Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему «Личные окончания глаголов»

8
0
Материал опубликован 24 September 2017 в группе

Разработка урока по русскому языку

Класс, дата, предмет: 5 класс, 22. 09, русский язык

Тема урока: «Личные окончания глаголов»

Тип урока: Комбинированный

 Вид урока:

Цели урока:

Образовательные:

а) продолжать формировать орфографические умения и пунктуационные навыки учащихся;

б) совершенствовать умение по личной форме глагола находить инфинитив, сохраняя при этом его вид;

в) сформировать умение определять спряжение глаголов с приставками, умение «видеть» в таких глаголах слово-исключение;

г) научить ребят отбрасывать приставку вы- и определять правильное написание безударного окончания глагола, используя алгоритм-схему;

Развивающие:

а) продолжать развивать логическое мышление, культуру речи учащихся, слуховую и зрительную память;

б) диалектически анализировать;

в) выделять главное и существенное;

г) продолжать формировать исследовательские умения (постановка вопроса, самостоятельный поиск правильного ответа, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка);

д) устанавливать причинно-следственные связи;

е) развивать устную и письменную речь учащихся, литературно-творческие способности;

ж) развивать умение работать самостоятельно;

Воспитательные:

а) воспитывать ценностное отношение к здоровью, здоровому образу жизни, интерес к физической культуре, занятиям спортом;

б) воспитывать уважение к живому русскому слову как наследию, которое досталось от наших предков.

Оборудование: доска, Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 частях. / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский/ - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012, карточка (приложение № 1)

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Учитель приветствует учащихся. Проверяет присутствующих и отсутствующих.

Учитель задает вопрос учащимся:

- Какую часть речи мы сейчас изучаем?

Слово учителя

«Давайте, как на спортивной тренировке, вначале проведём «глагольную разминку». Мы вспомним определения из раздела «Глагол» (вы их повторяли дома) и правописание слов-терминов. Я называю определение, а вы записываете термин»

Учитель задает вопросы

Вопросы учителя к учащимся:

1.Начальная форма глагола

2.Вид глагола, к которому задают вопрос - Что делать?

3.Время глагола, обозначающее действие, которое произойдет?

4. Изменение глагола по лицам и числам

Слово учителя:

«Как вы уже догадались тема нашего сегодняшнего урока – Личные окончания глаголов. И сегодня нам с вами предстоит научится правильно определять верное окончание глагола, в соответствии с его спряжением »

Приветствуют учителя. Говорят кто присутствует и отсутствует

Учащиеся слушают и отвечают:

- Глагол

Учащиеся слушают

Учащиеся отвечают на вопросы

Предполагаемые ответы:

1.Неопределенная

2. Несовершенный вид

3. Будущее

4. Спряжение

Учащиеся слушают и записывают в тетрадь число, классная работа и тему урока «Личные окончания глаголов»

2. Актуализация опорных знаний, умений и навыков (фронтальный опрос)

Учитель проверяет домашнее задание по учебнику.

Учитель берет на проверку 2 тетради учащихся, а остальные учащиеся по цепочке по 1 предложению вместе с учителем разбирают упражнение 85.

После проверки домашнего задания учитель организовывает беседу с учащимися для актуализации знаний по теме урока

Вопросы учителя к учащимся:

1. Как узнать, к какому спряжению относится глагол?

2.Какие окончания у глаголов II спряжения?

3. Какие окончания у глаголов I спряжения?

Слово учителя:

«Давайте вспомним их»

Учащиеся вместе с учителем проверяют домашнее задание.

Двое учащихся отдают тетрадки учителю, а остальные по цепочке по 1 предложению вместе с учителем разбирают упражнение 85.

Учащиеся беседуют с учителем и актуализовывают свои знания по теме урока

Предполагаемые ответы учащихся:

1. Надо поставить глагол в начальную форму и по окончанию определить спряжение

2. На - ить, кроме Брить, Стелить

3. Все остальные, кроме 11 глаголов.

Учащиеся слушают, вспоминают глаголы и озвучивают их:

- Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть,

И обидеть, и вертеть, и зависеть, и терпеть-

Вы запомните, друзья, их на –Е спрягать нельзя!

3. Объяснение нового материала (правила), его восприятие и осмысление учащимися

Слово учителя:

«Откройте ваши учебники на странице 43, найдите 88 упражнение и прочитайте задание к нему»

Учитель предлагает учащимся поработать с таблицей:

Учитель вместе с учащимися спрягает глаголы вести, петь, говорить, молчать по образцам таблицы.

Вопрос учителя к учащимся:

- На основе записанного в тетрадь назовите личные окончания глаголов первого спряжения?

- Назовите личные окончания глаголов второго спряжения.

Учащиеся открывают учебники на 43 странице, находят 88 упражнение и читают задание к нему

Учащиеся слушают учителя

Учащиеся вместе с учителем спрягают глаголы вести, петь, говорить, молчать по образцам таблицы и записывают в тетрадь

Предполагаемые ответы учащихся:

- (-ешь, -ет, -ем, -ете , -ут (-ют);

- (-ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).

