Конспект урока по окружающему миру «Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?»

3
0
Материал опубликован 12 May 2022

Конспект урока окружающего мира в 1 классе

Учитель: Гаркалова Маргарита Владиславовна

Тема урока: Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?

Тип урока: открытие новых знаний.

Форма урока: урок-путешествие.

Цель: формировать представления у детей о солнце, звездах, созвездиях.

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной и групповой работе; воспитывать познавательный интерес к предмету.

Задачи:

Образовательная: формировать представление о Солнце, звёздах и созвездиях.

Развивающая: способствовать развитию связной речи, произвольного внимания, логического мышления.

Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, культуру поведения при фронтальной работе.

Планируемые результаты: личностные УУД  развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

 - развивать способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

способствовать формированию метапредметных УУД:

  - формировать умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника;

 - формировать умение строить речевое высказывание в устной форме по теме урока;

Оборудование урока: учебник, рабочий лист, цифровая панель, ноутбуки, квиз-игра.

 

Ход урока

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Слайды презентации

Организационный момент.

2

Будь спокойным и внимательным.

Всё пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все понятно.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

Приветствуют учителя

Слайд1

t1652356648aa.png

Сообщение темы урока

5

Сегодня мы начинаем изучать новый раздел. А какой, давайте, узнаем, прочитав в учебнике на стр. 31.

- Задавали ли вы когда-нибудь такие вопросы?

- С какой целью вы их задаёте?

Кто на уроке окружающего мира часто задаёт вопросы?

- А кто отвечает на его вопросы?

Вот и сегодня Муравьишка Вопросик хочет узнать, чем мы будем заниматься на уроке. Мудрая черепаха подготовила для него загадки, давайте поможем ему их разгадать.

1.Алый шар с утра над крышей

Погулять по небу вышел.

Он гулял, гулял, гулял.

Встретил вечер — и пропал.

Где же шар теперь искать?

Подскажи мне, ветер!

Завтра снова он гулять

Выйдет на рассвете!

 

2.Из небесной из реки

Разлетелись пузырьки

И на небе на ночном

Засверкали серебром.

Это ночью поздно

Появились …

- Вы догадались, о чем будем говорить сегодня?

 

- Прочитайте тему урока на экране.

Чтобы ответить на этот вопрос, Муравьишка-Вопросик предлагает отправиться в необычное путешествие, где нас ждут удивительные открытия.

- На чём мы отправимся в путешествие?

Отгадайте загадку

Пламенем плюется,

Ввысь она несется.

В космос мчит карету

Быстрая…

Итак, приготовились к путешествию.

 

Работают с учебником

 

Почему и зачем

Отвечают на вопросы учителя

 

Муравьишка Вопросик

 

Мудрая Черепаха

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Солнце

 

 

 

 

 

 

Звёзды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ракета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 2

t1652356648ab.png

 

 

 

 

 

 

Сt1652356648ac.png лайд 3

 

 

 

 

 

 

Слайд 4

t1652356648ad.png

 

 

 

Слайд 5

 

t1652356648ae.png

 

 

 

 

Физминутка

1

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете

На носки поднимись,

А теперь руки вниз

Раз, два, три, потянись

Вот летит ракета ввысь

Маршируют

Поднимают руки над головой

Повторяют движения за учителем,

кружатся на месте

 

Первичное усвоение новых знаний

5

Мы пролетаем над нашей планетой.

На какой планете мы с вами живём?

Как называется страна, в которой мы живем?

Что это светиться вдали?

А можем мы подлететь к нему поближе?

Что вы знаете про Солнце?

У вас на партах лежат карточки, изучите их.

Послушаем первую группу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Солнце от Земли находиться на расстоянии 150 миллионов километров.

Если вы решите добраться до солнца пешком, то это займет у вас две тысячи лет!

На машине придется ехать 200 лет.

 

Муравьишка Вопросик спрашивает: что будет, если погаснет Солнце?

 

Земля

 

Россия

Солнце

 

Отвечают на вопросы учителя.

Читают информацию на карточках.

