Сценарий урока географии «Движение воды в океане»

0
0
Материал опубликован 27 January 2016

Тема: «Движение воды в океане»

Цели урока:

сформировать знания о видах движений воды в океане, причинами их возникновения, географией действия;

развивать умение выделять причинно-следственные связи;

воспитание географической культуры и эстетического восприятия географических объектов.

Организация класса. Мотивация

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Вот и прозвенел звонок

Начинается урок

Потихонечку садитесь и работать не ленитесь

А теперь проверь дружок, ты готов начать урок?.

Все на месте, все в порядке: книжка, ручка, дневник и тетрадка.

Все ли правильно сидят. все внимательно глядят и конечно все хотят получить оценку «5»

Чтобы тему урока узнать

Надо подумать и разгадать

Перед вами картина Айвазовского «Черное море»

на экран проецируется картина И. К. Айвазовского «Чёрное море», чтение стих.

А. С. Пушкина (слайд 1)

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой …

Как вы думаете, о чём сегодня на уроке пойдёт речь? Какая тема объединяет картину и стихотворение? (волны).

Вы, наверно, и не догадываетесь, сколь глубоки и обширны ваши «научные» познания о морских волнах. Ещё 100 лет назад один большой насмешник, Козьма Прутков, высказал не лишённую справедливости мысль:«Бросая в воду камешки, смотри на круги ими образуемые; иначе такое бросание будет пустою забавою».(слайд )

А вы бросали камешки в воду?

Устраивали бурю в стакане?

А штормы в тарелке и настоящие ураганы в ванне?

Прав ли Козьма Прутков? Какие вопросы у вас возникали?

Какой вывод можно сделать из собственных наблюдений?

ВЫВОД « Наблюдать, как ведёт себя при этом вода, задавать побольше вопросов, стараться на них самому отвечать, то это будет не пустая забава, а самое настоящее научное исследование.

Какие же исследования мы сможем сегодня с вами провести? ( Вопросы классу)

? Откуда берутся в море волны?

? Почему движутся волны?

? Какие они бывают?

? Для чего нам необходимо изучать волны?

Как образуются волны?

Картина Мальцева П.Т «Морской берег» (слайд) Мы с вами видим картину моря. Какие чувства они у вас вызывают? (Свежесть ветра, влажность воздуха). Художники, которые пишут морские пейзажи, называют – маринами. (маринистами) кто знает имена художников-маринистов? Портрет Айвазовского

Море никогда не бывает однообразно. Оно бывает спокойно и ласково, и тогда по его поверхности бегут плавные волны. Оно бывает грозным страшным, когда бушует шторм. Проведем эксперимент. . Как образуются волны в миниатюре . Под шум моря дети дуют на воду в прозрачном поддоне и создают миниатюрные волны.

Ответ наглядно продемонстрирован, причиной образования волн является ветер

Вывод: причиной образования ветровых волн является –ветер. Высота волны зависит от силы ветра, длительности его действия

Тема урока ? «Движение воды в океане»

Ученик: Зачитывается стихотворение Н.А. Некрасова «Непонятная песня» на фоне слайда ...Клокочет, бушует, волнуется море
Сердито и грозно, седые валы
Как вихри летают на буйном просторе
И силятся сдвинуть крутые скалы.
Смотрите, смотрите - как грудью, могучей
Они, разъяренные бьют в берега!
Но вот на средину отхлынули тучей,
Как будто заслышав призванье врага.
Как будто меж ними затеялась ссора -
Ревут ураганом, громами гремят,
Понять невозможно их чудного хора,
Но, кажется, что-то они говорят…

На больших пространствах океана волны крупные ветровые, штормовые, достигающие высоты 12м. и более.
Учитель: Так что же такое «Волна»?

Ученики: Понятие - «Волна»

Учитель: Когда смотришь на море, кажется, что волны гонят воду прямо на тебя.

На самом деле вода в волне движется вверх-вниз.

Это видно, если смотришь на чаек, когда они покачиваются на волнах.

Задание:

Из каких частей состоит волна ? Чтобы ответить на этот и др вопросы выполните задание в рабочей карте урока. «Ветровые волны» используя текст учебника . параграф 21

. Проверьте правильность выполнения задания. Самооценка.

Учитель: Познакомимся с разновидностями волн.

Учитель : Возьмите раздаточный материал №1. Прочитайте отрывок.

«Кругом бушевал воздух: немое смятение охватило пролив; волны метались, подобно темному стаду, гонимому паникой во время пожара. Это был шторм. Ослепительная фиолетовая трещина расколола тьму. Панический, долгий грохот рычал, ворочался, ревел, падал. Он видел в беснующейся темноте залитый мгновенным светом пролив, превращенный в сплошную оргию пены и водяных пропастей»

«Пролив .стих, замер и просветлел, поглаживая серебристым языком желтый песок, как рассудительная степная кошка, совершая утренний туалет своих котят. (А.Грин . Пролив бурь.)

Задание: Использую шкалу волнения моря определите, во сколько баллов вы оценили бы волнение моря, описанное в каждом отрывке рассказа?

