Урок «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов» (Русский язык, 4 класс)

9
4
Материал опубликован 5 June 2017 в группе

Тема урока: Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов.

Тип урока: Урок открытия нового знания на основе системно-деятельностного подхода

Цель урока: формирование знаний о спряжении глаголов, о личных окончаниях глаголов.

Задачи:

образовательные: познакомить с понятием «спряжение»; с личными окончаниями глаголов I и II спряжения; углубить знания о правописании глаголов; совершенствовать умения вычитывать информацию из различного вида источников (таблица, текст) и осмысливать её;

развивающие: развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать закономерности;

воспитательные: воспитывать чувства товарищества, уважения к собеседникам.

Дидактические средства:

Для учителя:

учебник «Русский язык. 4 класс, часть 2» Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. – Москва: Баласс, 2013

Рик Т.Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! – М.: ВАКО, 2012 – 176 с. – (Занимательный учебник)

Презентация к уроку;

Карточки для учащихся и оформления доски;

Для обучающихся: тетрадь;

учебник «Русский язык. 4 класс, часть 2» Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. – Москва: Баласс, 2013

карточки для самостоятельной работы;

лист самооценки.

Оборудование:

компьютер, проектор

 


 

Этап урока

Ход урока

Формирование УУД, ТОУУ (оценивания учебных успехов)

1.

2.

3.

4.

5.

Постановка учебных задач

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Совместное исследование проблемы (вопроса).

Слайд

Доска

Конструирование нового способа действия и решение частных задач.

Слайд

Применение общего способа действия для решения учебных задач.

Слайд

Рефлексия

1. Приветствие, проверка готовности к уроку.

- Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуйте их улыбкой. А теперь улыбнитесь друг другу. Проверьте свою готовность к уроку и правила работы на уроке. (Цепочкой произносят правила работы на уроке)

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Говорите четко, внятно
Чтобы все было понятно.
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
А помочь захочешь другу,
Подними спокойно руку.

- Присаживайтесь.

2. Актуализация знаний

Я хочу начать наш урок с загадки.

Что без меня предметы?

Лишь названья.

Но я приду – всё в действие придёт:

Летит ракета,

Люди строят здания,

И рожь в полях растёт.

- О какой части речи идёт речь? (О глаголе)

- Почему вы так решили? (говорится о действии, а глагол обозначает действия предметов).

- Что мы будем делать на уроке? (Продолжим изучать глагол)

Самооценка

- Положите перед собой листок самооценки «Лесенка» и нарисуйте смайлик на той ступеньке, как вы сейчас оцениваете свои знания.

- А теперь возьмите листок с тестом. Давайте проверим, что вы знаете о глаголе.

Тест:

Глагол – это:

а) служебная часть речи;

б) самостоятельная часть речи;

в) часть слова;

г) член предложения.

Глагол обозначает:

а) предмет;

б) признак предмета;

в) действие предмета;

г) указывает на предмет и признак предмета.

Укажи глагол:

а) зелень;

б) зелёный;

в) зеленеть;

г) зелено.

Укажи глагол настоящего времени:

а) рисует;

б) нарисует;

в) рисовал.

Укажи глагол прошедшего времени:

а) смеялась;

б) засмеётся;

в) смеётся.

В каком предложении сказуемое выражено глаголом будущего времени:

а) В лесу проснулся бурый медведь.

б) Весной скворцы и грачи прилетят первыми в наши края.

в) Весеннее солнышко пригревает деревья.

Теперь обменяйтесь друг с другом листочкам и проверьте работу товарища по слайдам. Оцените работу.

0 ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2 ошибки – «3»

3 и более – «Повтори правило»

А теперь вам ещё одна загадка.

Птичка молвила такое словцо,

В нём загадка и разгадка –

Это слово – лицо.

- Что такое лицо? (Ответы учащихся)

- Где мы можем уточнить значение слова? (В толковом словаре)

Работа с толковыми словарями по группам.

Значение слова «лицо»:

- Что вы скажите об этом слове? (Оно многозначное).

Передняя часть головы человека;

Индивидуальный облик, отличительные черты кого-либо;

Человек, особа, личность;

Член общества;

Наружная, верхняя сторона предмета (антоним – изнанка);

Грамматическая форма

- У какой части речи мы можем определить лицо? (У местоимения)

- Вспомним, что вы знаете о лицах местоимений.

1 л. – я, мы – когда человек говорит о себе;

2 л. – ты, вы – когда обращаемся к кому-либо;

3 л. – он, она, оно, они – говорим о людях или предметах, которых нет рядом.

Составьте в тетрадях схему.

1 л. 2 л. 3 л.

Я, мы ты, вы он, она, оно, они

Ед. ч. Мн. ед.- мн. ед. ч. - мн.

