План-конспект урока по музыке в 3 классе «Изучая музыку»
План-конспект урока по музыке в 3 классе
Учитель музыки: Котельникова Дарья Витальевна.
Тема: «Страшная сказка»
Урок № 10 в 3 классе по программе музыка
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся.
Задачи урока:
Образовательная - познакомить учащихся с творчеством композиторов, формировать музыкально-эстетический словарь.
Коррекционная - способствовать преодолению нарушения звукопроизносительной стороны речи.
Развивающая - развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память, эмоциональную отзывчивость и способность реагировать на музыку.
Воспитательная -повышать культурный уровень детей.
Изобразительный ряд: презентация, видеоролики.
Музыкальный ряд: «Песня-сказка про нечисть» В.Высоцкий; М.Мусоргский “Избушка на курьих ножках. Баба-Яга” из цикла “Картинки с выставки”. П. Чайковский “Баба-Яга” из “Детского альбома”.
Оборудование: проигрыватель, мультимедиа-проектор, музыкальный центр.
Приемы: беседа, слушание музыки.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент. (2 минут) Слайд 1
Учитель:- как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?
- А как бы вы назвали наш урок?
Дети: «Страшная сказка»
- А кто из нечисти пользуется большей популярностью?
2. Подготовка к усвоению нового материала.
Слайд 2 (10 минут)
- Правильно, Баба Яга.
Итак, знакомьтесь – первый персонаж – это Баба Яга.
А кто это такая – Баба Яга?(ответы детей)
Ба́ба-Яга́ —персонаж славянской мифологии и фольклора, старуха-чародейка, наделённая магической силой, ведунья, оборотень. Чаще всего — отрицательный персонаж.
Есть несколько версий появления Бабы Яги. Среди первых версий та, которая считает, что Баба-яга родом из Центральной Африки. Будто она была королевой племени людоедов ягга, отсюда и такое имя.
Но эта версия не выдерживает никакой критики хотя бы только потому, что в славянском фольклоре образ Бабы-яги встречался существенно раньше семнадцатого века
Слайд 3
А знаменитый исследователь русского фольклора А. Подъяпольский обнаружил истоки образа Бабы-яги в Индии. Для обоснования столь неожиданного места ее обитания он рассматривает описание избушки на курьих ножках, в которой живёт Баба-яга. По его мнению, в таком жилище просто невозможно пережить холодные российские зимы, так как высоко поднятый над землей дощатый пол не защитит дом от морозов, а современных теплоизоляционных материалов тогда еще не существовало.
А то, что в древности между Индией и славянами, жившими на территории современной России, существовали торговые и культурные связи, сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений.
Слайд 4
Отдельно стоит остановиться на избушке Бабы-яги. Во всех сказках ее жилище описывается примерно одинаково: «Стоит избушка на курьих ножках», «У этой избушки нет ни окон, ни дверей», «Лежит в ней Баба-яга, из угла в угол ноги упёрла». Странное описание домика, правда? Особенно если учесть, что подобное «строительство» было не свойственно славянам в принципе. Но все встает на свои места, если предположить, что речь идет не о доме как таковом, а о некой спускаемой капсуле. В таком случае понятна и теснота, и отсутствие дверей с окнами, и «куриные» ножки – посадочные опоры.
Слайд 6
В киносказках баба Ягу озвучивал и играл популярный актер прошлого века Георгий Милляр. Он снялся в 56 фильмах, многие из которых стали классикой и до сих пор смотрятся детьми, а в некоторых сказках у него было по два-три образа. А коронной, конечно же, стала роль Бабы-Яги, на которую пробовались многие известные актрисы. Сказка на экранах только-только зарождалась, и было трудно определиться, какой должна быть Яга: уродиной или красавицей
3. Этап усвоения новых знаний.
Слайд 7 (10 минут)
К образу Бабы Яги обращались не только писатели, но и музыканты.
Пьеса русского композитора Модеста Мусоргского “Избушка на курьих ножках. Баба-Яга” из цикла “Картинки с выставки”. Фортепианная сюита из 10 пьес была написана в1874 году под впечатлением выставки работ художника и архитектора Виктора Гартмана, скончавшегося внезапно в возрасте 39 лет в 1873 году. Композитор по-своему “ озвучил” рисунки, картины и архитектурные проекты художника.
У Гартмана был эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки на курьих ножках. А фантазия Мусоргского изобразила мощный динамичный образ жительницы этого “домика” – Бабы-Яги.
Слушанье пьесы М. Мусоргского
Учитель: Какими выразительными музыкальными средствами воспользовался композитор?
Дети отвечают: динамическими, ритмическими, мелодическими, тембровыми.
Учитель: Действительно, громкая звучность простой и в тоже время яростной мелодии марша, злые пульсирующие ритмы, резкие звуковые “кляксы”, “повизгивание на самых высоких нотах, то злобное бурчанье в самых глубоких басах” , всё это и рисует образ злой колдуньи, то хромающей на костяной ноге, то летящей в своей ступе.
Учитель:А вся ли звуковая палитра наполнена “бесовскими” резкими созвучиями?
Средняя часть пьесы совершенно другая: тихая, тревожная, неустойчивые созвучия создают ощущение таинственности. Но затем опять врывается повтор ослепляюще - яркой темы марша.
Физминутка: (2 минут)
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в стороны развел –
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Слайд 8 (15 минут)
После “Картинок с выставки” образ злой колдуньи, которой пугают маленьких детишек, запечатлел Пётр Чайковский в своей пьесе “Баба-Яга” из “Детского альбома”.
Слушанье с исполнением пьесы П.И. Чайковского
Сходство: быстрый темп, мелодия насыщена диссонансами, ритм острый и в тоже время “прихрамывающий”, динамика контрастная, использование выразительности регистров фортепиано.
Отличие: характер Бабы-Яги Мусоргского устрашающий и зловещий (как бы картина для взрослых), а характер Бабы-Яги Чайковского – беспокойный и тревожный
В результате образ не столь свиреп.
Слайд 9
Сюжет сказки “Василиса Прекрасная” вдохновил на создание ярких полотен мастеров и знатоков фольклора: художника Илью Яковлевича Билибина и композитора Анатолия Константиновича Лядова.
Мрачная лесная глушь. Деревьев здесь много, но все они какие-то безжизненные, мертвые. Листьев на них или совсем нет, хотя идет лето, или кое-где висят жалкие остатки высохших, порыжевших. Даже на вечнозеленых сосенках и елках – ни одной свежей хвоинки. Кора на стволах деревьев почернела, потрескалась, местами отвалилась большими кусками. Кажется, лес этот кем-то и чем-то отравлен. Только ядовитым мухоморам здесь раздолье! Вот они, нарядные, красные, усеяли всю поляну большими и малыми семьями. А самые яркие из них, прямо-таки пунцовые, – около бревна, на котором стоит с наклоном вперед, готовая взмыть ввысь, деревянная ступа, высокая и глубокая…
Учитель:Как вы думаете, на чём художник акцентирует наше внимание?
Дети:Обращает на себя внимание скорее не сама Баба-Яга, а та местность, где обитает злая колдунья и откуда (а может и куда) совершает свой полёт.
.Баба-Яга вышла во двор, свистнула, – перед ней явилась ступа с пестом и помелом. Баба-Яга села в ступу и выехала со двора, пестом погоняет, помелом след заметает... Скоро послышался в лесу шум: деревья трещали, сухие листья хрустели”.
Учитель: Какой состав инструментов исполняет пьесу?
Какой характер раскрывается в музыке А.К. Лядова?
Инструменты симфонического оркестра явно изображают и хруст, и треск и шум. В то же время слышен сухой, звонкий и в то же время щелкающий звук, который создает представление о “костяной ноге”. “Нечто” проносится в быстром темпе в течение 3-х минут, то приближаясь, то удаляясь от нас, хлопая тарелками, треща ксилофоном и свистя духовыми ... Композитор с лукавой усмешкой изобразил сказочный полёт героини, избрав жанр скерцо (“шутка”).
Слайд 10
Учитель: Как Вы думаете, а интересен ли фантастический образ Бабы-Яги в наше время?
Современные российские композиторы, раскрывая образ злой колдуньи современными музыкальными средствами выразительности, привносят в её внешний облик черты привлекательности и озорства.
Ребята, мы с вами сегодня совершили ещё одно путешествие в удивительный сказочный мир: многогранный и противоречивый, но столь привлекательный для всех нас. Это и даёт возможность подойти к созданию портрета одного и того же фантастического персонажа Бабы – Яги с творческой оригинальностью.
4. Этап закрепления.
Слайд 11 (5 минут)
Друзья Бабы Яги
Водяной, образ в народных поверьях, представлявшийся в виде старика, обитающего в омутах рек у мельниц или в колодцах. Представления о В., являвшемся предметом суеверного страха, были распространены у многих народов, в том числе у славян, и нашли широкое отражение в фольклоре.
Слайд 13
Леший - лесной дух, хозяйничающий, по народному представлению, в лесах. Другие названия его: лесовик, лесник, лешак, лесной дядя, лисун (полисун), дикий мужичок, лес.
Слайд 14
Кикимора - жена домового, в отличие от которого является злым духом. Кикимора враждебна к мужчинам, наводит порчу на домашних животных и пугает маленьких детей.
Слайд 15
Соловей-разбойник
Со́ловей-разбо́йник - лесное чудовище, нападающее на путников и обладающее смертоносным свистом.
Слайд 16
Кащей (Кощей) Бессмертный — отрицательный персонаж русских сказок и в русском фольклоре.
Слайд 17
Змей Горыныч — многоголовый огнедышащий дракон, представитель злого начала в русских народных сказках и былинах.
5. Этап подведения итогов, оценивание.
6. Рефлексия.
Учитель:
Ребята что нового вы сегодня узнали?
Какая Баба-яга вам понравилась больше, изображенная М. Мусоргским или П.Чайковским?