Урок чтения в 3 классе: А. Плещеев «Осень»
Конспект урок. 3 класс специальная ( коррекционная) школа.
Тема: А. Плещеев «Осень»
Цель: Познакомить детей с творчеством А. Плещеева. Раскрыть содержание стихотворения « Осень наступила». Формировать навыки выразительного чтения у обучающихся.
Развивать фонематический слух, память, внимание; наблюдательность. Прививать любовь к природе, к родному краю.
Оборудование: портрет А.Плещеева, иллюстрации по теме «Осень», видеозапись П. Чайковского « Времена года. Осень»
словарное слово «Озимь».
Ход урока.
I Организационный момент.
Дети хором:
На сегодняшнем уроке
Будем думать, размышлять,
На вопросы отвечать,
Выразительно читать.
Учитель: А чтобы мы выразительно читали и правильно говорили, надо подготовить наши язычки к работе.
II Артикуляционная гимнастика
Наш язычок (показали — спрятали язычок) живёт в домике (показали зубы, губы в улыбке), вокруг домика стоит крепкий забор с воротами (губы «трубочкой»).
Рано утром язычок проснулся, потянулся, выглянул из домика. Посмотрел он направо, налево, вверх, вниз (двигать язычком вправо, влево, вверх, вниз)
Понравилось язычку погода, побежал он вокруг домика (провести язычком по губам).
Набегался, стал прыгать (цокать).
А теперь пошлёпаем язычок губами (язык на нижней губе, шлёпать губами: тя-тя-тя). И пошёл язычок гулять.
Учитель: А что увидел язычок вы узнает, если отгадаете мою загадку.
Утром мы во двор идём-
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят. ( Осень.)
Учитель: Почему вы так решили?
Какой сейчас месяц осени?
Эта загадка вам поможет.
Кто тепло к нам не пускает,
Первым снегом нас пугает?
Кто зовёт к нам холода,
Знаешь ты? Конечно, да!
Учитель: Да, ребята, это ноябрь. От него вам в подарок скороговорка
Внимание на экран.
Прочитаем скороговорку про себя.
Под ногами в листопад Листья желтые шуршат.
а) читаем скороговорку вслух медленно
б) читаем скороговорку в парах
в) читаем скороговорку в быстром темпе, отбиваем ритм рукой.
III. Подготовка к восприятию текста.
Вступительная беседа.
Сегодня на уроке мы будем читать произведение А. Плещеев « Осень»
Внимание на экран. Перед вами картина
-Какое время года изображено на картинке? (Осень).
-Как определили? (кругом желтые листья, деревья стоят голые).
-Какое настроение у вас вызывает эта картина? (унылое, спокойное).
IV. Сообщение темы урока.
Учитель: У каждого человека на земле есть своё отношение к осени. Много художников, поэтов, писателей пишут произведения об осени. Вот и сегодня мы познакомимся с произведением русского поэта А. Плещеева «Осень наступила».
( на экране портрет поэта )
Знакомство с биографией А. Плещеева.
Родился 4 декабря 1825 года в Костроме. Отец был чиновником и умер, когда Алексею Николаевичу исполнилось всего два года. Мать, Елена Александровна, воспитывала сына одна, Плещеев получил прекрасное домашнее образование. Детство будущего поэта прошло в Нижнем Новгороде. Умер Плещеев 8 октября 1893 года в Париже, похоронен в Москве. Произведения Плещеева вошли в хрестоматию русской поэзии, прозы, детской литературы и стали основой около сотни романсов русских композиторов.
