л.В.Занкова
Тема: Задачи с недостающими данными.
Цель урока: создать условия для формирования представлений о цели и способах преобразования текста задачи.
Задачи:
содействовать формированию учебно-познавательной мотивации;
содействовать формированию умения соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
способствовать развитию активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
содействовать формированию умения устанавливать причинно-следственные связи, использовать общие приёмы решения задач;
способствовать формированию умения преобразовывать условие задачи для её решения.
Познавательные УУД:
познакомить учащихся с новым видом задач: задачи с недостающими данными;
учить дополнять условие задачи с недостающими данными;
Коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для других высказывания;
Регулятивные УУД: уметь формулировать и удерживать учебную задачу при работе с текстом;
уметь выделять и формулировать то, что усвоено, определять качество и степень усвоения
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Индивидуальная работа с учащимися с ОВЗ |
1. Организационный момент |
-Добрый день! Я рада видеть вас вновь сегодня на нашем уроке. И сегодня наш урок математики мы начнем с такого девиза: Думать – коллективно! Решать – оперативно! Отвечать – доказательно! Учиться – старательно! И открытия нас ждут обязательно! |
||
2. Выстраивание плана работы. |
- С чего мы начнем наш с вами урок? - Расставьте по порядку этапы урока. |
Наметим план урока. 1.Наметим курс. 2.Узнаем новое. 3.Одна голова хорошо, а две лучше. 4.Закрепим. 5.Вместе делать веселее. 6.Сами с усами. 7.Подведем итог. |
|
3. Активизация полученных ранее знаний. |
Кроссворд. 1.-Можно ли измерить прямую? -А прямую, ограниченную с двух сторон? Как она называется? 2. Чему равна сумма чисел 262 и 300? Как называются компоненты при сложении? 3.Вася поймал 24 карася, а Миша 4. Во сколько раз меньше карасей поймал Миша? Каким действием решили? 4.Как называется равенство с неизвестным числом? 5. Какой компонент неизвестен в уравнении 638-у=134? Решите уравнение. 6.Посмотрите на неравенство, какие компоненты неизвестны? …-200>…-300 Подберите подходящие числа. |
Нет, она бесконечна Да, отрезок. 562 Слагаемое В 6 раз меньше, деление Уравнение Вычитаемое 504 уменьшаемое |
Выполнение карточки. |
- Какое ключевое слово получилось? - О чем пойдет речь на уроке? - Что такое задача? (Это проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь. В математике задача – это математический текст.) - Какие составляющие задачи вы можете назвать? - Умеете ли вы решать задачи? Любые задачи сможете решить? -Хорошо, давайте проверим. Задача №1 с ошибочным вопросом «На кочке сидели 4 лягушки. Одна прыгнула в воду. Сколько лягушек прыгнуло в воду?» В этой задаче есть условие: «На кочке сидели 4 лягушки. Одна прыгнула в воду». Есть вопрос: «Сколько лягушек прыгнуло в воду?». Уберем ошибочный вопрос и изменим вопрос так, чтобы надо было найти неизвестное. Задача №2 с нереальным условием «Мама купила 5 пачек соли. Две съели за обедом. Сколько пачек соли осталось?» В этой задаче есть условие: «Мама купила 5 пачек соли. Две съели за обедом». Есть вопрос: «Сколько пачек соли осталось?». Значит, это задача. «У Коли 2 мячика, у Саши 3 мячика». «Сколько стоят 2 матрешки?» «Карлсон съел на завтрак 5 булочек, 6 мороженых, 2 ананаса, 3 шоколадки и 4 груши. Сколько фруктов съел Карлсон на завтрак?» |
ЗАДАЧА Условие, числовые данные, вопрос, краткая запись, решение, ответ. Однако, в этом тексте ошибка. Число лягушек, прыгнувших в воду, есть в условии – «одна». То есть в вопросе просят узнать то, что известно. «Сколько лягушек осталось на кочке?». В результате получилась задача: «На кочке сидели 4 лягушки. Одна прыгнула в воду. Сколько лягушек осталось на кочке?». Но в этой задаче нереальное условие: за обедом съели 2 пачки соли. Это невозможно, поэтому нет смысла решать эту задачу. В этом тексте есть условие: «У Коли 2 мячика, у Саши 3 мячика», – но нет вопроса. Для того, чтобы этот текст стал задачей, необходимо к этому условию добавить вопрос: «Сколько всего мячиков у мальчиков?» В этом тексте есть вопрос: «Сколько стоят 2 матрешки?». Однако, в этом тексте нет условия. Для того чтобы сделать задачу из этого текста, добавим к вопросу условие: «Одна матрешка стоит 5 рублей, а вторая – 4 рубля». В результате получим задачу: «Одна матрешка стоит 5 рублей, а вторая – 4 рубля. Сколько стоят 2 матрешки?» В этом тексте есть условие: «Карлсон съел на завтрак 5 булочек, 6 мороженых, 2 ананаса, 3 шоколадки и 4 груши». Есть вопрос: «Сколько фруктов съел Карлсон на завтрак?». В условии задачи говорится, что Карлсон съел не только фрукты, но и другие продукты, что является лишними данными. При решении задачи их использовать не надо, поэтому эти данные нужно убрать. В результате получится следующее условие: «Карлсон съел на завтрак 2 ананаса и 4 груши. Сколько фруктов съел Карлсон на завтрак?». |
Расставляет карточки-алгоритм на доске с учителем. Теперь получилась задача: «У Коли 2 мячика, у Саши 3 мячика. Сколько всего мячиков у мальчиков? |
|
ФИЗМИНУТКА |
«Буратино» |
||
Выход на цели и задачи урока. |
- Какие задачи ,из решенных, вам понравились больше всего? Какими качествами должен обладать человек, чтобы решить задачу с избыточными данными? - А какие качества нужны для того, чтобы работать в группах. Работа в группах. В школьном саду посадили 5 рядов берез по 8 саженцев в каждом, а рябины на 38 саженцев больше, чем берез. Сколько саженцев рябины посадили в школьном саду? На столе стояли 2 вазы с розами. Во второй вазе в 4 раза роз меньше, чем в первой. Сколько роз во второй вазе? - Какая проблема у вас возникла при решении этой задачи? - Каких данных не хватает? - Что необходимо сделать, чтобы эту задачу можно было решить? - А мы раньше решали такие задачи? - Определите тему нашего урока? РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С НЕДОСТАЮЩИМИ ДАННЫМИ. Постановка цели и задач. Чему сегодня будем учиться? Работа в парах. Самопроверка с доски. Решите задачу. 1 ВАЗА – 2 ВАЗА- ? В 5 РАЗ МЕНЬШЕ, ЧЕМ 1). Вам предлагается выбрать подходящее число (17 роз, 150 роз, 25 роз). 2). Решаем следующую задачу. Условие остается прежним. Но нам предлагается решение: ….:5=9 (роз)- во второй вазе. - Какое числовое данное мы подставим? 3). А теперь попробуем дополнить условие своими числовыми данными. Какие вы предлагаете. Решите задачу. Давайте, сделаем вывод, как решать такие задачи. Составим алгоритм решения задач. На ЭЛЕКТРОННОЙ ДОСКЕ - Сколько способов решения имеют такие задачи? Теперь я предлагаю вам самостоятельно попробовать свои силы. Желтая карточка. Предлагается выбрать подходящие данные. Зелёная. Предлагается решение, по которому необходимо выбрать числовое данное. Красная карточка. Подобрать свои числовые данные и решить задачу. Проверка решения задач на доске. Карточка для самостоятельной работы в приложении. |
Взаимовыручка, умение слушать, уважать мнение товарищей. Решение задач на маркерных досках. Проверка у доски. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С НЕДОСТАЮЩИМИ ДАННЫМИ. Будем учиться решать задачи с недостающими данными. Добавлять необходимые данные в условие задачи. В 1 вазе – 150 роз, тогда во второй вазе в 5 раз меньше. 45 роз Прочитать условие задачи. Составить краткую запись. Определить недостающие числовые данные. Подобрать подходящие числовые данные. Решить задачу. Самостоятельное решение. Самооценка. |
Индивидуальная работа с учителем. Решение задачи. В магазине на первой полке было 19 пакетов яблок по 3 кг, а груш на 56 кг меньше, чем яблок. Сколько килограммов фруктов лежало в магазине на полках. -О чем говорится в задаче? Какие два наименования запишем в краткой записи? Что мы знаем о яблоках? Запиши. Что говорится о грушах? Запиши. Какой вопрос в задаче? Можем ли мы сразу дать на него ответ? Что нужно найти сначала? Как? Что можем найти теперь? Запиши. Индивидуальная работа с учителем. В детский сад привезли 29 мячей, а скакалок на 15 больше, чем кукол. Сколько всего игрушек привезли в детский сад? |
Подведение итога урока. Рефлексия. Самооценка. Домашнее задание |
1.Задачи, в которых не хватает числовых данных, это задачи с ________________________________________________. 2. Наиболее удобным способом преобразования для меня был способ________________________________________________. 3. Такие задания помогают мне развивать ________________. Каков был уровень задачи, задания? – Такие задачи мы решали уже много раз, понадобились только давно полученные знания? (Необходимый уровень.) В этой задаче мы столкнулись с необычной ситуацией (либо нам нужны прежние знания в новой ситуации, либо нам нужны новые только сейчас получаемые знания)? (Программный уровень.) Такие задачи мы никогда не учились решать или же использовались правила и факты, которые мы на уроках не изучали? (Максимальный уровень.) Придумайте задачу с недостающими данными (на карточках). |
Недостающими данными Логическое мышление, .. |
1.Найди значения выражений. 81:9+25= (75-40):7= 72:8∙6= 100-56:8= 2. Выполни вычисления в столбик. 236 374 787 628 +457 +238 +164 +293 3.Реши уравнения. 645-у=145 х-215=430 У= х= У= х= 4. Реши задачу. На первой аллее посадили 18 саженцев лип, на второй – в 2 раза меньше, чем на первой, а на третьей – на 10 саженцев больше, чем на второй. Сколько саженцев липы посадили на трех аллеях? I- II- III- 1)__________________________________ 2)__________________________________ 3)__________________________________ Ответ:_______________________________ _____________________________________ Дополнительно. Масса бочонка вместе с медом 20 кг, а без меда 2 кг. Во сколько раз масса меда больше массы бочонка? 1)____________________________________ 2)____________________________________ Ответ:________________________________ |
Само оценка |
Оценка учителя |
1.Найди значения выражений. 81:9+25= (75-40):7= 72:8∙6= 100-56:8= 2. Выполни вычисления в столбик. 236 374 787 628 +457 +238 +164 +293 3.Реши уравнения. 645-у=145 х-215=430 У= х= У= х= 4. Реши задачу. На первой аллее посадили 18 саженцев лип, на второй – в 2 раза меньше, чем на первой, а на третьей – на 10 саженцев больше, чем на второй. Сколько саженцев липы посадили на трех аллеях? I- II- III- 1)__________________________________ 2)__________________________________ 3)__________________________________ Ответ:_______________________________ _____________________________________ Дополнительно. Масса бочонка вместе с медом 20 кг, а без меда 2 кг. Во сколько раз масса меда больше массы бочонка? 1)____________________________________ 2)____________________________________ Ответ:________________________________ |
Само оценка |
Оценка учителя |
||
4б, 3б, 2б,1б |
4б, 3б, 2б,1б |
||||||
4б, 3б, 2б,1б |
4б, 3б, 2б,1б |
||||||
2б,1б |
2б,1б |
||||||
3б, 2б, 1б |
3б, 2б, 1б |
||||||
2б, 1б |
2б, 1б |
||||||
14-15б – «5» 10-13б - «4» 7-9б - «3» |
14-15б – «5» 10-13б - «4» 7-9б - «3» |