12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Баламбаева Улдай Хайдаровна459
Живу и работаю в сельской местности. Имею два образования: учитель технического труда , учитель общественных дисциплин. Стаж работы педагогом уже 30 лет.
Россия, Челябинская обл., Агаповский район, п.Новобурановка
Материал размещён в группе «Уроки географии»

Конспект урока по география 6 класс 

   МОУ Новобурановская СОШ Агаповского района

     Учитель: Баламбаева У.Х. 

   Тема: "Движение воды в океанах"

Цели урока: формирование у учащихся представлений о разных видах движения вод Мирового океана, причинах их вызывающих.

Образовательные задачи:

на основе житейского опыта учащихся создать у них представление о движение вод Мирового океана и причинах их вызывающих;

продолжить формирование навыков выделять существенные признаки объектов;

описать причины образования приливных волн, цунами, течений;

развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы на основе сопоставления фактической, картографической информации.

Развивающие задачи:

развивать логическое мышление (на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей между типами движения и причинами их вызывающими);

развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения полученной информации;

развивать осмысленное запоминание понятий.

Воспитательные задачи: продолжить формирование у учащихся научного мировоззрения.

Средства обучения: компьютер, мультимедиапроектор (техническое обеспечение), электронная презентация урока, индивидуальные карты для учащихся (средства формирования представлений и первичных понятий).

Тип урока: Изучение нового материала.

ХОД УРОКА

1. Организация работы на уроке.

(Учитель объясняет учащимся порядок работы на уроке.)

У каждого из вас на столах находятся индивидуальные карты нашего урока, в которых обозначен весь материал урока, указаны задания, которые вам необходимо сделать.

Приложение 1.

2. Целевая ориентация. (Учитель обращается к жизненному опыту учащихся, к их внутренним образам.). Слайд № 1 (изображение прибоя и звуковое сопровождение (для вставки звука можно использовать CD “Голоса и звуки природы. Сборник”.)

Звучат звуки моря.

Закройте глаза и представьте то, о чем я вам рассказываю.

- Пусто кругом: ни паруса, ни дымка на горизонте! Куда ни взглянешь, все та же безбрежная водяная равнина, слегка волнующаяся и рокочущая каким-то таинственным гулом, окаймленная со всех сторон прозрачной синевой безоблачного купола. Вода теплая, и одновременно освежающая.

- Расскажите мне о своих впечатлениях, о морской воде в виде определений.

Морская вода…….

Морская вода…..

Морская вода…..

Учащиеся вспоминают о своих впечатлениях, в ходе которых выясняется, что в море вода солёная, обладает определенной температурой, находится в движении. Этот ответ учащиеся и записывают в индивидуальную карту.

Учитель подводит итог. Все это является свойствами вод Мирового океана. И сегодня мы с вами познакомимся с одним из них.

3. Формулирование темы и задач урока.

Постарайтесь сформулировать тему нашего урока на основе моего рассказа.

Слайд № 2 (Изображение прибоя и звуковое сопровождение).

(Звуки моря.)

Рассказ учителя.

Поверхность Мирового океана никогда не бывает спокойной.

Нигде не видно покоя. Все в движении, и как наш корабль, то, подымаясь, то, опускаясь, ложится на сторону боком, так и всё вокруг нас колышется, и ни один клочок обширного моря ни на секунду не сохраняет одного и того же вида. В отдалении волны кажутся небольшими холмами и по ним шныряют гребни в виде клочьев белой шерсти. Когда же волна приближается к нашему кораблю, она становится больше и шире, - поднимается из воды, затем сразу появляется на её вершине белый гребень. Он с шумом и пеной, как бурный поток, вырывается из водяной горы: верхнюю половину гребня ветер превращает в мелкие брызги и бросает нам в лицо шипящую пену, другая половина быстро опускается вместе с волной. Где мы видели только что грозную водяную гору, там появляется водная долина. Затем перед нашими глазами поднимается опять новая волна.

Учитель подводит итог. Итак, тема нашего урока…

Учащиеся называют и записывают в свои индивидуальные карты: “Движение воды в океане”.

Это движение может быть разным. Одно из них я вам сейчас продемонстрирую…..

4. Изучение нового материала.