Ответы учеников.

Учитель: Проследим причинно-следственные связи образования ветровых волн.

Mожет человек повлиять на причину?

Ученики: Ответы учащихся.

Учитель: Может ли человек повлиять на следствие?

Ученики. Нет.

Учитель: Нет ветра и нет волн. Слайд (Штиль)

Учитель: У берега волнение усиливается. Когда волна достигает мелководья, ее основание начинает тормозится, а гребень опрокидывается. Так возникает морской прибой. Слайд

Учитель: Можно ли движение волны услышать, а не увидеть?

. Физкультминутка- игра.. На фоне шума моря дети должны сымитировать движения волн в море: сначала поднимают руки по очереди:

I вариант, потом II, потом III и т.д

Поднимаются дети I варианта и садятся, потом II, потом III и т.д.

Встают и делают танцевальное движение «ВОЛНА».

Задание: Возьмите раздаточный материал №2 Прочитайте отрывок

Вдруг стихает шум прибоя, и далеко в море уходит вода, обнажая дно. В этой внезапно наступившей тишине для островитянина - верный признак надвигающей беды. Теперь не мешкать, скорее в сопки, в горы, подальше от домашнего очага. Стена воды, увенчанная снежной пеной, летит на портовые сооружения, на город. Проходит немного времени, и в водовороте воды кружатся дома, причалы, скот…

Учитель: О какой волне идет речь в только что прочитанном отрывке?

Ученики : - цунами

Учитель: Понятие «цунами» , причины образования ответы учащихся

Задание:

Чтобы проверить свои знания о цунами выполните задание в рабочей карте урока. « Цунами» используя текст учебника . параграф 21

Сообщение:
Слайд . Катастрофическое землетрясение в Чили 21 мая 1960 года вызвало крупные изменения в рельефе морского дна. Это породило гигантские морские волны - цунами, которые распространились по всему Тихому океану и за его пределы. Эти чудовищные волны мчались по Тихому океану со скоростью реактивного самолёта. В эти дни Чили первым приняло на себя удар морской стихии. На его побережье сотни людей были снесены в океан, разрушены поселки, портовые сооружения.
Опустошительный вал пересёк Тихий океан, обрушился на Гавайские острова, побережье Новой Зеландии, Австралии, Филиппин, Японии на Курильские острова и Камчатку. Огромное расстояние - в 16 тыс. км от эпицентра землетрясения волны цунами двигались со скоростью 650-700 км в час.

Слайд . География волн цунами –карта «Землетрясения» Работа с атласами.

Слайд Последствия цунами - (до и после цунами)

Вывод: Причина образования цунами-землетрясения

Задание: Возьмите раздаточный материал №3

В некоторых районах океана два раза в течение суток вода устремляется к берегу, затопляет пляжи, прибрежные низины и два раза отступает от берега, и из воды «выныривают» камни, обнажаются основания утесов и пляжи, а океан кое-где отступает от берега на 10-20 см. Кажется, что море дышит полной грудью и за каждым глубоким вздохом следует выдох. Еще 2000 лет назад люди поняли их связь с фазами луны, но научное объяснение дал в 1687ггоду Исаак Ньютон на основе сформулированного им закона всемирного тяготения. Этот закон гласит, что все тела притягиваются к друг другу, сила притяжения Луны притягивае воду к тому месту океана, который ближе всего к спутнику.

Самые высокие приливы бывают тогда, когда Солнце, Луна и Земля находятся на одной линии. А когда же линии, соединяющие эти небесные тела, образуют прямой угол величина приливов минимальна.

Задание: Прочитайте в учебнике, где на Земле районы максимальных приливов.?

Итак, мы разобрали все виды движения воды в океане.

Проверим результаты работы. Заполните таблицу. Поставьте + или – и проследите взаимопроверку.

Характеристика

Приливы

Цунами

Прибой

1 образуется под влиянием фаз Луны

2  Повторяются два раза в сутки

     
       

3 Образуются в результате землетрясений

     

4 Обладает разрушительным действием

     

5 Образуется в сейсмических зонах

     

6 Образуется только у берегов.

     

Ребята, кто из вас не допустил ошибок? Анализ таблицы.

 

Итог урока: В природе самое прекрасное-то, что еще не познано.Так что ищите эту красоту и смелее спрашивайте. Хорошо заданный вопрос-это уже половина ответа.

Урок сегодня был удачный

Не прошел для вас он зря

Вы все очень постарались Вам понравилось друзья?

Желаю вам отличного настроения и успехов на весь день

Домашнее задание: Подобрать интересный материал по теме урока, составить географический диктант –по выбору

Рефлексия: «Для меня урок…»

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

Урок

Я на уроке

Итог

1интересно

1 работал

1понял материал

2 скучно

2 отдыхал

2узнал больше, чем знал

3 безразлично

3 помогал другим

3не понял.

Домашнее задание: Подобрать интересный материал по теме урока,

составить географический диктант –по выбору

Комментарии
Комментариев пока нет.