Урок «Движение вод в мировом океане» (География, 6 класс)
УРОК ПО ТЕМЕ:
ДВИЖЕНИЕ ВОД В МИРОВОМ ОКЕАНЕ
Тип урока: комбинированный.
Методы ведения урока: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, практический.
Формы ведения урока: самостоятельная, фронтальная и индивидуальная.
Цель урока: изучить движение вод в мировом океане
Задачи урока:
выявить причины образования волн в океане;
выявить различия между океаническим течением и окружающими водами;
изучить историю о формировании океанических течений;
выявить влияние океанических течений на природу приморских районов материков;
стимулировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся;
отработать умение находить причинно – следственные связи;
развитие универсальных учебных действий (УУД) на уроке.
Результаты развития УУД в ходе урока:
Метапредметные:
-Регулятивные: целеполагание; планирование; контроль; коррекция и оценка.
-Коммуникативные: развитие и применение речевой деятельности; улучшение и применение навыков сотрудничества; применение и улучшение владения всеми видами речевой деятельности.
-Познавательные: работа с информацией, работа с учебными моделями, использование знако-символических средств, выполнение логических операций, анализа, обобщения, установления аналогий, подведения под понятие.
Предметные:
- освоение базовых понятий: «волна», «океаническое (морское) течение», «холодное течение», «тёплое течение», «цунами» и «шторм».
- знание причин образования океанических течений, истории формирования данных знаний;
-знание о влияние океанических течений на природу.
Личностные:
- смыслообразование;
- морально-этическая ориентация.
Средства обучения:
учебник О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким. География. Землеведение. 5 – 6 классы. Москва. «Дрофа». 2012. 272 с.;
атлас по географии 6 класс ;
физическая карта мира;
карта морских о океанических течений (в атласе);
рабочие тетради учащихся;
дополнительный материал по теме (фотографии, учебный фильм);
мультимедиа устройство.
Структура урока (ход урока)
Таблица 1
Время |
(№) Этапы урока |
смысловые блоки – дидактически единицы |
Деятельность |
Уровни познавательной деятельности учащихся |
Примечание |
|
Учителя |
Учащихся |
|||||
2 мин |
1.Вводная часть |
Приветствие |
Приветствие. Настраивает учащихся на работу. Проверка присутствующих на уроке. |
Ответное приветствие. |
Продолжение таблицы 1
5 мин |
2.Повторение изученного материала – проверка домашнего задания |
Свойства вод мирового океана: -соленость вод; -температура вод. |
Задаёт вопросы по пройденной теме. Для повторения пройденного материала. |
Отвечают на заданные вопросы. |
Репродуктивный |
|
30 мин |
3.Изучение нового Формирование умений |
-Образование волн в мировом океане. |
Говорит тему урока. |
Записывают дату и тему урока в тетрадях. |
Рецептивный |
|
Предлагает проанализировать рис. 109, стр.171. |
Смотрят и анализируют рис.109, стр.171 |
Рецептивный Эвристический |
||||
Рассказывает, как образуются волны в мировом океане. |
Слушают |
Рецептивный |
||||
Предлагает рассмотреть рис. 111, стр.172. |
Рассматривают рис. 111, стр. 172 |
Рецептивный |
||||
Говорит под запись причины образования волн. |
Записывают в тетрадь |
Рецептивный |
||||
Говорит о видах волн. |
Слушают. |
Рецептивный |
||||
Предлагает ознакомится с рис. 110 стр. 172 и рис.112, стр. 173 |
Ознакомляются рис. 110 стр. 172 и рис. 112, стр.173 |
Рецептивный |
||||
Говорить под диктовку виды волн. |
Записывают в тетради |
Рецептивный |
||||
-Чем отличается течение от окружающих вод |
Рассказывает различия течений от окружающих вод |
Слушают |
Рецептивный |
|||
Говорит под запись отличия течений от окружающих вод |
Записывают в тетради |
Рецептивный |
||||
Рассказывает о самом большом течение и показывает его на физической карте |
Слушают и наблюдают за показом |
Рецептивный |
Продолжение таблицы 1
|
-история получения знаний о формировании течений
|
Задаёт самостоятельно прочитать пункт на стр. 173-174. |
Работают с учебником. Читают пункт. |
Исследовательский |
||
Предлагает законспектировать прочитанное. |
Работа с тетрадями. Запись конспекта. |
Исследовательский |
||||
Предлагает одному из учащихся рассказать содержание пункта |
Один из учащихся рассказывает содержание пункта |
репродуктивный |
||||
Предлагает рассмотреть рис. 113 на стр. 174 и сделать вывод по рисунку. |
Рассматривают и делают выводы, записывая их в тетрадь. |
Эвристический |
||||
-как океанические течения влияют на природу приморских территорий океанов. |
Задаёт вопросы учащимся о том какие различия у городов, которые находятся вблизи от моря и океана |
Отвечают на вопросы.
