12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Евтушенко Татьяна Ивановна527
4

Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме: "Природные зоны России. Субтропики".

Конспект урока окружающего мира в 4 классе

УМК «Начальная школа 21 века»

Тема урока: «Природные зоны России. Субтропики».

Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с природной зоной субтропиков.

Задачи: 

- сформировать у учащихся представление о субтропической зоне, познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей;

- развивать умение работать с географической картой, дополнительной литературой;

- воспитывать толерантность, патриотизм.

Формирование УУД:

Личностные УД: умение анализировать результаты учебной деятельности способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности.

Регулятивные УД: выделять и формулировать познавательную цель в совместно-распределённой деятельности; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; устанавливать причинно-следственные связи; использовать знаково-символические средства.

Познавательные УД: формировать умения отличать растения субтропической зоны, искать и выделять необходимую информацию; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и знания, полученные на уроке; строить логическую цепочку рассуждений, анализировать, строить доказательства; оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные УД: умение работать в парах, группах; совместно договариваться о правилах общения и следовать им; формулировать и объяснять задание; грамотно задавать вопросы; слушать и понимать речь других.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация учебной деятельности.

Цель этапа: обеспечить хорошую внешнюю обстановку для работы, психологический и эмоциональный настрой к общению.

Проверка домашнего задания.

Цель этапа: повторение и систематизация знаний о растительном и животном мире пустынь














Актуализация опорных знаний, выявление проблемы.

Цель этапа: организация ситуации, в которой дети актуализируют нужные для последующего открытия знания.






















Постановка учебной задачи.

Цель этапа: определить тему урока, сформулировать учебную задачу











Открытие новых знаний и способов действий.

Цель этапа:

коллективное обсуждение вопросов, связанных с изучением зоны субтропиков.




























Первичное закрепление материала.

Цель этапа: развитие коммуникативных способностей.

























Контроль и оценивание.

Цель этапа:

проверка полученных знаний.






Подведение итогов.

Цель: подвести итог урока.

Соотнести задачи и результат.










Рефлексия.

Цель этапа: создание условий для осмысления проделанной работы на уроке, развитие у учащихся способности к самооценке.







- Чтобы наш урок прошёл в тёплой дружеской атмосфере, давайте подарим друг другу частичку тепла: потрите ладошки друг о дружку до тёплого состояния. А теперь прикоснитесь к ладошкам товарища – подарите своё тепло и возьмите от него частичку тепла. Этот небольшой знак внимания друг к другу согреет ваши сердца.

- Желаю вам, ребята, сплочённой плодотворной работы на уроке.

- Проверяем домашнее задание

(фронтальная работа)

- В какой части страны и какую по величине территорию занимает пустыня?

- Какие особенности лета и зимы в пустыне?

- Какова поверхность пустыни? 

- Какие животные обитают в пустыне? 



- Какие растения обитают в пустыне? 





- Какой вы знаете пустынный заповедник?

- Кто из обитателей пустыни занесён в Красную книгу?


- По какому большому разделу мы сейчас работаем? 

-Так что мы будем сегодня исследовать?

-  Сколько всего природных зон различают на территории России?

- Какие природные зоны мы уже изучили?

- По описанию угадайте природную зону:

- Обширное безлесное пространство, густо покрытое травянистыми растениями. Здесь чётко выражены 4 времени года: холодная зима, тёплая весна, жаркое лето, сухая осень. Почвы плодородные, поэтому хорошо развито земледелие. 

- Повсюду гряды золотистых песков – барханы, белые болота, засыпанные солью, солончаки. Рощицы кривых полузасохших деревьев. Ручьи и озера там без воды, деревья без тени, на них нет листьев.

- Полгода здесь день и полгода ночь. Всюду снега и льды. Солнце летом поднимается над горизонтом невысоко. Территория зоны не имеет коренного населения. 
- Деревья здесь не растут. Болотистая местность – прекрасное место для многочисленных комаров и мошкары. Лето здесь короткое. Навещают этот край летом многочисленные птицы. Мхи и лишайники господствуют всюду. 

- Эта зона находится южнее зоны тундры, поэтому климат мягче, В природном сообществе хорошо видна ярусность расположения растений. Обычно здесь выделяется три-четыре яруса. 

-Какую зону нам осталось исследовать? 

- Определите тему нашего урока.


- Какую цель ставим на урок?


- Какие задачи стоят перед нами?

- Вспомните план, по которому изучаем природную зону.

