Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 16
Автор: Федулова Лилия Константиновна, учитель биологии высшей категории
Конспект урока в 7 классе
Тема урока: «Жизнь птиц в наших руках».
Цель урока: формирование у учащихся понимания важности личного вклада каждого в охрану птиц.
Задачи урока:
- образовательные: показать разнообразное значение птиц в природе и их практическое значение для человека; продолжить формирование УУД работы с текстом;
- развивающие: развивать УУД самостоятельной работы с дополнительной литературой, умение выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, развивать познавательный интерес к предмету, расширять кругозор учащихся, формировать коммуникативные УУД (умение выступать перед аудиторией, умение делать выводы);
- воспитательные: воспитывать научное мировоззрение, бережное отношение к природе, обосновать необходимость охраны птиц, осуществлять экологическое и эстетическое воспитание учащихся.
Оборудование: таблицы и фото «Редкие и исчезающие виды птиц фауны России и Прикамья; стенгазета «Птица года 2013 - орлан–белохвост»», пословицы о птицах, скворечники (4 шт.), рабочая тетрадь № 2 (автор С.В. Суматохин, В.С. Кучменко).
Этикетки на столы: Группа № 1 «День птиц»; группа № 2 «Марш парков 2014 – Охраняемые территории», группа № 3 «Красная книга рекордов Гиннеса Прикамья», Группа № 4 «Птица года 2013 - Орлан-белохвост»; Группа № 5 «Искусственные гнездовья для птиц».
Подготовка к уроку: распределение команд (5-6 человек), ролей в группе: спикеры, организатор, дизайнер, секретарь-референт; выпуск стенгазеты по теме: «Орлан-белохвост - птица года 2013», выпуск буклета «Как сделать искусственное гнездовье», компьютерная презентация «Значение птиц в природе и жизни человека». Оценивание качества скворечников (задания командам см. приложение 1).
Планируемые результаты согласно ФГОС
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
проявление эмоционально-ценностного отношения к изучаемой теме проявление творческого отношения к процессу обучения формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы) |
Познавательные умение работать с разными источниками биологической информации Регулятивные умение выполнять учебное задание в соответствии с целью умение выполнять учебное действие в соответствие с планом Коммуникативные умение формулировать высказывание |
умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения |
Ход урока
1. Мотивационный этап урока – организация начала урока (определение учащимися целей и задач урока).
Здравствуйте, уважаемые гости, ребята, сегодня мы проводим завершающий урок по разделу зоологии «Класс птицы». Вас уже можно назвать юными орнитологами и сегодня наш профессиональный праздник «День птиц», который отмечается каждый год в апреле. Впервые этот праздник был организован в 1927 г. юннатами Сокольнической биостанции. С тех пор «День птиц» стал массовым праздником юннатов. Пусть сегодня наша с вами встреча будет продолжением этой давней традиции.
Давайте, вместе определим тему урока, его цели и задачи.
Тема урока: «Жизнь птиц в наших руках». Цель: определение значения птиц в природе и жизни человека и способов сохранения птиц в природе.
Задачи: в ходе взаимного обучения передать изученную информацию о птицах своим одноклассникам для пополнения их знаний по данной теме (тему, цель и задачи на доске маркером записывают сами учащиеся).
В предыдущем уроке вы разделились на группы и получили индивидуальное задание. Каждая из групп в ходе нашего праздника научит нас чему-то новому.
2. Практико-деятельный этап (работа по группам)
Учитель. В настоящее время на земном шаре обитает около 100 млрд. птиц, какую роль выполняют в природных сообществах птицы, нам расскажет 1 группа.
Текст выступления группы 1 «День птиц»
1 спикер. Птицы входят в цепи питания, в которых они играют роль консументов. Если птицы питаются нектаром или семенами растений, то они являются консументом 1 порядка, если насекомыми, то консументами 2 порядка, а если они являются хищными птицами, то консументами 3 порядка.
2 спикер. Велико значение птиц и в распространении семян. Склевывая сочные плоды рябины, бузины, брусники, черемухи, черники и многих других растений, они перелетают с места на место и выбрасывают вместе с пометом неповрежденные семена. Именно благодаря деятельности птиц тяжелые плоды дуба - желуди - оказываются вдали от дерева, на котором они выросли. Сойки и другие птицы, питающиеся желудями, уносят их на большое расстояние и часто теряют.
