12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Верещагина Наталья Викторовна1820
учитель начальных классов
Россия, Красноярский край, Ачинск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Верещагина Наталья Викторовна

учитель начальных классов

МБОУ "СШ № 16" г. Ачинска

урок окружающего мира в 4 классе

Тема "Природное явление - ветер"

Задачи урока:

  • уточнить представления учащихся о ветре, как о природном явлении (научное понятие ветра, виды ветров, какое значение имеет ветер для природы и человека);
  • формировать и развивать умения смыслового чтения;
  • формировать и развивать рефлексивные умения: определять тему урока по предложенному материалу, проводить промежуточную и итоговую рефлексию;
  • формировать и развивать коммуникативные умения: взаимодействие в паре и группе, выстраивание сообщения, презентация сообщения от группы.

Идея урока: учащиеся на урока с помощью учителя изучают информацию о ветре, как природном явлении, его видах и роли в природе, для человека и оформляют коллаж.

Для уточнения понятия ветра учащимся было предложено сравнить определения современных и древнегреческих ученых.

На одном этапе учащиеся работают в паре, изучая текст о видах ветра, затем приклеивают название ветра на коллаж, объясняя его значение, определяя, к какой группе ветров его можно отнести – сильным ветрам или слабым. После этого этапа на коллаже появляются названия ветров, разделенных на две группы.

На следующем этапе учащиеся работают в группе, изучают текст о роли ветра в природе и для человека, готовят сообщение для класса. Они выбирают, какие картинки соответствуют теме их сообщения. После этого этапа на коллаже появляются картинки. Проект урока предусматривает набор картинок с избытком.

Инструкция по реализации урока

Этап урока

Содержание этапа. Деятельность учителя.

Вопросы и инструкции.

Содержание этапа. Деятельность учащихся.

1. целеполагание

Учитель предлагает учащимся прослушать отрывок из рок –оперы «Спящая красавица» на слова А.С. Пушкина "Ветер, ветер, ты могуч...", ответить на вопросы

Прослушайте знакомый нам небольшой отрывок из произведения Пушкина.

(слайд № 1)

Как вы думаете, почему Елисей обращался к ветру?

Что значит могуч?

А вы согласны с тем, что ветер могуч?

По-вашему мнению ветер - это понятное явление или загадка природы?

На какие вопросы мы можем отвечать на уроке, чтобы понять, что же за явление - ветер?

Дети слушают произведение, отвечают на вопросы

Примерные ответы детей:

Елисей обратился к ветру, так как считал, что он могучий, т.е. сильный, может помочь ему в его беде

Ветер - это и понятное явление, потому, что ученые много знают о ветре, но в то же время и загадочное, так как даже сейчас ученые не всегда могут предсказать сильный ветер, он много бед приносить людям, но ветер и очень помогает человеку во многом.

Предполагаемы вопросы, на которые дети предложат ответить во время урока

- Что такое ветер, как природное явление?

- Какие бывают ветра?

- Как появляется ветер?

-Какая сила ветра?

- Что может ветер?

и т.д.

2. Этап работы с понятием

Учитель предлагает учащимся ознакомиться с высказыванием известных людей, объяснить их значение, сравнить с определением современных ученых

Прочитайте высказывания ученых.

Как вы понимаете эти высказывания?

В чем разница, как понимают ветер ученые?

По-вашему мнению, можно ветер измерить? Сравнить? (слайд № 2)

 

Леонардо да Винчи

Для того чтобы дать истинную науку о движении птиц в воздухе, необходимо дать сначала науку о ветрах, которую докажем

посредством движения воды. Движется воздух, как река, и увлекает с собой облака так же, как текущая вода увлекает с собой все вещи, которые держатся на ней.

Древнегреческий инженер Герон Александрийский считал, что ветер есть не что иное, как воздух, находящийся в движении.

Сравните с тем определением, который дают ветру современные ученые. Сделайте вывод.

Ветер - движение воздуха относительно земной поверхности, вызванное неравномерным распределением атмосферного давления. Ветер характеризуется скоростью и направлением.

Учащиеся читают высказывания ученых, сравнивают, делают вывод.

Примерные ответы детей.

Леонардо да Винчи сравнивает ветер и реку, и говорит что они похожи, в том, что увлекают за собой, все, что в них находится, Герон называет ветром движение воздуха, так же определяют ветер и современные ученые.

Ветер имеет силу, скорость, значит, его можно сравнить по скорость, ветер имеет направление по сторонам света.

3. Этап изучения нового знания

Учитель предлагает детям познакомиться с текстами о различных видах ветра, сгруппировать слова

Ветер называют по-разному, это зависит от его силы, характера.