План.

Географическое положение.

Природные условия.

Растительный мир.

Животный мир.

Деятельность человека.


- Давайте обратимся к карте, нашей верной помощнице.

- Каким цветом на карте обозначены субтропики?

-Найди новую природную зону, которая узкой полосой тянется вдоль морского побережья.

- В какой части России эта природная зона? 

- Какое море омывает эту зону? 

- Предлагаю посмотреть видеоролик о географическом положении и климате субтропической зоны.

Беседа после просмотра ролика:

- Что вы можете сказать о климате?

- Какой климат сухой или влажный?

-Почему такой климат?

- Между какими географическими объектами находится эта зона?

- Как называются горы?

- Когда вода в море теплее? Днем или вечером?

- Море за день нагревается. Отдает свое тепло вечером, а горы не дают теплу уходить и не пропускают северный ветер.

- Почему влажно?



- И так, ребята, мы ответили на первый и второй пункты нашего плана. Далее будете работать по группам.

- 1 группа должны узнать о растениях изучаемой природной зоны.

- 2 группа – ищут информацию о животных.

- 3 группа – узнают, о роли человека в субтропиках.

- На эту работу 15 минут времени отводим.

Далее группы представляют свои сообщения.


- Предлагаю выполнить интересное задание. Внимание на экран. Выберете верный ответ и запишите на листочек название буквы с правильным ответом.

1. Черноморское побережье Кавказа расположено ….

а) в лесной зоне страны
б) в субтропической зоне страны
в) в степной зоне страны

2. Субтропики России – это

а) обширная зона в центре страны
б) обширная зона на востоке страны
в) небольшая зона на побережье Черного моря

3. На склонах гор в субтропиках часто встречаются следующие деревья:

а) бук, каштан
б) лиственница, брусника
в) ольха, липа

4. На Черноморском побережье обитают:

а) цикады, богомолы, саранча
б) кобылки, жуки-чернотелки
в) жук-скоробей, водомерки

5. В Черном море обитают:

а) крокодилы, анаконды, тюлени
б) медузы, дельфины, камбала
в) акулы, морские котики, черепахи

6. В субтропической зоне:

а) умеренно жаркое лето и теплая зима
б) жаркое лето и умеренно холодная зима
в) умеренно теплое лето и холодная зима

Заполните таблицу самостоятельно.

Географическое положение


Природные условия


Растительный мир


Животный мир


Деятельность человека



- Наш урок подходит к завершению. Пришло время подвести итог.

- Какую природную зону изучили?

- Назовите природные условия субтропиков.

- Какие растения растут в этой зоне?

- Перечислите животных, обитающих в данной природной зоне.

- Какую цель ставили в начале урока?

- Достигли мы этой цели?

- На все ли поставленные в начале урока вопросы мы нашли ответы?

- Какие источники помогли достичь поставленной цели?


- Заполните лист самооценки, оцените свою работу на уроке.

- Продолжите фразу:

- Мне удалось…

- Я узнал новое…

- Меня удивило…

- Хочу поблагодарить…

- Хочу поделиться…

- Мне было интересно…

- Наш урок хочу закончить такими словами:

В природе столько красоты –

Вглядись, и ты поймешь,

Зачем росистые кусты

Окутывает дрожь.

Куда, журча, ручей бежит,

Прозрачнее стекла,

О чем под вечер, в поле ржи,

Поют перепела...

Пусть станет сердцу твоему

Понятна птичья речь –

И ты научишься тому,

Как это все беречь.












- Небольшую территорию на юге страны.

- Жаркое продолжительное лето и прохладная короткая зима.

- Глинистая, песчаная или каменистая.

- Животные в основном некрупные, имеющие жёлтый окрас. Например, тушканчик, сайгак, верблюд и др.

- У растений узкие листья или колючки, корни растений длинные или поверхностная корневая система. В пустыне растут саксаул, колосняк, джусгун.

- Заповедник «Чёрные земли».




- Путешествие по природным зонам России.

- Новую природную зону.








- Степь.




-  Пустыня.




- Арктика.




- Тундра.




- Зона лесов.


- Субтропическую зону.


- Тема урока: «Природная зона субтропиков».

- Познакомиться с зоной субтропиков.

- Узнать что такое субтропики.

Познакомить с географическим положением этой зоны, её особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей.


























- За день происходит испарение, над морем образуются тучи, горы не дают тучам уходить и выпадают осадки.








Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.