3 спикер. Цветки некоторых тропических растений опыляют колибри и нектарницы, которые питаются цветочным нектаром. 1 спикер. Все насекомоядные птицы считаются полезными, так как они истребляют насекомых-вредителей культурных и ценных дикорастущих растений. Поэтому так важно охранять птиц и привлекать их на поля, огороды, в сады. 1 спикер. Полезны для человека и хищные птицы, во множестве уничтожающие мелких грызунов - вредителей полевых культур и распространителей многих инфекционных заболеваний (например, чумы, туляремии).
2 спикер. Птичий помет, содержащий большое количество солей азота и фосфора, служит прекрасным удобрением. В местах гнездования большого количества птиц иногда скапливается настолько много помета (гуано), что его разрабатывают промышленными методами.
3 спикер. На многих диких птиц существует промысловая и спортивная охота. Промышляют в основном куриных птиц - куропаток, рябчиков, тетеревов, перепелов, фазанов, а из водоплавающих - уток и гусей.
1 спикер. Пух и перо птицы – уникальный природный материал. В качественных пухо-перовых изделиях используется пух и перо водоплавающих птиц. Гуси и утки имеют естественную защиту от суровых зимних холодов. Они могут входить в ледяную воду без потери тепла, так как их перья и пух надёжно изолируют тепло.
2 спикер. Птичьи перья имели большое значение в истории культуры, т.к. ими пользовались для письма со времен Римской империи до середины 20 века. До сих пор мы называем ножи перочинными и пишем изделиями из металла, по традиции называя их перьями.
3 спикер. Таким образом, можно сделать вывод, что птицы необходимы в природе для поддержания природного баланса.
Учитель. Итак, выполним задание. Вы внимательно прослушали отчет группы «День птиц», теперь можете легко справиться с заданием 1 на стр. 57 печатной тетради № 2 (проверка выполнения задания - повторение понятия «пищевые цепи», умения составлять примеры пищевых цепей, раскрывать роль птиц в жизни растений (3 пункта). Молодцы.
Учитель. 2013 год был объявлен в России Годом охраны окружающей среды. Для привлечения внимания общественности к деятельности заповедников, парков и других ООПТ, формирования положительного общественного мнения ежегодно проводится международная природоохранная акция Марш парков. Девиз «Марша парков — 2014»: «Заповедной природе — надежную защиту». Предоставляю слово группе 2.
Текст выступления группы 2
1 спикер. Наша группа получила задание подобрать материал на тему «Марш парков – 2014 – Заповедники Прикамья» и указать в них редкие виды птиц. Для этого мы посетили официальные сайты заповедников Пермского края в Интернете, изучили книги «Заповедник Вишерский» и «В мире заповедной природы».
2 спикер. Мы выяснили, что первый заповедник нашего края – «Басеги» в 2012 году, отметил свое 30-летие. Наряду с реликтовыми растениями здесь под охраной находятся и многие виды птиц.
3 спикер. В «Басеги» обитает более 150 видов птиц. Среди них обычны оседлые виды: глухарь, тетерев, рябчик, ворон, дятлы.
1 спикер. Среди хищных птиц здесь обитают ястреб-тетеревятник, ястреб-перепелятник, лунь полевой, канюк, пустельга. Редко встречаются осоед, чеглок, черный коршун. Еще реже можно увидеть большого подорлика, орлана-белохвоста и сокола-сапсана.
2 спикер. В отдельные годы на вырубках охранной зоны и в горных лугах встречается много сов: ястребиная, болотная, ушастая, а также воробьиный и мохноногий сычи. Редкими из крупных сов являются - бородатая неясыть и филин.
3 спикер. Чрезвычайно редки на заповедной территории черный аист, скопа, сапсан, беркут.
1 спикер. Второй заповедник Прикамья - Вишерский в 2010 году отметил 20-летие. Он расположен на западном склоне Северного Урала. Здесь выявлено 162 вида птиц, из них 19 видов занесены в Красные книги России, Среднего Урала и Пермского края. Это беркут, скопа, дербенник, белая куропатка, орлан-белохвост и черный аист. Спасибо за внимание.
