Конспект урока на тему: «Представление данных в таблицах» по предмету: "Вероятность и статистика", 7 класс.
Конспект урока №1
1.Предмет, класс: "Вероятность и статистика", 7 класс.
2.Тема урока: «Представление данных в таблицах».
3.Дидактическая цель:
обучающая: ознакомить учащихся с представлением данных в виде таблиц, ввести понятие "столбец таблицы", "строка таблицы", научить учащихся читать и составлять таблицы, осуществлять поиск информации в таблицах и анализ этой информации;
развивающая: развить познавательный интерес учащихся, память, логическое мышление, расширить представление обучающихся о статистике;
воспитывающая: научить правильно понимать, интерпретировать и применять результаты статистических данных в таблицах, формировать умения сравнивать и обобщать.
Задачи урока: ознакомить с наукой-статистикой, понимать необходимость и правила составления таблиц, уметь находить данные, записанные в таблице, уметь делать математические операции в таблицах
4.Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
5.Средства обучения: доска, учебник, презентация.
6. Структура урока: урок "открытия" новых знаний.
7. Функциональная грамотность: проводить арифметические вычисления, анализировать данные; делать логические заключения с учетом математических допущений.
Литература:
1. Библиотека цифрового образовательного контента [Электронный ресурс]. URL: https://urok.apkpro.ru/# .
2. И.Р. Высоцкий. Математика. Вероятность и Статистика. 7-9 классы. Базовый уровень. В 2 частях. Часть 1/. И.Р. Высоцкий, И.В. Ященко; под редакцией И.В. Ященко.- Москва: Просвещение, 2023. 3. И.Р. Высоцкий. Математика. Вероятность и Статистика. 7-9 классы. Базовый уровень. В 2 частях. Часть 2/. И.Р. Высоцкий, И.В. Ященко; под редакцией И.В. Ященко.- Москва: Просвещение, 2023.
1. Организационный этап. Приветствие. Вступление
Мы живем в мире, наполненном числовыми данными. Необходимое условие для современного человека — умение ориентироваться в этих данных, использовать их разумным образом.
2. Объяснение нового материала.
Задание 1. Прочитайте текст:
Крупнейшие реки. Обь находится в Евразии. Площадь бассейна Янцзы – 1809 тыс. км2. Длина Нила – 6671 км. Площадь бассейна Амазонки– 6915 тыс. км2. Меконг находится в Евразии. Площадь бассейна Хуанхэ – 771 тыс. км2. Длина Янцзы– 5800 км. Нил находится в Африке. Площадь бассейна Миссисипи - 3268 тыс. км2. Длина Хуанхэ – 4845 км. Амазонка находится в Южной Америке. Площадь бассейна Амура – 1855 тыс. км2. Длина Меконга – 4500 км. Хуанхэ находится в Евразии. Длина Миссисипи – 6420 км. Амур находится в Евразии. Длина Оби – 5410 км. Площадь бассейна Нила– 2870 тыс. км2. Янцзы находится в Евразии. Длина Амура– 4440 км. Миссисипи находится в Северной Америке. Площадь бассейна Меконга – 810 тыс. км2. Длина Амазонки – 6400 км. Площадь бассейна Оби – 2990 тыс. км2.
Много ли информации сообщено в тексте? Можно ли на основании представленной в тексте информации сделать выводы? Какие?
Когда статистических данных много, трудно извлечь нужную информацию чтобы не запутаться в большом количестве информации, эти данные можно систематизировать и наглядно представить в удобном для человека виде. Например, в виде таблицы. Когда числовых данных много и их нужно точно и полно описать, лучше всего использовать таблицы. Таблица — один из самых простых и удобных способов упорядочить данные.
Тема урока: «Представление данных в таблицах».
Как можно представить данную информацию в виде таблицы? Как можно озаглавить данную таблицу?
