12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гонтар Ольга Владимировна130
Россия, Новосибирская обл., Барабинск
1

Конспект урока по финансовой грамотности в 7 классе по теме "Платежные средства"

Тема


Платежные средства

Образовательные результаты


Научить школьников правильно выбирать и использовать банковские карты.

Продолжительность урока


45 минут

Класс и возраст детей



7 класс (13-14 лет)

Ход урока

Формат и краткое описание


Образовательные результаты

Необходимые пояснения и дополнительные вопросы

Продолжительность

Лекция (приветственное слово учителя и класса, сообщение темы урока классу)


Приветствие участников, презентация темы мероприятия.

1

Лекция с обсуждением (учитель разъясняет классу информацию о банковских картах)

Познакомить участников со следующими понятиями: банковская карта, PayPass, кэшбэк, овердрафт, программы лояльности, ПИН-код и CVV/CVC –код.

Что такое банковская карта?

Банковская карта – это кусок пластика, с помощью которого человек может управлять деньгами на счету, к которому привязана карта. Карты различаются по своему внешнему виду, дизайну, но у всех карт есть обязательные элементы.

Из каких элементов она состоит? Что они обозначают?

Название банка. Карты выпускаются банками и привязываются к счетам, открытым именно в этих банках. Также обязательно есть значок платежной системы, в России это Visa, MasterCard и Мир. Номер карты. Каждая карта неповторима, поэтому у двух карт не может быть одинакового номера, даже если обе они привязаны к одному счету. Срок действия карты. Он тоже всегда указан на лицевой стороне карты. Если срок закончился – карту перевыпускают (при этом ее номер не меняется). Защитная голограмма. Она может располагаться как на лицевой, так и на оборотной стороне. Она, как защитные знаки на банкнотах, защищает карту от подделывания.Чип на лицевой стороне и магнитная полоса на оборотной – именно благодаря им мы и пользуемся картами – они распознаются терминалами, платежными аппаратами и банкоматами. Подпись владельца и CVV/CVC – секретный код на оборотной стороне, для подтверждения операций по карте. Значок PayPass. Сегодня он есть уже практически на всех картах, и позволяет использовать карту, просто прислонив ее к платежному устройству или специальному полю банкомата. Но на некоторых старых картах такого значка нет – значит, так этой картой расплачиваться не получится. Фамилия и имя владельца карты. Если вы заказываете у банка выпуск карты, на ней будут указаны ваши фамилия и имя. Но бывают карты без имени владельца – это карты на предъявителя. Если вы открываете счет в банке (банк создает для вас счет, и вы кладете на него деньги), то можете мгновенно получить именно такую карту.

5

Лекция с обсуждением (диалог между учителем и классом об использовании банковских карт)

Сформировать понимание того, как происходит процесс управления деньгами с помощью банковской карты.

Как происходит управление деньгами на банковской карте?

Владелец карты через специальное приложение или с помощью банкомата мгновенно передает банку распоряжение, что нужно сделать с его финансами. Банк получает это распоряжение и выполняет его.

Как происходит пополнение средств на банковской карте?

Перевести деньги с одной карты на другую;

продажа электронных денег;

если есть наличные – внести их через банкомат на счет.

Какие операции можно совершать с помощью банковской карты?

Блокировка карты, месячный лимит, наличные, которые можно снимать в месяц, оплата услуг телефона, интернета и т.п.

Какие дополнительные возможности использования карт есть у их владельцев? Овердрафт делает обычные карты похожими на кредитные: владелец может тратить не только свои собственные средства, но и с помощью все этой же карты взять у банка небольшую сумму взаймы. Но здесь есть подводные камни: такой заём нужно успеть вовремя вернуть. Еще одна опция – кэшбэк. Если человек выполняет определенные действия (тратит определенную сумму в месяц или совершает покупки в конкретных магазинах), часть потраченного возвращается на карту.

10

Лекция с обсуждением (диалог между учителем и классом о правилах безопасности в обращении с банковскими картами)

Научить, как избегать опасных ситуаций, связанных с использованием банковских карт.

Правила безопасности в обращении с банковскими картами

Получая новую карточку, мы вместе с ней получаем запечатанный конверт, в котором написаны 4 цифры – это ее ПИН-код (его можно самостоятельно придумать). Также на обороте карты располагается CVV/CVC-код – это аналог ПИН-кода для интернет-платежей. Когда человек вводит их любым образом в любом техническом устройстве, фактически он ставит виртуальную подпись и удостоверяет свою личность и свое право распоряжаться деньгами на счете. Если вы потеряли карту или вам приходят отчеты по снятию средств/покупкам, которые вы не совершали – карту надо срочно заблокировать. Самых главных правил два: никогда не сохраняйте данные о карте (ее номер и CVV –код) в браузере. И обязательно подключите антивирус, он спасет от вредоносных программ, которые могут сохранить информацию о вашей карте и передать ее злоумышленникам.