Учитель. Все присутствующие на нашем празднике знают о существовании Красной книги - списке животных и растений, нуждающихся в охране.
А вот третья группа попыталась составить свой вариант Красной книги Прикамья. Давайте узнаем, что у них получилось. По ходу работы данной группы, прошу заполнить таблицу в печатной тетради, задание № 3 стр.58 (4 птицы).
Текст выступления группы 3
1 спикер. Наша группа получила задание проанализировать информацию о птицах, занесенных в Красную книгу Прикамья и выбрать тех из них, которых можно было бы включить в книгу рекордов Гиннеса. Создать компьютерную презентацию, в которой указать возможные меры охраны для увеличения численности этих видов птиц.
2 спикер. Первым в этот список попал беркут, как самая уязвимая птица края.
3 спикер. Следующим мы включили дербника, как самого маленького в мире сокола.
1 спикер. Внесли в список и кобчика, как самую маленькую птичку отряда соколиных.
2 спикер. Как самый красивый и крупный из прикамских соколов, попал в нашу книгу рекордов и сапсан.
3 спикер. Удивительно, но в нашей книге оказался фламинго. Только один раз около Кунгура известен случай залета молодой птицы этого краснокнижного вида.
1 спикер. Нашел свое место в списке и воробьиный сычик, как самая маленькая сова фауны России.
2 спикер. Последним в нашу книгу рекордов мы внесли орлана-белохвоста, как самую крупную птицу Пермского края.
Учитель. Замечательная книга рекордов у вас получилась, девушки. Спасибо. А кто из вас юные орнитологи знал, что орлан-белохвост – это самая крупная хищная птица нашего края? Поднимите руку. Приятно видеть так много знатоков на нашем празднике.
А теперь с новостью для вас выступит группа 4.
Текст выступления группы 4
1 спикер. Наша группа представляет вашему вниманию стенгазету о птице года 2013, пожалуйста, прослушайте информацию, подобранную нами.
2 спикер. В Пермском крае орлан-белохвост имеет III категорию редкости. Охраняется МСОП, Международной конвенцией об охране мигрирующих видов диких животных, СИТЕС.
3 спикер. Это крупнейшая птица края: длина тела до 1 м, размах крыльев свыше 2,5 м. Не похож на других хищных птиц Прикамья. В Усольском р-не, где орланов достаточно много, бытуют своеобразные названия этой птицы: «летающая доска» и «фуфайка», поскольку в полете белохвост выглядит как сплошное летящее крыло, а рыхлое оперение вблизи напоминает ватную одежду. Хвост очень короткий.
1 спикер. Гнездовой ареал охватывает всю Евразию. Численность во второй половине XX в. была повсеместно катастрофически низкой. В Прикамье в конце 90-х годов наступил этап стабилизации. В настоящее время в крае каждый полевой сезон выявляются 2 - 3 новых гнезда.
2 спикер. Прилетает рано, в середине апреля. Иногда зимует, совершая кочевки. Тяготеет к камским водохранилищам. Гнезда диаметром до 2 м на высоких деревьях (соснах), используются десятилетиями. В кладке 2 - 3 яйца. Размножаться начинают на 4 - 5-й год жизни. Предпочитают рыбу, могут добывать средних и крупных птиц, не брезгуют падалью.
3 спикер. Причины увеличения численности, вероятно, связаны с эффективной охраной орлана-белохвоста на международном, федеральном и региональном уровнях; запрещением молевого сплава бревен; прекращением рубки леса в водоохранных зонах; адаптации птицы к факторам беспокойства.
Учитель. А чем лично мы можем помочь птицам? Как вы думаете? (ответы учеников).
Учитель. Не остается в стороне в вопросах охраны природы и наш город. Предоставляем слово пятой группе, которая расскажет нам об акции «Березниковская весна».
Текст выступления группы 5
1 спикер. С 25 марта по 30 апреля отдел по охране окружающей среды администрации г. Березники проводит городской конкурс скворечников «Березниковская весна».
2 спикер. В номинации «Птицы – наши друзья» могут принять участие коллективы образовательных учреждений города. Заявку на участие в данном конкурсе подала и наша школа. Совместно с родителями учащимися школы № 16 изготовлено более 40 скворечников.
