Конспект урока окружающего мира «Жизнь леса. Лес - природное сообщество» (4 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ФИО педагога: Ворфоломеева Галина Николаевна |
|||||
Предмет/ класс: окружающий мир/ 4 класс |
|||||
Тема урока |
Жизнь леса. Лес – природное сообщество. |
||||
Цель урока |
Познакомить с ярусами леса, формировать представление о лесе как о сообществе, ввести и разъяснить термин «природное сообщество». |
||||
Задачи |
Образовательные: Создать условия для формирования понятия «Природное сообщество леса», познакомить с растительным и животным миром леса. Способствовать развитию приёмов умственной деятельности: классификация, сравнение, анализ, обобщение Развивающие: Способствовать развитию самостоятельности, умению преодолевать трудности в проблемных ситуациях. Развивать умение организовывать и поддерживать диалог, умение слушать. Развивать воображение, речь. Воспитательные: Прививать интерес к предмету, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, учить выслушивать мнения других и высказывать свою точку зрения, воспитывать навык самоконтроля, толерантное отношение друг к другу. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней. |
||||
Тип занятия |
Освоение новых знаний |
||||
Оборудование |
Мультимедийный проектор , экран, компьютер, презентация к уроку, рисунок ели и «чудо- шишки» с вопросами, толковый словарь русского языка, рисунки ярусы леса: 1.берёза 2.шиповник 3.ромашка 4.белый гриб, музыка «Голос соловья», карточка со словом «ЯРУСНОСТЬ», раздаточный материал: тесты «Природное сообщество – лес …» (см.Приложение 1), комплекты растений (см.Приложение 2), бабочки для самооценки (см. приложение 3), гербарий растений: веточки сосны и ели. |
||||
Методы и формы работы |
Частично-поисковый; Индивидуальная, фронтальная, групповая. |
||||
Межпредметные связи |
Литературное чтение , русский язык |
||||
Технологии достижения |
Исследовательская, деятельностная, проблемно – диалогическая, личностно - ориентированная |
||||
Планируемый результат |
|||||
Предметные умения: (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся приводить примеры взаимосвязи между человеком и природой; получат возможность научиться оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
Метапредметные умения: (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; определять общую цель и пути её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
Личностные умения: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. |
|||
Универсальные учебные действия (УУД ): Познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информации в ходе освоения новой темы; логические – дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений об окружающем мире. Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения. Регулятивные: ориентирование в учебнике; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. |
|||||
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
|||||
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
|||
Организационный этап |
Слайд 1 Здравствуйте, ребята! Закройте глаза и представьте, что вы оказались на солнечной полянке, вокруг вас растёт много цветов, порхают красивые бабочки, гудят шмели. Подставьте свои лица солнечным лучам и улыбнитесь, откройте глаза. Улыбнитесь друг другу, я желаю вам хорошего настроения. |
Настраиваются на урок. |
|||
Актуализация знаний, мотивация |
Слайд 2 Богатырь стоит богат, Угощает всех ребят, Сашу - земляникой, Таню – костяникой, Наташу – орешком, Сережу – сыроежкой, Леночку – малиной, Алешу – хворостиной. Что это за богатырь? (Лес) |
Отвечают на вопрос |
|||
Определение темы урока. Постановка цели урока. |
О чём будем говорить на уроке? Какова тема? А цель какая? Сегодня у нас будет необычный урок, урок-путешествие. Мы отправимся в лес по учебной природной тропинке. Узнаем, что у леса есть свои этажи, что растительный и животный мир в лесу связан невидимыми нитями и составляет природное сообщество. Итак, отправимся в путешествие. Торопливая тропинка Держит путь издалека Вьется по лесу тропинка, Словно нитка из клубка. |
