Урок «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов» (Русский язык, 4 класс)
Тема урока: Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов.
Тип урока: Урок открытия нового знания на основе системно-деятельностного подхода
Цель урока: формирование знаний о спряжении глаголов, о личных окончаниях глаголов.
Задачи:
образовательные: познакомить с понятием «спряжение»; с личными окончаниями глаголов I и II спряжения; углубить знания о правописании глаголов; совершенствовать умения вычитывать информацию из различного вида источников (таблица, текст) и осмысливать её;
развивающие: развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать закономерности;
воспитательные: воспитывать чувства товарищества, уважения к собеседникам.
Дидактические средства:
Для учителя:
учебник «Русский язык. 4 класс, часть 2» Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. – Москва: Баласс, 2013
Рик Т.Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! – М.: ВАКО, 2012 – 176 с. – (Занимательный учебник)
Презентация к уроку;
Карточки для учащихся и оформления доски;
Для обучающихся: тетрадь;
учебник «Русский язык. 4 класс, часть 2» Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. – Москва: Баласс, 2013
карточки для самостоятельной работы;
лист самооценки.
Оборудование:
компьютер, проектор
№ |
Этап урока |
Ход урока |
Формирование УУД, ТОУУ (оценивания учебных успехов) |
||||||||||||||||||||||||||||||||
1. 2. 3. 4. 5. |
Постановка учебных задач Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Совместное исследование проблемы (вопроса). Слайд Доска Конструирование нового способа действия и решение частных задач. Слайд Применение общего способа действия для решения учебных задач. Слайд Рефлексия |
1. Приветствие, проверка готовности к уроку. - Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуйте их улыбкой. А теперь улыбнитесь друг другу. Проверьте свою готовность к уроку и правила работы на уроке. (Цепочкой произносят правила работы на уроке) На уроке будь старательным, - Присаживайтесь. 2. Актуализация знаний Я хочу начать наш урок с загадки. Что без меня предметы? Лишь названья. Но я приду – всё в действие придёт: Летит ракета, Люди строят здания, И рожь в полях растёт. - О какой части речи идёт речь? (О глаголе) - Почему вы так решили? (говорится о действии, а глагол обозначает действия предметов). - Что мы будем делать на уроке? (Продолжим изучать глагол) Самооценка - Положите перед собой листок самооценки «Лесенка» и нарисуйте смайлик на той ступеньке, как вы сейчас оцениваете свои знания. - А теперь возьмите листок с тестом. Давайте проверим, что вы знаете о глаголе. Тест: Глагол – это: а) служебная часть речи; б) самостоятельная часть речи; в) часть слова; г) член предложения. Глагол обозначает: а) предмет; б) признак предмета; в) действие предмета; г) указывает на предмет и признак предмета. Укажи глагол: а) зелень; б) зелёный; в) зеленеть; г) зелено. Укажи глагол настоящего времени: а) рисует; б) нарисует; в) рисовал. Укажи глагол прошедшего времени: а) смеялась; б) засмеётся; в) смеётся. В каком предложении сказуемое выражено глаголом будущего времени: а) В лесу проснулся бурый медведь. б) Весной скворцы и грачи прилетят первыми в наши края. в) Весеннее солнышко пригревает деревья. Теперь обменяйтесь друг с другом листочкам и проверьте работу товарища по слайдам. Оцените работу. 0 ошибок – «5» 1 ошибка – «4» 2 ошибки – «3» 3 и более – «Повтори правило» А теперь вам ещё одна загадка. Птичка молвила такое словцо, В нём загадка и разгадка – Это слово – лицо. - Что такое лицо? (Ответы учащихся) - Где мы можем уточнить значение слова? (В толковом словаре) Работа с толковыми словарями по группам. Значение слова «лицо»: - Что вы скажите об этом слове? (Оно многозначное). Передняя часть головы человека; Индивидуальный облик, отличительные черты кого-либо; Человек, особа, личность; Член общества; Наружная, верхняя сторона предмета (антоним – изнанка); Грамматическая форма - У какой части речи мы можем определить лицо? (У местоимения) - Вспомним, что вы знаете о лицах местоимений. 1 л. – я, мы – когда человек говорит о себе; 2 л. – ты, вы – когда обращаемся к кому-либо; 3 л. – он, она, оно, они – говорим о людях или предметах, которых нет рядом. Составьте в тетрадях схему. 1 л. 2 л. 3 л. Я, мы ты, вы он, она, оно, они Ед. ч. Мн. ед.- мн. ед. ч. - мн. - Как вы думаете, а зачем мы вспомнили о лицах и местоимениях, если тема нашего раздела «Глагол»? (Предположения детей – Глаголы изменяются по лицам(предыдущий урок)) Приём «Инсерт» А сейчас прочтите текст о глаголе и сделайте пометки в 1 столбике.
