Технологическая карта урока биологии «Класс Млекопитающих. Общая характеристика» (7 класс)

1
0
Материал опубликован 24 March 2020

Мурультуева Светлана Валентиновна

учитель биологии

1 квалификационная категория

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Соляновская средняя общеобразовательная школа

Иркутская область, Тайшетский район, пос. Соляная

 

Технологическая карта урока биологии 7 класс

«Класс Млекопитающие. Общая характеристика»

Методическая разработка урока содержит технологическую карту урока, приложения с дополнительным текстом для самостоятельной работы, тест физминутки, рабочий лист для учащихся при работе на уроке. На уроке использованы педагогические технологии, направленные на развитие коммуникативных УУД: развитие критического мышления, элементы здоровьесберегающей технологии. Соблюдены все структурные компоненты урока по заявленной технологии: стадия «вызова», стадия «осмысления содержания», стадия «рефлексии». Структура занятия соответствует структуре урока открытия новых знаний. Разнообразные виды деятельности способствуют развитию познавательного интереса учащихся и лучшему восприятию учебной информации. На протяжении всего урока соблюдалась логика изложения учебной информации, которая сопровождалась показом слайдов. Между всеми этапами урока была осуществлена последовательная и логическая связь.

Освоение содержания нового материала было построено таким образом, чтобы обучающиеся самостоятельно организовывали поиск информации из разных источников (учебник, рисунки, наглядный материал), применяли ранее усвоенное. Учащиеся рассуждали, выделяли главное, делали выводы, решали познавательные задачи. Работа с графической организацией материала дала возможность подвести ребят к изучению новой темы.

 

 

Общедидактическая цель: Формирование универсальных учебных действий: создание условий для формирования коммуникативных способностей учащихся через фронтальную, групповую и индивидуальную формы организации познавательной деятельности.

Цель урока: формирование знаний об особенностях организации млекопитающих, позволившим им занять все основные среды обитания на планете.

Задачи: Образовательные: формировать умение характеризовать особенности внешнего и внутреннего строения, классифицировать, выделять существенные признаки.

Развивающие: развивать мыслительную деятельность учащихся, умение работать в группах, парах, осуществлять самоконтроль и давать оценку ответам учащихся.

Воспитательные: воспитание сознательного интереса к изучению биологии, понимание важности взаимопонимания при выполнении совместной работы.

Оборудование: презентация, учебник, тексты для обсуждения, рабочие листы.

Тип урока – урок открытия нового знания.

Планируемые результаты:

Предметные: объяснять значение понятий: млекопитающие, первозвери, яйцекладущие, настоящие звери; характеризовать особенности внешнего и внутреннего строения млекопитающих; классифицировать млекопитающих; выяснить, какие характерные черты позволяют объединить представителей млекопитающих в один класс.

Метапредметные:

Познавательные: находить информацию в тексте, выделять в ней главное, выделять критерии для сравнения объектов и эффективно их использовать;

Регулятивные: определять цель урока и задачи, необходимые для ее достижения; анализировать и оценивать свою деятельность;

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Личностные: продолжить формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, понимание важности взаимопонимания при выполнении совместной работы.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: частично-поисковый, самостоятельная работа с текстом, беседа.

Технология: развитие критического мышления.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

 

 

Ход урока:

 

Время

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

0,5 мин

1. Орг. момент

Организация деятельности учащихся и положительный эмоциональный настрой на дальнейшую работу на уроке.

Полная готовность учащихся к работе

Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя

1,5 мин

2. Актуализация знаний.

какой тип животных мы изучаем?

какие классы включает в себя тип Позвоночные?

какие классы позвоночных животных мы уже изучили?

Учитель по ходу ответов учащимися прикрепляет на доске таблички с классами животных.

Отвечают на вопросы (тип Хордовые, классы: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие)

Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД умение организовать выполнение заданий учителя

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

 

 

Задает вопрос: Какой класс позвоночных животных мы еще не изучили? Значит тема сегодняшнего урока…..

Определяют тему урока.

Регулятивные УУД:;

10 мин

3. Стадия Вызова

 

Прием графической организации материала

Предлагает уч-ся заполнить первую колонку таблицы

Что вам известно о млекопитающих?

 

 

 

 

Где можно встретить этих животных?