1 группа:

Солнце – это ближайшая к Земле звезда. Она похожа на огромный пылающий шар. Нам оно кажется маленьким кружком лишь потому, что находится от Земли на очень большом расстоянии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 группа: Если погаснет Солнце, на Земле исчезнет жизнь. Растения, животные и люди живут потому, что жизнь им дает Солнце. Оно согревает и освещает Землю. Древние люди поклонялись Солнцу как богу.

Слайд 6

t1652356648af.png

 

 

 

t1652356648ag.pngСлайд 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сt1652356648ah.png лайд 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическое применение знаний

2

Выполните задание № 1 в своём рабочем листе

Выполняют задание

Приложение1

Усвоение новых знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

Что мы можем увидеть на небе ночью?

Хотели бы вы полететь к звёздам?

продолжить путь.

И вот перед нами бесконечное космическое пространство, в котором много звёзд.

Ребята, кто ночью наблюдал за небом? Что вы там видели

- Вы знаете, что такое звезды?

Давайте послушаем группу 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Найдите в учебнике на стр. 32 самые горячие звёзды.

- Какого они цвета?

- Прочитайте, как они называются.

Послушаем 4 группу.

 

 

 

 

 

 

 

Найдите эту звезду в учебнике

Читаем хором.

- Какую звезду мы ещё не назвали?

- Когда мы можем любоваться звёздами?

- Муравьишка считает, что когда заканчивается ночь, звёзды выключают свет и ложатся спать. Это правда?

Черепаха предлагает провести опыт и узнать, что происходит со звёздами днём.

Опыт «Дневные звёзды»

1. Дыроколом пробиваем в картоне несколько отверстий.
2. Вкладываем картонку в конверт.
3. Находясь в хорошо освещённой комнате, держим в одной руке конверт с картонкой, в другой фонарик.
4. Включаем фонарик и с пяти сантиметров святим им на обращённую к вам сторону конверта, а потом на другую.

- Вы видите отверстия?

А что скажите теперь?

Результат исследования.
Дырки в картоне не видны через конверт, когда вы светите фонариком на обращённую к вам сторону конверта, дырки становятся хорошо заметными, когда свет от фонаря направлен с другой стороны конверта прямо на вас. В освещённой комнате свет пройдёт через дырочки независимо от того, где находится зажжённый фонарик, но видно их станет только тогда, когда дырка, благодаря проходящему через неё свету, начнёт выделяться на тёмном фоне. Со звёздами происходит тоже самое.

- Кто изображён на картинке?

- Кто такой звездочёт?

Было принято считать, что они носили звездный колпак и плащ.

- А что это за прибор у звездочёта?

- Для чего он служит?

- А сейчас как называют учёных, которые исследуют звёзды?

Наука, которая изучает небесные тела, называется астрономия.

 

Отвечают на вопросы учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

3 группа Они находятся очень далеко от Земли и поэтому не греют, и кажутся очень маленькими. Звезды различаются по размерам, цвету и температуре. На ночном небе звезды мерцают разным светом: голубым, белым, желтым, красным. Самые горячие звёзды – белого и голубого цвета, затем жёлтые, а наиболее холодные – красные. Наше Солнце – жёлтая звезда.

Работают с учебником

 

Белого и голубого

Регул, Сириус

 

4 группа

Есть звезды – гиганты, а есть звезды – карлики.

Звёзды, которые в десятки раз больше Солнца – гиганты.

Самая большая звезда Альдебаран

 

Солнце

 

Ночью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делают вывод: Звёзды не ложатся спать днём, а продолжают светить, но из-за яркого солнечного света мы не можем их видеть.

 

Звездочёт

Человек, который наблюдает за звёздами.

 

Телескоп

Для изучения небесных тел

Астрономы

 

 

 

 

Сt1652356648ai.png лайд 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 10

t1652356648aj.png

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

1

Раз подняться, потянуться

Два согнуться, разогнуться

Три в ладоши три хлопка

Головою три кивка

На 4 руки шире

5 руками помахать

6 за парту сесть опять

Повторяют движения за учителем

 

Усвоение новых знаний

5

Еще в древности люди заметили, что некоторые звезды образуют на небе фигуры. Они мысленно соединили их линией. Так появились созвездия. Созвездиям и самым ярким звёздам люди дали имена и складывали легенды.