С некоторыми таблицами вы уже имели дело. Это таблицы сложения и умножения чисел, таблицы спряжения глаголов. Таблицами являются: расписание уроков, страницы вашего школьного дневника, оглавление учебника. Государственные и коммерческие службы регулярно собирают обширные сведения об обществе и окружающей среде. Эти данные публикуют в виде таблиц.
Алгоритм составления табличной модели: выделить в тексте имена объектов, имена свойств объектов и значения свойств объектов; уточнить структуру таблицы; “заселить” таблицу, перенеся в нее информацию из текста.
Таблица делится на строки и столбцы (колонки). Информация в строках записывается по горизонтали, а в столбцах -по вертикали. Каждый столбец имеет название.
Чтобы легче разыскивать данные в таблицах их упорядочивают по какому-то признаку (в хронологическом порядке - упорядочивание по времени, по алфавиту (упорядочивание по названию в первом столбце). Если данные разбросаны хаотично то пользоваться таблицей не удобно.
А теперь рассмотрите таблицу, в которой представлена та же информация, но в виде таблицы:
Таблица 1. Крупнейшие реки мира
Название реки | Где находится | Длина реки (в км) | Площадь бассейна (в тысячах км2) |
Амазонка | Южная Америка | 6400 | 6915 |
Амур | Евразия | 4440 | 1855 |
Меконг | Евразия | 4500 | 810 |
Миссисипи | Северная Америка | 6420 | 3268 |
Нил | Африка | 6671 | 2870 |
Обь | Евразия | 5410 | 2990 |
Хуанхэ | Евразия | 4845 | 771 |
Янцзы | Евразия | 5800 | 1809 |
Ответьте на вопросы:
1. На каких материках находятся крупнейшие реки мира?
2. На каком материке находится больше всего крупнейших рек?
3. На каких материках нет крупнейших рек?
4. Назовите самую длинную реку.
5. Какая из перечисленных рек имеет самую маленькую длину?
6. Какая река имеет самую маленькую площадь бассейна?
7. А какая река имеет самую большую площадь бассейна?
8. При ответах на вопросы вы пользовались текстом или таблицей? Почему?
Вывод: по таблице найти ответ гораздо быстрее, так как не нужно искать информацию в сплошном тексте, а достаточно лишь взглянуть на таблицу.
Запишите в тетрадь определения статистики и теории вероятностей.
Статистика - наука, которая занимается способами сбора, обработки и представления больших массивов данных. Это название впервые использовал немецкий ученый Готфрид Ахенваль. Само слово «статистика» происходит от латинского слова status — состояние, положение вещей.
Величины, которые изучает статистика изменчивы - подвержены случайным колебаниям.
Теория вероятностей -раздел математики, изучающий случайные явления.
Можно образно сказать, что теория вероятностей — это математическая, а статистика — практическая наука о случайном. Поэтому они тесно связаны друг с другом, так же как геометрия тесно связана с рисованием или черчением.
Задание 2.Рассмотрим таблицу городов-миллионеров в России. стр. 8 учебника
По этой таблице легко найти нужный город и данные о нем. Дайте ответ на вопрос: «Какой город был шестым по численности населения в 2020 году?» Найти неудобно. Чтобы ответить на этот вопрос лучше строки в таблице упорядочить не по алфавиту, а по убыванию численности населения в 2020 году. Тогда получим таблицу:
Таблица 3. Население городов-миллионеров в 2020 году.
Город | Население, тыс.чел. | Город | Население, тыс.чел. | Город | Население, тыс.чел. |
Москва | 12679 | Нижний Новгород | 1252 | Уфа | 1129 |
Санкт-Петербург | 5398 | Челябинск | 1197 | Красноярск | 1094 |
Новосибирск | 1626 | Самара | 1157 | Воронеж | 1058 |
Екатеринбург | 1494 | Омск | 1155 | Пермь | 1055 |
Казань | 1257 | Ростов-на-Дону | 1138 | Волгоград | 1009 |
Вывод: В зависимости от стоящей задачи данные в таблицах упорядочивают разными способами.