Заполняют первую колонку таблицы, проговаривая вслух информацию

Знаю

Хочу узнать

Узнал

 

 

 

 

 

На суше, в воздухе, в воде, почве.

Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю, и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Приём подводящего диалога

 

Что мы хотели бы узнать о млекопитающих еще? Ведь запас знаний у нас невелик.

Предлагает заполнить кластер

 

Давайте все вместе сформулируем задачи урока (на слайде вспомогательные слова: выяснить, дать, определить роль)

 

 

 

 

 

 

 

Заполняют кластер у себя на рабочих листах. Называют пункты.

Количество видов, отрядов.

Среда обитания.

Внешнее строение.

Внутреннее строение: а) скелет б) кровеносная система в) нервная система г) размножение

Классификация

Значение в природе и жизни человека

Сравнивают информацию со слайдом.

Формулируют задачи, используя кластер (Изучить внешнее и внутреннее строение млекопитающих; дать классификацию, выявить среды обитания)

Познавательные УУД: формирование основ поиска и выделения информации в тексте учебника; развитие способности анализировать полученную информацию, выполнять недостающие компоненты. Развитие умения построения логической цепи рассуждения.

 

 

 

регулятивные УУД: определять цель урока и задачи

 

5. Постановка проблемного вопроса

Какие прогрессивные черты организации млекопитающих позволили им занять все основные среды жизни? Слайд

 

 

 

8 мин

 

Стадия осмысления содержания

6. Самостоятельная работа с текстом учебника в парах

Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к тексту учебника. Предлагает учащимся индивидуальную работу

 

 

Вся информация появляется на слайде после ответов учащихся.

Учитель предлагает выделить особенностями строения млекопитающих.

Самостоятельно работают с текстом параграфа 31.стр.157 – 158

Каждый уч-ся по очереди отвечает на свой вопрос.

1. Количество видов, отрядов.

Среда обитания.

Внешнее строение.

Внутреннее строение:

а) скелет

б) кровеносная система

в) нервная система

г) размножение

Классификация

 

 

Познавательные УУД: развитие способности анализировать полученную информацию. Развитие умения построения логической цепи рассуждения

Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю, и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей полно и точно, формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.

1 мин

Физминутка

 

Приложение 2

Потрудились – отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед, влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, всем улыбки подарили.

 

12 мин

 

Мы ответили на вопрос: Какие прогрессивные черты организации млекопитающих позволили им занять все основные среды жизни

Сравнивают особенности строения двух классов:

- высокий уровень развития нервной системы;

- четко выраженные отделы позвоночника;

-появление шерстного покрова;

- выкармливание детенышей молоком;

- полная перегородка в сердце, два круга кровообращения;

- теплокровность.

Познавательные УУД: развитие способности анализировать полученную информацию. Развитие умения построения логической цепи рассуждения

Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю, и одноклассникам.

 

 

Прием тонкие и толстые вопросы.

Самостоятельная работа в группах

Предлагает учащимся распределиться на три группы.

Каждая группа получает текст, изучают, формулируют тонкие и толстые вопросы, излагают информацию. Задают вопросы другим группам.

 

5 мин

Рефлексия

 

 

 

 

 

 

Анкета

Обратимся к нашей первоначальной таблице, сейчас она выглядит совсем другой чем в начале урока. Но хотелось бы продолжить заполнение этой таблицы такой графой: Источник получения знаний.

 

Отвечают:

Читал энциклопедию

Получил знания на уроке

Рассказывали взрослые

Смотрел телепередачу

 

 

На уроке я делал…

Своей работой я доволен/не доволен потому что…

Этот урок показался мне…

За урок я бы поставил себе, потому что…

Материал урока я освоил…

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процессов результатов деятельности.

Коммуникативные выражение своих мыслей полно и точно, формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.

 

Самооценка

 

 

 

 

 

 

Взаимооценка

Оцените свои успехи. Поднимите руки те, кто набрал сегодня 8-9 баллов, 7-6 баллов.

Ну а тем, у кого меньше баллов необходимо еще поработать с учебником и ответить на следующем уроке.

Кто, по вашему мнению, был самым активным сегодня на уроке? Почему?

Оцените работу товарища

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выберите 1 фразу для соседа по парте:

Ты молодец.