Какие названия ветра вы знаете?

Посмотрите, какие еще названия ветров я для вас приготовила (слайд № 3)

 

тайфун, бора, смерч, буря, фён, вьюга, ветерок, щквал, бриз, зефир. штиль, мистраль

Ознакомьтесь с текстами, которые у вас есть на парте и попробуйте разбить названия ветров на группы. Работайте в паре.

Учитель называет слово из списка, спрашивает, к какой группе ветров относится ветер?

Учащиеся называют название ветров: тайфун, смерч, буря, вьюга, ветерок и т.д, определяют знакомые и незнакомые для них слова

Учащиеся читают тексты в паре и разбивают слова - названия ветров на группы по из силе- сильные ветра, которые приносят разрушения и неприятности людям, слабые ветра, которые приносят людям комфорт.

 

Дети по очереди дают краткую характеристику ветра и называют группу, в которую определили слово.

Потом приклеивают название ветра на большой формат. Определяют порядку расположения их на листе. Это и будет являться началом коллажа.

4 Рефлексивная остановка

Учитель предлагает учащимся определить, на какие вопросы урока дети уже получили ответ, оценить свое состояние

Ребята, в начале урока мы поставили для себя несколько вопросов, давайте посмотрим и решим, есть ли у нас ответы на некоторые вопросы?

Какое у вас настроение?

Давайте послушаем, и определим, какой ветер мы слышим?

Учащиеся отмечают, что на уроке они уже точно узнали, что такое ветер, какие бывают ветра

Рассказывают о настроении

Слушают аудиозаписи и делятся впечатлениями о ветре?

5. Этап изучения нового знания

(продолжение)

Учитель предлагает детям в группе прочитать текст и приготовить сообщение для класса

На какие вопросы у нас еще есть время ответить?

Прочитайте текст, приготовьте сообщение для ребят.

Предлагаю вам закончить наш коллаж - прикрепить картинку, которая показывает, что значит ветер в природе и для человека

Учащиеся отвечают, что есть еще вопрос о значении ветра в природе и для человека

Учащиеся читают текст в группе, выбирают картинку, строят высказывание о значении ветра для предмета, который они выбрали, рассказывают другим детям,

вклеивают картинку в коллаж.

6. Итог урока

Учитель предлагает учащимся сделать вывод о том, ветер - как природное явление – могуч?

Ребята, какой главный вопрос мы задали себе на уроке?

Как мы можем сейчас на него ответить?

Попробуйте на основе нашего коллажа рассказать о ветре.

Учащиеся отвечают на вопрос учителя.

Примерные ответы детей

Ветер могуч. Это одно из глобальных природных явлений. Он способен и разрушать, и созидать. Его нужно изучать и правильно использовать. А иногда предугадывать и применять меры защиты и безопасности

7. Рефлексия урока

Учитель организуют рефлексию по деятельностному и эмоциональному типу.

Что мы узнавали на уроке?

На все вопросы ответили?

Как мы это делали?

С каким настроением работали?

Что заинтересовало?

Предложения по домашнему заданию?

Дети отвечают на вопросы учителя.

Результат

В результате урока у учащихся получился коллаж, который может являться опорой для составления рассказа о том, какие бывают ветра, и какую роль играет ветер в природе и для человека. Учащиеся ориентировалась в его содержании и Мотивационный этап удался, у детей загорелись глаза, и они предложили много вопросов, на которые они хотели бы получить ответ. Часть вопросов остались неразобранные и ребята изъявили желание найти на них ответы. При работе в паре и в группе учащиеся работали с текстом, развивали умения смыслового чтения. Так как при проверке почти не было неверных ответов, можно сделать вывод, что учащиеся продемонстрировали умения смыслового чтения: они доказывали свою точку зрения, о том, к какой группе отнести ветер и зачитывали отрывки из текста. Взаимодействие в парах и группах получилось. Учащиеся до 95% были включены в парную и групповую работу, обсуждали результат, и предъявляли его как общий. Это было видно по высказываниям детей, например «Наша группа решила, что ..», «Мы в группе обсудили..». Это же подтверждается и наблюдениями. Когда в конце урока было предложено приклеить оставшиеся картинки, к коллажу подошли группами. урока. Проект урока предусматривал рефлексивную остановку, во время которой выделили, на какие вопросы уже ответ готов. Итоговая рефлексия была организована по содержанию вопросов, которые были поставлены в начале урока и то, как дети искали ответы на них. Во время рефлексии учащиеся продемонстрировали, что они следят за ходом урока, ориентируются в его пространстве. Это можно было видеть по тому, что они говорили, что сделано, что еще необходимо сделать, высказывали предложения и задавали вопросы. Таким образом, можно сделать вывод, что задачи урока решены.