3 спикер. Готовые искусственные гнездовья предполагается разместить в парках и скверах города.
1 спикер. Прежде чем передать скворечники конкурсной комиссии, нашей группа решила провести приемку искусственных гнездовий. Оценить их по параметрам, которые следовало соблюсти при изготовлении скворечников.
2 спикер. Для оценивания качества изготовления скворечников мы воспользовались, во-первых, методическими рекомендациями, указанными в приложении 2 к положению конкурса; во-вторых, книгой «Животный мир Прикамья, часть 2» стр.98-99. Результаты проверки:
1 скворечник – высота скворечника больше нормы на 60 мм.
2 скворечник – глубина скворечника меньше нормы на 20 мм. Стенки скворечника несимметричны, дно 190 на 170 мм. Внешний вид не очень аккуратный.
3 скворечник – дно скворечника больше необходимой на 20 мм, боковая стенка меньше нормы на 10 мм, не хватает 20 мм глубины скворечника. Леток ниже нормы на 20 мм.
4 скворечник (для мелких птиц) – леток больше нормы на 10 мм. Следовало бы ошкурить доски сверху.
3 спикер. Вывод: не смотря на некоторое несоответствие размеров, нам больше понравился скворечник № 3.
1 спикер. Пока мы проводили оценку скворечников, Ирина Шарипова создала буклет об «Искусственных гнездовьях для птиц», который презентует сегодня вам.
Составленный буклет содержит рисунки и фотографии стандартных и необычных скворечников, в нем указаны виды искусственных гнездовий, требования к скворечнику, а также адрес и телефоны отдела по охране окружающей среды в Березниках. Я надеюсь, что если не в этом году, то в следующем кто-то из Вас примет участие в этом конкурсе (см. приложение, буклет).
Учитель. Спасибо, ребята.
III. Рефлексия.
Замечательный праздник у нас получился сегодня благодаря вам. Согласны? Как видите, мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Возможно, поэтому много поверий, легенд, примет, поговорок так или иначе связано с пернатыми. Давайте вспомним русские пословицы и загадки. Вам для работы дается 4 минуты.
Задание для рефлексии (на каждую группу)
Счастье – вольная ….. (птица), где захотела, там и села.
Громче всех ….. (сойка) кричит, да редко права бывает.
Слово не …… (воробей): вылетит - не поймаешь.
Мал ……. (соловей), да голосом велик.
Только ……. (кукушка) своего гнезда не вьёт.
Учитель. Давайте прочитаем пословицы, которые у нас с вами получились хором. Я начинаю читать пословицу, а вы вслух произнесете вставленное на месте пропуска слово.
IV. Домашнее задание:
Для всех: задание в печатной тетради №№ 2,4,5.
Творческое (по желанию): придумать экологические задачи о птицах.
Например, можно составить такие экологические задачи о птицах:
1. Ежедневно стриж при кормлении птенцов прилетает к гнезду 34 раза. За один раз он приносит 400 мелких насекомых. Период вскармливания птенцов составляет 33 дня. Сколько насекомых уничтожает пара стрижей за период выкармливания птенцов? Ответ: 400 х 34 х 33 х 2 = 897600 насекомых.
2. Сойка запасает на зиму 4 кг желудей. За один полет она переносит 6 желудей. Масса одного желудя составляет 3,2 г. Какую массу желудей переносит сойка за один полет? Сколько полетов должна совершить сойка, чтобы создать зимний запас желудей? Как сойке удается переносить желуди? Ответ: 3,2 х 6 = 19,2 г 4000: 19,2 = 208 (полетов)
Сойка переносит желуди в подъязычном мешке. Желуди она прячет в кладовых под кочками, мхом, подстилкой из листьев.
3. В течение одного часа самка мухоловки – пеструшки прилетает к гнезду с кормом 26 раз. За это время она преодолевает расстояние 2,5 км. Добывает корм птенцам мухоловка-пеструшка по 18 часов в сутки.
Период выкармливания птенцов составляет 18 дней. Какое расстояние преодолевает мухоловка-пеструшка за сутки в период кормления птенцов? Сколько километров налетает мухоловка-пеструшка за весь период выкармливания птенцов? Ответ: 2,5 х 18 = 45 км 45 х 18 = 810 км
V. Оценивание
Учитель. Оцените уровень продуктивности вашей деятельности на уроке. Запишите вашу фамилию на нужной линии.