4

Викторина – дискуссия (проведение викторины с классом, обсуждение выбора поступков учащимися)

Научить на конкретных примерах безопасности с банковскими картами.

Разбор конкретных ситуаций, связанных с безопасностью банковских карт

Задание №1

Катя отправилась в магазин за продуктами. На кассе она приложила банковскую карту к терминалу, но произошла какая-то ошибка. Кассир сказал еще раз приложить карту, так как оплата не прошла. После 2 попытки Кате на телефон пришло смс о списании суммы покупки. Когда Катя добралась домой, ей пришло 2-е смс о списании такой же суммы. Судя по балансу счета, с него ушла двойная сумма покупки.

Что произошло?

Ошибка в работе мобильного банка, поэтому баланс неправильно отображается. Через пару часов все наладится.

Двойное списание – деньги за одну покупку были списаны 2 раза.

Картой воспользовались мошенники.

Что нужно делать в такой ситуации?

Обратиться с чеком в свой банк и подтвердить, что покупка была совершена только один раз.

Обратиться с чеком в магазин, где совершена покупка, и потребовать возврата средств.

Обратиться с чеком в банк, обслуживающий магазин, и попросить отменить операцию.

Немедленно обратиться в свой банк для блокировки карты во избежание дальнейших мошеннических списаний.

Ничего не предпринимать, остаток отразится корректно на следующий день.

Пояснение к ситуации

Произошло двойное списание средств по карте. Это довольно часто происходит из-за неисправности оборудования (терминалов), либо по ошибке систем банка или магазина.

Что делать в этом случае?

Если вы прикладываете/вставляете карту в терминал, а продавец вам сообщает, что оплата не прошла (например, возник сбой в соединении), то следует убедиться, что деньги с вашей карты действительно не списали:

проверить СМС об операции или баланс карты в мобильном приложении (если они подключены);

посмотреть, что указано в кассовом чеке. Если на нем отметка «операция прошла успешно», то, скорее всего, деньги с вашей карты все-таки списались (может быть ситуация, когда в чеке написано, что в операции отказано или т.п.).

Важно забрать чек (один или несколько) из магазина, а затем при необходимости предъявить его в своем банке для возврата ошибочно списанных денег.

Задание №2

Александр выставил на известном сайте на продажу свой старый ноутбук. Вскоре с ним связался покупатель и спросил, куда перевести деньги за покупку. Александр в ответном сообщении написал номер банковской карты. В ответ покупатель написал, что в номере какая-то ошибка и что он не может перевести по нему деньги и попросил прислать фотографию обеих сторон банковской карты.

Что произошло?

Александр ошибся, печатая номер карты, и покупатель, видя фото, сможет перевести ему деньги

Покупатель не может совершить платеж, так как он и Александр пользуются картами разных банков

С Александром связался мошенник.

Что нужно делать в такой ситуации?

Прервать любые контакты с мошенником и сообщить администрации сайта. Написать заявление в полицию.

Отправить покупателю фотографию карты. Покупатель, обратившись в свой банк, сможет перевести деньги, имея на руках фото.

Обратиться в банк и узнать, почему не проходит платеж.

Пояснение к ситуации

С Александром связался мошенник. Зная номер карты, написанный на лицевой стороне, и CVV-код с оборота, мошенник сможет снять с нее средства.

Что делать в этом случае?

Никогда и никому не сообщать коды от своей карты. Не фотографировать и не передавать изображение карты.

Необходимо сразу связаться с администраторами сайта и сообщить о мошеннических действиях, сохранить подозрительную переписку в виде print screen и обратиться в полицию, приложив распечатку к заявлению.

Наиболее безопасный способ получить деньги от незнакомого человека – сообщить номер телефона, привязанный к карте. Большинство банков сегодня предоставляют услугу по переводу по номеру телефона. В крайнем случае сообщить номер карты, но больше – никакой информации.

Задание №3

У Дениса закончились наличные, и он отправился к ближайшему уличному банкомату, чтобы снять денег. Когда Денис вводил сумму для снятия, банкомат завис. Достать карту Денису не получилось.

Что ему делать в этой ситуации?

Попробовать понажимать разные кнопки.

Попытаться самостоятельно извлечь карту из картоприемника (например, поковырять картоприемник ключом).

Позвонить по телефону, указанному на банкомате и следовать инструкциям.

Просто уйти. Когда приедут инкассаторы, они достанут карту, и банк сам свяжется с ее владельцем.

