12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сизова Екатерина Сергеевна25

Конспект урока музыки в 5 классе
Тема: «Музыкальная живопись и живописная музыка»

Цель: Научить находить общее и различное между музыкой и живописью.
Задачи:
- Формирование умений сравнивать образы музыкальных произведений с образами произведений изобразительного искусства;

- Побудить детей к самостоятельному поиску звуковых образов;
- Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение;
- Развивать чувственные ощущения от прослушанных музыкальных произведений изобразительного ряда;
- Развивать познавательную активность в процессе сравнивания музыки и живописи;
- Воспитывать в детях эстетический вкус, стремление к творчеству.

I. Приветствие
II. Музыка. Живопись. Литература (понятия на доску)
У: Что написано? Что это?
Д: Виды искусства
У: Случайно, или нет я написала их вместе? Чем же мы сегодня на уроке будем заниматься?
Д: Искать сходства и различия.
У: Мы будем исследовать, как они связаны между собой.
Ребята, на предыдущих уроках мы пытались ответить на вопросы:
- Что же роднит музыку с литературой? Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что она потеряла бы если бы не было ни поэзии, ни прозы?
И придя к выводу, что сюжеты, темы и образы этих двух видов искусств имеют общий источник – это окружающая нас жизнь, мы нашли различия в средствах выражения, в их формах.
Для большего усвоения темы, я предлагаю вам выполнить тестовые задания.

(работа в группах)
1. Как и любой другой вид искусства литература имеет множество жанровых разновидностей. Продолжите этот ряд: поэма, …
2. . Как и любой другой вид искусства музыка имеет множество жанровых разновидностей. Продолжите этот ряд: песня, …
3. Литература дружит с музыкой в :

а). балет - сказка «Щелкунчик» П. И. Чайковский +
б). опера – былина «Садко» Н. А. Римский-Корсаков +
в). Романс Г.В. Свиридов
г). Баркаролла П. И. Чайковский

4. Литература дружит с музыкой в :
а). Опера «Снегурочка» Н. А. Римский-Корсаков +
б). Романс «Жаворонок» М. И. Глинка +
в). Концерт № 1 для ф-но с оркестром П. И Чайковский
г). Вальс Ф. Шопен
Учитель вместе с детьми заполняет лепестки цветка
(правильные ответы)
Названия муз. Жанров в которых «дружат» музыка и литература : опера, песня, былина, романс, балет.
III. Основная часть. Изложение нового материала.
У: А теперь, ребята, мы продолжаем постигать секреты музыки, но уже через содружество с другим искусством.
Учитель предлагает спеть песню Г. Струве «Музыка» в характере
(эскизное разучивание). В первой строке песни стоит проблема – «Я хочу увидеть музыку»
(увидеть проблему)
У: С каким же видом искусства надо подружиться, чтобы увидеть музыку?
Ответ вы найдете, прочитав эпиграф к новой теме, автора Г. Гессе.


Всех звуков и цветов соотношенья,
А также способы переложенья
Любых оттенков цвета в ноты, звуки
О, как хотелось мне азы науки
Такой постичь!

(дети произносят эпиграф в слух)

У: Итак, сегодня на уроке, как мы уже сказали, мы будем сравнивать произведения музыкального и изобразительного искусства. Рассматривая произведения живописи, будем думать, можно ли услышать живопись, а вслушиваясь в музыкальные сочинения, можно ли увидеть музыку.
Тема нашего урока: «Музыкальная живопись и живописная музыка».
У: Что помогло вам правильно определить вид искусства, описанный в стихотворении?
Д: Слова цвет, оттенки, цвета употребляются в изобразительном искусстве.
У: Найдите строки, в которых автор выражает главную мысль. Какую проблему он открывает для себя?
Д: «О, как бы мне хотелось азы науки такой постичь». Соотношение звука и цвета, переложение оттенка цвета в звуки.
У: Мы не одни. Исследованием этого вопроса занимались и философы.
Заглянем в мастерскую русского художника В. Борисова-Мусатова. Вот он ставит на мольберт готовую картину, садится на подоконник, долго неподвижно «слушает» свою красочную композицию – звучание разных тонов в сочетании красок, - любуется гармонией цветовых пятен на полотне.
В своем дневнике он записывает: «Я сижу дома и задаю концерты себе одному. В них вместо звуков все краски… Я импровизирую… Мечты мои всегда впереди… Они мне создают целые симфонии… Мои помыслы – краски, мои краски – напевы…»
- Ребята, всмотритесь в картины художника. Какими словами можно передать настроение его живописных полотен?
- Какие особенности линии, цвета, колорита, композиции картины передают покой, тишину, уравновешенность? Какая музыка созвучна картинам В. Борисова-Мусатова.

У: Ребята, посмотрите, пожалуйста, перед вами еще одна картина художника В. Борисова-Мусатова. («Водоем») Обратим внимание на детали картины. Кто изображен на переднем плане?
Д: Две женщины. Одна из них стоит, другая сидит… Они находятся у пруда или озера…
У: Верно. На картине запечатлены две дорогие художнику женщины – его невеста и сестра, в парке, любимой им усадьбы
. Как вы думаете, какое у них настроение?
Д: Они мечтают… Вспоминают о чем-то… Грустят…
У: Опишите их позу. Одежды.
Д: Обе неподвижны, замерли… Одежда у них необычная… Кружевные, прозрачные накидки… Ощущается какая-то хрупкость…
У: Действительно, их изображения проникнуты светлой грустью. Женщины словно находятся в каком-то оцепенении. Кружевные тонкие накидки придают фигурам изящество.
Какие средства изобразительного языка помогают передать состояние задумчивости, созерцательности?
Д: Плавные, мягкие линии… Приглушенные краски… Неподвижность фигур…
У: Ребята, скажите, что еще изображено художником на картине?
Д: Берег… Пруд или озеро… Отражение облаков и деревьев в воде…
У: Как вы думаете, что в картине главное – образы природы или образы женщин? А может быть они находятся в неразрывном единстве друг с другом?
Д: Главное – природа… Нет, главное люди… А, по-моему, они связаны. Если бы на картине не было бы женщин, то труднее было бы уловить ее настроение.
У: Мне кажется, что последнее высказывание очень точное. А теперь ответьте: какой цвет преобладает в картине?
Д: Голубой – вода, одежда… Зеленый – деревья, растения на другом берегу… есть еще и белый цвет – облака… И немного коричневого – берег… Розоватая накидка, на стоящей девушке.
У: Преобладает голубой цвет. Он во взаимодействии с белым, зеленым, розовым передает разные интонации, разное настроение: от мечтательной грусти до возвышенной просветленности.
В музыке есть понятие «ритм» - чередование коротких и длинных звуков. В живописи так же есть свой ритм – повторы одинаковых линий, цветовых пятен… Давайте попытаемся найти элементы картины, которые повторяют округлость правого края водоема.
Д: Мягкие, округлые линии складок платья сидящей девушки… Округлые очертания облаков… Также линии камней на берегу, слева… Проблески между листвой деревьев также округлые…
У: Да, очень ритмично перекликаются различные элементы картины. А теперь, самый непростой вопрос: каковы особенности композиции картины?
Д: В ней два плана: первый-женские фигуры, второй-природа… Картина словно обрывается, в ней не дорисован пруд.
У: Вы верно подметили, что в картине два плана. Первый-вертикальный, фигуры женщин, отражение стволов деревьев в воде; второй-горизонтальный-берег, гладь водоема. Художник рисует, как бы с двух точек зрения. (девушек Борисов-Мусатов изображает увиденными прямо перед собой, а водоем-как будто верху).
Интересна мысль о том, что картина словно не дописана. Художник замкнул правую часть полотна закругленной линией берега, а левую часть оставил открытой, исключив из изображения линию горизонта.
Этот прием придает ей особую прелесть, очарование, способствуя сохранению одного эмоционального состояния – тихой грусти, одухотворенности, раздумий о смысле бытия.

IV. Звучит романс М.И. Глинки «Жаворонок».
Звучание эмоционального состояния художника.
У: Ребята, какая картина Борисова-Мусатова звучит как этот романс?

Разучивание, вокализация. Ощущение линии, прозрачности воздуха, безотрывное движение, наполненность.
У: Прозрачность и воздушность в картинах Борисова-Мусатова есть в романсе М.И. Глинки и наших движениях.
Учитель предлагает ученикам прочитать одноименное стихотворение К. Бальмонта «Островок». Неторопливый темп, спокойная, мечтательная интонация, негромкое произношение слов. Певучая мелодия повторяется в начале и в конце произведения. (Задумчивость, покой, мечтательность, тишина, неподвижность, замкнутость).
У: Какую роль играют повторы звуков, мотивов, паузы в создании муз. образа
Давайте сравним язык произведений двух видов искусства: музыки и живописи.
Первые два четверостишья, композитор сохранил одну и ту же мелодию, в которой преобладает состояние покоя.
У: Композитор и поэт любуются красотой природы, эмоциональное состояние способно вызвать в человеке желание побыть наедине с природой, с самим собой, со своими сокровенными чувствами.
М. Горький сказал о музыке С.В. Рахманинова: «Как хорошо он слышит тишину».
У: Послушайте, пожалуйста произведение С. В. Рахманинова. В каком жанре написано это музыкальное произведение? Каков его сюжет? Основная идея.

После ответов учащихся стихотворение Ф. Тютчева. Радостный приподнятый тон.
Сравнение музыкального языка произведения с поэтическим текстом романсов. Сравнение настроения мелодии и слов романса – позиция Тютчева нашла яркое образное воплощение в ликующих призывных интонациях «Весенних вод» С.В. Рахманинова.
Просмотр картин Левитана и Рылова.
У: Рассматривая эти картины попробуем сопоставить различные средства выразительности художественных произведений
мелодия – линия
ритм – ритм
лад – цветовая гамма
Эмоциональный тон – колорит
Форма музыки – композиция


V. Вывод: «…Все, хоть и не очень громко, но радостно поет о весне». Но это другой образ весны – отличающийся от «Весенних вод» С.В. Рахманинова.
 

У: Какую роль играет музыка в жизни человека? Как она пробуждает творческое воображение писателей, художников, композиторов, вдохновляя их на создание произведений искусства?
Давайте завершим наш урок выразительным исполнением песни Я. Дубравина «Всюду музыка живет».

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.