||||
Включение в систему знаний и повторение Изучение нового материала |
Игра «чудо-ель». Первый привал мы устроим у необычной ели. На ней растут чудо - шишки с вопросами для вас. Давайте ответим на эти вопросы, вспомнив материал темы «зона лесов», иначе дальше двигаться мы не сможем. На доске – рисунок с изображением ели с шишками. (Учащиеся по очереди выходят к доске и «срывают» шишку) Вопросы на шишках: 1) Какое значение имеет лес для жизни людей? (Это источник древесины, дом для животных, место отдыха людей, источник ягод, грибов, защитник воздуха) (слайд 3) 2) Какие бывают леса? (Хвойные, лиственные, широколиственные, смешанные) 3) Найдите объяснение слову «лес» в толковом словаре. (это пространство, заросшее растениями или это строительный материал) 4) Вспомните редкие растения и животных, занесенных в красную книгу Рязанской области? (Венерин башмачок, зубры, рысь, чилим плавающий) 5) В какой природной зоне мы живём и какие растения можно встретить в лесах нашего края? (Ландыш, ковыль, василёк,) 6)Расшифруйте названия деревьев, которые растут в наших лесах? 1. Знакомство с «лесными этажами». - Продолжаем наше путешествие. Побежала тропка к броду, Задержаться не смогла… Впопыхах вбежала в воду И нырнула, в чем была. Ни следа не оставляя, Пробежала над водой, Из воды совсем сухая Вышла на берег другой. Если речку перейдешь, То опять ее найдешь. - О каком дереве говорят: белая, белоствольная? - Привела нас тропинка в березовую рощу (слайд 4) - Продолжит мою мысль ….. (Звучит музыка «Голос соловья») - Кто так поёт? Ученик. Живут здесь березки. На зеленом фоне летней травы и ярких цветов белые стволы березовой рощи - такая картина запоминается на всю жизнь. Иногда мы не обращаем внимания на чудесное, удивительное только потому, что оно близко, рядом. Мы каждый день проходим мимо этого чуда. А ведь береза – единственное дерево с белой корой. Да и название своё дерево получило по цвету коры. В ней есть особое вещество - бетулин, которое окрашивает её. Много песен и стихов сложено про красавицу – березу. - Побежала тропинка дальше и привела нас в сосновый бор ( слайд5) - Что же здесь мы можем увидеть? Расскажет нам об этом ... Ученик. А живет здесь – сосна. В сосновом лесу светло и сухо. А как пахнет хвоей в лесу! Воздух здесь удивительно чистый, т.к. фитонциды сосны убивают микробы. - И торжественно и ровно Сосны древние гудят. Лес плывет куда-то, Словно многомачтовый фрегат, Он плывет едва заметно, То на север, то на юг. И в широком шуме ветра Море слышится вокруг. - Повела нас тропинка дальше и привела в дубраву (слайд 6) Здесь очень много кверкусов. А что такое кверкус? Послушаем сообщение об этом . Ученик. Кверкус - так называли дуб древние римляне. А в переводе на русский язык – «красавец». Лесники говорят: «Дуб любит расти в шубе, но с открытой головой». Это означает, что он любит свет и не переносит, когда затемнена его верхушка. На Украине растет дуб, высота которого 36 метров. А самый старый дуб растет в Литве, ему 2 тыс. лет. Есть и другие знаменитые дубы. Один из них связан с именем А.С. Пушкина. Дуб растет недалеко от Санкт-Петербурга. Это о нем писал Александр Сергеевич: «У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том…» - Итак, что такое кверкус? - Лес - это дом для растений и животных, как для нас наши квартиры. И этот дом - многоэтажный. Только в лесу эти этажи называются ярусами. И сегодня на уроке мы выясним, что же представляет собой лес в природе. - Как вы думаете, какой ярус самый высокий ? (Самый высокий ярус - это деревья.) - Таким образом, деревья занимают 1 ярус. (слайд 7) Но среди них есть светолюбивые и тенелюбивые, поэтому одни деревья выше, другие – ниже . - Как вы думаете, какие деревья светолюбивые и тенелюбивые? (Светолюбивые – сосна, ель, дуб; тенелюбивые – клён, рябина) |