Уровень продуктивности деятельности
Спасибо за урок.
Информационные источники к уроку
- Дежкин В. В. В мире заповедной природы. – М.: Советская Россия, 1989.
- Зиновьев Е. А. Заповедник Вишерский: итоги и перспективы исследований (15 лет с основания). - Пермь: Перм. гос. ун-т, 2006, 157 с.
- Суматохин С. В., Кучменко В. С. Биология 7 класс. Рабочая тетрадь №2 М.: Вентана-Граф, 2012.
- Шепель А.И. и др. Животные Прикамья, книга 2. – Пермь: Книжный мир, 2001, с. 98-99.
- Аристократ неба. Орлан – белохвост http: //bibliopskov.ru/orlan.htm
- Государственный заповедник «Вишерский» http://www.stratum.ac.ru/vishera/
- Государственный природный заповедник «Басеги» http://www.basegizap.narod2.ru/
Приложение 1
Лист-задание группе 1
Распределите роли каждому члену вашей команды (спикеры, организатор, дизайнер, секретарь).
Подготовьте компьютерную презентацию на тему «День птиц. Значение птиц в природе и жизни человека».
Продумайте выступление к уроку от вашей группы по заданной теме.
Ключевые слова к выступлению: тема выступления, отобранный материал, выводы.
Время выступления 3-5 минут.
Лист-задание группе 2
Распределите роли каждому члену вашей команды (спикеры, организатор, дизайнер, секретарь).
Подберите материал на тему ««Марш парков - 2014. Охраняемые территории Прикамья». Для этого посетите официальные сайты заповедников Пермского края в Интернете. Укажите виды охраняемых птиц в ООПТ (на примере заповедников «Басеги» и «Вишерский»).
Продумайте выступление к уроку от вашей группы по заданной теме.
Ключевые слова к выступлению: тема выступления, отобранный материал, выводы.
Время выступления 3-5 минут.
Лист-задание группе 3
Распределите роли каждому члену вашей команды (спикеры, организатор, дизайнер, секретарь).
Создайте компьютерную презентацию по теме «Красная книга рекордов Гиннеса Прикамья». Для этого подберите материал о биологическом разнообразии птиц на примере птиц России и Прикамья (текст, фотографии, рисунки) из интернета или дополнительной литературы.
Продумайте выступление к уроку от вашей группы по заданной теме.
Ключевые слова к выступлению: тема выступления, отобранный материал, выводы.
Время выступления 3-5 минут.
Лист-задание группе 4
Распределите роли каждому члену вашей команды (спикеры, организатор, дизайнер, секретарь).
Выпустите стенгазету на тему «Птица года 2013». Для этого с помощью интернета, СМИ узнайте, какую птицу выбрали птицей года 2013.
Подберите материал из дополнительной литературы и составьте текст выступления об этой птице (текст, фотографии, рисунки).
Ключевые слова к выступлению: тема выступления, отобранный материал, выводы.
Время выступления 3-5 минут.
Лист-задание группе 5
Распределите роли каждому члену вашей команды (спикеры, организатор, дизайнер, секретарь).
Выпустите буклет на тему «Как сделать искусственное гнездовье». Для этого подберите материал о видах искусственных гнездовий для птиц (текст, фотографии, рисунки) из интернета или дополнительной литературы.
Оцените качество 4 скворечников, изготовленных учащимися нашей школы в рамках городского конкурса «Березниковская весна».
Продумайте выступление к уроку от вашей группы по заданной теме.
Ключевые слова к выступлению: тема выступления, итоги работы в группе, выводы.
Время выступления 3-5 минут.
Приложение 2
Фотография 1. Определение цели урока.
Фотография 2. Выступление группы 1.
Фотография 3. Выступление группы 4.
Фотография 4. Представление орлана-белохвоста.
Фотография 5. Выступление группы 5.
Фотография 6. Оценивание скворечников.
Сафонова Елена Валерьевна
Федулова Лилия Константиновна
Устинова Валентина Ивановна
Федулова Лилия Константиновна
Терехова Яна Ивановна
Федулова Лилия Константиновна