- Как вы думаете, а зачем мы вспомнили о лицах и местоимениях, если тема нашего раздела «Глагол»? (Предположения детей – Глаголы изменяются по лицам(предыдущий урок))

Приём «Инсерт»

А сейчас прочтите текст о глаголе и сделайте пометки в 1 столбике.

 

V - я это знаю; + - это новая информация для меня; - это противоречит тому, что я знал; ? - это мне непонятно

 

Глаголы – это слова, которые обозначают действия. Они отвечают на вопросы, в которых есть слово «делать». Например, Что делать? Что сделать? Что делаю? Что сделаю? Что делали?

У глаголов есть 3 времени: настоящее, прошедшее и будущее.

Если глагол отвечает на вопросы что делать? или что сделать?, то говорят, что он стоит в неопределённой форме. А значит, у него нельзя определить ни времени, ни числа.

Глаголы в настоящем времени спрягаются.

Глаголы имеют три лица.

- Какая информация для вас была новой? Что непонятно? (Что такое спряжение).

- Что мы должны узнать на уроке? (Что такое спряжение. Когда глаголы изменяются по лицам.) / фиксируем вопросы на доске/.

- Что мы сейчас сделали? (Составили план урока)

- Какое умение формировали? (Планировать свою деятельность)

Работа с учебником – упражнение 247 (с. 75).

Цель: Наблюдение за словоизменением глаголов, с понятием «спряжение», «личные окончания».

- Назовите 1-ый глагол. (Идти)

- Как мы будем изменять глагол? (по лицам и числам)

- Что нам помогает определить лицо у глагола? (Местоимения)

- Рассмотрим глагол в ед. числе.

- Какие окончания у глагола в 1 лице ед. ч., мн.ч.?

- В каком времени мы изменяли глагол? (В наст.вр.)

Работа с таблицей.

Запишите окончания в таблицу.

 

Лицо

Настоящее время

   

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

1 лицо

       

2 лицо

       

3 лицо

       
 

 

Работа с глаголами 2 и 3 лица.

Аналогичный разбор слова «стоять».

- Что вам помогает изменить глаголы по лицам? (Местоимения 1, 2, 3 лица)

Физминутка

Я сейчас буду называть глаголы, а вы должны определить какое у них лицо. Если я назову глагол 1 лица – вы встаёте на носочки, если 2 л. – приседаете, а 3 л. – прыжок.

Иду(Н), бежит(Прыг), стоишь (С), грохочет (П), говорите (С), пишу (Н), зеленеют (П), отвечает (П), идёте (С).

- Какие окончания у глаголов 1 лица? 2 лица? 3 лица? (анализ составленной таблицы)

- От чего зависят окончания глаголов? (От лица и числа)

- Как бы вы назвали такие окончания? (Личные)

- А как называется изменение глаголов по лицам и числам? Где можем найти информацию? (учебник – стр. 76, правило)

- Что же такое спряжение? (Это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени.)

Работа в парах.

Положите перед собой таблицы и проспрягайте друг с другом глаголы «плести» и «кричать».

- Сравните окончания глаголов с окончаниями в вашей таблице. (Они такие же)

- Обратите внимание на окончания глаголов во 2 лице ед. ч.( - ёшь, -ешь, - ишь)

- Что вы заметили? (После твёрдого шипящего [ш] пишется Ь.

- Какие гласные есть в окончаниях глаголов? (у, ю, е, ё, и, а, я)

- А какие согласные? (т, ш – они одинаковые)

- Какой можно сделать вывод о характере окончаний? (В личных окончаниях глаголов в одном и том же лице и числе буквы согласных одинаковые, а гласные изменяются).

- На сколько групп вы бы разделили глаголы по окончаниям? (на 2: 1) – с буквой е, у, ю в окончании; 2) – с буквами – и, а, я )

Работа с учебником (с. 77)

- На какие 2 группы делят глаголы? (1 и 2 спряжения)

Рассмотрите свою таблицу с личными окончаниями глаголов и впишите, к какому спряжению они относятся.

Проверьте.

- Что нового вы узнали на уроке? (Про спряжение и окончания глаголов)

- Что такое спряжение?

- Сколько спряжений у глаголов? (2)

- Какую букву гласного в личном окончании имеют глаголы 1 спряжения? (-е) Какую 2 спряжения? (-и)

- А кто был внимательным, какие окончания мы сегодня изучали ударные или безударные? (ударные)

- Кто догадается, над чем мы будем работать на следующем уроке? (Над безударными личными окончаниями глаголов).

Оцените себя и свою работу на «лесенке».

Те, кто за тест получили «4» и «5», можете поставить отметки в дневник.

д/з – р.т. – с. 49 № 1 – 3, учебник – с. 76, 77 правило

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо.

5 June 2017

Спасибо за материал!

5 June 2017

Рада, что материал пригодился.

15 August 2017

Ольга Юрьевна, спасибо за отличный урок.

12 November 2017

Похожие публикации