12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Марчук Любовь Павловна41
Россия, Пермский край, Пермь

Конспект урока чтения

на тему:» А.Н.Тумбасов — пермский писатель

3 класс

(УМК «Школа 2100»)

Автор: Марчук Любовь Павловна

Место работы: МАОУ «Школа бизнеса и предпринимательства»

Должность: учитель начальных классов

 

Конспект урока

Тип урока: изучение нового материала

Тема урока: А.Н.Тумбасов — пермский писатель

Цель урока: знакомство с разными сторонами творчества А.Н.Тумбасова

Задачи:

  • Познакомить с особенностями творчества А.Н. Тумбасова.
  • Формировать правильную читательскую деятельность.
  • Развивать интерес к рассказам о природе и расширять читательский кругозор.
  • Воспитывать чувсво гордости за родной край.

 

План урока:

I Воспроизведение знаний об известных пермских писателях и их произведениях.

Задача:

1) закрепить знания учащихся о пермской литературе для детей и подготовить к восприятию новых знаний;

постоновка учебной продлемы.

Немало замечательных людей принесли славу пермской земле. Кто-то из них родился и провёл всю жизнь в Перми, кто-то прожил здесь часть жизни, но оставил неизгладимый след. Среди наших замечательных земляков можно назвать поэтов и писателей, архитекторов, изобретателей, немало деятелей медицины, артистов.

Прочитайте эти фамилии.

Евгения Фёдоровна Трутнева, Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк, Евгений Андреевич Пермяк, Владимир Иванович Воробьёв, Лев Иванович Кузьмин, Анатолий Николаевич Тумбасов, Лев Иванович Давыдычев.

Что объединяет этих людей? (Это пермские писатели.)

С творчеством некоторых из них мы уже знакомились. Давайте проведём литературную викторину, которая поможет нам вспомнить творчество этих писателей. По отрывку, который я вам предложу, назовите автора и произведение.

Викторина

«Представьте себе крепкого рослого мальчишку с наголо стриженной и такой огромной головой, что не всякая шапка на неё налезет»

(Л.И.Давыдычев «Жизнь Ивана Семёнова...»)

«Он щей, конечно, не варил,

Не сеял в поле гречи,

Он лишь ходил и говорил

Надменным тоном речи.

Он каждый день учил народ

С дворцового балкона,

Что раскрывать не надо рот,

Когда летит ворона.»

(Л.И.Кузьмин «Король Болтуниан 4»)

«Пёстрый мяч с утра не в духе -

Скучно, грустно толстяку.

Преспокойно дремлют мухи

На его тугом боку.»

(Е.Ф. Трутнева «Букварь»)

- «Строгал Митя палочку, острогал да бросил. Косая палочка получилась. Неровная. Некрасивая.

Как же это так? - спрашивает Митю отец.

Ножик плохой, - отвечает Митя, -косо строгает.

Да нет,- говорит отец,- ножик хороший. Он только торопливый. Его нужно терпению выучить...»

(Е.А.Пермяк «Торопливый ножик»)

 

«Волосы у него торчали во все стороны, лицо и руки — грязные-прегрязные. Рубашка вылезла из штанишек, и те надеты задом наперёд».

(В.И.Воробьёв «Капризка»)

«Один глазок у Алёнушки спит, другой - смотрит, одно ушко у Алёнушки спит, другое — слушает. Спи Алёнушка, спи красавица,а папа будет рассказывать сказки».

(Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки»)

Известна ли вам оставшаяся фамилия?

А что вы слышали о человеке с такой фамилией?

Хотелось ли узнать? Что бы вы хотели узнать об этом авторе? (биографию, о чём писал, какого жанра его произведения...)

Итак, тема урока:

«А.Н. Тумбасов — пермский писатель».

II Работа с текстом до чтения

Задача:

развитие читательского умения, как антипация, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста по иллюстрациям и ключевым словам.

В нашем горде живёт много замечательных людей: грустных и весёлых, заботливых и трудолюбивых. И жил среди них один необыкновенный человек — Анатолий Николаевич Тумбасов.

Чем же он был необыкновенен?

Попробуем ответить на этот вопрос в конце занятия.

Посмотрите на этот уголок. О ком он вам напоминает? (В классе оформлен уголок мастерской художника).

Какие предметны напоминили вам о художнике? (Картины, наброски, этюдник, кисти, палитра).

Словарная работа

Чем отличается картина от наброска?

(Картина — законченное произведение.

Набросок — быстрый рсунок, выполненный с натуры карандашом, красками).

Как называются такие картины?


 

( Пейзаж — изображение природы или вида местности.)

А как называется этот ящичек? (Этюдник — специальный ящичек с принадлежностями для рисования и местом для помещения этюда.)

Как и где можно узнать толкование этих слов? ( Значение незнакомых слов всегда можно узнать в толковом словаре.)

Кто догадался, какое отношение эти предметы имеют к теме нашего урока?

Итак, знакомьтесь:

21 марта 1925г. - 5 июля 2001г.

Анатолий Николаевич Тумбасов — заслуженный художник Российской Федерации, журналист, автор книг, участник многих художественных выставок. Его картины можно увидеть в пермской художественной галерее, в краеведческом музее, в литературном музее Мамина-Сибиряка в Екатеринбурге, в музеях Чердыни, Кунгура, Очёра, Кудымкара, Чайковском, Соликамске, Челябинске.


 

Мы узнали о Тумбасове - художнике, а сейчас узнаем о нём как о писателе. И поможет нам одна из его книг «Осенний хоровод»

Рассмотрите эту книгу и расскажите о ней. (Автор, название, художник, издательство)

Что привлекло ваше внимание? (много рисунков)

Попробуйте определить с их помощью о чём эта книга? (о природе)

Вы правы. Прочитайте, что говорит сам автор об этой книге. (Зачитывают слова автора на стр.1)

Сейчас мы прочитаем отрывок из этой книги. Попробуйте по ключевым словам догадаться о чём будет этот отрывок.

 

лыжи

тёплая одежда

этюдник

зимний лес

радостное настроение

этюдный пейзаж

 

III Работа с текстом во время чтения.

Задача:

достичь понимание текста на уровне содержания.

-Проверим свои предположения, прочитаем отрывок.

Чтение отрывка из рассказа «В сказку зимнего леса» (стр.38).

По ходу чтения словарная работа:

следопыт — человек, охотник, выслеживающий зверя по следам;

натропили — оставили следы;

оказия — удобный случай для отправки;

маскарад — бал, на который являются в масках;

шапки-боярки — высокие шапки из меха;

тракт — большая проезжая дорога;

семь вёрст — не околица — дальняя дорога не пугает

 

IV Работа с текстом после чтения.

Задача:

достичь понимания основной мысли.

Что узнали об авторе из этого отрывка?

Какие зарисовки сделал автор во время путешествия?