Сценарий урока географии «Движение воды в океане»
Тема: «Движение воды в океане»
Цели урока:
сформировать знания о видах движений воды в океане, причинами их возникновения, географией действия;
развивать умение выделять причинно-следственные связи;
воспитание географической культуры и эстетического восприятия географических объектов.
Организация класса. Мотивация
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.
Вот и прозвенел звонок
Начинается урок
Потихонечку садитесь и работать не ленитесь
А теперь проверь дружок, ты готов начать урок?.
Все на месте, все в порядке: книжка, ручка, дневник и тетрадка.
Все ли правильно сидят. все внимательно глядят и конечно все хотят получить оценку «5»
Чтобы тему урока узнать
Надо подумать и разгадать
Перед вами картина Айвазовского «Черное море»
на экран проецируется картина И. К. Айвазовского «Чёрное море», чтение стих.
А. С. Пушкина (слайд 1)
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой …
Как вы думаете, о чём сегодня на уроке пойдёт речь? Какая тема объединяет картину и стихотворение? (волны).
Вы, наверно, и не догадываетесь, сколь глубоки и обширны ваши «научные» познания о морских волнах. Ещё 100 лет назад один большой насмешник, Козьма Прутков, высказал не лишённую справедливости мысль:«Бросая в воду камешки, смотри на круги ими образуемые; иначе такое бросание будет пустою забавою».(слайд )
А вы бросали камешки в воду?
Устраивали бурю в стакане?
А штормы в тарелке и настоящие ураганы в ванне?
Прав ли Козьма Прутков? Какие вопросы у вас возникали?
Какой вывод можно сделать из собственных наблюдений?
ВЫВОД « Наблюдать, как ведёт себя при этом вода, задавать побольше вопросов, стараться на них самому отвечать, то это будет не пустая забава, а самое настоящее научное исследование.
Какие же исследования мы сможем сегодня с вами провести? ( Вопросы классу)
? Откуда берутся в море волны?
? Почему движутся волны?
? Какие они бывают?
? Для чего нам необходимо изучать волны?
Как образуются волны?
Картина Мальцева П.Т «Морской берег» (слайд) Мы с вами видим картину моря. Какие чувства они у вас вызывают? (Свежесть ветра, влажность воздуха). Художники, которые пишут морские пейзажи, называют – маринами. (маринистами) кто знает имена художников-маринистов? Портрет Айвазовского
Море никогда не бывает однообразно. Оно бывает спокойно и ласково, и тогда по его поверхности бегут плавные волны. Оно бывает грозным страшным, когда бушует шторм. Проведем эксперимент. . Как образуются волны в миниатюре . Под шум моря дети дуют на воду в прозрачном поддоне и создают миниатюрные волны.
Ответ наглядно продемонстрирован, причиной образования волн является ветер
Вывод: причиной образования ветровых волн является –ветер. Высота волны зависит от силы ветра, длительности его действия
Тема урока ? «Движение воды в океане»
Ученик: Зачитывается стихотворение Н.А. Некрасова «Непонятная песня» на фоне слайда ...Клокочет, бушует, волнуется море
Сердито и грозно, седые валы
Как вихри летают на буйном просторе
И силятся сдвинуть крутые скалы.
Смотрите, смотрите - как грудью, могучей
Они, разъяренные бьют в берега!
Но вот на средину отхлынули тучей,
Как будто заслышав призванье врага.
Как будто меж ними затеялась ссора -
Ревут ураганом, громами гремят,
Понять невозможно их чудного хора,
Но, кажется, что-то они говорят…
На больших пространствах океана волны крупные ветровые, штормовые, достигающие высоты 12м. и более.
Учитель: Так что же такое «Волна»?
Ученики: Понятие - «Волна»
Учитель: Когда смотришь на море, кажется, что волны гонят воду прямо на тебя.
На самом деле вода в волне движется вверх-вниз.
Это видно, если смотришь на чаек, когда они покачиваются на волнах.
Задание:
Из каких частей состоит волна ? Чтобы ответить на этот и др вопросы выполните задание в рабочей карте урока. «Ветровые волны» используя текст учебника . параграф 21
. Проверьте правильность выполнения задания. Самооценка.
Учитель: Познакомимся с разновидностями волн.
Учитель : Возьмите раздаточный материал №1. Прочитайте отрывок.
«Кругом бушевал воздух: немое смятение охватило пролив; волны метались, подобно темному стаду, гонимому паникой во время пожара. Это был шторм. Ослепительная фиолетовая трещина расколола тьму. Панический, долгий грохот рычал, ворочался, ревел, падал. Он видел в беснующейся темноте залитый мгновенным светом пролив, превращенный в сплошную оргию пены и водяных пропастей»
«Пролив .стих, замер и просветлел, поглаживая серебристым языком желтый песок, как рассудительная степная кошка, совершая утренний туалет своих котят. (А.Грин . Пролив бурь.)
Задание: Использую шкалу волнения моря определите, во сколько баллов вы оценили бы волнение моря, описанное в каждом отрывке рассказа?
