Конспект урока по географии в 6 классе на тему «Движение воды в океанах»
Конспект урока по география 6 класс
МОУ Новобурановская СОШ Агаповского района
Учитель: Баламбаева У.Х.
Тема: "Движение воды в океанах"
Цели урока: формирование у учащихся представлений о разных видах движения вод Мирового океана, причинах их вызывающих.
Образовательные задачи:
на основе житейского опыта учащихся создать у них представление о движение вод Мирового океана и причинах их вызывающих;
продолжить формирование навыков выделять существенные признаки объектов;
описать причины образования приливных волн, цунами, течений;
развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы на основе сопоставления фактической, картографической информации.
Развивающие задачи:
развивать логическое мышление (на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей между типами движения и причинами их вызывающими);
развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения полученной информации;
развивать осмысленное запоминание понятий.
Воспитательные задачи: продолжить формирование у учащихся научного мировоззрения.
Средства обучения: компьютер, мультимедиапроектор (техническое обеспечение), электронная презентация урока, индивидуальные карты для учащихся (средства формирования представлений и первичных понятий).
Тип урока: Изучение нового материала.
ХОД УРОКА
1. Организация работы на уроке.
(Учитель объясняет учащимся порядок работы на уроке.)
У каждого из вас на столах находятся индивидуальные карты нашего урока, в которых обозначен весь материал урока, указаны задания, которые вам необходимо сделать.
2. Целевая ориентация. (Учитель обращается к жизненному опыту учащихся, к их внутренним образам.). Слайд № 1 (изображение прибоя и звуковое сопровождение (для вставки звука можно использовать CD “Голоса и звуки природы. Сборник”.)
Звучат звуки моря.
Закройте глаза и представьте то, о чем я вам рассказываю.
- Пусто кругом: ни паруса, ни дымка на горизонте! Куда ни взглянешь, все та же безбрежная водяная равнина, слегка волнующаяся и рокочущая каким-то таинственным гулом, окаймленная со всех сторон прозрачной синевой безоблачного купола. Вода теплая, и одновременно освежающая.
- Расскажите мне о своих впечатлениях, о морской воде в виде определений.
Морская вода…….
Морская вода…..
Морская вода…..
Учащиеся вспоминают о своих впечатлениях, в ходе которых выясняется, что в море вода солёная, обладает определенной температурой, находится в движении. Этот ответ учащиеся и записывают в индивидуальную карту.
Учитель подводит итог. Все это является свойствами вод Мирового океана. И сегодня мы с вами познакомимся с одним из них.
3. Формулирование темы и задач урока.
Постарайтесь сформулировать тему нашего урока на основе моего рассказа.
Слайд № 2 (Изображение прибоя и звуковое сопровождение).
(Звуки моря.)
Рассказ учителя.
Поверхность Мирового океана никогда не бывает спокойной.
Нигде не видно покоя. Все в движении, и как наш корабль, то, подымаясь, то, опускаясь, ложится на сторону боком, так и всё вокруг нас колышется, и ни один клочок обширного моря ни на секунду не сохраняет одного и того же вида. В отдалении волны кажутся небольшими холмами и по ним шныряют гребни в виде клочьев белой шерсти. Когда же волна приближается к нашему кораблю, она становится больше и шире, - поднимается из воды, затем сразу появляется на её вершине белый гребень. Он с шумом и пеной, как бурный поток, вырывается из водяной горы: верхнюю половину гребня ветер превращает в мелкие брызги и бросает нам в лицо шипящую пену, другая половина быстро опускается вместе с волной. Где мы видели только что грозную водяную гору, там появляется водная долина. Затем перед нашими глазами поднимается опять новая волна.
Учитель подводит итог. Итак, тема нашего урока…
Учащиеся называют и записывают в свои индивидуальные карты: “Движение воды в океане”.
Это движение может быть разным. Одно из них я вам сейчас продемонстрирую…..
4. Изучение нового материала.
А. Ветровые волны.