- Какая информация для вас была новой? Что непонятно? (Что такое спряжение). - Что мы должны узнать на уроке? (Что такое спряжение. Когда глаголы изменяются по лицам.) / фиксируем вопросы на доске/. - Что мы сейчас сделали? (Составили план урока) - Какое умение формировали? (Планировать свою деятельность) Работа с учебником – упражнение 247 (с. 75). Цель: Наблюдение за словоизменением глаголов, с понятием «спряжение», «личные окончания». - Назовите 1-ый глагол. (Идти) - Как мы будем изменять глагол? (по лицам и числам) - Что нам помогает определить лицо у глагола? (Местоимения) - Рассмотрим глагол в ед. числе. - Какие окончания у глагола в 1 лице ед. ч., мн.ч.? - В каком времени мы изменяли глагол? (В наст.вр.) Работа с таблицей. Запишите окончания в таблицу.
Работа с глаголами 2 и 3 лица. Аналогичный разбор слова «стоять». - Что вам помогает изменить глаголы по лицам? (Местоимения 1, 2, 3 лица) Физминутка Я сейчас буду называть глаголы, а вы должны определить какое у них лицо. Если я назову глагол 1 лица – вы встаёте на носочки, если 2 л. – приседаете, а 3 л. – прыжок. Иду(Н), бежит(Прыг), стоишь (С), грохочет (П), говорите (С), пишу (Н), зеленеют (П), отвечает (П), идёте (С). - Какие окончания у глаголов 1 лица? 2 лица? 3 лица? (анализ составленной таблицы) - От чего зависят окончания глаголов? (От лица и числа) - Как бы вы назвали такие окончания? (Личные) - А как называется изменение глаголов по лицам и числам? Где можем найти информацию? (учебник – стр. 76, правило) - Что же такое спряжение? (Это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени.) Работа в парах. Положите перед собой таблицы и проспрягайте друг с другом глаголы «плести» и «кричать». - Сравните окончания глаголов с окончаниями в вашей таблице. (Они такие же) - Обратите внимание на окончания глаголов во 2 лице ед. ч.( - ёшь, -ешь, - ишь) - Что вы заметили? (После твёрдого шипящего [ш] пишется Ь. - Какие гласные есть в окончаниях глаголов? (у, ю, е, ё, и, а, я) - А какие согласные? (т, ш – они одинаковые) - Какой можно сделать вывод о характере окончаний? (В личных окончаниях глаголов в одном и том же лице и числе буквы согласных одинаковые, а гласные изменяются). - На сколько групп вы бы разделили глаголы по окончаниям? (на 2: 1) – с буквой е, у, ю в окончании; 2) – с буквами – и, а, я ) Работа с учебником (с. 77) - На какие 2 группы делят глаголы? (1 и 2 спряжения) Рассмотрите свою таблицу с личными окончаниями глаголов и впишите, к какому спряжению они относятся. Проверьте. - Что нового вы узнали на уроке? (Про спряжение и окончания глаголов) - Что такое спряжение? - Сколько спряжений у глаголов? (2) - Какую букву гласного в личном окончании имеют глаголы 1 спряжения? (-е) Какую 2 спряжения? (-и) - А кто был внимательным, какие окончания мы сегодня изучали ударные или безударные? (ударные) - Кто догадается, над чем мы будем работать на следующем уроке? (Над безударными личными окончаниями глаголов). Оцените себя и свою работу на «лесенке». Те, кто за тест получили «4» и «5», можете поставить отметки в дневник. д/з – р.т. – с. 49 № 1 – 3, учебник – с. 76, 77 правило |
Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
Елена Корытникова
Ильина Оксана Геннадьевна
Корниенко Ольга Юрьевна
Гордеева А. Е.