Мудрая Черепаха предлагает послушать одну из таких легенд.

 

О каком созвездии вы прослушали легенду?

Найдите это созвездие в учебнике на стр. 33. Рассмотрите его внимательно.

Слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О созвездии Льва

 

Работают с учебником

 

Слайд 11

t1652356648ak.png

Приложение2

Практическое применение знаний

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А теперь, давайте выполним задание № 2 в рабочем листе

Прочитайте задание и выполните его самостоятельно.

Это созвездие состоит из 70 звезд. Самая большая звезда этого созвездия Регул, что значит “царь”

Мы уже познакомились с этой звездой?

А о какой самой большой звезде мы сегодня говорили?

А под каким созвездием родились вы?

Ребята, где можно ещё найти сведения о Солнце, о звёздах и о созвездиях?

- Правильно. Такие книги называются энциклопедиями. Читая энциклопедии можно узнать обо всём.

Работают с рабочим листом

 

 

 

 

 

 

 

Альдебаран

 

Отвечают на вопрос учителя

 

В книгах

 

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление пройденного материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог урока.

Рефлексия

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Муравьишка и Мудрая Черепаха решили проверить хорошо ли вы запомнили то, что узнали во время путешествия. Откройте свои ноутбуки.

Квиз-игра «Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью»

1.Что такое солнце?

2.Сколько звёзд в нашей солнечной системе?

3.Где изображено созвездие льва?

4.Какая из перечисленных звёзд самая большая?

5.В какое время суток мы лучше всего видим звёзды?

6.С помощью какого прибора, много веков назад люди наблюдали за звёздами?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вот завершилось наше путешествие

Что вам запомнилось на уроке?

У кого были затруднения?

Оцените свою работу

На экране вы видите звезды.

Если на сегодняшнем уроке вам вы всё поняли, раскрасьте свою звезду в рабочем листе синим цветом. Если вы затруднялись на уроке и у вас еще остались вопросы – жёлтым.

Если вы совсем ничего не поняли – красным.

 

 

 

 

Работают с ноутбуками

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя

 

 

 

t1652356648al.png

t1652356648am.png

 

t1652356648an.png

 

t1652356648ao.png

 

 

 

 

 

Слайд 12

t1652356648ap.png

 

 

 

 

 

 

Приложение1

Рабочий лист

«Почему Солнце светит днем, а звёзды ночью?»

ФИ__________________________________1 класс ___

 

1.Нарисуй весёлое и грустное солнышко. Замечал ли ты, что твоё настроение меняется в зависимости от того солнечный день или пасмурный?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Соедени линиями точки так, чтобы получилось созвездие Льва.

t1652356648aq.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

t1652356648ar.gif

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение2

Легенда о созвездии Льва

В основе легенды лежит миф о подвиге Геркулеса, который совершил его по приказу царя Эврисфея. Во владениях царя жил большой лев с непробиваемой шкурой. Зверь убивал скот и людей. Поэтому Эврисфей послал Геркулеса, чтобы тот поборол могущественного льва.

Герой из дикой оливы изготовил огромную палицу. В дополнение Геракл вооружился стрелами и луками и отправился ко льву.

Это была жаркая схватка. Ему не удавалось пробить мощную шкуру льва, а удары оливковой палкой только разъярили зверя. Геркулесу ничего не удавалось, как побороть его голыми руками: он задушил животное. Люди и животные были спасены – справедливость восторжествовала.

Геркулес оставил себе в качестве трофея шкуру льва, которая служила ему плащом, прочным и не изнашиваемым.

После победы Геркулеса над львом, в городе Немее стали проводить игры,  в честь которых во всей Греции объявлялся  мир. А правители Олимпа поместили зверя на небо в облике созвездия.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.