Приложение 1. Текст для работы в паре.

Скорость ветра  измеряют в метрах в секунду. При штиле  скорость ветра не превышает 0 м/с. Фён – легкий ветер, который характерен для гористой местности. Дует он, как правило, с гор на равнину.

Если на пути движущегося холодного воздуха поднимаются подобно плотине невысокие горы, может возникнуть бора.  Холодный воздух, преодолев невысокий барьер, с огромной силой обрушивается вниз, причем при этом происходит резкое понижение температуры. В России бора особенной силы достигает в Новороссийске. Суховеи  – это сухие и знойные ветры. Они характерны для засушливых районов земного шара. Скорость ветра-суховея достигает 20 м/с, а температура воздуха – 40 °C. Растения, испаряя влагу, высыхают на корню. В пустынях суховеи нередко сопровождаются пыльными бурями.

Бриз — тёплый ветер, дующий с берега на море ночью и с моря на берег днём; в первом случае называется береговым бризом, а во втором — морским. Слово произошло от французского - легкие брызги.

Зефир легкий теплый ветерок в средиземноморском море

Шквал - сильный и резкий порыв ветра скоростью от 12 м/сек и выше, сопровождающийся, обычно, грозовым ливнем. При скорости больше 18-20 метров в секунду, шквальный ветер сносит плохо закреплённые конструкции, вывески и может ломать рекламные щиты и ветки деревьев, вызывать обрыв линий электропередач, что создаёт опасность для находящихся под ними рядом людей, автомобилей. 

Вихрь – атмосферное образование с вращательным движением воздуха вокруг вертикальной или наклонной оси.

Ураган (тайфун) – ветер разрушительной силы и значительной продолжительности, скорость которого превышает 120 км/ч. "Живет", т. е. двигается, ураган обычно 9–12 суток. Синоптики присваивают ему имя. Ураган разрушает здания, вырывает с корнем деревья, сносит легкие строения, обрывает провода, повреждает мосты и дороги. По разрушительной силе его можно сравнить с землетрясением. Родина ураганов – океанские просторы ближе к экватору

Слово "смерч" – русское, и происходит от смыслового понятия "сумрак", то есть мрачная, грозовая обстановка. Смерч представляет собой гигантскую вращающуюся воронку, внутри которой пониженное давление, и в эту воронку засасываются любые предметы, оказавшиеся на пути движения смерча. При его приближении слышен оглушительный гул. Двигается над землей смерч со средней скоростью 50–60 км/ч. Смерчи недолговечны. Одни их них "живут" секунды или минуты, и лишь немногие - до получаса

Приложение 2. Текст для работы в группе.

а) Ветер обеспечивает анемохорию — один из распространенных способов разнесения семян. Распространение семян ветром может иметь две формы: семена могут плавать в движущемся воздухе, или могут быть легко подняты с поверхности земли. Классическим примером растения, которое распространяется с помощью ветра, является одуванчик, что имеет пушистый паппус, прикрепленный к семени, с помощью которого семена долго плавают в воздухе и разносятся на большие расстояния. Другим широко известным примером является клён, что имеет «крылатые» семена, способные пролетать определенные расстояния до падения.

б) Много других животных способны тем или иным образом использовать ветер для своих нужд или приспосабливаться к нему. Много больших птиц также используют встречный ветер для набора необходимой скорости относительно воздуха и взлёта с поверхности земли или воды.

Например, пищухи запасают на зиму сухую траву, которую защищают от разнесения ветром камнями. Тараканы способны чувствовать малейшие изменения ветра в результате приближения хищника, такого как жаба, и реагировать с целью избежать нападения. Их усики очень чувствительны к ветру, и помогают им остаться живыми в среднем в половине случаев. Благородный олень, который имеет острое обоняние, может чувствовать хищников на наветренной стороне на расстоянии до 800 м. Увеличение скорости ветра до значений более 4 м/с подает большой полярной чайке сигнал к увеличению активности в поисках пищи и попыткам захвата яиц кайр.

в) Влияние на человека. Одним из наиболее распространенных применений ветра было и остается использование его для движения парусных судов. В целом все типы парусных судов достаточно похожи, почти все они имеют по меньшей мере одну мачту для содержания парусов, такелаж и киль. Однако парусные суда не являются очень быстрыми, путешествия ими через океаны длятся несколько месяцев, а обычной проблемой является попадание в штиль на длительный период или отклонение от курса из-за шторма или ветра неудобного направления. Традиционно, из-за продолжительности путешествий и возможных задержек, важной проблемой было обеспечение корабля пищей и питьевой водой. Одним из современных направлений развития движения судов с помощью ветра является использование больших воздушных змеев.

г) Ветер и транспорт

Хотя современные самолёты пользуются собственным источником энергии, сильные ветры влияют на скорость их движения. В случае же легких и безмоторных летательных аппаратов, ветер играет главную роль в движении. Направление ветра обычно является важным во время взлёта и посадки летательных аппаратов с неподвижными крыльями, из-за чего взлётно-посадочные полосы проектируются с учётом направления преобладающих ветров.

Что такое ветроэнергетика?

Первыми начали применять ветер как источник энергии сингалы, которые жили возле города Анурадхапура и в некоторых других районах Шри-Ланки. Первое воспоминание о применении ветра для выполнения механической работы найдено в работе Герона, который в 1 веке н. э. сконструировал примитивную ветряную мельницу, что поставляла энергию для органа. Первые настоящие ветряные мельницы появились около 7 века в регионе Систан на границе Ирана и Афганистана. Это были устройства с вертикальной осью, что имели 6-12 лопастей; использовались они для молотьбы зерна и накачивания воды. Привычные теперь ветряные мельницы с горизонтальной осью начали использоваться для обмолота зерна в Северо-Восточной Европе с 1180-х гг.

Современная ветроэнергетика сосредотачивается прежде всего на получении электроэнергии, хотя незначительное количество ветряных мельниц, предназначенных непосредственно для выполнения механической работы, все ещё существует. Однако, поскольку скорость ветра заметно возрастает с высотой, существует тенденция увеличения высоты башен и разрабатываются методы получения энергии с помощью мобильных генераторов, установленных на больших воздушных змеях.

д) Какие фактические явления связаны с ветром?

Ветер играет важную роль во многих популярных видах спорта и развлечений, в частности таких, как дельтапланеризм, парапланеризм, полеты на воздушных шарах, запуск воздушных змеев, сноукайтинг, кайтсёрфинг, парусный спорт и виндсёрфинг.

е)Разрушительное действие. Сильные ветры способны вызвать значительные разрушения, объём которых зависит от скорости ветра. Отдельные порывы ветра могут повредить плохо сконструированные подвесные мосты, а в случае совпадения частоты порывов с собственной частотой колебаний моста, мост может быть легко разрушен, как это случилось с мостом Такома-Нарроуз в 1940 году. Уже ветры скоростью 12 м/с могут привести к повреждению линий электропередач из-за падения на них сломанных ветвей деревьев. Хотя ни одно дерево не может быть настолько крепким, чтобы гарантированно выдержать ветер ураганной силы, деревья с неглубоким корнями вырываются из земли намного легче, а ломкие деревья, такие как эвкалипт или гибискус, легче ломаются. Ветры ураганной силы, то есть скоростью свыше 35 м/с, наносят значительные повреждения легким и иногда даже капитальным зданиям, разбивают окна и сдирают краску с машин. Ветры скоростью свыше 70 м/с способны разрушать уже практически любые здания, а зданий, способных выдержать ветер скоростью свыше 90 м/с, почти не существует. Так, некоторые шкалы скорости ветра, в частности шкала Саффира-Симпсона, предназначены для оценки возможных убытков от ураганов.

ж) Значение в истории. В Японии, камикадзе — «божественный ветер» — считался подарком богов. Именно так были названы два тайфуна, что уберегли Японию от монгольского нашествия 1274 и 1281 гг. Два других известных шторма носят общее название «Протестантский ветер». Один из них задержал и значительно повредил корабли испанской «Непобедимой армады» во время нападения на Англию в 1588 году, что привело к поражению армады и установление английского господства на море. Другой не дал английским кораблям возможности выйти из гаваней в 1688 году, чем помог Вильгельму Оранскому высадиться в Англии и завоевать её. Во время Египетской кампании Наполеона, французские солдаты значительно пострадали от пылевых бурь, которые приносил пустынный ветер хамсин: если местные жители успевали спрятаться, непривычные к этим ветрам французы задыхались в пыли. Хамсин несколько раз останавливал битвы и в течение Второй мировой войны, когда видимость снижалась практически до нуля, а электрические разряды делали непригодными к использованию компасы.

 

Приложение 4. Источники.

http://litsait.ru/konkursy/konkurs-skazz/svet-storonushka.html

http://muz- muz.net/storage /Ветер%20ветер%20ты%20могуч

https://ru.wikipedia.org/wiki /%C2%E5%F2%E5%F0

http://www.schoolnano.ru

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (1)

Татьяна Бернгардт, 07.11.16 в 21:15 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо, материал интересный. Знаю, что у Вас есть хорошая статья о такой форме обобщения как "коллаж". Не поделитесь?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.