Отвечают на вопросы, работают в парах. |
|||
Физкультминутка |
Ветер сильный налетал, Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.) Ветки гнутся взад-вперёд, Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.) Будем вместе приседать — Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.) Мы размялись от души И за парты вновь спешим. (Дети садятся за парты.) |
Дети выполняют действия |
|||
Продолжение работы по теме Первичное осмысление и закрепление |
- Теперь выясним, что составляет 2 ярус. Для этого вам надо определить, о каком растении пойдет речь. 1) Какое еще название имеет лещина обыкновенная? (Орешник) 2) Назовите лекарственное растение, сырьем которого служит кора, цветы, ягоды (Калина) 3) Какое растение называют дикой розой? (Шиповник) - Что общего у этих растений? (Это кустарники) - Кустарники занимают 2 ярус. (слайд 7) - Как вы думаете, какие растения леса занимают 3 ярус?(Травы) (слайд 7) - Назовите травы, которые растут в лесах нашего края? (Зверобой, ландыш, чистотел, чабрец и др.) - А еще в лесу есть и 4 ярус. (слайд 7) Его занимают растения, у которых нет корней. - Что это за растения? (Мхи, лишайники, грибы) - Таким образом, в лесу среди растений наблюдается определенный порядок, т.е. ярусность. (Учитель ставит карточку со словом ярусность). - У вас на столах лежат тесты «Природное сообщество – лес..» Вам нужно ответить на вопросы. (слайд 8) - Давайте с вами проверим. (слайд 9) - Поднимите у кого нет ни одной ошибки? (оценка 5) Одна ошибка? Две?.... 2.Обобщение знаний о правилах сбора грибов. - Продолжим прогулку по лесной тропинке. В лесу есть особая группа живых существ, которая не относится ни к растениям, ни к животным. - Что это? (Грибы) (слайд 10) - Послушайте историю, которую мне однажды рассказал один лесничий. «В нашем районе сажали лесные полосы, но деревья росли очень плохо: чего-то им не хватало. И люди заметили, что нет в молодом лесу ни одного гриба. Привезли из старого леса почву с грибницей. На новом месте тоже появились грибы. И произошло чудо: деревья стали хорошо расти. Лес ожил» - Отчего это произошло? Найдем и прочитаем об этом в учебнике на стр.164. (Ученик читает один абзац текста «Нужны ли лесу грибы?») - Как надо собирать грибы, чтобы не навредить себе и лесу? (Нельзя срывать, а надо срезать ножом, чтобы не повредить грибницу) - Какие бывают грибы? (съедобные и несъедобные) - Ребята, а вы в лес ходили за грибами? С кем? - А какие грибы собирали? - Если вам встречались незнакомые грибы, что с ними делали? Индивидуальная работа. - У вас на столах лежат комплекты растений, вам нужно расположить их по ярусам Проверка: - Проверьте у соседа по парте? - А теперь посмотрите у меня. У всех так получилось ?
- Не устали ещё путешествовать? Тогда продолжаем. (слайд 11) - Скажите , что в лесу нет ничего страшнее: А)лешего Б)водяного В)пожара Г)зайца - Правильно, страшней всего пожар. (слайд: 12,13) Лесные пожары на территории России 2010 года. В конце июля, августа и начале сентября 2010 года в России на всей территории сначала Центрального федерального округа, а затем и в других регионах России возникла сложная пожарная обстановка из-за аномальной жары и отсутствия осадков. Для восстановления пострадавших от пожаров лесов может потребовать десятки и сотни лет и поэтому во многих регионах России стартовала акция «Посади и вырасти своё дерево-2010». Чтобы восполнить нанесенный ущерб наша школа принимает активное участие в выражении саженцев на пришкольном участке под руководством Тукмаковой Л.В. был организован кружок «Лесной патруль» 3. «Открытие» нового знания детьми. Знакомство с понятием «природное сообщество» - Без кого мы не можем себе представить лес? (Без животных) - В какое время года их больше? (Летом) (слайд 14) - Почему, от каких факторов это зависит? (От климата, наличия пищи, экологии) - Назовите животных наших лесов (Лиса, белка, заяц, лось, кабан). - Для чего нужны животные в лесах? (Чтобы поедать вредных насекомых и растения) - Что может произойти, если один из этих факторов будет нарушен? (Нарушится природное равновесие, лес может погибнуть) - Какой вывод можно сделать из этого? (Всё в природе взаимосвязано, т.е. жизнь животных и жизнь растений зависят друг от друга) (слайд 15) - Таким образом, животные леса, растения леса, грибы составляют природное сообщество, и называется оно как? (Лес) |
Выполняют задания. |
|||
Самостоятельная работа. Работа в парах |
- А сейчас проведем практическую работу. Работать будем в группах. Для этого нам нужно вспомнить правила работы в группе. Правила работы в группе (слайд 16) Проявляй активность. Слушай друга, не перебивая. Говори спокойно и ясно; Говори только по делу; Говори по очереди; Реагируй жестами и знаками; Возражая или соглашаясь, смотри на говорящего; Убедись, что в разговоре участвует каждый; Обращайся к другу по имени. Исследовательская работа ( «Рассматривание и сравнивание веточек хвойных деревьев: ели и сосны» ) В лесу вас ждут открытия: большие и маленькие. Вы – учёные - исследователи. - Каждая группа получит гербарий растения. Вам нужно заполнить таблицу. Веточки каких деревьев лежат у вас на столе? (на столах лежат веточки сосны и ели) Чем они похожи друг на друга? (Ель и сосна похожи тем, что зимой они зелёные) А чем они отличаются? (длиной иголок, расположением их) Как расположены иголочки у сосны? Какова их длина? ( У сосны иголки длинные, растут парами в разные стороны.) Как расположены иголочки у ели? (Иголочки у ели расположены поодиночке, но очень тесно) Почему в еловом лесу всегда сыро? (Хвоя ели не пропускает лучей солнца, поэтому в еловом лесу всегда сыро.) Почему в сосновом бору так светло? ( У сосны ветки находятся только на верхушке. Хвоя редкая, пропускает солнечные лучи.) Что можно сказать о ветках сосны и ели? (Ветка сосны мягкая. Ветка ели жёсткая, колется.) - Молодцы, я оценю ваши работы и на следующем уроке выставлю оценки. |
Выполняют задание. |
|||
Подведение итогов урока |
- Наше путешествие подошло к концу. - Давайте вспомним, где мы сегодня побывали? - Что нового узнали на уроке? - Чем понравилось заниматься на уроке? - Что особенно получилось? - Над чем ещё нужно поработать? - Ты, дружок, смотри не подкачай! Правдивым быть и добрым обещай! Не покупай для бабочки сачка. Люби цветы, леса, простор полей - Не обижай ни птахи, ни сверчка, Все, что зовется Родиной твоей. |
||||
Домашнее задание |
(слайд 17) К следующему уроку вы должны хорошо знать: 1. Название организмов, составляющих природное сообщество - лес; 2. Ярусы леса. Должны уметь: 1. Различать растения и животных лесной зоны. 2. Устанавливать взаимосвязь в природе. 3. Всегда бережно относиться к окружающему миру. - Дома вам надо будет подготовить сообщение, о каком- либо растении или о животном нашего края. |
Записывают домашнее задание. |
|||
Рефлексия деятельности |
Ребята, какое настроение у вас оставил урок, сравните его с полетом бабочки. У меня очень хорошее настроение и моя бабочка взлетела высоко. А куда взлетят ваши бабочки? Спасибо за работу! |
Анализируют собственную деятельность и деятельность одноклассников. Самооценка учащимися своей деятельности на уроке. |
Литература
Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2015г.
Дмитриева О.И., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 4 класс. – М.: ВАКО, 2016г.
Еремеева Е. Ю. Растения: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2014г.
Плешаков А. А., Крючкова Е.А. Окружающий мир: учебник для 4 класса: в 2 частях - М.: Просвещение, 2013г.
Плешаков А. А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. – М.; Просвещение, 2016г.
Плешаков А. А. От земли до неба. Атлас-определитель для начальных классов. – М.: Просвещение, 2016г.