Ответы учеников.
Учитель: Проследим причинно-следственные связи образования ветровых волн.
Mожет человек повлиять на причину?
Ученики: Ответы учащихся.
Учитель: Может ли человек повлиять на следствие?
Ученики. Нет.
Учитель: Нет ветра и нет волн. Слайд (Штиль)
Учитель: У берега волнение усиливается. Когда волна достигает мелководья, ее основание начинает тормозится, а гребень опрокидывается. Так возникает морской прибой. Слайд
Учитель: Можно ли движение волны услышать, а не увидеть?
. Физкультминутка- игра.. На фоне шума моря дети должны сымитировать движения волн в море: сначала поднимают руки по очереди:
I вариант, потом II, потом III и т.д
Поднимаются дети I варианта и садятся, потом II, потом III и т.д.
Встают и делают танцевальное движение «ВОЛНА».
Задание: Возьмите раздаточный материал №2 Прочитайте отрывок
Вдруг стихает шум прибоя, и далеко в море уходит вода, обнажая дно. В этой внезапно наступившей тишине для островитянина - верный признак надвигающей беды. Теперь не мешкать, скорее в сопки, в горы, подальше от домашнего очага. Стена воды, увенчанная снежной пеной, летит на портовые сооружения, на город. Проходит немного времени, и в водовороте воды кружатся дома, причалы, скот…
Учитель: О какой волне идет речь в только что прочитанном отрывке?
Ученики : - цунами
Учитель: Понятие «цунами» , причины образования ответы учащихся
Задание:
Чтобы проверить свои знания о цунами выполните задание в рабочей карте урока. « Цунами» используя текст учебника . параграф 21
Сообщение:
Слайд . Катастрофическое землетрясение в Чили 21 мая 1960 года вызвало крупные изменения в рельефе морского дна. Это породило гигантские морские волны - цунами, которые распространились по всему Тихому океану и за его пределы. Эти чудовищные волны мчались по Тихому океану со скоростью реактивного самолёта. В эти дни Чили первым приняло на себя удар морской стихии. На его побережье сотни людей были снесены в океан, разрушены поселки, портовые сооружения.
Опустошительный вал пересёк Тихий океан, обрушился на Гавайские острова, побережье Новой Зеландии, Австралии, Филиппин, Японии на Курильские острова и Камчатку. Огромное расстояние - в 16 тыс. км от эпицентра землетрясения волны цунами двигались со скоростью 650-700 км в час.
Слайд . География волн цунами –карта «Землетрясения» Работа с атласами.
Слайд Последствия цунами - (до и после цунами)
Вывод: Причина образования цунами-землетрясения
Задание: Возьмите раздаточный материал №3
В некоторых районах океана два раза в течение суток вода устремляется к берегу, затопляет пляжи, прибрежные низины и два раза отступает от берега, и из воды «выныривают» камни, обнажаются основания утесов и пляжи, а океан кое-где отступает от берега на 10-20 см. Кажется, что море дышит полной грудью и за каждым глубоким вздохом следует выдох. Еще 2000 лет назад люди поняли их связь с фазами луны, но научное объяснение дал в 1687ггоду Исаак Ньютон на основе сформулированного им закона всемирного тяготения. Этот закон гласит, что все тела притягиваются к друг другу, сила притяжения Луны притягивае воду к тому месту океана, который ближе всего к спутнику.
Самые высокие приливы бывают тогда, когда Солнце, Луна и Земля находятся на одной линии. А когда же линии, соединяющие эти небесные тела, образуют прямой угол величина приливов минимальна.
Задание: Прочитайте в учебнике, где на Земле районы максимальных приливов.?
Итак, мы разобрали все виды движения воды в океане.
Проверим результаты работы. Заполните таблицу. Поставьте + или – и проследите взаимопроверку.
Характеристика |
Приливы |
Цунами |
Прибой |
1 образуется под влиянием фаз Луны 2 Повторяются два раза в сутки |
|||
3 Образуются в результате землетрясений |
|||
4 Обладает разрушительным действием |
|||
5 Образуется в сейсмических зонах |
|||
6 Образуется только у берегов. |
Ребята, кто из вас не допустил ошибок? Анализ таблицы.
Итог урока: В природе самое прекрасное-то, что еще не познано.Так что ищите эту красоту и смелее спрашивайте. Хорошо заданный вопрос-это уже половина ответа.
Урок сегодня был удачный
Не прошел для вас он зря
Вы все очень постарались Вам понравилось друзья?
Желаю вам отличного настроения и успехов на весь день
Домашнее задание: Подобрать интересный материал по теме урока, составить географический диктант –по выбору
Рефлексия: «Для меня урок…»
Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
Урок |
Я на уроке |
Итог |
1интересно |
1 работал |
1понял материал |
2 скучно |
2 отдыхал |
2узнал больше, чем знал |
3 безразлично |
3 помогал другим |
3не понял. |
Домашнее задание: Подобрать интересный материал по теме урока,
составить географический диктант –по выбору