До появления компьютеров таблицы со статистическими данными хранились в огромных бумажных книгах. Поиск нужной информации занимал много времени. В современном мире пользуются электронными таблицами. В электронной таблице (например, в Excel) очень легко упорядочить данные по любому признаку.
3. Закрепление изученного материала
Самостоятельная работа
Задание 3. На доске и в тетрадях заполняем таблицу"Расписание движения автобусов по маршруту" на стр. 7. Вызывается ученик. Критерии оценивание по пятибалльной шкале: 1-письменное оформление рассуждений -1 балл; 2- устные рассуждения-1 балл; 3-верность вычислений-2 балла; ответы на задаваемые вопросы -1 балл.
Вариант 1 | Вариант 2 | ||||||||||||||||||||
Каждый день автобус делает три рейса от железнодорожной станции в поселок - туда и обратно. Первый рейс отправляется от станции утром в 8 часов 34 минуты. На дорогу от станции до поселка автобус тратит ровно 40 минут. Такое же время автобус тратит на обратный путь. На конечных остановках автобус ровно 10 минут ждет пассажиров и отправляется обратно. Составьте расписание движения автобуса по образцу.
| Каждый день автобус делает три рейса от железнодорожной станции в поселок - туда и обратно. Первый рейс отправляется от станции утром в 8 часов 26 минут. На дорогу от станции до поселка автобус тратит ровно 40 минут. Такое же время автобус тратит на обратный путь. На конечных остановках автобус ровно 10 минут ждет пассажиров и отправляется обратно. Составьте расписание движения автобуса по образцу.
|
Дайте ответы на вопросы на стр. 10 (с 1 по 8) учебника:
Для чего применяются таблицы?
Какими таблицами вы пользовались в быту? в учёбе? Чем они удобны?
Выполнить задание в тетради пользуясь таблицей №2 стр. 8:
1.Найдите численность населения:
а) Новосибирска в 2002 г.; б) Казани в 2002 г.
2.В каком городе население в 2010 г. составляло 1474 тыс. человек?
3.Сколько городов в России имело население более 1 млн. человек в 2006 г.?
4.На сколько изменилось население Санкт-Петербурга в 2021г. по сравнению с 2010 г.?
5.На сколько численность население Екатеринбурга в 2018 г. Была выше, чем в 2010 г.?
6.Сколько городов в России в 2002 г. имело население более 1500 тыс. человек?
4. Рефлексия
Оцените свою работу на уроке.
Выполнение задач. | Выполнены все. | Выполнены частично. | Не выполнены. |
Правильно ли сделаны вычисления? | Правильно. | 1 ошибка. | 2 ошибки. |
Выполнена ли проверка результатов? | Да, верно. | Да, с 1 ошибкой. | Да, с 2 ошибками. |
Запишите результат оценивания и выставите себе оценку: первый столбец -"5", второй столбец -"4", третий столбец -"3"
Насколько трудно было для вас выполнять задания, что вызвало затруднения и почему?
5. Домашнее задание.
1. Прочитать теоретический материал п.1учебника на стр.3-4, 6. Выучите определения статистика и теория вероятностей. Устно ответить на вопросы в конце п. 2. стр. 10.
2. Выполнить упражнение № 13 на стр. 11 в тетради. Придумать свои 4 вопроса по таблице и дать на них ответы. Определить по таблице 7:
а) Сколько электроэнергии было выработано в России в 2011 году?
б) В каком году электроэнергии было произведено больше: в 2011 или в 2018 г.?
в) В каком году в России произведено больше всего электроэнергии, в каком меньше?
г) На сколько в 2012 году произведено электроэнергии больше, чем в 2010 году?
д) Придумайте свои два вопроса по таблице и дайте на них ответы.
Ответьте на вопросы из учебника к заданию №13 на стр. 11 в тетради а) и б)