Конспект урока музыки «Образ матери в поэзии, музыке, живописи» (3 класс)

8
0
Материал опубликован 3 August 2022


Тема урока: «Образ матери в поэзии, музыке, живописи»

Цель: Формирование представления об образе матери в поэзии, музыке, живописи у обучающихся 3 классов.

Задачи:

Образовательные  

- раскрыть образ матери через произведения поэзии, музыки, изобразительного искусства;

- сформировать основы музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

- раскрыть взаимосвязь музыки, литературы, живописи на примерах произведении искусства разных эпох, воспевающих образ матери.

Развивающие

- развивать образное и ассоциативное мышление, музыкальное восприятие и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности, умение сравнивать, анализировать произведения художников, композиторов.

- развивать интерес к музыке и музыкальной деятельности.

Воспитательные

- воспитать интерес к музыкальному искусству.

Тип урока: урок получения новых знаний

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Художественный материал: портреты Шуберта, Робертино Лоретти, Рафаэля Санти, А. Барто; Ф. Шуберт «Ave Мария!»; песня «Мама – первое слово», мультимедийная презентация.

Дополнительный материал: карточки с изображением эмоций, музыкальные иснтрументы, кисть, карточки со словами песни «Мама – первое слово».

Технологии, используемые на уроке:

- технология педагогики сотрудничества,

- иформационно-коммуникационная технология,

- технология развития ассоциативно-образного мышления,

- технология развития восприятия музыки,

- технология формирования певческой культуры,

- технология детского музицирования,

- технология арт-терапии и здоровьесбережения в процессе музыкального обучения.


Конспект урока

У: Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на музыкальном занятии. Давайте познакомимся. Сейчас каждый по очереди назовёт своё имя, выберет любимый музыкальный инструмент, проговорив почему он ему понравился, и эмоцию, с которой пришёл на урок. В этом вам помогут тренажёры с 7 базовыми эмоциями. Начнём с меня. Меня зовут Яна Ивановна. Мой любимый музыкальный инструмент – саксофон, я люблю его за уникальный тембр. Эмоция, с которой я пришла на урок – эмоция радости, потому что люблю проводить занятия. Теперь ваша очередь!

(1 слайд, маршрутизатор: имя-музыкальный инструмент-эмоция)

(На парте у каждого ребёнка лежат маленькие музыкальные инструменты)

Ответы детей.

У: Умнички! Сегодня нам предстоит выполнить интересные задания, но для начала нам нужно подготовиться. Предлагаю выполнить упражнение «Барабан-арфа».

(нейрогимнастика с учителем: ребята по очериди показывают "арфу" (ладошка) и "барабан" (кулачки)

У: Ребята, теперь вам предстоит угадать тему сегодняшнего урока. Прослушайте мелодию, я её наиграю на своём любимом инструменте, и постарайтесь угадать, что это за песня?

Учитель на саксофоне играет «Мама – первое слово…»

Д: Мама – первое слово!

У: Верно! У вас на столе лежат специальные карточки с названием 7 базовых эмоций. Радость, грусть, страх, интерес, отвращение, стыд, гнев.

Я при слове мама испытываю эмоцию радости… А вы?

Ответы ребят.

У: Ребята, многие из нас испытывают радость, потому что мама – самый главный и любимый человек на Свете!

Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

Ответы детей

У: Верно. Тема урока «Образ матери в поэзии, музыке и живописи».

2 слайд. Название темы урока.

У: А сейчас приступим к исследованию нашей темы и выполним 1 задание. Угадайте, что за предмет находится внутри мешочка? Не смотря на этот предмет, исследуйте его только наощупь. (Дети по очереди передают мешочек друг другу) Дают ответы.

У: Действительно, это кисточка! К какому искусству относится этот предмет Ответы детей.

У: Правильно, живопись. Предлагаю вам познакомиться с творчеством знаменитого итальянского художника Рафаэля Санти. 3 слайд. Рафаэль Санти.