4. Первичное закрепление знаний (коллективные формы работы)

Слово учителя: «Сейчас я раздам вам карточки и вы сначала выполните задания в них самостоятельно, а затем проверите друг у друга».

Учитель раздает карточки (приложение № 1), и дети выполняют задание самостоятельно. Затем поворачиваются к соседу по парте и проверяют друг у друга.

После этого учитель вместе с учащимися проверяет правильность выполнения задания.

Учащиеся слушают

Учащиеся получают карточки и выполняют задание в них, затем поворачиваются к соседу по парте и проверяют друг у друга.

Учащиеся вместе с учителем по цепочке читают вслух, проговаривая каждую букву.

 

5. Формирование умений и навыков на готовом материале в неизменных условиях (тренировочные упражнения по образцу, заданию)

Учитель вместе с учащимися выполняют упражнения 89 и 90 по учебнику

Вызывается 1 ученик, который работает на доске по упражнению 89, а остальные учащиеся работают в тетради.

Упражнение 90 выполняется по цепочке

Учитель следит за правильностью выполнения работы

Учащиеся вместе с учителем выполняют упражнения 89 и 90 в своих тетрадях.

Один ученик выполняет упражнение 89 на доске, остальные в тетради, и комментирует написание орфограммы и объясняет её.

Упражнение 90 учащиеся выполняют в тетради, но по цепочке – 1 предложение выполняют на доске

6. Формирование умений на основе применения знаний в нестандартных условиях (творческие самостоятельные упражнения)

Учитель обращает внимание учащихся на доску, где для учащихся приготовлен тест:

Задания теста:

А1. Какое утверждение ошибочно?

1. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопрос «что делает?».

2. Глаголы могут стоять в настоящем, прошедшем и будущем времени.

3.В предложении глагол чаще всего играет роль сказуемого.

4.Глаголы в прошедшем времени изменяются по родам и числам.

А2.Какой глагол относится ко первому спряжению?

1) жить

2) копать

3) плести

4) пилить

А3. В каком ряду в обоих словах пишется Ь?

1.Они держат…ся, стираеш…

2.Обращат…ся, умоеш…ся

3.Имеет…ся, находиш…ся

4.Печеш…, смеркает…ся

Учащиеся смотрят на доску и выполняют тест в своих тетрадях

Предполагаемые ответы:

А1. 1

А2. 3

А3. 2

7 Подведение итогов, домашнее задание

Учитель проводит итоговую беседу с учащимися

Вопросы к учащимся:

- Какие личные окончания у глаголов первого спряжения?

- Какие личные окончания у глаголов второго спряжения?

- Как определяем спряжение глагола?

После подведения итогов учитель проводит рефлексивную беседу с учащимися

Вопросы к учащимся:

-Какую цель ставили?

-Удалось достичь поставленной цели?

-Какие получили результаты, какую оценку вы теперь себе поставите?

-Что вызвало особые затруднения?

После учитель говорит учащимся спасибо за урок и выставляет оценки, если кто-то из учащихся хорошо работал на уроке

Слово учителя:

«А теперь давайте с вами запишем домашнее задание – достаем дневники»

Домашнее задание: п. 19, упр. 92

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

Предполагаемые ответы:

- у(ю), - ешь, - ет, - ем,

- ете, - ут (ют)

- у (ю), - ишь, - ит, - им,

- ите, - ат (ят)

- Ставим глагол в неопределенную форму

После подведения итогов учащиеся осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Отвечают на вопросы учителя

Предполагаемые ответы:

- изучить личные окончания глаголов, соотнести их со спряжениями и узнать слова - исключения

- Да

- Я поставлю себе пятерку, ведь я понял материал и знаю теперь какие окончания к какому спряжению относятся

- слова-исключения

Учащиеся благодарят учителя за урок

Учащиеся открывают дневники и записывают домашнее задание

 

Приложение № 1. Карточка

Если встан…шь на заре – крыши в сером серебре. Если выйд…шь поутру - галки стынут на ветру. Разгуля…тся денек, в полдень сяд…шь на пенек. Смотр…шь – на припеке прыгают сороки. А в обед совсем теплынь – пахн…т горькая полынь. С поля тян…т мятой и травой примятой. Притрон…шься, поглядишь – как нежны доверчивые первенцы весны! Как раздвин…шь кусты да как глян…шь, даже оторопь сразу возьмет: все красиво
 

(Е,Благина)

Список литературы:

Воителева, Т. М. Теория и методика обучения русскому языку / Т. М. Воителева. — М., 2006.

Литневская, Е. И. Методика преподавания русского языка в средней школе / Е. И. Литневская, В. А. Багрянцева ; под ред. Е. И. Литневской. — М., 2006.

Методика преподавания русского языка / М. Т. Баранов, Т. А. Ла- дыженская, М. Р. Львов [ и др.] ; под ред. М. Т. Баранова. — М., 2000.

Теория и практика обучения русскому языку / Е. В. Архипова, Т. М. Воителева, А. Д. Дейкина [ и др.] ; под ред. Р. Б. Сабаткоева. — М., 2008.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации