Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме: «Знакомство с природной зоной степей»
Конспект урока окружающего мира в 4 классе
УМК «Начальная школа 21 века»
Тема урока: «Знакомство с природной зоной степей».
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представление о природной зоне степей.
Задачи урока:
- познакомить со степной зоной, ее географическим положением и климатическими условиями;
- узнать особенности растительного и животного мира зоны степей, хозяйственной деятельности населения.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: развивать мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий; умение принимать самостоятельные решения, выдвигать идеи и отстаивать свои суждения; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные УУД.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.
Коммуникативные УУД: учиться работать в группе, сотрудничать в совместном решении задачи; формулировать собственное мнение и позицию; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать, приводя аргументы; учаться с уважением относиться к позиции другого, уметь договариваться.
Познавательные УУД: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации; добывать новые знания, извлекая информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления, делать выводы на основе обобщения знаний; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание.
Предметные УУД: получить представление о степной зоне; познакомиться с ее географическим положением и климатическими условиями; узнать особенности растительного и животного мира зоны степей, хозяйственной деятельности населения.
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||
Мотивация учебной деятельности. Цель этапа: обеспечить хорошую внешнюю обстановку для работы, психологический и эмоциональный настрой к общению. Проверка домашнего задания. Цель этапа: повторение и систематизация знаний о растительном и животном мире зоны смешанных лесов Актуализация опорных знаний, выявление проблемы. Цель этапа: организация ситуации, в которой дети актуализируют нужные для последующего открытия знания. Постановка учебной задачи. Цель этапа: определить тему урока, сформулировать учебную задачу Открытие новых знаний и способов действий. Цель этапа: коллективное обсуждение вопросов, связанных с изучением зоны степи. Первичное закрепление материала. Цель этапа: развитие коммуникативных способностей. Контроль и оценивание. Цель этапа: проверка полученных знаний. Подведение итогов. Цель: подвести итог урока. Соотнести задачи и результат. Рефлексия. Цель этапа: создание условий для осмысления проделанной работы на уроке, развитие у учащихся способности к самооценке. | - Закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный зимний лес. Полюбуемся красками снежной зимы. Остановимся. А так ли тихо в зимнем лесу? Послушайте, как скрипит снег под ногами, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают птицы. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в зимнем лесу? Вдохните глубоко этот свежий аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой. Окружающий вас мир – большое волшебное зеркало. И мы сумеем с вами увидеть и почувствовать всю красоту окружающей природы. - А сейчас начинаем наш урок. - Давайте проверим ваше домашнее задание. - Какие цепи питания лесной зоны вы составили? - Ребята, на последних уроках мы с вами путешествуем по природным зонам России. - Назовите зоны в порядке, их изучения. - Как вы думаете, почему изучение природных зон начинается с самой северной зоны- зоны Арктики? - Вспомните, какую составили схему влияния? - Предлагаю интересное задание: необходимо определить природную зону по описанию. 2. Полгода здесь день и полгода ночь. Всюду снега и льды. Солнце летом поднимается над горизонтом невысоко. Территория зоны не имеет коренного населения. 3. Деревья здесь не растут. Болотистая местность – прекрасное место для многочисленных комаров и мошкары. Лето здесь короткое. Навещают этот край летом многочисленные птицы. Мхи и лишайники господствуют всюду. 4. Здесь климат теплее, чем в тайге. Наряду с хвойными деревьями растёт берёза, осина, ольха. Создание проблемной ситуации. - Послушайте ещё одно описание. - Какая ширь, какое раздолье! Ни холмов, ни леса! Куда ни глянь – до самого края неба простирается гладкая равнина. И кажется: нет ей конца, нет предела! Иди в любую сторону… Да что иди! Скачи верхом, мчись на автомобиле, на самолете – и будут только подниматься перед тобой все новые и новые просторы. - Как вы думаете, можно ли отнести это описание к одной из изученных зон? - А есть ли общее? - Следует вывод, что с этой зоной мы не знакомы, и нам сегодня предстоит познакомиться. - С какой природной зоной сегодня знакомимся? - Ребята определите тему урока. - Какую цель ставим на урок? - Какие задачи нам предстоит решить, чтобы прийти к цели? - Вспомните план, по которому изучаем природную зону. План. Географическое положение. Природные условия. Растительный мир. Животный мир. Деятельность человека. - Найдите зону степей на карте. - Что карта может рассказать нам про степную зону? - Степная зона расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Ее территория прерывается лесостепью. По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры. Большая часть зоны степей расположена на Восточно-Европейской равнине, и небольшая часть — на Западно-Сибирской равнине. - И так, ребята, мы ответили на первый пункт нашего плана. Далее будете работать по группам. 1 группа выясняет природные условия степей. - 2 группа должны узнать о растениях изучаемой природной зоны. - 2 группа – ищут информацию о животных. - 3 группа – узнают, о роли человека в степи. - На эту работу 15 минут времени отводим. Далее группы представляют свои сообщения. - Выберите верный ответ: - Южнее зоны лесов расположена зона степей. - В степной зоне холодное, дождливое лето. - В степной зоне лето теплое, продолжительное, засушливое. - Почвы в зоне степей очень плодородные. - Тюльпаны цветут в разгар лета. - Весной цветут тюльпаны в степи. - Дрофа — одна из самых мелких птиц нашей страны. - Дрофа — одна из самых крупных птиц нашей страны. Давайте заполним таблицу.
- Наш урок подходит к завершению. Пришло время подвести итог. - Где протянулась зона степей? - Назовите форму земной поверхности, занимаемой природной зоной. - Назовите климатические условия. - Какая там почва? Почему? - Как приспособились растения к жизни в степи? - Как приспособились к жизни в степи животные? - Какие экологические проблемы возникли в степи по вине человека? - Какую цель ставили в начале урока? - Достигли мы этой цели? - На все ли поставленные в начале урока вопросы мы нашли ответы? - Какие источники помогли достичь поставленной цели? - Заполните лист самооценки, оцените свою работу на уроке. - Продолжите фразу: - Мне удалось… - Я узнал новое… - Меня удивило… - Хочу поблагодарить… - Хочу поделиться… - Мне было интересно… - Наш урок хочу закончить стихотворением М. Дудина «Берегите землю!» Берегите землю. Берегите | - Зона Арктических пустынь, тундра, лесная зона. - Возможность проследить взаимосвязь живой природы от положения солнца, сравнивая с более южными зонами. - Солнце - климат - почва - растения – животные. - Тайга - Арктика - Тундра - Зона смешанных лесов Тема урока: "Зона степей". Цель - изучить особенность степей. Задачи: выяснить, где на карте расположена зона степей. Определить климатические особенности степей. Узнать, какие растения и животные населяют зону степей. Узнать о роли человека в степи. - Равнина, горы, возвышенность. - Зима, лето, их продолжительность, температура, осадки, ветры. - Травянистые растения; корни-луковицы; длинные корни; корни-пучки; узкие или мясистые листья. - В основном некрупные животные; защитная окраска; наземный и подземный образ жизни. - Распашка земель; неумеренный выпас скота; браконьерство. |