12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Куликова А.С.111
Россия, Тверская обл., посёлок Спирово
Материал размещён в группе «Мой кабинет»
3

Конспект урока по биологии в 7 классе «Пресмыкающиеся. Общая характеристика»



Конспект урока по зоологии в 7 классе на тему: Пресмыкающиеся. Общая характеристика

Цель: изучить особенности внешнего и внутреннего строения в связи со средой обитания.

Задачи:

  • Выявить черты приспособленности пресмыкающихся к наземному образу жизни; раскрыть особенности строения и жизнедеятельности рептилий, связанные с наземным образом жизни;
  • Развивать умения работать с учебником, выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы
  • Воспитывать бережное отношение к природе, познавательный интерес.

Тип: комбинированный

Методы: репродуктивные, объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые.

Оборудование: презентация «Пресмыкающиеся», учебник «Биология» животные под редакцией В.М. Константинова.

Цель:

Установить взаимосвязь между внешним строением пресмыкающихся и образом жизни.

Задачи:

1Рассмотреть особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся на примере ящерицы, позволяющие ей обитать в наземно- воздушной среде.

2.Развивать умения выделять главное, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи и взаимозависимости, работать с текстом и рисунками учебника, составлять схемы.


Презентация к уроку "Общая характеристика Пресмыкающихся":


ПРЕЗЕНТАЦИЯ

 

Орг. Момент

Актуализация знаний

Вы любите отгадывать загадки? (ответ ребёнка) Тогда отгадайте несколько загадок.

1. Посмотрите внимательно на слайд.

2. Обратите внимание на животных которых вы видите. Предположите, что происходит в момент движения. (Тела влачится по земле, говорят иначе, смыкается с землёй).

3. Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? 

(Класс Пресмыкающиеся). 

3.Формирование целей и задач урока

Сегодня на уроке мы рассмотрим особенности внешнего строения и скелета пресмыкающегося на примере ящерицы.


 

4. Усвоение новых знаний 

Рассказ учителя:

Пресмыкающиеся - холоднокровные животные, которые освоили сушу. Основной способ передвижения – ползание, пресмыкание. Известно более 6000 тысяч современных видов, форма тела и размеры различны, обитают на суше, в воде, под землей. Раздел зоологии, изучающий пресмыкающихся, называется герпетологией. А специалисты, занимающиеся изучением рептилий – герпетологи. Вот и мы сегодня давайте побудем немного герпетологами и изучим особенности жизнедеятельности пресмыкающихся.

Особенности внешнего строения

Изучение скелета пресмыкающихся.

Самопроверка

Подведение итогов работы

Вернемся к вопросу, который мы поставили в начале урока: Какие особенности строения позволили пресмыкающимся стать настоящими сухопутными животными?

Выводы.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Конспект урока по зоологии в 7 классе

тема: Пресмыкающиеся. Общая характеристика.

Внешнее строение и скелет.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1организационный момент

Приветствие учеников

Приветствие учителя

2 Актуализация знаний

Задаёт вопросы с использование презентации

- Вы любите отгадывать загадки? (ответ ребёнка) Тогда отгадайте несколько загадок.

Он на экваторе живет.

И у него огромный рот.

Он солнце в сказке проглотил.

Кто? Догадался? – …….. (крокодил –2слайд)

Шелестя, шурша травой,

Проползает шнур живой,

На земле клубком свернется.

Угадали, как зовётся? (змея – 3 слайд)

Бегает среди камней, 

Не угонишься за ней. 

Ухватил за хвост, но - ах! – 

Удрала, а хвост в руках.  (ящерица – 4 слайд)

Очень медленно идет,

Дом она с собой несет.

Испугается чего-то,

В панцирь с головой уйдет (черепаха – 5 слайд)

- А как этих животных можно назвать одним словом? (ответ). Своё название пресмыкающиеся получили за то, что передвигаются они пресмыкаясь (ползая) по земле. Обычно у них четыре лапы, но они лишь помогают передвижению тела, как подвижные рычаги, т.к. расположены по бокам туловища, а не под ним. Слово «рептилия» в переводе с греческого языка означает «ползать на брюхе». Именно поэтому пресмыкающихся животных также называют рептилиями.

Учитель проговаривает тему

Записывает на доске

Отвечают на вопросы

Ответ учеников, гипотезы, догадки.

(Класс Пресмыкающиеся). 

Записывают тему в тетрадях

3.Формирование новых знаний:

Рассказ учителя:

Пресмыкающиеся - холоднокровные животные, которые освоили сушу. Основной способ передвижения – ползание, пресмыкание. Известно более 6000 тысяч современных видов, форма тела и размеры различны, обитают на суше, в воде, под землей. Раздел зоологии, изучающий пресмыкающихся, называется герпетологией. А специалисты, занимающиеся изучением рептилий – герпетологи. Вот и мы сегодня давайте побудем немного герпетологами и изучим особенности жизнедеятельности пресмыкающихся

 

4.Формирование целей и задач урока

Задаёт вопрос ( Что мы должны знать? Что изучить?)


 

Для того чтобы почувствовать себя учеными, что мы должны узнать про пресмыкающихся. Какие цели для себя поставить на какие вопросы ответить

Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на вопросы Проблемный вопрос

Какие особенности строения позволили пресмыкающимся стать настоящими сухопутными животными?

Ответ учеников: изучить особенности внешнего и внутреннего строения в связи со средой обитания.


 

Где обитают пресмыкающиеся? Почему их так назвали? Каких вы знаете пресмыкающихся? Почему люди боятся их? Каких пресмыкающихся вы знаете?

5. Усвоение новых знаний 

   
 

1.Познакомимся с общей характеристикой пресмыкающихся:

1 отделы тела

(обратите внимание, между туловищем и головой появилась шея)

2 покровы тела

( вспомните земноводных, какя кожа у них. Давайте посмотрим на представителя пресмыкающихся, ящерицу она такая же или имеются отличия. Если да то какие они)

Подумайте с чем это свазано.Что нужно экономить пресмыкающимся в отличии от рептилий.

Давайте ещё раз посмотрим на внешнее строение ящерицы. Обратите внимание на голову. Что распологается на голове

Давайте вспомним змей ( как вы думаете почему многие считают их взгляд гипнотическим)

 

Скажите какие веки у ящериц

А у змей

Из других органов чувств следует назвать длинный, раздвоенный на конце язык, который ящерица постоянно высовывает изо рта, пользуясь им, как органом осязания.

Где в основном обитают пресмыкающиеся

( где чаще всего видят змей и ящериц люди)

Да правильно, пресмыкающиеся это холоднокровные животные.

А что это значит

А как передвигаются пресмыкающиеся.

И где располагаются их конечности если они есть

Если посмотреть внимательно то мы увидим, что конечности имеют когти, это облегчает передвижение по твердому субстрату

Рост

Рост животных сопровождается периодической линькой.

Стары покров отслаивается, лопается и сходит лоскутами, под ним новый

Способность к регенерации

Обламывание хвоста

На территории Тверской и московской областей встречается удивительное животное Веретеница.

Веретеница — это безногая ящерица. Она обитает у нас в различных лесах, но всюду редка и занесена в Красную книгу.

Эта медлительная рептилия питается малоподвижными животными: дождевыми червями, слизнями, улитками, многоножками, гусеницами бабочек. От змеи веретеницу легко отличить: у змей взгляд "немигающий", а веретеница может моргать. Может веретеница и "отбросить" хвост, если за него схватится хищник, а потом его заново отрастить. При опасности она отбрасывает хвост. Это связано с тем , что в хвостовых позвонках ящериц, , есть неокостеневающие прослойки, по которым хвост обламывается. Само обламывание происходит за счет резкого сокращения хвостовых мускулов. Отброшенный хвост долго интенсивно извивается, отвлекая хищника от самой ящерицы, которой тем временем удается скрыться.

Научное название этой ящерицы – веретеница ломкая (Anguis fragilis), что связано со способностью обламывать хвост. Это один из способов избежать опасности – пожертвовать хвостом, но спасти жизнь.

Вопросы учителя

1) Почему тело ящерицы покрыто плотной сухой кожей, лишено желез, выделяющих слизь?

2) Как происходит рост ящерицы?

3. В чем особенность расположения конечностей у ящерицы

4. Ящерица - лакомство для хищников, которые чаще хватают ее за длинный упругий хвост, как она себя спасает?

( обламывает хост, потом он отрастает- регенерирует)

Строение скелета пресмыкающихся

Ребята, как вы понимаете, изменения произошли не только во внешнем строении, но и скелете пресмыкающихся.

 

Череп имеет мыщелок – это выступ, которым задняя часть черепа причленяется к позвоночнику.

Позвоночник подразделяется на 5 отделов (шейный, грудной, поясничный, кресцовый и хвостовой (у земноводных – 4 отдела)

В шейном отделе выделяются 2 первых позвонка – атлант и эпистрофей.

Рёбра соединяются с грудиной и образуют грудную клетку


 


 

Голова, туловище, хвост, передние и задние конечности


 


 


 

У амфибий кожа влажная, тонкая, она участвует в дыхании. У пресмыкающих наоборот кожа жёская и если посмотреть на змею покрыта чешуями.


 

Переход к наземному образу жизни и легочному дыханию не требует влажной кожи


 


 

На голове ящерицы расположены ноздри и глаза с хорошо развитыми веками. По бокам головы, за глазами, видны ушные отверстия, закрытые барабанными перепонками.


 

Если затрудняетесь с ответом воспользуйтесь учебником стр 191


 

Подвижные

Прозрачные как линзы , срастаются со щитками.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

В лесу, на камнях, греются на солнце.


 


 

Имеют непостоянную температуру тела.


 


 

опираются при передвижении на твердый субстрат, касаясь телом земли - пресмыкаясь (отсюда и название класса); Конечности распологаются по бокам


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

(Переход к наземному образу жизни и легочному дыханию не требует влажной кожи)

(рост сопровождается линькой: стары покров отслаивается, лопается и сходит лоскутами, под ним новый )

(Они располагаются по бокам туловища).


