Конспект урока литературы в 5 классе «Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. Олимп»
Литература. Класс: 5.
Урок . МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. ПОДВИГИ ГЕРАКЛА. «ОЛИМП».
Цель деятельности учителя |
Создать условия для знакомства учащихся с определениями «миф», «предание», «легенда», познакомить учащихся с информацией о наиболее известных мифах мира, способствовать формированию интереса к литературе |
Тип урока |
Комбинированный урок |
Планируемые образова-тельные результаты |
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать опрелеления «книга», «чтение», «библиотека»; уметь анализировать художественные тексты; уметь выразительно читать художественные произведения. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее; способность извлекать информацию из различных источников, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем. Личностные: проявление интереса к чтению художественной литературы, совершенствование духовно-нравственных качеств личности, уважительное отношение к литературе. |
Методы и формы обучения |
Наблюдение на языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Оборудование |
Доска, мел, мультимедийная доска |
Наглядно-демонстрационный материал |
Учебник, раздаточный материал, презентация |
Основные понятия |
Миф, мифология |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Осуществляемая деятельность учащихся |
Формы организации взаимо-действия |
Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
Промежу-точный контроль |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. Моти-вация к деят-ти |
Эмоциональная, психологическая ная подготовка |
Вступительное слово. -Здравствуйте, дорогие ребята! |
Слушают учителя |
Фронтальная |
Личностные: положитель-но относятся к учению, по-знавательной деятельности |
Устные ответы |
2. Актуали-зация и пробное учебное действие |
Воспроизведе-ние ранее изу-ченного, уста-новление преем-ственных связей и прежних новых знаний и применение их в новых ситуа-циях. |
Проверка домашнего задания. Учитель проверяет домашнее задание у учащихся Фронтальный опрос по мифу «Олимп» -Какой главный бог царит на Олимпе? -Какое время года было вечно на Олимпе? -Как звали жену Зевса? -Как отдыхали боги на Олимпе (пели, танцевали) -Зависит ли судьба людей от Зевса? Беседа -Ребята, давайте вспомним, с какими определениями мы познакомились на прошлом уроке? (Миф, мифология, сказание, предание) -Какие виды мифов вы помните? -Слышали ли вы о таком герое как Геракл? Из какой страны этот герой? Чем он славился? (Из Древней Греции, совершал подвиги) -Однако к Древней Греции относятся не только мифы о Геракле, она богата легендами о других героях. -Ребята, исходя из нашей беседы, как вы думаете, какова тема нашего урока? Тема урока: МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. ПОДВИГИ ГЕРАКЛА. «ОЛИМП». |
Ответы на вопросы: строят понятные для партнера высказывания. Воспринимают на слух информацию. Записывают важные моменты с тетрадь. Обдумывают ответы на воп-росы и понима-ют, что знаний у них недостаточ-но для полных ответов |
Фронталь-ная, групповая |
Личностные: имеют мотивацию к учебной дея-тельности. Познавательные: выпол-няют учебно-познаватель-ные действия в материаль-ной и умственной форме; устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют соб-ственные мысли. |
Устные ответы. Письменная работа |
3. Выявле-ние места и причины затрудне-ния |
Беседа, обсуж-дение резуль-татов предыду-щего этапа. Раскрытие сущ-ности новых способов умст-венноц и учеб-ной деятельнос-ти учащихся |
Комментированное выразительное чтение фрагментов мифа «Олимп» Анализ мифа -Тема, основная сысль -Основные образы -Характеристики -Чем вам понравился этот миф? -Чем занимаются Боги Олимпа? Работа с художественным текстом Краткий пересказ учащимися мифа «Олимп» Выразительное чтение выборочных фрагментов художественного текста с комментариями учителя Творческое задание -Ребята, вам предстоит составить небольшой план мифа «Олимп», то есть озаглавить каждый абзац – основная мысль (Работа по группам). Устная проверка учителем плана с комментариями. Работа по группам Оригинальное название мифа (вместо «Олимп») Выписать имена богов и их предназначение из мифа. Придумать, какое послание боги Олимпа оставили людям, чтобы на земле был мир. Лекция учителя -Ребята, теперь давайте совершим путешествие в Древнюю Грецию. |
Обдумывают ответы на воп-росы. Формулируют собственные мысли, выска-зывают и обос-новывают свою точку зрения. Обсуждают ответы товарищей |
Групповая |
Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих поступков. Познавательные: устанав-ливают причинно-следст-венные связи, делают выво-ды. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получе-ния необходимой информа-ции |
Устные ответы |
Физкультминут-ка |
Мы ладонь к глазам приставим,Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек. И – направо! И еще Через левое плечо! Все ребята дружно встали И на месте зашагали. На носочках потянулись И друг к другу повернулись. Как пружинки мы присели, А потом тихонько сели |
Выполняют движения в соответствии с текстом |
Фронтальная |
Выполняют упражнения |
||
4. Целепо-лагание и построение проекта вы-хода из зат-руднения |
Раскрытие сущ-ности новых понятий, усво-ение новых спо-собов учебной и умственной дея-тельности уча-щихся. Беседа, обсуж-дение результа-тов наблюдения |
Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащи-мися, принимающими ее на себя. -Ребята, исходя из темы и наших рассуждений, определите цель нашего урока. (Познакомиться с мифами о Геракле). Слово учителя - Геракл (Геркулес) — в древнегреческой мифологии герой, сын бога Зевса и Алкмены. Среди многочисленных мифов о Геракле наиболее известен цикл сказаний о 12 подвигах, совершенных Гераклом, когда он находился на службе у микенского царя Эврисфея. МИФЫ О ГЕРАКЛЕ 1.Рождение и юность Зевс заключил с Герой договор, что Геракл не всю свою жизнь будет находиться под властью Еврисфея: после десяти подвигов, совершенных по поручению Еврисфея, Геракл не только освободится от его власти, но даже получит бессмертие. 2.Юность Побеждает льва, знакомится с царями. ПОДВИГИ Геракла За 12 лет Геракл совершил 12 подвигов: Удушение Немейского льва Убийство Лернейской гидры (не засчитан из-за помощи Иолая) Истребление Стимфалийских птиц Поимка Керинейской лани Укрощение Эриманфского вепря Очистка Авгиевых конюшен (не засчитан из-за требования платы) Укрощение Критского быка Похищение Коней Диомеда, победа над царем Диомедом (бросавшим чужеземцев на съедение своим коням) Похищение Пояса Ипполиты, царицы амазонок Похищение коров трёхголового великана Гериона Похищение золотых яблок из сада Гесперид Укрощение стража Аида — пса Цербера Работа с художественным текстом -Ребята, давайте познакомимся с 11 подвигом Геракла «Яблоки Геспирид» Учитель читает миф |
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учите-лем. Соотносят пос-тавленные зада-чи с текстами, знакомятся с материалом. |
Индиви-дуальная, групповая |
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рас-суждать о причинах своего успеха или неуспеха в уче-нии, связывая успехи с тру-долюбием, усилиями. Познавательные: извлека-ют необходимую информа-цию из прослушанного объяснения учителя, однок-лассников, систематизиру-ют собственные знания. Регулятивные: планируют необходимые действия, ра-ботают по плану Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществля-ют совместную деятель-ность в парах с учетом кон-кретных учебно-познава-тельных задач |
Задают вопросы для уточнения информа-ции |
5. Творчес-кая практи-ческая дея-тельность по реализа-ции постро-енного про-екта |
Комментиро-ванное чтение рассказа и одновременный анализ |
Беседа -Кто такой Геракл? -Сколько подвигов он совершил? Беседа -Какова основная мысль мифа? -Какие качества в данном мифе характеризуют Геракла? -Какие испытания преодолел Геракл? -Как он смог достать яблоки? -Чем завершается данный миф? Учащиеся записывают основную информацию в тетрадь |
Слушают рассказ. Отвечают на вопросы. Анализируют текст. Формули-руют собствен-ные мысли |
Фронталь-ная |
Личностные: осознают возможности в работе при прочтении текста произведения. Познавательные: слушают рассказ, извлекая нужную информацию, мысленно определяют основные моменты произведения, анализируют героев. |
Устные ответы |
6. Первич-ное закреп-ление с комменти-рованием |
Систематизация знаний |
Анализ текста -Ребята, как вы считаете, какова тема текста? (то, о чем говорится в тексте) -Найдите прилагательные в данном мифе, которые помогают создать торжественный стиль. -Объясните смысл названия мифа |
Формулируют собственные мысли, выска-зывают и обос-новывают свою точку зрения. |
Индивиду-альная, групповая |
Познавательные: выполня-ют учебно-познавательные действия в материализо-ванной и умственной фор-ме. |
Устные ответы. Письменная работа |
7. Включе-ние в сис-тему зна-ний и пов-торение |
Обобщение по-лученных на уроке сведений |
Обобщение. - Греческая мифология разворачивает перед нами великолепную картину проявления прекрасных человеческих достоинств, благородства и мужества. Ради долга, чести и любви человек тех далеких времен шел на смерть и вступал в борьбу с богами. Учитель оценивает работу учащихся |
Делают обобщение. Отвечают на вопросы. |
Фронталь-ная |
Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные: приоб-ретают умения использо-вать полученные знания при анализе текста произведений. |
Оценивание работы учащихся на уроке. Устные ответы |
8. Рефлек-сия учеб-ной дея-тельности на уроке (итог уро-ка) |
Заключительная беседа по вопросам |
Беседа. -Ребята, закончите следующие фразы: Сегодня на уроке я узнал, что.. Сегодня на уроке мы познакомились с… Сегодня на уроке было интересно… Сегодня на уроке у меня возникли трудности с… Сегодня на уроке мне понравилось… |
Определяют эмоциональное состояние на уроке, выясняют причины затруднений |
Индивиду-альная, групповая |
Познавательные: устанав-ливают взаимосвязь между объемом полученных на уроке знаний, умений, на-выков. |
Листы обратной связи |
9. Домаш-нее задание |
Запись и объяснение домашнего задания |
Задает домашнее задание. -Итак, ребята, открываем дневники и записываем домашнее задание на следующий урок: прочитать миф «»Одиссей на острове Циклопов. Полифем» с.14-19 и письменно ответить на вопрос 1 на с. 19. |
Записывают задание в дневник. |
Групповая, индивиду-альная |
Познавательные: устанавливают взаимосвязь между темой, изученной на уроке, с домашним задани-ем |
Дифферен-цированные задания |
Сафонова Елена Валерьевна