|
Репродуктивный |
|||
Говорит о влиянии океанических течений на природу приморских территорий материков. |
Слушают
|
Рецептивный |
||||
Показывает на физической карте мира, как Северо-Атлантическое течение влияет на климат |
Наблюдают за показом. |
Рецептивный |
||||
Под запись диктует влияние океанических течений на климат |
Записывают в тетрадь |
Рецептивный |
||||
8 мин |
4.Проверка и учет знаний. Обобщение знаний |
Движение вод в мировом океане |
Задаёт вопросы по пройденному материалу. |
Отвечают на поставленные вопросы. |
Репродуктивный |
Продолжение таблицы 1
Для обобщения изученного материала давайте просмотрим небольшой учебный видеоролик |
Смотрят видео ролик |
Рецептивный |
Учебное видео, воспроизводимое по средствам мультемедиа |
|||
5.Подведение итогов урока – рефлексия, запись и пояснение домашнего задания |
Домашние задание: п.41. рис.111,выучить определения,рис.113 перенести в конт.карту |
Записывает на доску домашнее задание. Поясняет его. |
Записывают домашнее задание в тетрадь. |
Конспект урока
Этап 1. Здравствуйте ребята! Кто сегодня отсутствуют?
Этап 2. На прошедшем уроке мы изучали свойства вод мирового океана. Давайте повторим, то, что было усвоена в прошедший раз. Ответьте на следующие вопросы (учитель задаёт вопросы ученикам, а они отвечают)
Вопрос: чем отличается вода в мировом океане от воды на суше?
Ответ: своей соленостью.
Вопрос: почему вода в мировом океане соление от воды на суше?
Ответ: У океана нет никакой возможности избавляться от соленой воды, в отличие от вод на суше, поэтому соленость его высока.
Вопрос: какие температурные свойства у вод мирового океана?
Ответ: из-за солености океанская вода замерзает при меньших температурах, чем в реках и озёрах. Температура вод в мировом океане обычно понижается от экватора к полюсам и от его поверхности ко дну.
Этап 3. Море никогда не бывает абсолютно не подвижным. По его поверхности бегут то плавные волны, то страшные штормовые волны. Вспомните, может ранее вы слышали и ответьте, как называются реки без берегов в морях и океанах? Ответ: океанические (морские) течения.
Тема сегодняшнего урока, под запись: движение вод в мировом океане.
Главной причиной возникновения волн и течений является ветер.
Когда смотришь на море, кажется, что волны гонят воду прямо на тебя. На самом деле вода в волне движется, так как показано в учебнике на рисунке 109, страница 171. То есть вверх – вниз. Это видно когда смотришь на чаек, как они покачиваются на волнах. В следующих раз когда будете прогуливать по набережной или будете купаться или отдыхать у водоёма с родителями, по наблюдайте за чайками.
Как же образуется волна в мировом океане? Давайте запишем, от чего образуются волны. Под запись: Волны возникают под действием ветров, дующих над водной поверхностью.
Они могут напоминать то маленьких «барашков» на поверхности моря, то быть подобным водяным горам. Движение воды при волнении можно сравнить с движением спелых колосьев на пшеничном поле при дуновении ветра. Под его воздействием частицы воды раскачиваются, как колосья, и, описав круг, возвращаются на своё место. Сами частицы воды не участвуют в поступательном движении, но волна, порождённая их колебаниями, движется в направлении ветра по поверхности моря.
У каждой волны есть гребень и подошва. А так же своя длина и высота, но на этом останавливаться не будем, так как это станет одним из ваших домашних заданий. Вам надо будет проанализировать рисунок 111 на странице 172, но об этом скажем в конце урока.
Когда волна достигает мелководья, её основание начинает тормозиться, а гребень опрокидывается. Так возникает морской прибой.
Под запись: Волнение в океане оценивают по 9 бальной шкале. Волнение силой 0 баллов называется штилем. Силой 7-9 баллов называются штормом.
Посмотрите рисунок 112 на странице 173 учебника, на данных фото приведены примера штиля и шторма.
Штормовые волны опасны для морским судов в открытом океане. Самые опасные для жителей побережий океанические волны, которые вызваны не ветром, а землетрясением и извержением вулканов, которые происходят под водой. Такие смертоносные волны, называются цунами. Цунами с японского языка переводятся как большая вода в гавани. Под запись: цунами – это длинные и высокие волны, порождаемые мощным воздействием на всю толщу воды в океане или другом водоёме.
