Конспект урока на тему «А. Плещеев «Весна» (Чтение, 3 класс)
Пояснительная записка к презентации
Урок литературного чтения 3 класс (УМК «Школа России») |
|
Тема |
А.Плещеев «Весна» |
Педагогическая цель |
Обогатить духовный мир ребенка, учить видеть красоту в природе, развивать поэтическую чуткость, порадовать и удивить читателя музыкальностью и яркостью родного языка; объяснить специфические особенности лирики как особого рода художественной литературы; учить определять переживания поэта, выраженные при помощи картины, образа (природы, момента в жизни людей);помочь проникнуться эмоциональным состоянием лирического героя, пережить то, что его волнует, удивляет, радует. |
Тип урока |
Изучение нового материала |
Планируемые результаты (предметные) |
Учащиеся овладевают системой читательских умений, необходимых для полноценного восприятия лирики: - умение воспринимать изобразительно-выразительные средства в соответствии с их функцией в художественном произведении; |
Личностные результаты |
Развивать умение выказывать и выражать свои эмоции. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Регулятивные: оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Находить ответы на вопросы в тексте. Коммуникативные: развивать умение слушать и понимать речь других. Выразительно читать и пересказывать текст. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. |
Основные понятия и термины |
Средств выразительности, вре6мя года. |
Методы и формы работы |
Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная |
Образовательные ресурсы |
Учебник Литературное чтение 3 класс, м/п. |
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Методы, методические приёмы, формы. |
Содержание взаимодействия с учащимися. |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
I. Организация начала урока.
|
1. Приветствие 2.Создание эмоционального настроя 3. Проверка готовности |
Здравствуйте ребята. Присаживайтесь.
Я желаю вам хорошего настроения на протяжении всего урока.
Прежде чем начнем работать проверим вашу готовность у вас на столах лежат учебник литературное чтение, карандаши и листы бумаги. |
Организует класс для работы на уроке; создает рабочую атмосферу |
Приветствуют учителя; организуются для работы |
|
II. Речевая разминка |
1.Дыхательно-артикуляц.упр |
1) -Начнём урок с речевой разминки. А для чего мы проводим речевую разминку? (Чтобы правильно воспроизводить слова, правильно читать, чтобы тренировать речь) Упражнение «Посчитаем Егорок» (не делать ни вдоха, ни добора воздуха). «Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки»: выдохнуть остаток воздуха, сделать новый вдох и считать Егорок. 2) А теперь, выполним упражнение «Каша кипит» на счет раз глубокий вдох, на счет два выдох, на три вдох, на четыре выдох. |
Определяет задание, следит за правильностью выполнения, своевременно исправляет недочеты в произношении звуков. |
Выполняют упражнения под руководством учителя. Готовят артикуляционный аппарат к дальнейшей работе на уроке. |
|
III. Актуализация знаний |
1.Проверка д/з |
На прошлом уроке мы с вами познакомились со стихотворением М.Ю Лермонтова «Утес». Вам было задано научиться выразительно читать это произведение. При чтении вы должны соблюдать «ноты» выразительности, постараться передать голосом и интонацией характеры героев. Вспомним, какие характеры создал автор в произведении. (Учащиеся дают характеристику каждому из героев и говорят как следует читать тот или иной отрывок. После этого слушают чтение 2-3 учеников, при этом отмечаются плюсы и минусы чтения, что удалось, что не получилось, кто из учеников наиболее точно смог передать характеры героев).
|
Обеспечивает мотивацию учения школьников. Формирует субъективный опыт учащихся, опираясь на личностный смысл и опорные знания.
|
Принимают учебную задачу. Определяют правильность выполненного задания на основе на основе различных образцов. |
|
2.Понятие о лирическом стихотворении, выявление жанровых признаков |
-Мы с вами читаем лирические стихотворения. Вспомним жанровые признаки лирики: В лирических стихотворениях (в отличие от эпических) предметом изображения становятся переживания, чувства человека. Переживания человека могут быть обусловлены картинами природы, общественными явлениями, политическими событиями, философскими размышлениями о сущности жизни, значении мира и т. п. |
Актуализирует знания учащихся по теме «Лирическое произведение» |
Задействуют опорные знания по раннее пройденной теме |
||
IV.Постановка учебной задачи.
|
1. Подведение к формулирование темы и целей урока
2.Формулирование темы и целей урока. |
-Сегодня мы познакомимся с новым автором, его зовут Алексей Плещеев. А для того, чтобы узнать, как называется стихотворение, вам нужно отгадать ребус. (Весна). Правильно ребята, стихотворение называется «Весна». И так ребята, сформулируйте цели урока. Мы должны освоить содержание, идею стихотворения, понять точку зрения, отношение, позицию автора. |
Обеспечивает мотивацию учения школьников, осуществляет постановку целей и задач урока. |
Принимают и сохраняют цели учебной деятельности, осуществляют поиск средства ее осуществления. |
|
V. Усвоение новых знаний
|
1. Подготовка к восприятию стихотворения
2. Выставка книг автора |
Сл1 (Портрет Плещеева ) Плещеев Алексей Николаевич (1825-1893) – поэт, прозаик, драматург и литературный критик. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде. Воспитанием занималась его мама, Елена Александровна, которая сумела дать сыну хорошее образование. Сл2 (Выставка книг) Алексей Николаевич написал достаточно много произведений не только для детей, но и для взрослых. Посмотрите на выставку книг, какие обложки? (яркие, красочные). А сейчас вы познакомитесь с новым стихотворением, вспомним, как оно называется? »Весна». |
Подготавливает учащихся к первичному усвоению; знакомит с биографией автора |
Воспринимают знаково- символические средства представления информации, используя ИКТ.действий |
|
3.Первичное восприятие (прослушивание записи) |
Сейчас вы прослушаете грамм запись стихотворения, обратите внимание на интонации, используемые диктором. Ребята, в стихотворении, вам встретятся неизвестные слова: Повеяло - дуть Лазурь - светло-синий цвет, синева Миновала – прошла Представьте картины, которые описывает стихотворение. |
Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала. |
Понимают содержание прочитанного текста.
|
||
4. Проверка эмоционально-образного восприятия конкретного содержания, |
-Понравилось вам это стихотворение? Какое настроение создало стихотворение? -Что особенно затронуло вас в этом стихотворении? -Как вы думаете, с каким настроением поэт писал его? - Что вы себе представили? Какие картины? -К какому жанру относится это произведение? Почему так думаете? Какая тема звучала в стихотворении? (пробуждение, оживление природы). Как вы думаете, сколько частей в этом стихотворении? Обратимся к тексту, чтобы узнать ответ на этот вопрос.
|
Организует первичное восприятие рассказа и проверяет его. Учит анализировать произведение. Подводит к пониманию идеи стихотворения. |
Понимают содержание прочитанного текста. Овладевают навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами. |
||
|
|
|
|
||
5. Анализ композиции |
-Внимательно еще раз прочитайте текст и назовите, сколько отдельных картин вы «видите», о чем они (Читает ученик вслух). -Сколько строф в стихотворении? (5) - О чем говориться в первой строфе? (тает снег, природа пробуждается) -С каких слов начинается 2-я строфа? О чем говориться в ней? (появилось весеннее небо) - О чем говориться в третей строфе? (зима всем надоела уже) - Какую вы представляете себе, когда слышите 4 строфу? (на всех лицах радость, от того, что весна пришла) - О чем говориться в пятой строфе? (детский смех). - Как вы думаете, зачем автор поделил текст на строфы? Поэт поделил стихотворение на строфы, чтобы показать, как люди и природа радуются приходу весны. |
Руководит аналитическим чтением, учит анализировать. Содействует усвоению учащимися способов, которые приведут к определенному выводу.
|
Овладевают навыками осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации.
|
||
6. Анализ живописного образа в стихотворении
|
Лирическое стихотворение всегда насыщено средствами выразительности. Вспомним, какие средства выразительности вы знаете? Вспомним, что такое олицетворение? Найдите в тексте олицетворение. (лес оденется). Почему вы решили, что это олицетворение? (лес не сможет себя одеть). Скажите, а в последней строке третей строфы, есть средство выразительности? (гипербола, и унесла зима заботы). Как вы думаете, зачем автор использует эти средства выразительности? ( чтобы описать смену времени года более ярко и красочно). Верно ребята, для поэта, средства выразительности, как краски для художника. А теперь не много отдохнем, встаньте со своих рабочих мест. |
|
|
||
|
|
|
|
||
Физкультминутка |
Над волнами чайки кружат, Полетим за ними дружно. Брызги пены, шум прибоя, А над морем мы с тобою. Мы теперь плывём по морю И резвимся на просторе. Веселее загребай И дельфинов обгоняй. Поглядите, чайки важно Ходят по морскому пляжу. Сядьте, дети, на песок, Продолжаем наш урок. |
Осуществляет упражнения по предотвращению утомляемости, рассеянности, невнимательности детей на уроке. |
Выполняют физкультминутку по предложенному плану. |
||
7. Повторное выразительное чтение
|
А теперь поупражняемся в выразительном чтении. Вспомним правила выразительного чтения. Выставление оценок, выяснение плюсов и минусов. |
|
|
||
VI.Закрепление изученного |
|
||||
1.Работа с иллюстрациями Левитана «Весна пришла» |
Сл. 3 Известным русским художником Левитаном была написана картина, которая называется «Весна пришла». У художника нет слов, но есть другие средства выразительности, он может о том же самом рассказать иначе -Посмотрите на репродукцию картины и скажите, какие чувства передает художник? Какое настроение появляется у вас после просмотра картины? -Насколько картина и стихотворение соответствуют друг другу? -Итак, в чем же главная идея стихотворения? (Ожидание.)
|
Осуществляет рассмотрение картины в соответствии с целью урока |
Выполняют работу в соответствии с целевой установкой |
||
2. Выполнение проекта |
Я предлагаю вам почувствовать себя художниками и украсить страничку своими весенними рисунками. Трудиться вы будете под музыку великого русского композитора П.И.Чайковского из цикла “Времена года. Весна”. В группах. |
Нацеливает учащихся на выполнение проекта |
Выполняют проект |
||
VII. Итог урока |
1.Обобщающая беседа |
- А теперь вы презентуете свои проекты. - Что нового узнали на уроке? -Что больше всего запомнилось? |
Осуществляет контроль уровня усвоения знаний |
Осуществляют оценку деятельности |
|
2Рефлексия. |
- Какую задачу мы ставили в начале урока? (сделать открытия) |
Оценивает свою деятельность на уроке и деятельность учащихся |
Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке. |
||
Домашнее задание |
Научиться выразительно, читать стихотворение |
Производит инструктаж |
Запоминают план действий |
Елена Владимировна
Легоцкая Вера Сергеевна