Я доволен твоей работой на уроке.

Ты мог бы поработать лучше.

 

Регулятивные УУД: анализировать и оценивать свою деятельность

 

Домашнее задание

Параграф 31. подготовить сообщения, презентацию по отрядам млекопитающих.

 

 

 

Итоги

Спасибо за урок.

 

 

 

Использованная литература:

1. Образовательный портал "Мой университет" Копилочка активных методов

http://www.moi-universitet.ru/ebooks/kamo/kamo/

2. Учебник. Биология. Животные. 7 класс. Автор: Пасечник В.В.

3. Пособие для учителей «Развитие критического мышления» М.: «Просвещение» 2011

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Однопроходные

Этот отряд насчитывает 5 видов. Среди них – утконос, ехидны, проехидны. Они обитают в Австралии и на прилегающих островах. Однопроходные характеризуются очень примитивными чертами.

Откладывают не крупные богатые питательным желтком яйца, которые насиживают или вынашивают в кожистой сумке.

Млечные железы отсутствуют, молоко детёныши слизывают с шерсти матери.

Тело покрыто густыми волосами, голова заканчивается ороговевшим пластинчатым клювом без зубов.

Температура тела непостоянная от 22 до 25. С

Острые когти используют для рытья нор.

Сумчатые

Сумчатые – Млекопитающие, у которых детёныши рожаются очень маленькими, слабыми и беспомощными. Поэтому долгое время такого детёныша мать донашивает в сумке на брюхе. К Сумчатым относятся: опоссумы, кенгуру, сумчатый волк, сумчатая куница, коала, сумчатый летун, сумчатый муравьед и др. Сумчатые обладают рядом своеобразных черт.

1. Детёныши рождаются недоразвитыми и очень мелкими.

2. Сумка, в которой развивается довольно длительное время родившийся детёныш, расположена на брюшной стороне тела. В начале детёныши не могут сосать, и молоко впрыскивается им в рот благодаря сокращениям особой мышцы.

3. Температура тела не постоянна.

4. Распространены сумчатые в Австралии, на соседних с ней островах, в Южной и Центральной Америке

 

Текст « Плацентарные»

Относятся к высшим теплокровным животным. Внешний облик и размеры очень разнообразны: от 4 см длины при массе 1,2 г до 33 м при массе 150 т. Это такие животные, у которых маленькое яйцо после оплодотворения развивается в особом органе – матке, а зародыш прикрепляется к стенке матки плацентой. Через плаценту происходит питание зародыша. Продолжительность внутриутробного развития различна у зверей разных видов и зависит главным образом от размеров животного, также влияет и образ жизни. Рождают живых и развитых детенышей. Также выкармливают детенышей молоком, которое образуется в млечных железах самки.


 

Приложение 2

Рабочий лист учащегося 7 класса ____________________________________

 

1. Заполнить первую колонку таблицы

 

Знаю

Хочу знать

Узнал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Заполнить кластер

 

t1585048394ac.gift1585048394aa.gift1585048394ab.gif

 

 

 

 

3. Формулируем задачи урока с помощью вспомогательных слов: изучить, выяснить, дать, определить роль.

 

 

 

4. Проблемный вопрос. В чем проявляются прогрессивные черты организации млекопитающих, которые позволили им занять все основные среды обитания?

 

 

5. Работа в группах: прочитать текст и составить вопрос другой группе с помощью слов таблицы.

 

Тонкие и толстые вопросы

 

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Кто……

Что ……

Когда …..

Может ….

Согласны ли вы …..

Дайте объяснение, почему ……

Объясните, почему ….

Почему вы думаете …..

Почему вы считаете …

В чем различие ….

 

6. Рефлексия

АНКЕТА:

1.На уроке я делал…_________________________________

2.Своей работой я доволен/не доволен потому что…_______________________________________________

3.Этот урок показался мне…______________________________________________

4.За урок я бы поставил себе, потому что…_______________________________________________

5.Материал урока я освоил…______________________________

Мое настроение после занятия…_____________________________________________

 

Выберите 1 фразу для соседа по парте:

Ты молодец.

Я доволен твоей работой на уроке.

Ты мог бы поработать лучше.


 


 


 


 


 

 

3

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации