Конспект урока музыки «Образ матери в поэзии, музыке, живописи» (3 класс)
Тема урока: «Образ матери в поэзии, музыке, живописи»
Цель: Формирование представления об образе матери в поэзии, музыке, живописи у обучающихся 3 классов.
Задачи:
Образовательные
- раскрыть образ матери через произведения поэзии, музыки, изобразительного искусства;
- сформировать основы музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
- раскрыть взаимосвязь музыки, литературы, живописи на примерах произведении искусства разных эпох, воспевающих образ матери.
Развивающие
- развивать образное и ассоциативное мышление, музыкальное восприятие и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности, умение сравнивать, анализировать произведения художников, композиторов.
- развивать интерес к музыке и музыкальной деятельности.
Воспитательные
- воспитать интерес к музыкальному искусству.
Тип урока: урок получения новых знаний
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Художественный материал: портреты Шуберта, Робертино Лоретти, Рафаэля Санти, А. Барто; Ф. Шуберт «Ave Мария!»; песня «Мама – первое слово», мультимедийная презентация.
Дополнительный материал: карточки с изображением эмоций, музыкальные иснтрументы, кисть, карточки со словами песни «Мама – первое слово».
Технологии, используемые на уроке:
- технология педагогики сотрудничества,
- иформационно-коммуникационная технология,
- технология развития ассоциативно-образного мышления,
- технология развития восприятия музыки,
- технология формирования певческой культуры,
- технология детского музицирования,
- технология арт-терапии и здоровьесбережения в процессе музыкального обучения.
Конспект урока
У: Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на музыкальном занятии. Давайте познакомимся. Сейчас каждый по очереди назовёт своё имя, выберет любимый музыкальный инструмент, проговорив почему он ему понравился, и эмоцию, с которой пришёл на урок. В этом вам помогут тренажёры с 7 базовыми эмоциями. Начнём с меня. Меня зовут Яна Ивановна. Мой любимый музыкальный инструмент – саксофон, я люблю его за уникальный тембр. Эмоция, с которой я пришла на урок – эмоция радости, потому что люблю проводить занятия. Теперь ваша очередь!
(1 слайд, маршрутизатор: имя-музыкальный инструмент-эмоция)
(На парте у каждого ребёнка лежат маленькие музыкальные инструменты)
Ответы детей.
У: Умнички! Сегодня нам предстоит выполнить интересные задания, но для начала нам нужно подготовиться. Предлагаю выполнить упражнение «Барабан-арфа».
(нейрогимнастика с учителем: ребята по очериди показывают "арфу" (ладошка) и "барабан" (кулачки)
У: Ребята, теперь вам предстоит угадать тему сегодняшнего урока. Прослушайте мелодию, я её наиграю на своём любимом инструменте, и постарайтесь угадать, что это за песня?
Учитель на саксофоне играет «Мама – первое слово…»
Д: Мама – первое слово!
У: Верно! У вас на столе лежат специальные карточки с названием 7 базовых эмоций. Радость, грусть, страх, интерес, отвращение, стыд, гнев.
Я при слове мама испытываю эмоцию радости… А вы?
Ответы ребят.
У: Ребята, многие из нас испытывают радость, потому что мама – самый главный и любимый человек на Свете!
Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?
Ответы детей
У: Верно. Тема урока «Образ матери в поэзии, музыке и живописи».
2 слайд. Название темы урока.
У: А сейчас приступим к исследованию нашей темы и выполним 1 задание. Угадайте, что за предмет находится внутри мешочка? Не смотря на этот предмет, исследуйте его только наощупь. (Дети по очереди передают мешочек друг другу) Дают ответы.
У: Действительно, это кисточка! К какому искусству относится этот предмет Ответы детей.
У: Правильно, живопись. Предлагаю вам познакомиться с творчеством знаменитого итальянского художника Рафаэля Санти. 3 слайд. Рафаэль Санти.