( Звучит романс на слова А. Плещеева « Осень» в исполнении Алексея Мартынова)
Учитель: Как вы думаете, о чём этот романс? (об осени)
- Вы часто гуляете на улице, в школьном саду, и не раз наблюдали за листьями. Ребята, как падают листья? (медленно, плавно, кружась, лет
- А кто был в осеннем лесу? Красив ли он? (ответы детей)
Видеоклип (https://youtu.be/mdsSg-0XYEE)
V. Первичное чтение стихотворения учителем.
- Сейчас послушайте стихотворение «Осень» А. Плещеева, в котором поэт по-своему увидел осенний луг, листья, поле и его тоже что-то поразило. А вы постарайтесь мысленно, закрыв глаза, представить себе картины, которые увидел поэт и описал вам.
(Читает учитель под музыку П. Чайковского)
- Что же поразило поэта?
- Какие картины увидели вы? (листья тихо падают на землю, поле голое….)
- Очень хорошо!
VI. Работа со сложными словами
-Сейчас вы будете читать стихотворение А. Плещеева «Осень». В нём встретятся трудные слова. Прочитаем их «ручейком».
( на экране запись)
Зе-ле- зеле- зеленеет
Бле-блес-блес-тит- блестит
Учитель: Ребята, прочитайте слово про себя (зеленеет).
-Прочитаем слово по слогам, все вместе. (зе-ле-не-ет).
-А теперь читаем хором целым словом с правильным ударением.
Словарная работа.
Учитель: В тексте встречается слово ОЗИМЬ
Как вы понимаете слово озимь?
Озимь - всходы пшеницы, ржи, посеянных осенью.
(Слайд. Поле с озимыми)
Видеофизминутка для глаз.
VII.Работа над содержанием стихотворения
а) Чтение стихотворения детьми про себя.
-Откройте учебник на странице 30.
- Сейчас прочитайте стихотворение про себя. Обратите внимание на паузы. Читайте их правильно, ставя ударение.
VIII. Физминутка под музыку
Дождь.
Приплыли тучи дождевые:
-Лей, дождь, лей!
(ладони вниз, встряхиваем руки)
Дождинки пляшут, как живые:
-Пей, рожь, пей!
(подпрыгивание)
И рожь, склоняясь к земле зеленой, пьет, пьет, пьет.
(наклоны)
А теплый дождь неугомонный
Льет, льет, льет!
(руки вверх, вниз).
б) Повторное чтение стихотворения и анализ содержания.
-А теперь давайте прочитаем вместе со мной. Старайтесь читать так же как я. (при чтении учитель обращает внимание на знаки препинания, выдерживает паузы, соблюдает интонацию).
- Будьте очень наблюдательны, потому что вам придётся отвечать на вопросы словами из стихотворения.
в) Работа над содержанием стихотворения
Учитель: Читаем первые 4 строчки.
- Какими вы увидели цветы? (высохшими)
- Какими вы увидели кусты? (голыми)
Найдите такой рисунок на парте.
Учитель: Читаем следующее четверостишие.
-Каким вы увидели луг? (желтая трава)
-А какое же вы увидели поле? (зеленое).
Найдите рисунок к этому четверостишью
Учитель: Прочитаем третье четверостишие.
- Какое небо? (тёмное)
- Почему тёмное?
Что происходит в поле?
Найдите рисунок к этому четверостишью.
- Молодцы!
Учитель: Читаем последнее четверостишие.
- Прочитайте, что сказано о ручье (воды зашумели)
-О Птичках? (улетели в теплые края)
- Какое время года пришло? (осень)
(Дети раскладывают на парте по порядку рисунки, учитель на доске)
г) Чтение стихотворения целиком.
-Ребята, сейчас подготовьтесь к чтению у доски, а поможет нам наша зарисовка.
д) чтение в парах (Анализ чтения соседа)
- Мне понравилось чтение Максима …
у) Чтение вслух у доски на оценку.
XI. Домашнее задание.
Выучить стихотворение наизусть. (1гр. – всё стихотворение, 2гр. - 2,3 четверостишия, 3гр. - выразительное чтение.)
XII. Итог урока.
-Какое стихотворение читали?
-Кто автор?
- Понравилось ли вам это стихотворение?