Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему «Личные окончания глаголов»
Разработка урока по русскому языку
Класс, дата, предмет: 5 класс, 22. 09, русский язык
Тема урока: «Личные окончания глаголов»
Тип урока: Комбинированный
Вид урока:
Цели урока:
Образовательные:
а) продолжать формировать орфографические умения и пунктуационные навыки учащихся;
б) совершенствовать умение по личной форме глагола находить инфинитив, сохраняя при этом его вид;
в) сформировать умение определять спряжение глаголов с приставками, умение «видеть» в таких глаголах слово-исключение;
г) научить ребят отбрасывать приставку вы- и определять правильное написание безударного окончания глагола, используя алгоритм-схему;
Развивающие:
а) продолжать развивать логическое мышление, культуру речи учащихся, слуховую и зрительную память;
б) диалектически анализировать;
в) выделять главное и существенное;
г) продолжать формировать исследовательские умения (постановка вопроса, самостоятельный поиск правильного ответа, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка);
д) устанавливать причинно-следственные связи;
е) развивать устную и письменную речь учащихся, литературно-творческие способности;
ж) развивать умение работать самостоятельно;
Воспитательные:
а) воспитывать ценностное отношение к здоровью, здоровому образу жизни, интерес к физической культуре, занятиям спортом;
б) воспитывать уважение к живому русскому слову как наследию, которое досталось от наших предков.
Оборудование: доска, Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 частях. / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский/ - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012, карточка (приложение № 1)
Ход урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся |
Учитель приветствует учащихся. Проверяет присутствующих и отсутствующих. Учитель задает вопрос учащимся: - Какую часть речи мы сейчас изучаем? Слово учителя «Давайте, как на спортивной тренировке, вначале проведём «глагольную разминку». Мы вспомним определения из раздела «Глагол» (вы их повторяли дома) и правописание слов-терминов. Я называю определение, а вы записываете термин» Учитель задает вопросы Вопросы учителя к учащимся: 1.Начальная форма глагола 2.Вид глагола, к которому задают вопрос - Что делать? 3.Время глагола, обозначающее действие, которое произойдет? 4. Изменение глагола по лицам и числам Слово учителя: «Как вы уже догадались тема нашего сегодняшнего урока – Личные окончания глаголов. И сегодня нам с вами предстоит научится правильно определять верное окончание глагола, в соответствии с его спряжением » |
Приветствуют учителя. Говорят кто присутствует и отсутствует Учащиеся слушают и отвечают: - Глагол Учащиеся слушают Учащиеся отвечают на вопросы Предполагаемые ответы: 1.Неопределенная 2. Несовершенный вид 3. Будущее 4. Спряжение Учащиеся слушают и записывают в тетрадь число, классная работа и тему урока «Личные окончания глаголов» |
2. Актуализация опорных знаний, умений и навыков (фронтальный опрос) |
Учитель проверяет домашнее задание по учебнику. Учитель берет на проверку 2 тетради учащихся, а остальные учащиеся по цепочке по 1 предложению вместе с учителем разбирают упражнение 85. После проверки домашнего задания учитель организовывает беседу с учащимися для актуализации знаний по теме урока Вопросы учителя к учащимся: 1. Как узнать, к какому спряжению относится глагол? 2.Какие окончания у глаголов II спряжения? 3. Какие окончания у глаголов I спряжения? Слово учителя: «Давайте вспомним их» |
Учащиеся вместе с учителем проверяют домашнее задание. Двое учащихся отдают тетрадки учителю, а остальные по цепочке по 1 предложению вместе с учителем разбирают упражнение 85. Учащиеся беседуют с учителем и актуализовывают свои знания по теме урока Предполагаемые ответы учащихся: 1. Надо поставить глагол в начальную форму и по окончанию определить спряжение 2. На - ить, кроме Брить, Стелить 3. Все остальные, кроме 11 глаголов. Учащиеся слушают, вспоминают глаголы и озвучивают их: - Гнать, держать, смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть, И обидеть, и вертеть, и зависеть, и терпеть- Вы запомните, друзья, их на –Е спрягать нельзя! |
3. Объяснение нового материала (правила), его восприятие и осмысление учащимися |
Слово учителя: «Откройте ваши учебники на странице 43, найдите 88 упражнение и прочитайте задание к нему» Учитель предлагает учащимся поработать с таблицей: Учитель вместе с учащимися спрягает глаголы вести, петь, говорить, молчать по образцам таблицы. Вопрос учителя к учащимся: - На основе записанного в тетрадь назовите личные окончания глаголов первого спряжения? - Назовите личные окончания глаголов второго спряжения. |
Учащиеся открывают учебники на 43 странице, находят 88 упражнение и читают задание к нему Учащиеся слушают учителя Учащиеся вместе с учителем спрягают глаголы вести, петь, говорить, молчать по образцам таблицы и записывают в тетрадь Предполагаемые ответы учащихся: - (-ешь, -ет, -ем, -ете , -ут (-ют); - (-ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). |
4. Первичное закрепление знаний (коллективные формы работы) |
Слово учителя: «Сейчас я раздам вам карточки и вы сначала выполните задания в них самостоятельно, а затем проверите друг у друга». Учитель раздает карточки (приложение № 1), и дети выполняют задание самостоятельно. Затем поворачиваются к соседу по парте и проверяют друг у друга. После этого учитель вместе с учащимися проверяет правильность выполнения задания. |
Учащиеся слушают Учащиеся получают карточки и выполняют задание в них, затем поворачиваются к соседу по парте и проверяют друг у друга. Учащиеся вместе с учителем по цепочке читают вслух, проговаривая каждую букву.
