12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Тимошенко Галина Юрьевна
Аккаунт удалён
Россия, Омская обл., Омск

УРОК ПО ТЕМЕ:

ДВИЖЕНИЕ ВОД В МИРОВОМ ОКЕАНЕ

Тип урока: комбинированный.

Методы ведения урока: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, практический.

Формы ведения урока: самостоятельная, фронтальная и индивидуальная.

Цель урока: изучить движение вод в мировом океане

Задачи урока:

выявить причины образования волн в океане;

выявить различия между океаническим течением и окружающими водами;

изучить историю о формировании океанических течений;

выявить влияние океанических течений на природу приморских районов материков;

стимулировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся;

отработать умение находить причинно – следственные связи;

развитие универсальных учебных действий (УУД) на уроке.

Результаты развития УУД в ходе урока:

Метапредметные:

-Регулятивные: целеполагание; планирование; контроль; коррекция и оценка.

-Коммуникативные: развитие и применение речевой деятельности; улучшение и применение навыков сотрудничества; применение и улучшение владения всеми видами речевой деятельности.

-Познавательные: работа с информацией, работа с учебными моделями, использование знако-символических средств, выполнение логических операций, анализа, обобщения, установления аналогий, подведения под понятие.

Предметные:

- освоение базовых понятий: «волна», «океаническое (морское) течение», «холодное течение», «тёплое течение», «цунами» и «шторм».

- знание причин образования океанических течений, истории формирования данных знаний;

-знание о влияние океанических течений на природу.

Личностные:

- смыслообразование;

- морально-этическая ориентация.

Средства обучения:

учебник О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким. География. Землеведение. 5 – 6 классы. Москва. «Дрофа». 2012. 272 с.;

атлас по географии 6 класс ;

физическая карта мира;

карта морских о океанических течений (в атласе);

рабочие тетради учащихся;

дополнительный материал по теме (фотографии, учебный фильм);

мультимедиа устройство.


 

Структура урока (ход урока)

Таблица 1

Время

(№) Этапы урока

смысловые блоки – дидактически единицы

Деятельность

Уровни познавательной деятельности учащихся

Примечание


 

Учителя


 

Учащихся

2 мин

1.Вводная часть

Приветствие

Приветствие. Настраивает учащихся на работу. Проверка присутствующих на уроке.

Ответное приветствие.

   

Продолжение таблицы 1

5 мин

2.Повторение изученного материала – проверка домашнего задания

Свойства вод мирового океана:

-соленость вод;

-температура вод.

Задаёт вопросы по пройденной теме. Для повторения пройденного материала.

Отвечают на заданные вопросы.

Репродуктивный

 

30 мин

3.Изучение нового Формирование умений

-Образование волн в мировом океане.

Говорит тему урока.

Записывают дату и тему урока в тетрадях.

Рецептивный

 

Предлагает проанализировать рис. 109, стр.171.

Смотрят и анализируют рис.109, стр.171

Рецептивный

Эвристический

 

Рассказывает, как образуются волны в мировом океане.

Слушают

Рецептивный

 

Предлагает рассмотреть рис. 111, стр.172.

Рассматривают рис. 111, стр. 172

Рецептивный

 

Говорит под запись причины образования волн.

Записывают в тетрадь

Рецептивный

 

Говорит о видах волн.

Слушают.

Рецептивный

 

Предлагает ознакомится с рис. 110 стр. 172 и рис.112, стр. 173

Ознакомляются рис. 110 стр. 172 и рис. 112, стр.173

Рецептивный

 

Говорить под диктовку виды волн.

Записывают в тетради

Рецептивный

 

-Чем отличается течение от окружающих вод

Рассказывает различия течений от окружающих вод

Слушают

Рецептивный

 

Говорит под запись отличия течений от окружающих вод

Записывают в тетради

Рецептивный

 

Рассказывает о самом большом течение и показывает его на физической карте

Слушают и наблюдают за показом

Рецептивный

 

Продолжение таблицы 1

 

 

-история получения знаний о формировании течений


 


 


 


 


 


 


 

Задаёт самостоятельно прочитать пункт на стр. 173-174.

Работают с учебником. Читают пункт.

Исследовательский

 

Предлагает законспектировать прочитанное.

Работа с тетрадями. Запись конспекта.

Исследовательский

 

Предлагает одному из учащихся рассказать содержание пункта

Один из учащихся рассказывает содержание пункта

репродуктивный

 

Предлагает рассмотреть рис. 113 на стр. 174 и сделать вывод по рисунку.

Рассматривают и делают выводы, записывая их в тетрадь.

Эвристический

 

-как океанические течения влияют на природу приморских территорий океанов.

Задаёт вопросы учащимся о том какие различия у городов, которые находятся вблизи от моря и океана

Отвечают на вопросы.


 

Репродуктивный

 

Говорит о влиянии океанических течений на природу приморских территорий материков.

Слушают


 

Рецептивный

 

Показывает на физической карте мира, как Северо-Атлантическое течение влияет на климат

Наблюдают за показом.

Рецептивный

 

Под запись диктует влияние океанических течений на климат

Записывают в тетрадь

Рецептивный

 

8 мин

4.Проверка и учет знаний. Обобщение знаний

Движение вод в мировом океане

Задаёт вопросы по пройденному материалу.

Отвечают на поставленные вопросы.

Репродуктивный

 


 


 

Продолжение таблицы 1

     

Для обобщения изученного материала давайте просмотрим небольшой учебный видеоролик

Смотрят видео ролик

Рецептивный

Учебное видео, воспроизводимое по средствам мультемедиа

 

5.Подведение итогов урока – рефлексия, запись и пояснение домашнего задания

Домашние задание:

п.41. рис.111,выучить определения,рис.113 перенести в конт.карту

Записывает на доску домашнее задание. Поясняет его.

Записывают домашнее задание в тетрадь.

   


 

Конспект урока

Этап 1. Здравствуйте ребята! Кто сегодня отсутствуют?

Этап 2. На прошедшем уроке мы изучали свойства вод мирового океана. Давайте повторим, то, что было усвоена в прошедший раз. Ответьте на следующие вопросы (учитель задаёт вопросы ученикам, а они отвечают)

Вопрос: чем отличается вода в мировом океане от воды на суше?

Ответ: своей соленостью.

Вопрос: почему вода в мировом океане соление от воды на суше?

Ответ: У океана нет никакой возможности избавляться от соленой воды, в отличие от вод на суше, поэтому соленость его высока.

Вопрос: какие температурные свойства у вод мирового океана?

Ответ: из-за солености океанская вода замерзает при меньших температурах, чем в реках и озёрах. Температура вод в мировом океане обычно понижается от экватора к полюсам и от его поверхности ко дну.

Этап 3. Море никогда не бывает абсолютно не подвижным. По его поверхности бегут то плавные волны, то страшные штормовые волны. Вспомните, может ранее вы слышали и ответьте, как называются реки без берегов в морях и океанах? Ответ: океанические (морские) течения.

Тема сегодняшнего урока, под запись: движение вод в мировом океане.

Главной причиной возникновения волн и течений является ветер.

Когда смотришь на море, кажется, что волны гонят воду прямо на тебя. На самом деле вода в волне движется, так как показано в учебнике на рисунке 109, страница 171. То есть вверх – вниз. Это видно когда смотришь на чаек, как они покачиваются на волнах. В следующих раз когда будете прогуливать по набережной или будете купаться или отдыхать у водоёма с родителями, по наблюдайте за чайками.

Как же образуется волна в мировом океане? Давайте запишем, от чего образуются волны. Под запись: Волны возникают под действием ветров, дующих над водной поверхностью.

Они могут напоминать то маленьких «барашков» на поверхности моря, то быть подобным водяным горам. Движение воды при волнении можно сравнить с движением спелых колосьев на пшеничном поле при дуновении ветра. Под его воздействием частицы воды раскачиваются, как колосья, и, описав круг, возвращаются на своё место. Сами частицы воды не участвуют в поступательном движении, но волна, порождённая их колебаниями, движется в направлении ветра по поверхности моря.

У каждой волны есть гребень и подошва. А так же своя длина и высота, но на этом останавливаться не будем, так как это станет одним из ваших домашних заданий. Вам надо будет проанализировать рисунок 111 на странице 172, но об этом скажем в конце урока.

Когда волна достигает мелководья, её основание начинает тормозиться, а гребень опрокидывается. Так возникает морской прибой.

Под запись: Волнение в океане оценивают по 9 бальной шкале. Волнение силой 0 баллов называется штилем. Силой 7-9 баллов называются штормом.

Посмотрите рисунок 112 на странице 173 учебника, на данных фото приведены примера штиля и шторма.

Штормовые волны опасны для морским судов в открытом океане. Самые опасные для жителей побережий океанические волны, которые вызваны не ветром, а землетрясением и извержением вулканов, которые происходят под водой. Такие смертоносные волны, называются цунами. Цунами с японского языка переводятся как большая вода в гавани. Под запись: цунами – это длинные и высокие волны, порождаемые мощным воздействием на всю толщу воды в океане или другом водоёме. 

Первое цунами было описано испанским географом в 16 веке. В Лиме, Перу, после мощного землетрясения, тогда цунами высотой 25 метров ворвалось на сушу на расстояние 10 км (показывает на физической карте мира, местонахождения этого явления). От цунами страдают в первую очередь жители побережья Индийского океана, где данное явления происходит по несколько десятков раз за год. Посмотрите на рисунок 110 на стр. 172, на фотографии изображена волна в 10-ти этажный дом. Огромная масса воды, облущиваясь на берег, несёт за собой не вероятные разрушения.

Жители приморских районов, наблюдают, что вода в океане два раза в сутки отступает, это явление приливов и отливов. Ранее мы уже изучали это явление в 5 классе и поэтому знаем, что данное явление вызвано притяжением вод океана лунной и в меньшей степени Солнцем.

Но как можно в огромном океане разглядеть течения, как они отличаются от других вод? Под запись: Воды течений отличаются от остальных вод соленостью и температурой. Поверхностные течения разделяются на теплые (теплее окружающих вод) и холодные течения (холоднее окружающих вод).

Встречая на своём пути острова, течения разветвляют свои потоки. Но в целом они образуют в океанах Земли замкнутых круговоротов. Самый большой из них – течение Западных Ветров (показывает на физической карте мира), которое опоясывает Землю кольцом в районе 40-50° ю.ш.

Ребята, прочитайте пункт «Как узнали о существовании течений?» на странице 173 -174. После прочтения, запишите самое главное и интересное в свои тетради.

А теперь, кто нам расскажет, историю зарождения знаний о течениях (ученик рассказывает).

Давайте рассмотрим внимательнее карту, предложенную на странице 174 учебника. Карта «Поверхностные течения вод мирового океана», на ней наглядно показано теплые и холодные течения, холодные течение обозначены, синим цветам, а теплые красным и такое обозначение всемирно принято, для использования на картах. И в своих контурных картах, когда будете показывать океанические (морские) течения, тоже будете так их отмечать. На данной карте можно проследить одну закономерность, кто скажет, что можно выделить и сказать про течения указанные на карте? Ответ: теплые течения направляются обычно из более теплых широт, а холодные течения – наоборот.

Ребята, эти летом кто-нибудь ездил на отдых, на море? Или вы когда-нибудь там бывали? А может, слышали, о прекрасном климате и погоде в городах, которые находятся в близи к морю? Ученики отвечают согласно своим наблюдениям и то, что слышали от других. Ответы: на Черное море ездят загорать, там загар лучше, солнце греет сильнее и растения необычные; а вот на севере у Карского моря всегда холодно, там особо не позагораешь.

На одной и той же широте в Европе растут широколиственные леса, а в Северной Америки – хвойные. Причины данного явления, оттпеляющие влияние Северо-Атлантического течения на Европу (показывает на физической карте мира). Над его водами воздух теплый и влажный. Ветры переносят этот воздух на восток, поэтому над приморскими районами Европы зимой температура почти никогда не опускается ниже нуля.

Теплые воды Северо-Атлантического течения проникают далеко на север и благодаря им большая часть Баренцева моря зимой не замерзает (показывает на физической карте мира), в то время как остальные моря Северно-Ледовитого океана сковывает лёд.

Под запись: Влияние океанических течений на климат:
Океанические течения способствуют перераспределению тепла по планете и распределении осадков по поверхности суши. Тёплые течения повышают температуру в холодный период и увеличивает количество осадков, холодные течения понижают температуру в тёплый период и сокращают количество осадков.

Этап 4. Мы изучили движение вод в мировом океане. Ответь, на следующие вопросы.

Вопрос: причины образования волн?

Ответ: главной причиной возникновения волн и течений является ветер.

Вопрос: виды волн?

Ответ: штиль, шторм, цунами, прилив, отлив.

Вопрос: виды океанических течений?

Ответ: холодные и теплые течения.

Вопрос: самое крупное и известное морское течение?

Ответ: Гольфстрим.

Вопрос: найдите город Мурманск на карте и скажите, почему порт в этом городе не замерзает?

Ответ: из-за того, что большая часть Баренцева моря проникает теплое Северо-Атлантическое течение.

Давайте просмотрим короткий учебный видео ролик по изученной теме, для закрепления и обобщения изученного.

Этап 5. А теперь запишем домашние задание, которое надо выполнить на следующих урок. Домашние задание: п.41. рис.111, выучить определения, рис.113 перенести в конт. карту.

Я думаю, что мы все получили удовольствие от общения друг с другом.
Спасибо за урок, желаю удачи, до свидания.


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.