Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме «Природные зоны России. Субтропики»
Конспект урока окружающего мира в 4 классе
УМК «Начальная школа 21 века»
Тема урока: «Природные зоны России. Субтропики».
Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с природной зоной субтропиков.
Задачи:
- сформировать у учащихся представление о субтропической зоне, познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей;
- развивать умение работать с географической картой, дополнительной литературой;
- воспитывать толерантность, патриотизм.
Формирование УУД:
Личностные УД: умение анализировать результаты учебной деятельности способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности.
Регулятивные УД: выделять и формулировать познавательную цель в совместно-распределённой деятельности; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; устанавливать причинно-следственные связи; использовать знаково-символические средства.
Познавательные УД: формировать умения отличать растения субтропической зоны, искать и выделять необходимую информацию; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и знания, полученные на уроке; строить логическую цепочку рассуждений, анализировать, строить доказательства; оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.
Коммуникативные УД: умение работать в парах, группах; совместно договариваться о правилах общения и следовать им; формулировать и объяснять задание; грамотно задавать вопросы; слушать и понимать речь других.
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||
Мотивация учебной деятельности. Цель этапа: обеспечить хорошую внешнюю обстановку для работы, психологический и эмоциональный настрой к общению. Проверка домашнего задания. Цель этапа: повторение и систематизация знаний о растительном и животном мире пустынь Актуализация опорных знаний, выявление проблемы. Цель этапа: организация ситуации, в которой дети актуализируют нужные для последующего открытия знания. Постановка учебной задачи. Цель этапа: определить тему урока, сформулировать учебную задачу Открытие новых знаний и способов действий. Цель этапа: коллективное обсуждение вопросов, связанных с изучением зоны субтропиков. Первичное закрепление материала. Цель этапа: развитие коммуникативных способностей. Контроль и оценивание. Цель этапа: проверка полученных знаний. Подведение итогов. Цель: подвести итог урока. Соотнести задачи и результат. Рефлексия. Цель этапа: создание условий для осмысления проделанной работы на уроке, развитие у учащихся способности к самооценке. | - Чтобы наш урок прошёл в тёплой дружеской атмосфере, давайте подарим друг другу частичку тепла: потрите ладошки друг о дружку до тёплого состояния. А теперь прикоснитесь к ладошкам товарища – подарите своё тепло и возьмите от него частичку тепла. Этот небольшой знак внимания друг к другу согреет ваши сердца. - Желаю вам, ребята, сплочённой плодотворной работы на уроке. - Проверяем домашнее задание (фронтальная работа) - В какой части страны и какую по величине территорию занимает пустыня? - Какие особенности лета и зимы в пустыне? - Какова поверхность пустыни? - Какие животные обитают в пустыне? - Какие растения обитают в пустыне? - Какой вы знаете пустынный заповедник? - Кто из обитателей пустыни занесён в Красную книгу? - По какому большому разделу мы сейчас работаем? -Так что мы будем сегодня исследовать? - Сколько всего природных зон различают на территории России? - Какие природные зоны мы уже изучили? - По описанию угадайте природную зону: - Обширное безлесное пространство, густо покрытое травянистыми растениями. Здесь чётко выражены 4 времени года: холодная зима, тёплая весна, жаркое лето, сухая осень. Почвы плодородные, поэтому хорошо развито земледелие. - Повсюду гряды золотистых песков – барханы, белые болота, засыпанные солью, солончаки. Рощицы кривых полузасохших деревьев. Ручьи и озера там без воды, деревья без тени, на них нет листьев. - Полгода здесь день и полгода ночь. Всюду снега и льды. Солнце летом поднимается над горизонтом невысоко. Территория зоны не имеет коренного населения. - Эта зона находится южнее зоны тундры, поэтому климат мягче, В природном сообществе хорошо видна ярусность расположения растений. Обычно здесь выделяется три-четыре яруса. -Какую зону нам осталось исследовать? - Определите тему нашего урока. - Какую цель ставим на урок? - Какие задачи стоят перед нами? - Вспомните план, по которому изучаем природную зону. План. Географическое положение. Природные условия. Растительный мир. Животный мир. Деятельность человека. - Давайте обратимся к карте, нашей верной помощнице. - Каким цветом на карте обозначены субтропики? -Найди новую природную зону, которая узкой полосой тянется вдоль морского побережья. - В какой части России эта природная зона? - Какое море омывает эту зону? - Предлагаю посмотреть видеоролик о географическом положении и климате субтропической зоны. Беседа после просмотра ролика: - Что вы можете сказать о климате? - Какой климат сухой или влажный? -Почему такой климат? - Между какими географическими объектами находится эта зона? - Как называются горы? - Когда вода в море теплее? Днем или вечером? - Море за день нагревается. Отдает свое тепло вечером, а горы не дают теплу уходить и не пропускают северный ветер. - Почему влажно? - И так, ребята, мы ответили на первый и второй пункты нашего плана. Далее будете работать по группам. - 1 группа должны узнать о растениях изучаемой природной зоны. - 2 группа – ищут информацию о животных. - 3 группа – узнают, о роли человека в субтропиках. - На эту работу 15 минут времени отводим. Далее группы представляют свои сообщения. - Предлагаю выполнить интересное задание. Внимание на экран. Выберете верный ответ и запишите на листочек название буквы с правильным ответом. 1. Черноморское побережье Кавказа расположено …. а) в лесной зоне страны 2. Субтропики России – это а) обширная зона в центре страны 3. На склонах гор в субтропиках часто встречаются следующие деревья: а) бук, каштан 4. На Черноморском побережье обитают: а) цикады, богомолы, саранча 5. В Черном море обитают: а) крокодилы, анаконды, тюлени 6. В субтропической зоне: а) умеренно жаркое лето и теплая зима Заполните таблицу самостоятельно.
- Наш урок подходит к завершению. Пришло время подвести итог. - Какую природную зону изучили? - Назовите природные условия субтропиков. - Какие растения растут в этой зоне? - Перечислите животных, обитающих в данной природной зоне. - Какую цель ставили в начале урока? - Достигли мы этой цели? - На все ли поставленные в начале урока вопросы мы нашли ответы? - Какие источники помогли достичь поставленной цели? - Заполните лист самооценки, оцените свою работу на уроке. - Продолжите фразу: - Мне удалось… - Я узнал новое… - Меня удивило… - Хочу поблагодарить… - Хочу поделиться… - Мне было интересно… - Наш урок хочу закончить такими словами: В природе столько красоты – Вглядись, и ты поймешь, Зачем росистые кусты Окутывает дрожь. Куда, журча, ручей бежит, Прозрачнее стекла, О чем под вечер, в поле ржи, Поют перепела... Пусть станет сердцу твоему Понятна птичья речь – И ты научишься тому, Как это все беречь. | - Небольшую территорию на юге страны. - Жаркое продолжительное лето и прохладная короткая зима. - Глинистая, песчаная или каменистая. - Животные в основном некрупные, имеющие жёлтый окрас. Например, тушканчик, сайгак, верблюд и др. - У растений узкие листья или колючки, корни растений длинные или поверхностная корневая система. В пустыне растут саксаул, колосняк, джусгун. - Заповедник «Чёрные земли». - Путешествие по природным зонам России. - Новую природную зону. - Степь. - Пустыня. - Арктика. - Тундра. - Зона лесов. - Субтропическую зону. - Тема урока: «Природная зона субтропиков». - Познакомиться с зоной субтропиков. - Узнать что такое субтропики. Познакомить с географическим положением этой зоны, её особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей. - За день происходит испарение, над морем образуются тучи, горы не дают тучам уходить и выпадают осадки. |