А. Ветровые волны.

Формирование представление о причинах образования ветровых волн

Опыт. В стеклянную тарелку наливается вода, помещается на кодоскоп, и предлагается одному ученику подуть на неё. На поверхности воды образуются как бы небольшие волны, которые напоминают морские, только во много раз меньше.

Вопросы к опыту?

Что произошло с поверхностью воды?

Какова причина образования данного изменения?

Что в природе может стать причиной волн?

Задание. А теперь, используя свои наблюдения за проведенным опытом, рисунок, расскажите, как образуются волны.

Учащиеся анализируют свои наблюдения, рисунок, и делают соответствующие записи.

Ветер давит на водную поверхность ………… Там, где его давление …….., появляются углубления, а вытесненная из них вода ………, образуя ……… Частицы воды в волне опускаются ………., тесня соседние частицы, - возникают новые ………

Подведение итогов работы учителем.

А значит ветер и степень волнения моря тесно связаны. Попробуйте сформулировать свой закон.

Учащиеся приходят к выводу, что чем сильнее ветер, тем выше степень волнения моря. ( формулировка закона.)

Формирование представлений об основных частях волны. (Слайд– изображение волны с её отдельными частями.)

Задание. Подпишите основные части волны на своих рисунках.

Скажите, а можно ли без приборов, находясь на берегу определить силу ветра? (Знакомство с определительной таблицей.) Слайд № 7 (демонстрация таблицы).

При какой скорости ветра наблюдаются самые высокие и самые низкие волны?

Пользуясь таблицей, учащиеся определяют силу ветра, при которой наблюдаются самые высокие волны.

Штиль. Поверхность моря зеркально гладка. Скорость ветра менее 0,5 метра в секунду.

1 балл. По морю идет рябь, напоминающая чешую. Скорость ветра до 3,3 метра в секунду.

2 балла. Появляются небольшие, но уже хорошо заметные волны, гребни их начинают опрокидываться. Ветер дует со скоростью до 5,2 метра в секунду.

3 балла. Волны удлиняются, местами на их гребнях белеют пенящиеся барашки. Скорость ветра до 7,4 метра в секунду.

4 балла. Волны вытягиваются в длину грядами; белые барашки сплошь покрывают гребни волн. Шум прибоя похож на непрерывный рокот. Скорость ветра до 9, 8 метра в секунду.

5 баллов. Вся поверхность моря покрыта белыми барашками. Отдельные волны становятся крупными, гребни их высоки. Прибой сопровождается глухими раскатами. Скорость ветра до 12,4 метра в секунду.

6 баллов. Крупные волны начинают громоздиться. Пена длинными полосами стелется между грядами волн. Ветер достигает 15,2 метра в секунду.

7 баллов. Образуются гороподобные волны. Густые полосы пены. Если смотреть на мелкие суда, временами кажется, что они исчезают под водой. Скорость ветра до 18,2 метра в секунду.

8 баллов. Множество гороподобных волн; их длинные гребни с грохотом обрушиваются. Над волнами летят тучи брызг, поверхность моря становится белой от пены. Ветер переходит в шторм, его скорость 18,3 – 25,1 метра секунду.

9 баллов. Волны достигают такой высоты, что даже большие суда временами скрываются за ними и наблюдателю кажется, что судно пошло ко дну. Длинные полосы белой пены тянутся по ветру. Все насыщено брызгами водяной пены, сорванной с гребней волн. Жестокий шторм, скорость ветра более 25,2 метра в секунду.

Б. Течения в океане

Мы с вами пришли к выводу, что в ветровых волнах частицы воды почти не передвигаются по ветру, а либо колеблются вверх и вниз, либо описывают замкнутые кольца. Но в океанах существуют и другие движения…. (Слайд№ 8 (демонстрация видеосюжета “ Течения из космоса”.)

Вопросы к слайду

Какими отличительными свойствами от ветровых волн обладают эти движения?

Данное движение называется течениями.

Задание. Откройте в атласах физическую карту полушарий.

С помощью, каких условных знаков показаны течения в атласе?

Какие бывают течения?

Проанализировав атлас, учащиеся выясняют, что течения показывают при помощи стрелочек. Течения бывают теплые и холодные.