Рафаэль Санти - итальянский живописец и архитектор, один из самых великих художников во всей мировой истории. Жизнь его была слишком коротка, всего 37 лет. Но его творения пережили века, восхищая миллионы людей, просветляя их души. У меня эта картина вызывает эмоцию интереса… Подумайте и ответьте, какую эмоцию вызывает эта картина у вас через я-высказывания. Например: «Я испытываю эмоцию интереса».
Ответы детей.
У: Техника активного слушания «Ребята, я понимаю…»
У: Каждый из нас может стать художником. Но для начала давайте сделаем упражнение! (Нейрогимнастика с учителем, упражнение «Художник»)
Мы все любим своих мам! Давайте двумя пальчиками одновременно нарисуем сердечко! А теперь закройте глаза и представьте, с каким образом вы можете сравнить свою маму. Откройте глаза и нарисуйте этот образ!
У: как здорово у вас получилось! Скажите, а что помогло вам настроится на нужный лад?
Д: (набрасывают ответы). Музыка!
У: И правда…Вы знаете, что за произведение прозвучало? 4 слайд. Франц Шуберт. Прозвучало произведение «Аве Мария» великого австрийского композитора Франца Шуберта. Аве - значит «Радуйся». Какие чувства вы услышали в музыке? (Нежность, красота, тепло, взволнованность, задумчивость…)
У: Переходим ко 2 заданию. Предлагаю каждому из вас положить руки на клавиатуру и сыграть это произведение.
Музыкальный тренажёр. Дети смотрят на увеличенную клавиатуру, находящуюся на доске, повторяют движения учителя. Учащиеся нажимают на нотки, попадая в ритм произведению.
У: А теперь давайте пропоём этот отрывок!
Переходим к 3 заданию.
У: Угадайте, что за предмет находится внутри мешочка? Не смотря на этот предмет, исследуйте его только наощупь. (Дети по очереди передают мешочек друг другу) Дают ответы.
У: Конечно же! Это перо и ручка. К какому искусству относятся эти предметы?
Д: Поэзия.
У: Конечно! Только послушайте, какие замечательные стихи про маму сочинила русская поэтесса Агния Барто! 5 слайд. Агния Барто.
«Было утром тихо в доме,
Я писала на ладони
Имя мамино.
Не в тетрадке, на листке,
Не на стенке каменной,
Я писала на руке
Имя мамино.
Было утром тихо в доме,
Стало шумно среди дня.
— Что ты спрятала в ладони?
— Стали спрашивать меня.
Я ладонь разжала:
Счастье я держала»
У: Сейчас вам необходимо предстать в роли поэтов.
Но перед этим мы разобьёмся на пары. (Дети делятся на пары, согласно группам инструментов, которые выбрали в начале урока)
У: Каждый из вас получит часть стихотворения Юрия Энтина, в которую нужно вставить слово. Подумайте, посоветуйтесь и решите, какое слово пропало?
1 пара.
Мама - первое слово,
Главное слово в каждой судьбе.
Мама ….. подарила,
Мир подарила мне и тебе.
2 пара.
Так бывает - ночью бессонною
Мама потихоньку всплакнет,
Как там ….., как там сынок ее -
Лишь под утро мама уснет.
3 пара.
Так бывает - если случится вдруг
В доме вашем горе-беда,
Мама - самый лучший, надежный ….. -
Будет с вами рядом всегда.
4 пара.
Так бывает - станешь взрослее ты
И, как птица, ввысь улетишь,
Кем бы ни был, знай, что для мамы ты -
Как и прежде, милый малыш.
(Учитель фоном включает инструментальную музыку, дети по очереди читают части стихотворения)
У: Какие эмоции у вас вызвало стихотворение?
Ответы детей.
У: Я предлагаю превратить это стихотворение в песню.
(Учитель играет на фортепиано, каждая пара исполняет свой отрывок песни).
У: Спасибо! В завершении урока я хотела бы предложить вам собрать свой мешочек новых знаний и умений! Соберите его, проговаривая, я забираю с собой эмоцию радости, упражнение арфа-барабан и любимый музыкальный инструмент.
Ответы детей
У: Благодарю всех за внимание, урок окончен!