Конспект урока по биологии в 8 классе адаптивной школы «Птицы леса»
Тема урока: Птицы леса
Цель урока: познакомить учащихся с птицами леса
Задачи:
Познакомить учащихся с особенностями строения и поведения птиц, живущих в лесу;
Корригировать и развивать аналитико – синтетическую деятельность, произвольное внимание при выполнении самостоятельной работы на соотнесение признаков дятла; корригировать слуховое восприятие через узнавание характерных звуков, издаваемых птицей; развивать умение объективно оценивать свою работу;
Воспитывать самостоятельность, желание познавать окружающий мир, прививать интерес к предмету и процессу обучения.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, рабочие тетради по биологии, карточки для самостоятельной работы, запись звуков
Наглядность: компьютерная презентация, словесная наглядность, картина «Ласточки»
Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о птицах. Будьте внимательными и активными на уроке. Скажите, с какой группой птиц вы познакомились на прошлом уроке? (с птицами, кормящимися в воздухе) (слайд 2)
II. Проверка домашнего задания
I группа учащихся: фронтальный опрос материала домашнего задания с опорой на план рассказа (вопросы 1, 2 с. 106):
1.Чем отличается городская ласточка от деревенской? (слайд 3-4)
2.Чем отличается гнездо городской ласточки от гнезда деревенской? (слайд 5)
3.Расскажите об особенностях стрижей. (слайд 6)
План рассказа.
1.Внешнее строение.
2.Где обитают?
3.Где и из чего делают гнёзда?
4.Чем питаются?
5.Какую пользу приносят?
II группа учащихся: выполнение заданий в рабочих тетрадях (Дима Е. – с. 25, задание 10; Коля И. – с. 25 – 26, задание 11)
Самооценка выполненной работы учащимися и оценивание учителем.
1.Сегодня мы продолжим изучать птиц и познакомимся со следующей группой (звучит запись)
- Внимательно послушайте звуки и назовите птицу, которая их издаёт (дятел)
- Где живёт эта птица? (дятел живёт в лесу)
- Подумайте и скажите: о каких птицах пойдёт речь? (речь пойдёт о птицах леса)
- Откройте учебники на странице 107 и прочитайте тему сегодняшнего урока: Птицы леса (7 слайд)
2. Работа в тетрадях:
- Откройте тетради, запишите число и тему урока.
3. –Посмотрите и назовите знакомых вам птиц (слайд 7 с птицами леса)
Учащиеся называют, а учитель вывешивает на доску названия птиц: большой пёстрый дятел, синица, поползень, снегирь, свиристель, клёст.
- Запишите названия птиц в тетради.
- С некоторыми из этих птиц мы познакомимся подробнее (рассказ учителя, слайд «Дятел»)
- Прослушав мой рассказ, ответьте на вопрос «Почему дятлы передвигаются по стволам деревьев снизу вверх?»
План рассказа:
Среда обитания дятла.
Способ добывания пищи дятлом.
Особенности его строения.
Польза, приносимая дятлами природе.
- Ребята, кто ответит: почему дятлы передвигаются по стволам деревьев снизу вверх? (пальцы расположены: два вперёд и два назад, а также особое строение перьев хвоста)
4. – Многие птицы имеют свои отличительные особенности, по которым мы их узнаём. О какой птице пойдёт речь дальше? (слайд снегирь)
Об этой птице нам расскажет Настя Л. (приложение 1). Назовите яркую отличительную черту снегиря.
- Ещё сегодня мы познакомимся с необычной птицей хвойных лесов – это клёст (слайд«Клёст»). Подготовленное чтение учащегося.
- Прослушайте текст учебника и ответьте на вопросы:
1. Чем клёст отличается от других птиц леса?
2.Почему он выводит птенцов зимой?
Подведём итог:
Почему большой пёстрый дятел большую часть своей жизни проводит на стволах деревьев?
Назовите яркую отличительную черту снегиря.
Почему клёст выводит птенцов зимой?
IV.Закрепление изученного материала:
Выполнение самостоятельной работы тремя группами с учётом индивидуальных особенностей учащихся: выбрать правильные ответы из ряда признаков, которые относятся к дятлу.
Проверка самостоятельной работы: учащиеся по очереди читают один признак, по их мнению относящийся к дятлу, остальные находят его среди своих ответов.
- Подведём итог: сколько всего отличительных признаков дятла вы нашли при выполнении самостоятельной работы?
- Оцените выполнение своей работы.
V. Итог урока:
1) С какой группой птиц вы познакомились на уроке?
2) Назовите птиц леса.
3) Что интересного вы узнали о жизни птиц леса?
Рефлексия:
Что нового узнали на уроке?
Какой материал понравился больше всего?
Были ли трудности? Если да, то с чем они были связаны?
Самооценка деятельности за урок каждым учащимся, взаимооценка и итоговое оценивание учителем.
VI. Домашнее задание:
I группа – с. 108 – 109, вопросы 5 – 7;
II группа – с. 107 – 108, вопросы 1 – 4;
III группа – с. 107, вопрос 3.
Спасибо за урок.