Первое цунами было описано испанским географом в 16 веке. В Лиме, Перу, после мощного землетрясения, тогда цунами высотой 25 метров ворвалось на сушу на расстояние 10 км (показывает на физической карте мира, местонахождения этого явления). От цунами страдают в первую очередь жители побережья Индийского океана, где данное явления происходит по несколько десятков раз за год. Посмотрите на рисунок 110 на стр. 172, на фотографии изображена волна в 10-ти этажный дом. Огромная масса воды, облущиваясь на берег, несёт за собой не вероятные разрушения.
Жители приморских районов, наблюдают, что вода в океане два раза в сутки отступает, это явление приливов и отливов. Ранее мы уже изучали это явление в 5 классе и поэтому знаем, что данное явление вызвано притяжением вод океана лунной и в меньшей степени Солнцем.
Но как можно в огромном океане разглядеть течения, как они отличаются от других вод? Под запись: Воды течений отличаются от остальных вод соленостью и температурой. Поверхностные течения разделяются на теплые (теплее окружающих вод) и холодные течения (холоднее окружающих вод).
Встречая на своём пути острова, течения разветвляют свои потоки. Но в целом они образуют в океанах Земли замкнутых круговоротов. Самый большой из них – течение Западных Ветров (показывает на физической карте мира), которое опоясывает Землю кольцом в районе 40-50° ю.ш.
Ребята, прочитайте пункт «Как узнали о существовании течений?» на странице 173 -174. После прочтения, запишите самое главное и интересное в свои тетради.
А теперь, кто нам расскажет, историю зарождения знаний о течениях (ученик рассказывает).
Давайте рассмотрим внимательнее карту, предложенную на странице 174 учебника. Карта «Поверхностные течения вод мирового океана», на ней наглядно показано теплые и холодные течения, холодные течение обозначены, синим цветам, а теплые красным и такое обозначение всемирно принято, для использования на картах. И в своих контурных картах, когда будете показывать океанические (морские) течения, тоже будете так их отмечать. На данной карте можно проследить одну закономерность, кто скажет, что можно выделить и сказать про течения указанные на карте? Ответ: теплые течения направляются обычно из более теплых широт, а холодные течения – наоборот.
Ребята, эти летом кто-нибудь ездил на отдых, на море? Или вы когда-нибудь там бывали? А может, слышали, о прекрасном климате и погоде в городах, которые находятся в близи к морю? Ученики отвечают согласно своим наблюдениям и то, что слышали от других. Ответы: на Черное море ездят загорать, там загар лучше, солнце греет сильнее и растения необычные; а вот на севере у Карского моря всегда холодно, там особо не позагораешь.
На одной и той же широте в Европе растут широколиственные леса, а в Северной Америки – хвойные. Причины данного явления, оттпеляющие влияние Северо-Атлантического течения на Европу (показывает на физической карте мира). Над его водами воздух теплый и влажный. Ветры переносят этот воздух на восток, поэтому над приморскими районами Европы зимой температура почти никогда не опускается ниже нуля.
Теплые воды Северо-Атлантического течения проникают далеко на север и благодаря им большая часть Баренцева моря зимой не замерзает (показывает на физической карте мира), в то время как остальные моря Северно-Ледовитого океана сковывает лёд.
Под запись: Влияние океанических течений на климат:
Океанические течения способствуют перераспределению тепла по планете и распределении осадков по поверхности суши. Тёплые течения повышают температуру в холодный период и увеличивает количество осадков, холодные течения понижают температуру в тёплый период и сокращают количество осадков.
Этап 4. Мы изучили движение вод в мировом океане. Ответь, на следующие вопросы.
Вопрос: причины образования волн?
Ответ: главной причиной возникновения волн и течений является ветер.
Вопрос: виды волн?
Ответ: штиль, шторм, цунами, прилив, отлив.
Вопрос: виды океанических течений?
Ответ: холодные и теплые течения.
Вопрос: самое крупное и известное морское течение?
Ответ: Гольфстрим.
Вопрос: найдите город Мурманск на карте и скажите, почему порт в этом городе не замерзает?
Ответ: из-за того, что большая часть Баренцева моря проникает теплое Северо-Атлантическое течение.
Давайте просмотрим короткий учебный видео ролик по изученной теме, для закрепления и обобщения изученного.
Этап 5. А теперь запишем домашние задание, которое надо выполнить на следующих урок. Домашние задание: п.41. рис.111, выучить определения, рис.113 перенести в конт. карту.
Я думаю, что мы все получили удовольствие от общения друг с другом.
Спасибо за урок, желаю удачи, до свидания.