Нажать и удерживать кнопку отмены, пока банкомат не вернет карту (обычно, эта операция занимает не более 5 минут, только кнопку нужно держать непрерывно).

Надо ли блокировать карту?

Надо

Нет

Пояснение к ситуации

Если банкомат «зажевал» вашу карту, не пытайтесь извлечь карту самостоятельно, применяя силу или нажимая на все клавиши подряд. Найдите на банкомате телефон контактного центра. Оператор расскажет, как действовать дальше.

При обслуживании банкомата инкассаторы заберут вашу карту и доставят в банк, где вы потом сможете ее забрать, либо уничтожат карту, тогда ее придется перевыпустить. Снять наличные со счета карты по паспорту можно в отделении банка.

Надо ли блокировать карту?

Банковскую карту надо заблокировать. Во-первых, есть небольшая вероятность, что банкомат может сам вернуть карту, и тогда ваша карта может попасть в чужие руки. Во-вторых, если вы заблокировали карту, вы можете сразу написать заявление о ее перевыпуске (или отправить заявку на перевыпуск с помощью кабинета в интернет-банке), перевыпуск занимает всего несколько дней, и вскоре карта снова будет у вас на руках.

Задание №4

Большинство своих покупок Маша совершает в интернете. Накануне она получила зарплату и сразу совершила несколько покупок на разных сайтах, при этом она аккуратно записывала в тетрадке суммы покупок. Утром она увидела, что баланс на карте оказался значительно меньше, чем она рассчитывала.

Что произошло?

Маша увлеклась шопингом

Данные карты попали в руки мошенникам

с) Маша потратила слишком большую сумму, и банк списал с нее комиссию за переводы средств

Что нужно делать в такой ситуации?

Идти в банк и требовать возврата денег

Заблокировать карту и обратиться в банк

Перевести оставшиеся деньги на другую карту, а эту убрать подальше

Пояснение к ситуации

Маша часто вводила данные карты на сайтах разных магазинов, и какой-то из них оказался ненадежным. В результате данные карты попали в руки мошенникам, которые и перевели с нее средства.

15

Лекция с обсуждением (беседа учителя с классом о банковских картах у подростков)

Рассказать о возможностях оформить банковскую карту в школьном возрасте.

В каком возрасте можно завести карту?

Первая карточка у ребенка может появиться уже в 6-10 лет, но это будет еще не полноценный инструмент, а его пробная версия: такая карта привязана к счету родителей и жестко ими контролируется.

Первая же настоящая, полноценная банковская карта может быть заведена в 14 лет, когда человек получает паспорт.

Зачем заводить карту в 14 лет?

Банковская карта полезна в том случае, когда вы регулярно получаете доход (карманные деньги от родителей, зарплату), и когда у вас есть регулярные расходы, например, если родители поручают вам оплачивать интернет, сотовую связь.

Также банковская карта упрощает процесс покупки товаров в магазине – вам не приходится считать сдачу, разменивать купюры. И последний плюс – если у вас внезапно закончились деньги, родители могут удаленно и очень быстро пополнить ваш счет. Когда вы используете карту, пропадает ощущение реальности денег, поэтому вы их тратите гораздо быстрее.

Если вы потеряете несколько купюр, это не так страшно, как если вы потеряете карту – на ее перевыпуск потребуется время, и эти несколько дней вы будете отрезаны от средств. В случае потери карты нельзя терять время и надо срочно блокировать счет – а об этом легко забыть.

И, последнее, обслуживание банковских карт стоит денег. Если у вас нет постоянного дохода, и деньги вы получаете от случая к случаю, заводить отдельный банковский счет не имеет смысла – никакие привлекательные возможности вроде кэшбэка и партнерских программ не дадут вам средств для совершения покупок, а за использование самой карты и сервисов вроде смс-оповещений придется регулярно платить.

7

Подведение итогов урока. Рефлексия (обсуждение коллективное)

Обсуждение

Вопросы по пройденному материалу. Желающие высказывают свои впечатления от мастер-класса

Что такое банковская карта? Из каких элементов она состоит?

Какие операции можно совершить с помощью банковской карты?

Какие дополнительные возможности есть у владельцев карт и в чем их плюсы и минусы?

Какие сведения о карте ни в коем случае нельзя сообщать посторонним?

Какие правила безопасности должны соблюдаться при совершении покупок через интернет?

В каком возрасте можно завести банковскую карту?

Хотите ли вы завести карту в 14 лет? Зачем?

(После повторения тем, пройденных на мастер-классе, ведущий задает дополнительные вопросы):

Что из того, о чем мы говорили на мастер-классе, оказалось для вас новым?

Что показалось самым интересным и важным?

Как эта информация может вам помочь в обычной жизни?

Остались ли у вас какие-то вопросы?

3







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.