12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кадырова Илюза Юлаевна713
Обожаю свою работу))) Работаю учителем биологии 8 лет, и ни минуты не пожалела о выборе профессии))) Будьте позитивнее и добрее к детям)))
Россия, Башкирская респ., Кумертау
Материал размещён в группе «Биологи и экологи»
5

Урок на тему: «Древние пресмыкающиеся. Значение пресмыкающихся».

Урок на тему: «Древние пресмыкающиеся. Значение пресмыкающихся».

Задачи:

1. познакомиться с многообразием древних пресмыкающихся и гипотезами об их вымирании;

2. рассмотреть значение пресмыкающихся в природе и в жизни человека;

Основное содержание урока:

1. Многообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания

2 Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека.

Ход урока:

1.Актуализация знаний

Послушайте описание, и скажите о ком идёт речь.

Среди них известны настоящие гиганты и карлики. Самая большая – морская кожистая длиной до двух метров, а длина самой меленькой – мускусной не более 25 см.

Необычный внешний облик, оригинальный способ передвижения, наконец, ядовитость многих из них, давно привлекали внимание человека.

Свирепые хищники и домашние любимцы, длиной от 60 см до нескольких метров. С древности ценились за мясо и шкуру.

К какому классу относятся все эти животные и их отряды. (2 минуты)

2.Изучение нового материала

В следующем описании речь снова пойдёт о пресмыкающихся, только они совершенно особенные, «знакомые незнакомцы». Вот послушайте, как о них пишет Игорь Акимушкин: «Я вижу болото. И туман над ним. Огромный «дракон», круша хвощи, грузно тащит по трясине многотонное тело. Ноги у дракона толстые, как кряжистые дубы. Хвост-анаконда извивается в мутной жиже. Крылатая тень скользнула над топью, дракон проводил ее безразличным взглядом сытого великана. А посмотреть было на что: над болотом летел крокодил! Много их, разных «крокодилов», больших и малых (иные с дрозда, а иные и с планер!), парило тогда в воздухе. То были первые на земле авиаторы (позвоночные). Это было удивительное время! Никогда прежде Земля не видела таких чудовищ и едва ли увидит вновь. И суша, и море, и воздух были отданы им во владение.

Догадались кто это? А как вы думаете, почему изучая многообразие пресмыкающихся на прошлом уроке, мы не рассматривали динозавров?

Хотите ли вы совершить маленькое путешествие с помощью машины времени - фантазии в страну динозавров?

1. Вопрос учителя «Что вы знаете о динозаврах? А вы знаете, кто был их предками?»

Происхождение пресмыкающихся. Происхождение современных рептилий от древних амфибий-стегоцефалов. (Рассказ учителя работа с учебником)

2. Древние пресмыкающиеся.

Учащиеся представляют себя в древнем влажном лесу мезозойской эры – эры расцвета пресмыкающихся.

3.Звероподобные рептилии. Учитель называет особенности строения звероподобных рептилий, потомки динозавров (птицы, звери, современные пресмыкающиеся). (12 мин)

Учащиеся делятся на три группы по 3 – 4 человека и выполняют задание:

1.Задание для групп

На индивидуальных магнитных досках, создайте схему развития позвоночных животных, начиная от предков древних рептилий и заканчивая ныне живущими позвоночными. (Используйте материал учебника стр. 200 – 202)

2. Задание для групп

Изобразить поведение травоядных и хищных динозавров. (Предполагается, что учащиеся встанут из-за парт, изобразят походку и повадки указанных динозавров. Такая форма позволит снять мышечное напряжение и усталость, являясь физ-минуткой) (3 – 5 минут)

Описание: представьте, что вы - маленький, насекомоядный динозавр, тихо сидите в папоротниковых зарослях и глазами следите за летающей по кругу доисторической мухой. А теперь, представьте, что вы – свирепый хищник, и, чтобы не спугнуть жертву, только глазами следите за её передвижением из стороны в сторону, справа налево. А теперь, встаньте, представьте себя плотоядным тяжеловесом, передвигающимся на двух ногах и балансирующим хвостом для поддержания равновесия. Сделайте 2 шага вперёд и 2 назад, помните, у вас есть тяжёлый хвост. Скажите, древние пресмыкающиеся умели пятится? (3 мин)

4.Причины вымирания древних рептилий. Беседа учителя с учениками по вопросам:

1. Почему вымерли динозавры?

2. Бесследно ли исчезли с лица Земли динозавры? (Гаттерия, Н.Зеландия связь с географией)

В ходе беседы учитель акцентирует внимание учащихся на следующих пунктах:

-гибель динозавров (гипотезы) (1 мин)

5. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека. (Беседа учителя с учащимися. Вывод – «-» пресмыкающихся только из-за несоблюдения правил безопасности и правил поведения в природе.) (3 мин)

3. Закрепление материала.

Мы начали изучение этой темы с вопроса о том, что вы знаете о динозаврах, а теперь, пусть каждый из вас скажет, что нового вы узнали о динозаврах; о значении пресмыкающихся в природе и жизни человека.

Понравилось ли вам наше путешествие или нет, мы увидим, после выполнения вами вот этого задания.

Выполнение задания. (4 мин)

Задание для I варианта

-Найди и исправь биологическую ошибку в тексте. В области для ответа, укажи № предложения, где по твоему мнению допущена ошибка и напиши слово – ошибку и слово – правильное утверждение.

1. Современные пресмыкающиеся произошли от древних рыб – стегоцефалов. 2. Среди древних пресмыкающихся выделялись две группы, сыгравшие важную роль в появлении птиц и млекопитающих: членистоногие и звероподобные рептилии. 3. Однако на протяжении мезозойской эры судьбы этих двух групп были разными. 4. Звероподобные рептилии были огромными и многочисленными, а расцвету динозавров мешал тёплый и мягкий климат. 5. Среди современных рептилий наиболее близки к динозаврам крокодилы.

Ответ:

Задание для II варианта

Вставь пропущенное слово. Среди перечня слов, выбери слово, пропущенное в тексте. В области для ответа, укажи № предложения и пропущенное в нём слово.

1. Современные пресмыкающиеся произошли от древних ………. – стегоцефалов. 2. Среди древних пресмыкающихся выделялись две группы, сыгравшие важную роль в появлении птиц и млекопитающих: …….... и звероподобные рептилии. 3. Однако на протяжении мезозойской эры судьбы этих двух групп были разными. 4. Звероподобные рептилии были ………. и ………., а расцвету динозавров ………. тёплый и мягкий климат. 5. Среди современных рептилий наиболее близки к динозаврам крокодилы.

ответы

 Малочисленны; Незаметны; Динозавры; Амфибии; Благоприятствовал.

Опубликовано в группе «Биологи и экологи»


Комментарии (2)

Олег Мамаев, 27.12.15 в 10:41 1Ответить Пожаловаться
Понравился конспект. Насыщенный образами вымерших животных, он наверняка понравится учащимся, а задание "изобразить поведение травоядных и хищных динозавров" уже совершенно точно не оставит никого равнодушным. Только домашнее задание почему-то не указанно... Я бы предложил на д/з вместе с параграфом, дать учащимся творческое задание: нарисовать к следующему уроку одного из динозавров на альбомном листе.
Кадырова Илюза Юлаевна, 27.12.15 в 17:12 2Ответить Пожаловаться
ДЗ было творческое, именно рисунок динозавра, Вы угадали) Просто не усмотрела, видимо не загрузился до конца.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.