Формирование представление о причинах образования ветровых волн
Опыт. В стеклянную тарелку наливается вода, помещается на кодоскоп, и предлагается одному ученику подуть на неё. На поверхности воды образуются как бы небольшие волны, которые напоминают морские, только во много раз меньше.
Вопросы к опыту?
Что произошло с поверхностью воды?
Какова причина образования данного изменения?
Что в природе может стать причиной волн?
Задание. А теперь, используя свои наблюдения за проведенным опытом, рисунок, расскажите, как образуются волны.
Учащиеся анализируют свои наблюдения, рисунок, и делают соответствующие записи.
Ветер давит на водную поверхность ………… Там, где его давление …….., появляются углубления, а вытесненная из них вода ………, образуя ……… Частицы воды в волне опускаются ………., тесня соседние частицы, - возникают новые ………
Подведение итогов работы учителем.
А значит ветер и степень волнения моря тесно связаны. Попробуйте сформулировать свой закон.
Учащиеся приходят к выводу, что чем сильнее ветер, тем выше степень волнения моря. ( формулировка закона.)
Формирование представлений об основных частях волны. (Слайд– изображение волны с её отдельными частями.)
Задание. Подпишите основные части волны на своих рисунках.
Скажите, а можно ли без приборов, находясь на берегу определить силу ветра? (Знакомство с определительной таблицей.) Слайд № 7 (демонстрация таблицы).
При какой скорости ветра наблюдаются самые высокие и самые низкие волны?
Пользуясь таблицей, учащиеся определяют силу ветра, при которой наблюдаются самые высокие волны.
Штиль. Поверхность моря зеркально гладка. Скорость ветра менее 0,5 метра в секунду.
1 балл. По морю идет рябь, напоминающая чешую. Скорость ветра до 3,3 метра в секунду.
2 балла. Появляются небольшие, но уже хорошо заметные волны, гребни их начинают опрокидываться. Ветер дует со скоростью до 5,2 метра в секунду.
3 балла. Волны удлиняются, местами на их гребнях белеют пенящиеся барашки. Скорость ветра до 7,4 метра в секунду.
4 балла. Волны вытягиваются в длину грядами; белые барашки сплошь покрывают гребни волн. Шум прибоя похож на непрерывный рокот. Скорость ветра до 9, 8 метра в секунду.
5 баллов. Вся поверхность моря покрыта белыми барашками. Отдельные волны становятся крупными, гребни их высоки. Прибой сопровождается глухими раскатами. Скорость ветра до 12,4 метра в секунду.
6 баллов. Крупные волны начинают громоздиться. Пена длинными полосами стелется между грядами волн. Ветер достигает 15,2 метра в секунду.
7 баллов. Образуются гороподобные волны. Густые полосы пены. Если смотреть на мелкие суда, временами кажется, что они исчезают под водой. Скорость ветра до 18,2 метра в секунду.
8 баллов. Множество гороподобных волн; их длинные гребни с грохотом обрушиваются. Над волнами летят тучи брызг, поверхность моря становится белой от пены. Ветер переходит в шторм, его скорость 18,3 – 25,1 метра секунду.
9 баллов. Волны достигают такой высоты, что даже большие суда временами скрываются за ними и наблюдателю кажется, что судно пошло ко дну. Длинные полосы белой пены тянутся по ветру. Все насыщено брызгами водяной пены, сорванной с гребней волн. Жестокий шторм, скорость ветра более 25,2 метра в секунду.
Б. Течения в океане
Мы с вами пришли к выводу, что в ветровых волнах частицы воды почти не передвигаются по ветру, а либо колеблются вверх и вниз, либо описывают замкнутые кольца. Но в океанах существуют и другие движения…. (Слайд№ 8 (демонстрация видеосюжета “ Течения из космоса”.)
Вопросы к слайду
Какими отличительными свойствами от ветровых волн обладают эти движения?
Данное движение называется течениями.
Задание. Откройте в атласах физическую карту полушарий.
С помощью, каких условных знаков показаны течения в атласе?
Какие бывают течения?
Проанализировав атлас, учащиеся выясняют, что течения показывают при помощи стрелочек. Течения бывают теплые и холодные.