Рафаэль Санти - итальянский живописец и архитектор, один из самых великих художников во всей мировой истории. Жизнь его была слишком коротка, всего 37 лет. Но его творения пережили века, восхищая миллионы людей, просветляя их души. У меня эта картина вызывает эмоцию интереса… Подумайте и ответьте, какую эмоцию вызывает эта картина у вас через я-высказывания. Например: «Я испытываю эмоцию интереса».

Ответы детей.

У: Техника активного слушания «Ребята, я понимаю…»

У: Каждый из нас может стать художником. Но для начала давайте сделаем упражнение! (Нейрогимнастика с учителем, упражнение «Художник»)

Мы все любим своих мам! Давайте двумя пальчиками одновременно нарисуем сердечко! А теперь закройте глаза и представьте, с каким образом вы можете сравнить свою маму. Откройте глаза и нарисуйте этот образ!

У: как здорово у вас получилось! Скажите, а что помогло вам настроится на нужный лад?

Д: (набрасывают ответы). Музыка!

У: И правда…Вы знаете, что за произведение прозвучало? 4 слайд. Франц Шуберт. Прозвучало произведение «Аве Мария» великого австрийского композитора Франца Шуберта. Аве - значит «Радуйся». Какие чувства вы услышали в музыке? (Нежность, красота, тепло, взволнованность, задумчивость…)

У: Переходим ко 2 заданию. Предлагаю каждому из вас положить руки на клавиатуру и сыграть это произведение.

Музыкальный тренажёр. Дети смотрят на увеличенную клавиатуру, находящуюся на доске, повторяют движения учителя. Учащиеся нажимают на нотки, попадая в ритм произведению.

У: А теперь давайте пропоём этот отрывок!

Переходим к 3 заданию.

У: Угадайте, что за предмет находится внутри мешочка? Не смотря на этот предмет, исследуйте его только наощупь. (Дети по очереди передают мешочек друг другу) Дают ответы.

У: Конечно же! Это перо и ручка. К какому искусству относятся эти предметы?

Д: Поэзия.

У: Конечно! Только послушайте, какие замечательные стихи про маму сочинила русская поэтесса Агния Барто! 5 слайд. Агния Барто.

«Было утром тихо в доме,

Я писала на ладони

Имя мамино.

Не в тетрадке, на листке,

Не на стенке каменной,

Я писала на руке

Имя мамино.

Было утром тихо в доме,

Стало шумно среди дня.

Что ты спрятала в ладони?

Стали спрашивать меня.

Я ладонь разжала:

Счастье я держала»

У: Сейчас вам необходимо предстать в роли поэтов.

Но перед этим мы разобьёмся на пары. (Дети делятся на пары, согласно группам инструментов, которые выбрали в начале урока)

У: Каждый из вас получит часть стихотворения Юрия Энтина, в которую нужно вставить слово. Подумайте, посоветуйтесь и решите, какое слово пропало?


1 пара.

Мама - первое слово,
Главное слово в каждой судьбе.
Мама ….. подарила,
Мир подарила мне и тебе.

2 пара.
Так бывает - ночью бессонною
Мама потихоньку всплакнет,
Как там ….., как там сынок ее -
Лишь под утро мама уснет.

3 пара.
Так бывает - если случится вдруг
В доме вашем горе-беда,
Мама - самый лучший, надежный ….. -
Будет с вами рядом всегда.

4 пара.
Так бывает - станешь взрослее ты
И, как птица, ввысь улетишь,
Кем бы ни был, знай, что для мамы ты -
Как и прежде, милый малыш.


(Учитель фоном включает инструментальную музыку, дети по очереди читают части стихотворения)

У: Какие эмоции у вас вызвало стихотворение?

Ответы детей.

У: Я предлагаю превратить это стихотворение в песню.

(Учитель играет на фортепиано, каждая пара исполняет свой отрывок песни).

У: Спасибо! В завершении урока я хотела бы предложить вам собрать свой мешочек новых знаний и умений! Соберите его, проговаривая, я забираю с собой эмоцию радости, упражнение арфа-барабан и любимый музыкальный инструмент.

Ответы детей

У: Благодарю всех за внимание, урок окончен!















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.