|
5. Формирование умений и навыков на готовом материале в неизменных условиях (тренировочные упражнения по образцу, заданию) |
Учитель вместе с учащимися выполняют упражнения 89 и 90 по учебнику Вызывается 1 ученик, который работает на доске по упражнению 89, а остальные учащиеся работают в тетради. Упражнение 90 выполняется по цепочке Учитель следит за правильностью выполнения работы |
Учащиеся вместе с учителем выполняют упражнения 89 и 90 в своих тетрадях. Один ученик выполняет упражнение 89 на доске, остальные в тетради, и комментирует написание орфограммы и объясняет её. Упражнение 90 учащиеся выполняют в тетради, но по цепочке – 1 предложение выполняют на доске |
6. Формирование умений на основе применения знаний в нестандартных условиях (творческие самостоятельные упражнения) |
Учитель обращает внимание учащихся на доску, где для учащихся приготовлен тест: Задания теста: А1. Какое утверждение ошибочно? 1. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопрос «что делает?». 2. Глаголы могут стоять в настоящем, прошедшем и будущем времени. 3.В предложении глагол чаще всего играет роль сказуемого. 4.Глаголы в прошедшем времени изменяются по родам и числам. А2.Какой глагол относится ко первому спряжению? 1) жить 2) копать 3) плести 4) пилить А3. В каком ряду в обоих словах пишется Ь? 1.Они держат…ся, стираеш… 2.Обращат…ся, умоеш…ся 3.Имеет…ся, находиш…ся 4.Печеш…, смеркает…ся |
Учащиеся смотрят на доску и выполняют тест в своих тетрадях Предполагаемые ответы: А1. 1 А2. 3 А3. 2 |
7 Подведение итогов, домашнее задание |
Учитель проводит итоговую беседу с учащимися Вопросы к учащимся: - Какие личные окончания у глаголов первого спряжения? - Какие личные окончания у глаголов второго спряжения? - Как определяем спряжение глагола? После подведения итогов учитель проводит рефлексивную беседу с учащимися Вопросы к учащимся: -Какую цель ставили? -Удалось достичь поставленной цели? -Какие получили результаты, какую оценку вы теперь себе поставите? -Что вызвало особые затруднения? После учитель говорит учащимся спасибо за урок и выставляет оценки, если кто-то из учащихся хорошо работал на уроке Слово учителя: «А теперь давайте с вами запишем домашнее задание – достаем дневники» Домашнее задание: п. 19, упр. 92 |
Учащиеся отвечают на вопросы учителя Предполагаемые ответы: - у(ю), - ешь, - ет, - ем, - ете, - ут (ют) - у (ю), - ишь, - ит, - им, - ите, - ат (ят) - Ставим глагол в неопределенную форму После подведения итогов учащиеся осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Отвечают на вопросы учителя Предполагаемые ответы: - изучить личные окончания глаголов, соотнести их со спряжениями и узнать слова - исключения - Да - Я поставлю себе пятерку, ведь я понял материал и знаю теперь какие окончания к какому спряжению относятся - слова-исключения Учащиеся благодарят учителя за урок Учащиеся открывают дневники и записывают домашнее задание |
Приложение № 1. Карточка
Если встан…шь на заре – крыши в сером серебре. Если выйд…шь поутру - галки стынут на ветру. Разгуля…тся денек, в полдень сяд…шь на пенек. Смотр…шь – на припеке прыгают сороки. А в обед совсем теплынь – пахн…т горькая полынь. С поля тян…т мятой и травой примятой. Притрон…шься, поглядишь – как нежны доверчивые первенцы весны! Как раздвин…шь кусты да как глян…шь, даже оторопь сразу возьмет: все красиво
(Е,Благина)
Список литературы:
Воителева, Т. М. Теория и методика обучения русскому языку / Т. М. Воителева. — М., 2006.
Литневская, Е. И. Методика преподавания русского языка в средней школе / Е. И. Литневская, В. А. Багрянцева ; под ред. Е. И. Литневской. — М., 2006.
Методика преподавания русского языка / М. Т. Баранов, Т. А. Ла- дыженская, М. Р. Львов [ и др.] ; под ред. М. Т. Баранова. — М., 2000.
Теория и практика обучения русскому языку / Е. В. Архипова, Т. М. Воителева, А. Д. Дейкина [ и др.] ; под ред. Р. Б. Сабаткоева. — М., 2008.