Слайд №9 (карта “ Направление преобладающих ветров”).
Задание к слайду
Сравните “Физическую карту полушарий” и карту “Направление преобладающих ветров”, какие закономерности вы можете выделить?
Учащиеся приходят к выводу, что причиной образования течений являются постоянные ветра. Здесь необходимо обратить внимание учащихся на то, что ещё одной главной причиной является неодинаковая плотность воды.
Вот как, например, возникает Гольфстрим. В экваториальной области дуют пассаты – постоянные ветры с востока на запад. В Атлантическом океане они гонят воду в Мексиканский залив. Постепенно вода, прибывая в этом заливе, ищет выход и вытекает мощным течением через Флоридский пролив в северную половину Атлантического океана. 90 млр. тонн воды в час выливается Гольфстримом из Мексиканского залива! Поток имеет глубину 800 метров. Скорость течения во Флоридском проливе достигает 8 км/час.
Учащиеся находят в атласе Гольфстрим. По ходу объяснения учителя прослеживают его образование и путь.
Задание. Изучите Физическую карту полушарий ваших атласов, и попробуйте объяснить, почему образуются теплые и холодные течения?
Работая с атласом, учащиеся приходят к выводу. На планете существуют два потока течений: один теплый (легкие воды) - от экватора к полюсам – в поверхностных слоях океана, другой холодный (тяжелые воды) - от полюсов к экватору – в глубине. Вблизи экватора холодные воды начнут подниматься вверх, так как теплые воды уходят из экваториальной области на север.
В. Приливы и отливы. Слайд №10 (демонстрация схемы приливов и отливов).
Задание к слайду.
Внимательно выслушайте рассказ, рассмотрите рисунок и назовите характерные черты описываемого движения.
Могучая грудь океана словно дышит, поднимаясь и опускаясь примерно через каждые шесть часов. Может стоять полное безветрие, а в положенную пору волны всё равно будут наступать на сушу, затопляя отмели и прибрежные камни, разбиваясь пеной у высоких скал. Пройдет ещё шесть часов, и океан начнет отступать от берега, оставляя на морском песке или гальке рачков, мелких рыбок, червей, водоросли.
Это явление называется приливы и отливы.
Слушают рассказ учителя, выделяют характерные черты приливов и отливов.
Изменение уровня воды.
Периодичность.
Самые страшные волны в океане – это цунами.
Г. Цунами. Слайд № 11 (можно разместить фотографию цунами и дать значение слова: цунами – это японское слово – “цу” означает гавань, “нами” означает волна).
Слайд № 12 (демонстрация схемы образования цунами).
Вопросы к слайду
Внимательно рассмотрите рисунок, какие процессы, изученные нами ранее, на нем изображены?
В каком океане это явление будет больше всего распространено и почему?
Почему, по мере приближения к суше, высота волны увеличивается?
5. Контроль результатов работы учащихся на уроке. Учитель просит учащихся подвести итоги урока, выполнив задание на индивидуальной карте.
Задание. При составление программы произошел сбой программы, все понятия и явления перепутались. Попробуйте сами соединить новые понятия урока логическими связями.
Подведение итогов работы можно провести, продемонстрировав учащимся схему, которая у них получилась, обсудив её. Слайд № 19.
6. Домашнее задание. Задается дифференцированно.
Тем, кто справился успешно с материалом урока подобрать интересные факты, демонстрирующие изученные на уроке явления.
Те, кто менее успешно провел урок, параграф учебника, выделение новых понятий, проработка блока.
Используемая литература
Мир географии. Занимательные рассказы о физической географии: Сост.: Смирнов Ю.И.- СПб.: ИКФ “МиМ – Экспресс”, 1995.-176 с.
Нестандартные уроки географии. 6-7 классы/ Сост. Перепечева Н.Н.- Волгоград: Учитель АСТ, 2004.-96 с.
Для иллюстрации урока могут быть использованы ресурсы
http://www.archive.org/download (видеосюжеты о цунами)
http://www.raw-one.com
http://www.transparentworld.ru
http://edukids.narod.ru
http://geotravel.ru
8