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

6.Подведение итогов урока


 

Вернемся к вопросу, который мы поставили в начале урока: Какие особенности строения позволили пресмыкающимся стать настоящими сухопутными животными?

( тело снаружи покрыто плотной сухой кожей с роговыми чешуйками, голова покрыта роговыми щитками: все это предохраняет организм от потери влаги в засушливый период;

- появление шейных позвонков, позволяет поворачивать голову, что важно при добывании пищи и спасении от врагов;

- грудная клетка обеспечивает полноценное легочное дыхание;

- конечности с когтями, что облегчает передвижение по твердому грунту

 

 

7.самопроверка

У вас на столах лежат листы которые содержат пять вопросов. Время для ответа пять минут

Ученики выполняют проверочную работу.

8.Выводы

Давайте особенности характерны для пресмыкающихся.

Ответ учеников

1 вариант

Вставить пропущенные слова, закончить предложение:

1.Тело ящериц покрыто ____________________________ кожей.

2. Задняя конечность состоит___________________________________

3.Между головой и туловищем находится_________

4.Грудная клетка образована _______________________________________

5.В позвоночнике ящерицы выделяют _______отдела.

1 вариант

Вставить пропущенные слова, закончить предложение:

1.Тело ящериц покрыто ____________________________ кожей.

2. Задняя конечность состоит из__________________________________

3.Между головой и туловищем находится _________

4.Грудная клетка образована _______________________________________

5.В позвоночнике ящерицы выделяют ________________отдела.

1 вариант

Вставить пропущенные слова, закончить предложение:

1.Тело ящериц покрыто __________ кожей.

2. Задняя конечность состоит из________________________________

3.Между головой и туловищем находится _________________

4.Грудная клетка образована ______________________________________

5.В позвоночнике ящерицы выделяют _________________отдела.

1 вариант

Вставить пропущенные слова, закончить предложение:

1.Тело ящериц покрыто _______________ кожей.

2. Задняя конечность состоит из_______________________________

3.Между головой и туловищем находится _________

4.Грудная клетка образована _________________________________

5.В позвоночнике ящерицы выделяют _______отдела.

1 вариант

Вставить пропущенные слова, закончить предложение:

1.Тело ящериц покрыто _________________ кожей.

2.Задняя конечность состоит из__________________________________

3.Между головой и туловищем находится_____________

4.Грудная клетка образована ____________________________________

5.В позвоночнике ящерицы выделяют _______отдела.

 

2 вариант

Вставить пропущенные слова, закончить предложение:

1.Орган осязания ящерицы________________________________________

2. Передняя конечность состоит из_________________________________

3. В верхнем слое кожи образуется ___________________________чешуи.

4.Гудная клетка обеспечивает _____________________________________

5.Шея позволяет ящерице_________________________________________

2 вариант

Вставить пропущенные слова, закончить предложение:

1.Орган осязания ящерицы________________________________________

2. Передняя конечность состоит из_________________________________

3. В верхнем слое кожи образуется ___________________________чешуи.

4.Гудная клетка обеспечивает _____________________________________

5.Шея позволяет ящерице_________________________________________

2 вариант

Вставить пропущенные слова, закончить предложение:

1.Орган осязания ящерицы________________________________________

2. Передняя конечность состоит из_________________________________

3. В верхнем слое кожи образуется ___________________________чешуи.

4.Гудная клетка обеспечивает _____________________________________

5.Шея позволяет ящерице_________________________________________

2 вариант

Вставить пропущенные слова, закончить предложение:

1.Орган осязания ящерицы________________________________________

2. Передняя конечность состоит из_________________________________

3. В верхнем слое кожи образуется ___________________________чешуи.

4.Гудная клетка обеспечивает _____________________________________

5.Шея позволяет ящерице_________________________________________

2 вариант

Вставить пропущенные слова, закончить предложение:

1.Орган осязания ящерицы________________________________________

2. Передняя конечность состоит из_________________________________

3. В верхнем слое кожи образуется ___________________________чешуи.

4.Гудная клетка обеспечивает _____________________________________

5.Шея позволяет ящерице_________________________________________

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Опубликовано в группе «Мой кабинет»


Комментарии (2)

Дударева Надежда Викторовна, 11.03.17 в 20:28 0Ответить Пожаловаться
Хороший урок. Извините, но ваша работа не соответствует задачи конкурса, которая прописана в регламенте конкурса.
Задача Разработать и представить на конкурс методическую разработку «Урок-презентация».
Внимание! Конкурсная работа обязательно должна включать в себя следующее: конспект урока и презентацию к данному занятию. Презентации должны быть созданы в программе MS PowerPoint.
Абсалямова Айгуль Минихановна, 11.03.17 в 22:17 0Ответить Пожаловаться
Уважаемые члены жюри. Презентация есть, прикреплена. Если будут аналогичные проблемы - пишите мне. С уважением, Айгуль.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.