Слайд №9 (карта “ Направление преобладающих ветров”).

Задание к слайду

Сравните “Физическую карту полушарий” и карту “Направление преобладающих ветров”, какие закономерности вы можете выделить?

Учащиеся приходят к выводу, что причиной образования течений являются постоянные ветра. Здесь необходимо обратить внимание учащихся на то, что ещё одной главной причиной является неодинаковая плотность воды.

Вот как, например, возникает Гольфстрим. В экваториальной области дуют пассаты – постоянные ветры с востока на запад. В Атлантическом океане они гонят воду в Мексиканский залив. Постепенно вода, прибывая в этом заливе, ищет выход и вытекает мощным течением через Флоридский пролив в северную половину Атлантического океана. 90 млр. тонн воды в час выливается Гольфстримом из Мексиканского залива! Поток имеет глубину 800 метров. Скорость течения во Флоридском проливе достигает 8 км/час.

Учащиеся находят в атласе Гольфстрим. По ходу объяснения учителя прослеживают его образование и путь.

Задание. Изучите Физическую карту полушарий ваших атласов, и попробуйте объяснить, почему образуются теплые и холодные течения?

Работая с атласом, учащиеся приходят к выводу. На планете существуют два потока течений: один теплый (легкие воды) - от экватора к полюсам – в поверхностных слоях океана, другой холодный (тяжелые воды) - от полюсов к экватору – в глубине. Вблизи экватора холодные воды начнут подниматься вверх, так как теплые воды уходят из экваториальной области на север.

В. Приливы и отливы. Слайд №10 (демонстрация схемы приливов и отливов).

Задание к слайду.

Внимательно выслушайте рассказ, рассмотрите рисунок и назовите характерные черты описываемого движения.

Могучая грудь океана словно дышит, поднимаясь и опускаясь примерно через каждые шесть часов. Может стоять полное безветрие, а в положенную пору волны всё равно будут наступать на сушу, затопляя отмели и прибрежные камни, разбиваясь пеной у высоких скал. Пройдет ещё шесть часов, и океан начнет отступать от берега, оставляя на морском песке или гальке рачков, мелких рыбок, червей, водоросли.

Это явление называется приливы и отливы.

Слушают рассказ учителя, выделяют характерные черты приливов и отливов.

Изменение уровня воды.

Периодичность.

Самые страшные волны в океане – это цунами.

Г. Цунами. Слайд № 11 (можно разместить фотографию цунами и дать значение слова: цунами – это японское слово – “цу” означает гавань, “нами” означает волна).

Слайд № 12 (демонстрация схемы образования цунами).

Вопросы к слайду

Внимательно рассмотрите рисунок, какие процессы, изученные нами ранее, на нем изображены?

В каком океане это явление будет больше всего распространено и почему?

Почему, по мере приближения к суше, высота волны увеличивается?

5. Контроль результатов работы учащихся на уроке. Учитель просит учащихся подвести итоги урока, выполнив задание на индивидуальной карте.

Задание. При составление программы произошел сбой программы, все понятия и явления перепутались. Попробуйте сами соединить новые понятия урока логическими связями.

Подведение итогов работы можно провести, продемонстрировав учащимся схему, которая у них получилась, обсудив её. Слайд № 19.

6. Домашнее задание. Задается дифференцированно.

Тем, кто справился успешно с материалом урока подобрать интересные факты, демонстрирующие изученные на уроке явления.

Те, кто менее успешно провел урок, параграф учебника, выделение новых понятий, проработка блока.

Используемая литература

Мир географии. Занимательные рассказы о физической географии: Сост.: Смирнов Ю.И.- СПб.: ИКФ “МиМ – Экспресс”, 1995.-176 с.

Нестандартные уроки географии. 6-7 классы/ Сост. Перепечева Н.Н.- Волгоград: Учитель АСТ, 2004.-96 с.

Для иллюстрации урока могут быть использованы ресурсы

http://www.archive.org/download (видеосюжеты о цунами)

http://www.raw-one.com

http://www.transparentworld.ru

http://edukids.narod.ru

http://geotravel.ru

http://atlasphoto.iwarp.com

8

Опубликовано в группе «Уроки географии»

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.